Проверено на деле: как не набить шишек, управляя молодой ИТ-компанией

Минская компания datarockets, разрабатывающая CRM и ERP-системы, мобильные приложения, запускающая стартапы и поддерживающая проекты, делится опытом построения команды и ведения бизнеса.  

За два года работы «в свободном плавании» мы набили много шишек, но и научились очень многому. В самом начале казалось, что на построение компании с сотрудниками, частично работающими удалённо, стабильными процессами и выверенной культурой, потребуется месяц — ну, максимум, год. Это было самой большой ошибкой. Самоуверенность улетучивалась с каждым шагом на пути к этой цели, и на смену ей приходил здоровый скептицизм относительно всего вообще.

На всё нужно время — особенно на постепенную отладку рабочего процесса в амбициозной команде разработчиков. Временами это может вгонять в депрессию, но в конечном счёте ситуация развивается так, как должна — при условии, что предпринимаемые шаги адекватны и осмысленны.

Сегодня наш стек технологий включает Ruby on Rails, Node.js, Meteor.js, Java, Salesforce и, кажется, мы наработали уже достаточный опыт для того, чтобы поделиться первыми выводами.

Автоматизировать нужно всё. Вообще всё

Каждая задача отнимает время и энергию, поэтому нужно освободить как можно больше ресурсов для решения действительно важных «тасков». Поэтому всё, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано при первой возможности. Если у вас не отлажен процесс для заказа кофе, молока или печенек в офис — даже эта простая задача может занять целую неделю.

Финансы

Вы можете выполнить задачу в полном объёме и сдать её в срок, но это ещё ничего не значит. Клиент может просто не заплатить. Чёткие, выверенные договоры и предоплата — неплохой способ минимизации такого рода рисков.

Напоминайте про оплату

Если вы будете молча ждать оплаты от своих клиентов, они могут решить, что вам не нужны деньги, и будут задерживать платёж. Впрочем, не только «могут» — они обязательно так поступят. Выставляя счёт, уточняйте о сроках оплаты и обязательно напоминайте о необходимости сделать платёж за день до названной даты. Разработайте порядок действий по работе с должниками, и ни в коем случае не бойтесь напоминать им о проблеме. Как минимум ежедневно.

Не работайте бесплатно

Вы никому не помогаете, работая бесплатно. Качество выполнения задач падает, потому что «это не имеет значения, клиент всё равно не будет платить». Если клиент продолжает аккумулировать долг, не продолжайте работу в надежде на оплату в будущем — это точно не поможет должнику выполнить обязательства. Если у вас есть свободное время, лучше потратить его на развитие компании.

Не делайте скидок

Ваши рейты должны быть обоснованы, и только работая по ним, у вас есть возможность платить налоги, зарплаты и развивать бизнес. Злоупотребление скидками в конечном счёте приведёт к потере удовлетворения от работы, что повлечёт за собой упомянутое выше снижение качества.

Продажи

Продавайте постоянно

Легко забыть о продажах, когда у вас достаточно проектов. Но после внезапного завершения очередного из них вы обнаружите себя на распутье.

Выделите человека или команду, которые постоянно будут работать над продажами. Формализуйте этот процесс.

Оставайтесь на связи со старыми клиентами

Возвращащющиеся клиенты и рекомендации — возможно, самый эффективный источник заказов.

Люди

Прогресс должен быть видимым

Мы верим в удалённую и асинхронную работу. Мы говорили «Эй, мы даём возможность работать удалённо и по удобному графику», но провалились. Формализовать процесс нужно обязательно: как минимум, переместите коммуникации в публичные чаты. Это будет напоминать всем об изменениях в статусе задач и общем прогрессе. Важно сделать так, чтобы прогресс был понятен и виден каждому сотруднику, побуждая каждого вносить своё вклад в работу.

Описывайте, что вы сделали, что планируете сделать и какие трудности могут вам встретиться. Настройте отправку нотификаций из трекера задач в общий чат.

Каждый хочет зарабатывать больше

С каждым сотрудником стоит проработать план его развития и ключевые сферы ответвтенности. Положительные результаты работы должны вести к повышению зарплаты. Платите за работу, которую сотрудник выполняет и за ответственность, которую он или она берёт на себя.

Не стесняйтесь увольнять людей

Если вам не нравится, как кто-то работает, не стоит выписывать им сотое китайское предупреждение. Чтобы сделать увольнение более удобным, формализуйте этот процесс (да, снова):

  1. Давайте обратную связь и обозначайте ключевые контрольные точки.
  2. Предупреждайте работников, что в случае недостижения целей он или она будут уволены.
  3. Приходите к обоюдному решению по поводу итогов работы.

Не нанимайте друзей

Приятно работать с друзьями, когда вы коллеги. Намного сложнее — когда отношения переносятся в плоскость сотрудника и нанимателя.

Будьте на связи с работниками

Почаще давайте фидбэк и просите сотрудников о том же. Обсуждайте ошибки и планы по обучению. И да, формализуйте это.

Систематизируйте ценности компании

Опишите ценности компании в одном документе. Опишите качества, которые вы ожидаете видеть в сотрудниках. Не нанимайте людей, которые не верят в ваши ценности.

Проекты

Вы не можете контролировать продукт, если работаете как выделенная команда

У вас нет влияния на развитие проекта, если вы не управляете им. Иногда мы видим хорошие продукты с отличной бизнес-идеей, но они проваливаются из-за неправильных решений, при принятии которых у вас нет права голоса.

Отдавайте приоритет проектам, которыми вы можете управлять.

Привлечённым менеджерам наплевать

Менеджеры «со стороны» не утруждают себя мыслями о проекте и, как правило, работают, основываясь на принципе ПСЗ (Прикрой Свой Зад).

Менеджмент важен

Менеджмент не всегда напрямую связан со специально назначенным менеджером. Но кто-то должен курировать выполнение задач, риски развития и отчётность, как внутреннюю, так и внешнюю.

Не обещайте слишком многого

Никому не нравится, когда их ожидания разбиваются о суровую реальность. Будьте осторожны в оценках стоимости и сроках выполнения проекта. Очень осторожны.

Небольшие правки стоят дорого

Даже небольшое изменение или правка зачастую отбирает много времени и сил. Как правило, вы решите делать их параллельно с основным проектом и, как правило, потратите кучу времени на переключение между задачами и коммуникацию.

Знакомо? Не повторяйте эту ошибку.

Показывайте прогресс клиенту

Опишите задание словами, которые понятны клиенту. Представляйте новые фичи лично, отвечайте на вопросы и просите об обратной связи. Не стоит высылать логи в ответ на вопрос о статусе задачи.

*Редакция dev.by не несёт ответственности за содержание корпоративных блогов
Источник: dev.by
Нашли в тексте ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Обсуждение

Missing

Не очень приятно читать статью, где большое количество опечаток. 2 - это уже много.

Missing-male
+4

>> Поэтому всё, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано при первой возможности. Если у вас не отлажен процесс для заказа кофе, молока или печенек в офис — даже эта простая задача может занять целую неделю.

заказ кофе занимает целую неделю? Что за кофе вы заказываете?!?!? Да за неделю можно лично слетать в Индию, покормить мусанга и получить, как говориться, чуть ли не прямо "на руки" порцию свежайших "кофейных какашулей", самых дорогих и ценных. Что вы ещё более экзотическое можете там придумать, что б заказывать целую неделю?

701ccbac6a142099216f87d5780dd31a?1401052484
y.paulavets
– Project and engineering manager в ITS Partner

+1

А у нас в офисе в момент переезда случился такой казус с кофе почти на неделю - кофе машины, как оказалось, арендные от той компании, в которой покупаешь кофе, в кофемашине выставляется счетчик, на количество порций тем парнем, который доставляет кофе, когда счетчик доситгает 0 - машина перестает делать кофе и нужно вызвать человека их компании, чтобы он выставил новое количество порций относительно того, сколько у нас осталось их кофе. Все это стало понятно за 2 дня препарирования кофемашины, когда кто-то наконец-то решил позвонить по телефону, зачем-то написанному на ней :)

Missing-male

>> это стало понятно за 2 дня препарирования кофемашины

эту страну не победить

701ccbac6a142099216f87d5780dd31a?1401052484
y.paulavets
– Project and engineering manager в ITS Partner

+2

Ну у нас же есть отдел Embedded хардварщиков :) Если бы не вовремя подоспевшая офис-менеджер, думаю они бы победили кофе машину :)

Missing-male

:). Я рад, что вы спросили. Пример не поместился в статью и пришлось его вырезать.

Конечно, мы не буквально тратили целую неделю на оформление заказа. Просто начинали заказ в понедельник, а получить заказанное могли только в следующий понедельник.

Понедельник. Просим всех написать, кому что нужно из офисных принадлежностей.

Вторник. Не все ответили, напоминаем, собираем инфу и создаем заказ.

Среда. Менеджер компании по доставке офисных принадлежностей присылает счет директору.

Четверг. Директор пересылает счет бухгалтеру. Бухгалтер создает платежное поручение на утро пятницы.

Пятница. Деньги приходят продавцу офисных принадлежностей. Доставка планируется на следующий рабочий день.

Теперь все записывают нужные штуки асинхронно в течении месяца, за заказ ответственен один человек, прямая связь с бухгалтером, без директора.

Воду мы заказывали отдельно и была похожая ситуация. Сейчас мы заказываем воду так: https://img42.com/cWJmT. Бот отправляет нужные письма и вода приезжает на следующий день. А так как у нас 3 бутыли и мы заказываем, когда ставим последнюю — вода в офисе есть всегда практически автоматически.

Missing
+1

>Понедельник. Просим всех написать, кому что нужно из офисных принадлежностей.

>Вторник. Не все ответили, напоминаем, собираем инфу и создаем заказ.

Во-от. Важный момент по работе с людьми: "не все ответили".

Missing-male
+1

>> Вторник. Не все ответили, напоминаем...

да легко!

"неответившие" месяц сидят без воды/кофе/офисных принадлежностей, с завистью смотря и прося у обеспеченых всем этим соседей, и о чудо, в следующий "заказной" понедельник - они первые в очереди на заказ...

>> прямая связь с бухгалтером, без директора

все сидят с кофе/печеньками/водой/ручками паркер/креслами за 20 млн., директор ломает голову, где найти деньги на оплату офиса и коммуналки...

Picture_432?1356409809
+2

>Автоматизировать нужно всё. Вообще всё

Автоматизируйте пожалуйста прием на работу новых людей. Я очень хочу на это посмотреть.

Трекинг производительности и увольнения сотрудников тоже неплохо бы автоматизировать.

Еще жду очень автоматической сортировки фич в бэклоге по важности и автоматического написания кода.

Missing-male

Михаил, спасибо за критику.

1. Поиск людей и собеседования нельзя автоматизировать, правильно? Но прием на работу можно: https://img42.com/jcqfF.

2. А хорошо бы! Что вы думаете по этому поводу? Раз вы об этом спрашиваете, наверняка, вы размышляли об этом. Можно автоматизивать ежемесячные встречи 1 на 1, например. Уже не нужно будет за этим следить и назначать встречи вручную.

Буду рад обсудить это и другие темы когда-нибудь, при встрече лично ;).

Missing-male
+1

одна очень уважаемая компания как то недавно рекламировала свой подход к управлению hr, вплоть до какого то там инфокиоска для своих сотрудников, где каждый может посмотреть свой, как вы выразились "трекинг производительности" и, я так понимаю, причитающиеся за этот уровень бонусы-плюшки. Но я точно темы и нюансов там всех не знаю, так краем уха слышал...

Но как по мне, руководство пусть балуется, чем хочет, любыми системами: чем бы дитя не тешилось, лишь бы зарплату платило...

А мне, как работнику, это нафиг надо, трекинг какой то, инфокиоски... зачем мне инфокиоски - свой "трекинг" я вижу в банкомате: карточку вставил - нормально денег вылезло, о, значит всё в порядке, моя производительность работодателя устраивает... мало денег - о, "трекинг" сигнализирует, что что то не то, надо идти с руководством общаться и решать в чём там дело, в моей производительности или чём то там ещё...

701ccbac6a142099216f87d5780dd31a?1401052484
y.paulavets
– Project and engineering manager в ITS Partner

+2

Спасибо за статью, зашла просто отлично, пишите еще! :) Сразу видно, что выборка из наболевших шишек, кратко, умно и по делу.

Missing-male
-1

Спасибо за отзыв!

Picture_432?1356409809
+4

А в целом хорошая статья. Мне не понравилась.

Missing

> Минская компания datarockets, разрабатывающая CRM и ERP-системы, мобильные приложения, запускающая стартапы и поддерживающая проекты, делится опытом построения команды и ведения бизнеса.

Прочитав этот текст, полез смотреть на девбае, а сколько ж вас там. 11 человек - ответил мне девбай.

Видимо, в момент написания текста у автора крутилось в голове "Продавайте постоянно" :)

> https://datarockets.com/about

> supported and developed dev.by

Опачки. Значит ли это, что когда в следующий раз будут ругать dev.by за интерфейс, надо упоминать и вашу компанию? :)

Статья - норм. :)

Missing-male

> Видимо, в момент написания текста у автора крутилось в голове "Продавайте постоянно" :)

Луч добра :).

А вообще, подводили итоги за год, подвели за все время работы и написали правду, то, с чем столкнулись. Старались писать так, чтобы это было полезно другим.

Спасибо за комментарий!

Missing
+1

https://datarockets.com/about -> жмём ru -> грузится корневая страница на английском

фу-фу-фу

ребята, ну не лажайте так, не солидно

Missing
+1

"We will make project estimation in one day and for free. Contact us." и назидательная статья по менеджменту как-то не монтируются. Рановато.

А первой шишкой я бы, пожалуй, обозначил презентабельность корпоративного сайта. Тут, увы, полный провал.

Начиная с контента и заканчивая русским языком, переведенным на английский - очень режет глаз.

Missing-male

Ну, она по крайней мере является назиданием прошлых нас теперешним нам.

Спасибо большое за отзыв. Мы знаем про проблемы с английским и с сайтом и работаем над ними.

Missing-male

Исправили. Вот ждали, пока припрет: https://img42.com/S052h!

Почитайте, кстати, русский текст. Мне он очень нравится: https://datarockets.com/ru/about. Мы за него порядочно повоевали с моим партнером :).

Missing
+2

"Будем полезны, когда нужно сделать" - двоеточие забыли в конце

"заботимся о запущенных проектах" - очень двояко звучит :)

"Дима и Паша, проработав в разработке" - в разработке чего?

"За последний год" - последний = ваша компания доживает последний год? Понимаю, что вы не это имели в виду, но лучше бы вы избегали двусмысленностей. "Всего за год мы успели" было бы красивее и оптимистичнее.

> Перед началом работы над проектом, спрашиваем у клиента, как он рассчитывает вернуть инвестиции в проект. Предлагаем делать сначала главное и часто убеждаем запустить приложение без части функционала, но как можно раньше.

Т.е. я пойду к парням, которые меня сразу будут убеждать делать не то, что я хочу? Вы серьёзно? Это всё красиво называется словами "консультируем", "вникаем в ваши потребности", "делимся опытом" и всякими такими остальными.

И запятая лишняя перед "спрашиваем у клиента".

Я вот, допустим, не знаю, что такое dev.by и остальные. Может это одностраничные или давно умершие сайты? Надо как-то получше описать то, что вы сделали. Чтоб масштаб чувствовался. А не сухие ссылки.

Допиливайте текст :)

Почему About us у вас в английской версии красненькое и без подчёркивания, а в русской версии - чёрное, с подчёркиванием и на английском? Парни, не торопитесь. Чуть чуть больше внимательности.

Missing-male

Вау, спасибо за подробный разбор!

> "Будем полезны, когда нужно сделать" - двоеточие забыли в конце

Хм, это можно читать как одно предложение с перечислением. Точно нужна?

> Т.е. я пойду к парням, которые меня сразу будут убеждать делать не то, что я хочу?

Это хорошая тема для обсуждения. Не соглашаться же молча на проект, в который ты не веришь? Ведь деньги потратим, а пользу не принесем. Все останутся недовольны. Как понять, что человеку нужно? Иногда люди приходят с описанием одной идеи, а ему нужно совершенно другое. Стараемся первый пробный проект сделать как можно меньше — попробовать поработать вместе, вдруг что-то пойдет не так.

Спасибо за альтернативные варианты! Мы планируем рассказать про каждый проект на отдельной странице подробно, с технологиями и интересными ситуациями.

> Почему About us у вас в английской версии красненькое и без подчёркивания, а в русской версии - чёрное, с подчёркиванием и на английском?

Недоработка.

Missing
+2

Слово "перечисление" вы знаете. Дело за малым - погуглить правила насчёт их оформления ;)

А вы нигде и не говорите, что будете соглашаться. Если у вас есть опыт и вы готовы им поделиться, то в таком ключе я бы и стал писать в рекламе. Ключевое слово тут - опыт. А "запуститься с меньшим количеством фич, если это имеет смысл" - это ведь только один из вариантов, который вам может подсказать ваш опыт, не так ли? Зачем акцентировать именно на этом варианте внимание?

Вот посмотрите, что ЕПАМ старается сейчас говорить: у нас есть опыт, идите к нам, мы знаем, что вам надо. Вы, кстати, вообще смотрели, о чём говорят крупные компании?

Я не настаиваю ни на чём. Меня необязательно слушать (понимаю, что в это трудно поверить, но это так :)))) Просто высказываю своё мнение. Что надо внимательнее относиться к текстам. А вообще, вам было бы неплохо показать финальную версию ваших текстов парочке хороших знакомых филологов / журналистов / маркетологов. И желательно опытных.

Missing-male
+1

Не перед каждым перечислением нужно ставить двоеточие:

http://therules.ru/colon/#159

http://therules.ru/colon/#160

159.2 может быть нашим случаем, но в филологии не все однозначно. "Если необходимо предупредить". Кто решает или как решить, необходимо или нет? :).

Если написать, что у нас "есть опыт и мы поможем", есть вероятность, что никто не поверит. Может получиться слишком абстрактно. Вот, что пишет Максим Ильяхов, редактор, про тексты о компании, про абстрактность и привязку к реальности:

http://maximilyahov.ru/blog/all/be-real/

http://maximilyahov.ru/blog/all/trust-persuade/

> Просто высказываю своё мнение.

Спасибо вам за это! На 100% согласен, что нужно внимательно относиться к любым мелочам.

Вот бы был сервис для линча сразу дизайнерами, маркетологами и редакторами. Но есть одна вещь, о которой я переживаю. Я боюсь, что маркетолог может мне посоветовать то, что мне не нравится. Например, добавить какую-нибудь фразу. Фраза, скажем, принесет мне клиента, но будет меня жутко бесить. В таком случае, я бы стоял на своем и не добавлять эту фразу. В конце концов, мне должно нравится то, какая именно моя компания.

Missing

> Я боюсь, что маркетолог может мне посоветовать то, что мне не нравится

Пока не попробуете - не узнаете. ;)

> В конце концов, мне должно нравится то, какая именно моя компания.

+1

> Вот бы был сервис для линча сразу дизайнерами, маркетологами и редакторами.

В идеале линч можно было бы получить прямо в комментариях на страницах девбая. Но к сожалению, в комментариях обычно имеем то, что имеем - филиал тутбая и онлайнера.

Missing

"CRM– или ERP–систему с уникальным способом обработки заказов"

ERP с обработкой заказов — звучит как-то странно...

Missing-male
+2

то есть то, что команда из 10 человек пилит ERP-систему (параллельно ещё успевая делать какую то CRM, мобильные приложения, сайты, запускать стартапы и поддерживать ранее реализованные проекты) - это вас не особо смущает?

Missing

Да я не манагерок. :) В организации работы не сильно разбираюсь. А ERP, судя по всему, у нас все что угодно называют.

Missing-male
-3

девбаюшка, нафига ты сюда выкладываешь выдержки из попсовых книженций?

Missing-male
+1

Не твоя статья, вот ты и бесишься.

:)

37640c51785789e27788caddebdb511b?1365496968
alex.poklonsky
– Solution Architect в EPAM

+1

норм статья.

но пару мыслей есть.

утопию про автоматизацию уже комментаторы сверху простебали.

про сторонних менеджеров написано однобоко. очевидно, что если менеджер заинтересован чтобы клиент пришел еще раз с другим проектом (а какой вменяемый менеджер в этом не заинтересован?) то он будет руководствоваться главным образом не ПСЗ. ну а остальные - не вменяемые, всё просто :)

Missing-male

Согласен про менеджеров. Спасибо за дополнение.

B684c9a91d4daf9f5e8c2ff1e622b33c?1522773201

>Не нанимайте друзей

Из личного опыта: сложно работать, но возможно. Решение: на старте обозначать границы сотрудник/работодатель, мол дружеские отношения отдельно, бизнес отдельно.

Из наболевшего:

> Не делайте скидок

> Продавайте постоянно

> Не стесняйтесь увольнять людей

На мой взгляд все остальные вопросы тривиальные, главное грамотно менеджить внутри и снаружи.

P.S. А с buh/legal частью у вас проблем не было? Все сразу завертелось?)

Missing-male
+1

А что делать, если решаешь уволить друга? Будут ли отношения прежними? По моему опыту еще сложно было обсуждать косяки и рост. Но все мы разные люди ;).

Грамотно управлять тоже нужно научиться.

Про бухгалтерию и законы много читали и изучали сами. Ассистент.бай помогал нам открыть ООО и работал с нашей бухгалтерией на первом этапе. Потом мы заключили договор с бухгалтером-юристом и сейчас очень им довольны. https://img42.com/SeuQS

Была одна штука. ООО обязано иметь настоящий юр. адрес, по которому ты вместе с документами будешь всегда находиться. Сложно было арендовать место в коворкинге для этого. Пришлось снять офис.

B684c9a91d4daf9f5e8c2ff1e622b33c?1522773201

> А что делать, если решаешь уволить друга? Будут ли отношения прежними?

Никто никаких гарантий дать не может) Просто дружба отдельно, бизнес отдельно. А там как получится. Вопрос филосовский.

>Грамотно управлять тоже нужно научиться.

+

По бухгалтерии подход понятен, тоже на аутсорс отдаем.

Missing
+1

>> Никто никаких гарантий дать не может) Просто дружба отдельно, бизнес отдельно. А там как получится. Вопрос филосовский.

Чушь. Типа "дорогая, с тобой у нас любовь, а с той малышкой просто интим...для здоровья".

В любом случае возникнет вопрос - или дружба, или фантики. Вопрос времени.

Missing-male

https://datarockets.com/ru/about

>> двоеточие в перечислении? "разработке"? "За последний год"?

LuchDobra, вы действительно считаете, что эти вещи требуют замечаний?

как по мне, это всё вполне нормально, и даже не стоит уделенного вами внимания...

Еще к "мы сделали kyky.org" или "развиваем dev.by" у меня вопросы по двусмысленности бы были. Ибо по логике сделали куку и развивают дев.бай соответственно команды куку и команды дев.бая.

Построение вот этой фразы несколько смущает:

"Выкладываем видео выступлений на ютуб, фотографии в фейсбук, а краткие заметки — в твиттер."

Что то в духе юных пионеров: "моем руки мылом, зубы чистим зубным порошком, любим Ленина и маму".

Как и любая нелогичная фраза (а она нелогична потому что, зачем мне знать технологию, мне надо знать результат - адрес) она сразу тянет за собой целый ряд вопросов: "А для аудиозаписей какой сервис используете? А для длинных статей? А в магазин куда ходите?"

Почему бы просто и логично не написать: "Нас можно посмотреть на ютуб, увидеть наши фотографии в фейсбуке, почитать в твиттере."

---

А воообще, если по делу, я до конца не понимаю логику и предназначение этого текста. Для потенциальных клиентов этот текст несколько сложен и избыточен ("Роботы проверяют сложность и читаемость кода" - хочется увидеть на этом моменте лицо среднестатистического заказчика). А вот в качестве пиара, мол посмотрите какие мы сладкие - вроде ничего, неплохой такой текст, вполне сойдет.

Missing

> LuchDobra, вы действительно считаете, что эти вещи требуют замечаний?

> как по мне, это всё вполне нормально, и даже не стоит уделенного вами внимания...

ну мне же не сложно за 30 секунд коммент набросать, так что не такое уж и внимание :)

Вообще, у меня нет ответа, стоит это внимания или не стоит.

Какие-то тексты продают, какие-то не продают, а какие-то продают, но небольшое допиливание позволило бы продавать больше.

Я понятия не имею, с какими клиентами эта компания хочет и может работать. У них полно заказов или заказов мало и будут хвататься за что угодно. Например, клиент-зануда, которого коробит ошибка в пунктуации, им нужен или не нужен?

Missing

судя по фиксации на договорах, скидках, напоминаниях о оплате и том, что клиент не заплатит, если не напомнить - работают они по низким рейтам(~$20/час) и зачастую с русскими или местными.

из моего опыта самые удобные и предсказуемые клиенты - американцы. и австралийцы. бриты как-то более скользкие попадались, но маловато для статистики. обычно даже напоминать о платеже не надо - у них финиш четко ассоциируется с окончательной оплатой.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси