Блог

«Решили сделать cust dev в лучших традициях продуктовых компаний»: ADC Bootcamp

Одинаковый опыт, знания и образ мышления можно встретить разве что у Олдоса Хаксли. Наш бэкграунд — понятие, наверное, столь же уникальное, как и ДНК — формируется всем, с чем мы имеем дело в процессе общения, воспитания, образования и развития. В разработке разница в опыте особенно остро чувствуется на первых этапах — «джуниор» и «джуниор» — это два разных джуниора. В Godel Agile Delivery Division решили смягчить и укрепить становление начинающих координаторов на самостоятельные рельсы через специальную образовательную программу ADC Bootcamp. Об этом мы поговорили с ее основателем Дианой Гришель.

— Что такое ADC Bootcamp? В чем идея?

ADC Bootcamp — это обучающая программа, которая помогает Assistant и Junior ADC подготовиться к реальной жизни и более или менее самостоятельной работе. В Godel на эту роль приходят люди с разным бэкграундом. Есть такой популярный подход «hire for attitude, train for skill» — мы его придерживаемся, берем в команду людей, которые, на наш взгляд, имеют потенциал. Но, понятное дело, у всех в разных местах есть гэпы, поэтому год назад мы поняли и серьезно заговорили с Леной Огневой (Head of Agile Delivery) о том, что пришло время обучать людей именно под нас. Даже при наличии опыта менеджмента проектов в других компаниях не факт, что люди обладают всеми необходимыми навыками и компетенциями, чтобы работать в реалиях Godel. Лена пришла в Education, и мы вместе стали думать о примерных ожиданиях.

— Тяжело было определиться с программой?

В Godel есть опыт создания обучающих программ: Mastery стажировки, Raising Talents в TalentManagement Function, BA Foundations, но все они чуть под другим углом. Сошлись на мнении, что такой формат нам не очень подходит, мы хотим чего-то другого. Чего именно мы хотим — еще предстояло выяснить, и так как мы все здесь за продуктовый подход, решили, что лучше, чем сами люди, никто нам не расскажет. Можно долго выдумывать что-то, но мы сами уже давно не были на месте этих людей и росли по-другому — решили сделать самый настоящий cust dev в лучших традициях продуктовых компаний.

Мы пошли к стейкхолдерам, определив тех из них, которые, по нашему мнению, знают о положении дел лучше остальных. ADC, которые перешли из других дивиженов либо просто начали свой путь в Godel как джуниоры и достигли высот. Главы дивиженов, которые видят ситуацию «кросс»: как ADСкоммуницирует с командой, какие есть потребности у команд, как идет взаимодействие с клиентом. Мы также поговорили со всеми Heads of Functions и Talent Managers в ADC и с сотрудниками офиса в Манчестере — Service Delivery, Sales, Client Service. На стадии исследования активное участие в интервью принимали четыре ADC — Ира Домрачева, Саша Резанович, Костя Гришель и я. Если не ошибаюсь, в общем мы опросили около 25 человек, и у нас получилось 100500 материалов. Начали анализировать: выписывали повторяющиеся концепты, мапили на миро-доске, кластеризовали. Из получившихся результатов мы главами функций ADC и TM-ми голосовали за то, что нам кажется наиболее важным. В итоге выделили 7 направлений и связали их в роудмап — так мы пришли к программе ADC Bootcamp.

— На что идет основной фокус?

В Godel долгое время бытовало мнение, что ADC не обучить, можно только кинуть в практику, и оно пойдет. Я верю, что и софт-скиллам можно научиться. Поэтому у нас есть и относительно хардовая часть, где мы говорим про инструменты и способы, когда A-B-C-D вместе дают тебе результат. Или более метафизичные вещи, например, большой модуль про то, как трекать деливери, какие есть возможности для выставления ожиданий, как показать заказчику прогресс или понять, что уже сделали и что сделаем. А есть модуль по эмоциональной компетентности: откуда берутся эмоции и как с ними работать, мы зачастую боимся эмоций и закрываемся, и это очень, по моему мнению, не помогает, поэтому на эту часть программы тоже большие ставки.

— С какой темы начинают?

Software Development Lifecycle. Когда про это говорят, обычно разучивают, что такое Scrum, что такое Waterfall… Это все, конечно классно, но мы подошли с другой стороны. Многие ADC ассистанты не пробовали себя в другой роли, и им трудно понять, что делает команда. Из-за этого возникает много проблем, которых можно было бы избежать, если бы ты сам прошел через огонь, воду и медные трубы. Как человек, который попробовал себя практически во всех возможных ипостасях — я только DevOps, наверное, не пробовала — я понимаю, насколько это важно и как сильно помогает в работе. Поэтому к модулю цикла разработки мы подошли с точки зрения эмпатии: мы захотели, чтобы люди попробовали себя во всех основных ролях.

Они у нас подевелопили — JS дивижен подготовил абсолютно прекрасную песочницу, где наши ADC-ята смогли попробовать написать стили, классы и понять, какая это боль, когда ты где-то запятую не поставил, и все ломается. Попробовали себя в составлении требований с BA точки зрения. Попробовали писать тест-кейсы, поделать smoke-тесты. Поговорили с DevOps инженером — узнали, что это и как.

Этот модуль был самым сложным в плане координации, мы привлекли около 25 человек для работы над созданием материалов. Помогали в том числе Chloe Barrett (VP Service Delivery) и David Harrison (VP Sales). BA воркшоп делала Настя Бельская. Домашку по QA проверял Виталик Родин. На Q&Асессию мы пригласили девопса Игоря Котова. Были сессии с Леной Полубочко (CTO), Леной Огневой. Мы также привлекли на Q&A сессию Таню Васькович и Макса Касинского (Client Service).

— Обучение в формате «лекция» — «домашка»?

В целом весь процесс завязан на Learning Portal ADC Bootcamp. Сейчас мы не можем делать офлайн занятия, и даже когда коронавирус отступит, все равно не сможем, потому что люди в обучении практически из всех локаций, их не соберешь вместе. И это один из плюсов нынешнего формата, можно охватить больше людей. Просто переложить офлайн тренинги в онлайн — это была бы боль. Ты не можешь 4 часа онлайн быть на тренинге, это трудно. Поэтому мы постарались вынести теорию отдельно, найти ее в каких-то материалах, либо пре-записать, чтобы ребята могли в любой момент посмотреть. Есть интерактивные воркшопы, там небольшой кусок теории и практика. Это в основном час-полтора в неделю. Есть ДЗ на разные вещи.

В первом модуле у нас каждую неделю проходили Q&A сессии. Мы старались через коучинговый подход заставлять ребят думать о том, что они изучили, ведь если просто прослушать — оно так и останется. Шурудили, спрашивали у людей, что они вынесли и хотят попробовать, и потом полчаса на то, чтобы разобрать какой-то кейс из реальной жизни вместе с экспертом. Я за peer-обучение, друг от друга, и под «экспертом» не имею в виду, что придет человек и скажет — «так, вам решать надо так». Это просто человек с большим опытом, которым он может поделиться. Мы использовали learning 3.0 канвас: человек делится проблемой, говорит, к чему хочет прийти, остальные делятся, как решали похожие проблемы у себя.

После окончания первого модуля — а он вышел очень большим и занял месяц — мы сделали перерыв. События в стране сильно повлияли на состояние всех, хочется, чтобы учеба была в помощь, а не мешала справляться с реальностью. Но за это время мы провели ретроспективу, изменили подход и наполнение следующих модулей, чтобы выхлоп был наибольший. Например, на лидерстве, к которому привлекали Катю Вержбалович (Education Manager), было минимум домашки, а на модуле по коммуникации, с которым частично помогала Лена Бухаткина (Head of Language Development), разделили задания и улучшили структуру. Также мы поняли, что Q&A сессии более полезны, когда включены в воркшоп, потому что не получается из головы выбрать проблемы и задать вопросы. Сейчас как раз делаем больше воркшопов — в нынешней ситуации легче принести себя на митинг и там делать активность, чем заставить себя идти в лернинг портал и там делать домашку или смотреть видео.

— Домашку кто проверяет?

Люди, которые готовили этот кусок. Где-то ADC, где-то наши эксперты, часть мы вынесли в тесты — правильно / неправильно. Каждый делает то, что в его силах, и вместе мы делаем что-то классное, что один человек не смог бы сделать.

— А что говорят сами подопечные?

Уже есть фидбэк, и он вдохновляюще положительный. Многие говорят, что первый модуль структурировал некоторую информацию, ребята больше и лучше поняли свою команду и что происходит в компании. Для меня было важно, чтобы они настроили эмпатию к другим людям, могли потом обратиться к руководству за помощью, знали, что с теми же Service Delivery и Client Directorsможно общаться, чтобы у ребят на руках были все ресурсы, которые они смогут использовать. Из собственного опыта — много проблем решаемы, когда ты просто идешь и разговариваешь.

Всего в данный момент обучается 13 человек — ассистанты и джуниоры ADC. У нас даже был конкурс 2 человека на место. Кто-то несколько месяцев работает в компании, кто-то год. И все разные: есть пришедшие из QA, разработчиков, BA, есть люди из абсолютно других сфер, бывшие учителя, например. Опыт разный, но нам важно, чтобы ребята прошли через обучение, и каждый почерпнул себе то, чего им не хватало.

— Планами поделишься?

О планах не боюсь говорить. Если честно, мне до сих пор не верится, что оно срабатывает, и срабатывает так классно. Мы, и я в том числе, ничего подобного раньше не делали. План — дальше вовлекать других экспертов, чтобы у ребят была возможность послушать разные варианты развития событий, как другие люди решают какие-то проблемы, и самим выстроить у себя то, что именно для них будет работать. Если ты приходишь и говоришь «надо делать только так», зачастую такие решения не подходят ни опыту, ни ситуации, и получается фрустрация — вроде как, кто-то умный сказал, что должно работать, а оно не работает. Либо я дурак, либо он. Поэтому мы за максимально разные подходы, чтобы люди сами построили внутри себя те навыки, компетенции и базу знаний, которые они реально смогут использовать, а не просто знать, что скрам — это хорошо.

— Нужен ли Bootcamp в других дивиженах?

Я не буду говорить, нужен или не нужен, чтобы это не выглядело «ADC молодцы, а вот девелоперы не алё». Но при этом я понимаю, что такой подход к обучающим программам, когда мы идем от реальных потребностей через сбор информации, а не пытаемся их себе придумывать, важен, и в других дивиженах в том числе. QA и BA уже просили доступ к нашим материалам, чтобы использовать в своих программах, и я очень ЗА такой обмен. Буду рада, если ребятам что-то будет полезно и поможет. Я думаю, очень важно фильтровать свои додумки от реальности, начиная от того, с какими клиентами мы подписываем сотрудничество, и заканчивая тем, каких людей мы набираем на проект. Я бы сказала, что этот подход работает везде. Я в это верю, поэтому я это делаю.

***

«Интересный курс, чтобы освежить свои знания и узнать что-то новое!»

«Очень крутой буст в плане Agile Delivery. Те темы, которые уже были знакомы, мы просто еще раз повторили и закрепили, раскладывая все „по полочкам“. В плане новых тем, все очень ценно и интересно. Видно, что авторы курса очень постарались построить систему, которая была и полезна и интерактивна.»

«Интересно, познавательно, весело, ощущается поддержка.»

«Впечатления супер. Курс удобно разбит на смысловые блоки, информации не слишком много, не перегружает, подается дробно, понятно и служит хорошей базой для дальнейшего углубленного изучения. Особенно запомнился первый модуль, где можно попробовать себя не только в роли ADC, но и BA, QA и даже Девопса. Огромное спасибо организаторам за познавательные воркшопы, увлекательные игры и душевную атмосферу. Вы такие крутые!»

«Очень крутые воркшопы были по лидерству, конструктивной конфронтации, письмам и коммуникации. Стала задавать правильные вопросы для получения нужных и качественных ответов.»

«Активно применяю полученные знания в теме Лидерства и Коммуникации.»

«Стало понятнее, чем занимается каждый участник команды.»

«Сложно сказать. Кажется, меняется майндсет целиком, и уже по-другому подходишь к своей роли в команде, на проекте и в компании в целом.»

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.