«Обучая других, мы учимся сами»

Оставить комментарий
«Обучая других, мы учимся сами»

Народные мудрости гласят, «век живи — век учись» и «ученье — свет». И если в раннем возрасте мы всячески открещивались от обучения, то сегодня абсолютно очевидно, что развитие и личностный рост стали осознанными необходимостями. И уже каждому понятно, что инвестирование в свое образование — это вложение, которое всегда вернется сторицей. Наши ребята рассказали о том, кого и чему они смогли научить, и зачем им вообще это было нужно.

Александр Баграмян, frontend-developer

«Мои коллеги довольно часто делились впечатлениями и рассказами о своих преподавательских буднях, и у меня постепенно начали закрадываться мысли: «А не попробовать ли мне?» Это виделось довольно интересным профессиональным опытом.

Ну и, как говорится: «Обучая других, мы учимся сами…» Поэтому, когда ко мне в LinkedIn постучалась куратор курсов по фронтенду с предложением о сотрудничестве, я долго не раздумывал)

Группа у меня оказалась максимально разносторонняя, насколько это было возможно. Среди учеников оказались повар, фотограф, бариста, студенты и даже бывший школьный преподаватель математики!)) Они были разные, но одно их объединяло: желание изменить свою жизнь и получить заветную работу в IT. Когда-то я и сам оставлял должность специалиста по взысканиям проблемной задолженности в банке и проходил такой же путь. Поэтому их мотивы были мне понятны. Как и то, что я должен буду им донести и чему буду учить.

Начал с того, что это будет нелегко. Нужно будет проявить усердие, выполнять домашние задания, не бояться задавать вопросы и, конечно же, учиться гуглить)) Плюс, реальность не совсем такая, как ее рисуют в СМИ, или как они себе ее представляют в мечтах. Эта не совсем та история, которыая про попивание смузи под пальмой с ноутом))

Скорее, это будет рутинная работа, сопряжённая со стрессом, выгораниями и постоянным самообразованием на протяжении всей своей карьеры. Важно полюбить это дело. Получать удовольствие от того, что ты делаешь и всегда быть «на драйве». (Это вообще справедливо для любой профессии!) И мы начали!

То, что это будет нелегко для меня, я понял буквально на следующий день после первого занятия. Когда мне на почту полетели домашние задания, которые я должен был проверить и дать обратную связь)))) И, чем дальше мы заходили по программе, тем больше времени у меня это занимало)

И первая моя обратная связь была о том, что им надо начинать с адресов своих е-мейлов. Всё-таки встречают нас по одежке, а потому юзеры alfasamec2000 и sexychiсасильно рискуют не быть воспринятыми всерьез HR и не получить свой заветный оффер. Главное, что я для себя решил изначально, так это не превращать уроки в унылую читку теории. Старался давать задания и информацию, которые максимально приближены к «боевым» задачам.

Делил класс на группы, и потом уже они вместе делали совместные проекты. Кидали друг другу пулл-реквесты (Авт. — отправка запросов на добавление кодов участников в проект). Обсуждали реализацию. Критиковали и хвалили друг друга. Учились работать в команде, слушать и слышать друг друга.

Так прошло четыре месяца. И к финишу пришли не все: из 12 бойцов выдержали только 10. В конце они защищали свои выпускные работы. Многие даже имели некоторое количество работ в портфолио, которое не стыдно показать. Несколько человек устроились на работу буквально через две недели после окончания курсов.

Затем были новогодние праздники, а потом — пандемия. Но, как говорится, это уже совсем другая история))

Мне этот опыт определенно понравился. Особенно радостно видеть результаты, которых нам удалось достичь совместно. Хотел ли бы я это повторить? Скорее нет, чем да. Преподавание занимает очень много времени. И то время, которое у меня сейчас остаётся, я предпочту провести со своей семьёй))

Марк Товкач, frontend-developer

«Привет! Меня зовут Марк. Мне 26 лет, и я frontend-разработчик. Летом 2018 года я на всякий случай пролистал предложения в Linkedin. Глаз зацепился за одно предложение о преподавательской деятельности. Искали преподавателя по Frontend на вечерние курсы в одну не очень популярную, но честную школу. Я согласился, прошел собеседование и приступил.

Мне к тому времени уже хотелось заниматься чем-то социально полезным, но тогда я хорошо умел только неуместно шутить и программировать. Последнее оказалось более востребованным))Преподавание для меня оказалось вызовом. Выдающийся физик Резерфорд говорил: «Если учёный не может объяснить уборщице, которая убирается у него в лаборатории, смысл своей работы, то он сам не понимает, что он делает». Вот и я подумал, что эти «высокие» материи можно систематизировать, интерпретировать популярным языком и попробовать вложить в светлые головы. Интересно было узнать, насколько я понимаю свое ремесло и «создать» хотя б одного разработчика (Спойлер: получилось минимум у четверых).Преподавательский стаж у меня примерно год, но с большими перерывами. Брал целые группы. Каждый курс длился примерно 3,5 месяца. Это 30 трехчасовых занятий дважды в неделю. За это время мы успели сплотиться с ребятами, найти общий язык. Я делал упор на их общение внутри группы, но был доступен для вопросов круглосуточно.Люди приходили без опыта и из очень разных сфер, принимали любых желающих, но давали возможность без проблем «опробовать» курс. Среди них были: логисты, экономисты, студенты гуманитарных специальностей, технари другого профиля, ювелир, создающий обручальные кольца, скромная и талантливая женщина, которая была вдвое старше меня, футбольный фанат и многие другие :)Первые занятия проходят очень скованно. Люди почему-то боятся задавать вопросы, думая, что покажутся глупее других. Это категорически неправильный подход. На своих занятиях я всегда напоминал, что ученики тратят на это свое время, деньги и ментальные ресурсы, поэтому должны максимально эффективно насиловать меня вопросами. Эти самые вопросы иногда ставили в ступор, поэтому, можно сказать, что курсы расширили мое образование в некоторых моментах. Любые теории проверяли вместе, рассуждали открыто почему они работают или нетДалее ребята начали общаться плотнее, готовились к постоянным «летучкам» в начале занятия. Опять же, приходится объяснять, что это нужно только лишь для выявления слабых мест, чтобы их публично еще раз проработать и закрепить, а не для принижения или выставления ненужной оценки (это все эхо школьной системы образования!)

Алина Малахова, PR-менеджер

«Привет 😊 Меня зовут Алина, я — PR-менеджер. Как у человека, чья профессиональная деятельность априори предполагает множество коммуникаций в разных формах, у меня был опыт публичных выступлений и даже преподавательский. Надо сказать, занятное это дело, но сложное и ответственное. У меня было несколько открытых лекций на журфаке БГУ около 2-3 лет назад. Я рассказывала студентам третьего курса об основах интернет-рекламы, способах построения рекламной стратегии в Сети и эффективных инструментах для достижения хороших результатов.

Так случилось, что мой преподаватель с журфака по истории и теории журналистики заинтересовалась моей тогдашней деятельностью, и предложила прийти с презентацией, поделиться опытом. Мне стало интересно, подготовила материалы и пришла. От этого выступления я не ждала ровно никакой выгоды, но мой профит был в том, что я еще раз проговорила вслух тезисы и постулаты из теории (какбэ, и для себя повторила, и студентам рассказала) и рассказала о кейсах, которые уже удалось воплотить.

Самым сложным было завоевать первоначальное внимание аудитории — чтоб слушали не потому, что «препод» прикрикнул))) Здесь, конечно, помогают всякие лайфхаки от титулованных спикеров из разряда, «как не волноваться и говорить так, чтобы тебя не только слушали, но и слышали». Например, брать паузы, не тараторить, говорить в разной тональности и пр. Конечно, надо всегда быть готовым к тому, что часть аудитории может быть настроена не очень лояльно, держаться спокойно, даже хладнокровно — для этого многим понадобятся крепкие нервы. Главное, что уяснила после первого выступления: залог успеха спикера в том, чтобы говорить с аудиторией на одном языке, быть готовым дискутировать, побеждать и проигрывать в спорах, выносить из этого всего уроки и делать работу над ошибками. Со мной вступил в спор один из студентов, но после пары-тройки наводящих и уточняющих вопросов стало ясно, что он просто бунтарь и глубоко не разбирался в вопросе. Так что, и для меня это тоже была своего рода проверка)) В какой-то момент начинаешь понимать, что сам тоже можешь не знать чего-то, а каждый, с кем встречаешься, может чему-то научить. Критику «ты глупец, потому что гладиолус» вообще не воспринимаю, а к конструктивной отношусь с благодарностью.

Преподавание, если это не призвание, не дело жизни, отнимает много времени и сил. Потому такой экспириенс хорош в точечном проявлении. Учить — дело интересное, но и самому надо неустанно развиваться. Недавно получила сертификат по маркетингу. Думаю, чтобы продолжить. Единственная сложность, которая возникает при учебе в сознательном возрасте, это лень. Чем старше становишься, тем больше ленится мозг и шестеренки надо раскручивать чуть дольше)) зато знания усваиваются совсем не так, как в юности. Совсем другой уровень знаний: ты не тупо заучиваешь термины, а запоминаешь, потому что понимаешь то, что учишь. Абсолютно точно могу сказать (лично за себя), что, чем больше учишь, тем меньше знаешь, но новые знания обогащают — это факт!»

Владимир Каменков, frontend-разработчик

«По совету товарища я решил попробовать себя в роли преподавателя. Планы были амбициозны, но по ходу дела стало ясно, что одного выпуска группы будет достаточно))) Вряд ли преподавание на подобных курсах может стать для кого-либо делом жизни. Потому что, если уделять много времени преподаванию (развивать ораторское искусство или подачу материала), то не будет времени развиваться в самой дисциплине, которую преподаешь. Поэтому считаю, что это может служить неплохой хобби-деятельностью для дистилляции всех тех знаний, которые вы приобретаете на работе каждый день. 

Преподавал я на курсе по web-разработке, где изучались основы HTML, CSS, JS. Причин, почему я стал преподаватем, было несколько. Во-первых, это отличная возможность углубленно разобраться в материале. Несмотря на опыт в коммерческой разработке, багаж теории не позволял развернуто рассказать о той или иной теме. Вторая причина может прозвучать достаточно пафосно, но это шанс изменить жизнь ученика в лучшую сторону. В-третьих, прибавка к зп))) В период преподавания я усовершенствовал навыки работы с информацией, а для легкости ее восприятия стал делить большие блоки на составные, простые к пониманию, части.

Могу сказать о самом себе, что стараюсь учиться каждый день, решая повседневные задачи на работе. Пытаюсь освоить полезную информацию вне рабочего времени. Причем, изучать можно не только IT, но и любую другую сферу. Так или иначе, это расширит кругозор.

Критику воспринимаю позитивно, по крайней мере, ту, что постфактум 😁 Если серьезно, то несогласие, непонимание или другой знак протеста со стороны учеников можно понимать, как плохое объяснение материала. Поэтому надо делать соответствующие выводы и исправлять ситуацию на лету.

Кем были мои ученики? Если взять бэкграунд учеников, то это очень разные люди: начиная от бухгалтеров, заканчивая слесарями на заводе, а их возраст от 16 до 65 лет. И нужно учитывать, что все эти люди находятся в одной группе, и подход к каждому нужен индивидуальный.

Точно можно сказать, что это была интересная затея, повторять которую особого желания нет🙃 Ясно, что на подготовку материала необходимо тратить очень много времени. На первых порах приходилось «глушить» внутреннего интроверта и не отставать от трендов. Думаю, что через лет 20 было бы интересно повторить этот опыт для души. Возможно, тогда откроются новые грани профессии».

Иван Зарецкий, Project Manager

«Привет! Меня зовут Иван, я работаю на позиции PM в ID Finance. Около года назад ко мне в LinkedInпостучалась hr IT-Academy и предложила попробовать себя в роли тренера курса по бизнес-анализу. В тот момент была сдача очередного этапа проекта, я был очень занят. По этой причине старт преподавательской карьеры пришлось немного сдвинуть.

Затем я все-таки списался с hr-специалистом, мы договорились о тестовом занятии, и понеслось)) Мне предложили начать работу, как только сформируется группа.

Первая встреча с учениками прошла в очном формате. Первый визуальный контакт, мое интро и вопросы от ребят — все было волнительным и интересным. Впоследствии эпидемия COVID-19 внесла свои коррективы, и всем пришлось уйти на «дистанционку». Но, к счастью, это не повлияло на качество обучения и уровень подготовки студентов.

Ответить на вопрос, зачем мне это нужно было, довольно сложно)) Хотя ответ, в принципе, на поверхности: захотелось поделиться накопленными за многие годы знаниями и опытом с теми, кто хочет войти в IT. Курс бизнес-анализа рассчитан на 4 месяца, он охватывает практически все методики и техники, которыми должен владеть и уметь пользоваться бизнес-аналитик.

В результате ребята должны были подготовить, презентовать и защитить свой проект перед приглашенными гостями (экспертами в бизнес-анализе). По итогам работы на протяжении всего курса (здесь учитываются выполненные домзадания, тест, контрольная, защита проекта) лучшим студентам выдается сертификат Академии, который становится их путевкой в мир IT. Тем, кто набрал меньше определенного среднего балла, выдается справка об окончании.

В деятельности преподавателя есть как преимущества, так и недостатки. Плюсом и вдохновением для меня стали слова благодарности ребят и их отзывы о том, что курс был отлично выстроен, дал систематизированнные знания и навыки, которые им обязательно пригодятся в дальнейшем. С гордостью могу сказать, что буквально после окончания курсов двое моих выпускников успешно устроились в свои первые IT--компании. Конечно, достойная оплата моего времени, как профессионала в своем деле, является неплохой оценкой работы.

О минусах. Для меня ими были домашние задания ребят, на проверку которых поначалу уходило много времени. Также недостатком могу назвать то, что в группу иногда попадают люди, которые абсолютно не настроены на старательное обучение, с такими достаточно тяжело общаться. Благо, в моей группе был один такой человек, который спустя месяц после начала курса, все же покинул группу. Также хочу отметить «разношерстность» студентов, хотя большинство участников из экономической сферы (банки, страховые компании и тд), но были бизнесмены, нынешние студенты ВУЗов, маркетологи. Мне нравится, когда слушатели задают вопросы, высказывают свое мнение и иногда в чем-то не соглашаются со мной. Это показывает, что они пришли на занятие не просто посидеть, а чему-то научиться.

Может ли это стать делом моей жизни, планирую ли я полностью уйти в преподавание? Думаю, нет, так как мне нравится моя работа, проекты, которыми я не так давно начал управлять, придя после позиции бизнес-аналитика/продакт-оунера в проджект-менеджеры. Мне нравится постоянно учиться, овладевать новыми знаниями и навыками и оттачивать их до совершенства. Бизнес-анализ — это сфера, где нет регламентов и шаблонов, каждый день приходится креативить и придумывать что-то, что удовлетворит заказчика и принесет ему определенную выгоду. И самое главное, то чувство удовлетворения, когда ты можешь увидеть результат своей работы, продукт, который работает, зарабатывает и продолжает развиваться. Не исключаю тот факт, что вскоре смогу преподавать на курсах не только по бизнес-анализу, но и искусству управления проектами. Не так давно (после небольшого перерыва) я взял новую группу из 10 человек, которых также планирую сделать классными аналитиками.

Чем отличается работа ментора от преподавателя? Я попробовал себя и в той, и другой роли. Признаюсь, быть ментором проще. К тебе приходит человек с четкой задачей: он хочет, имея накопленные знания, задавая правильные вопросы и получая практические задания, закрепиться и постепенно втянуться в процессы компании. Наблюдение, адекватное восприятие критики, старание и желание развиваться — вот залог успеха для менти (ученика). В рамках курса, получая все же больше теоретические знания, чем практику, талант преподавателя состоит в том, чтобы дать ценные советы студентам: научить, как проходить собеседования, рассказать, что будут от них хотеть на этих интервью и в дальнейшей работе. Чтобы они были готовы работать, используя различные методологии и не пугались ничему, придя на своё первое рабочее место в ИТ-компании».

Редакция не несет ответственности за содержание материалов в корпоративных блогах.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже