Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Вместо шрифта Брайля — программы для компьютера и смартфона. Как незрячий математик преподаёт в университете

Оставить комментарий
Вместо шрифта Брайля — программы для компьютера и смартфона. Как незрячий математик преподаёт в университете

Александр Атвиновский преподаёт на факультете математики и технологий программирования Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. Его повседневную жизнь и работу во многом облегчают компьютер, смартфон и трость для незрячих. Уже больше семи лет Александр не видит. Полностью зрение он потерял за десять дней до того, как надо было приступать к работе. Но своим примером подтверждает, что с этим можно жить, растить вместе с женой маленького сына и работать. Два с половиной года назад Александр защитил диссертацию и получил степень кандидата физико-математических наук. Ему тогда было всего 29 лет.

Читать далее...

Dev.by встретился с молодым учёным, чтобы узнать, как он ведёт лекции и практические занятия, принимает лабораторные и экзамены, какие программы ему помогают, пытаются ли его обмануть студенты или, например, продавцы в магазинах.

Проблемы со зрением у Александра начались ещё в раннем детстве. Он ходил в начальную школу для детей со сниженным зрением. А в пятый класс пошёл в обычную школу и в итоге оказался в Гомельском городском лицее с физико-математическим профилем. Туда он поступал за компанию с другом. Но друг не прошёл, а Александр сдал вступительные экзамены и стал лицеистом. Родители опасались, что ему будет сложно учиться, однако математика парню всегда давалась легко.

Вот только читать с каждым годом становилось всё сложнее. В одиннадцатом классе зрение стало резко снижаться, и Александр попал в больницу.

— Там я познакомился с преподавателем из технического университета, у которого тоже были проблемы с глазами. Он был очень расстроен, мне как-то удалось его морально поддержать и объяснить, что не всё так страшно. А он пригласил меня к себе на подготовительные курсы по математике в университет. Во многом благодаря ему я и определился со своей будущей специальностью, решив поступать на математический факультет, правда в другой вуз — Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. Сдал тесты и стал студентом.

Весь первый курс я читал сам, а на втором приходилось брать конспекты у одногруппников и просить маму или сестру читать вслух. Я включал диктофон, записывал всё, что они мне начитывали, а потом прослушивал несколько раз. Экзамены мне разрешили сдавать устно, причём с другой группой, потому что там учился парень, с которым мы очень подружились и с третьего курса вплоть до поступления в аспирантуру фактически учились вместе. Он был самым сильным на потоке и помогал мне во всём разбираться. Мы после пар дискутировали, решали вместе задачи.

Сначала коллеги не понимали, как Александр будет справляться с нагрузками и вести занятия — но выяснилось, что всё получается. Как верно заметил заведующий кафедрой математического анализа, доктор физико-математических наук, профессор Адольф Рувимович Миротин, в 19 веке такое было бы невозможно, а с современными программами реально.

— Александр ведёт занятия по таким сложным дисциплинам, как математический анализ, функциональный анализ. Ему успешно удаётся читать лекции благодаря передовым техническим средствам. Ещё когда мы начали работать над диссертацией, я понял в чём основная трудность — программы, которые использует Александр для озвучивания текста, не читают математические формулы, а только слова. Тогда я порекомендовал ему использовать редактор TEX, которым сам давно пользовался. Это лучший в мире текстовый редактор для набора формул. Его разработал выдающийся американский программист и математик Дональд Кнут.  

Особенность этого редактора в том, что сначала формулы набираются с помощью словесных команд, только потом они преобразуются в привычный всем вид. Для зрячих это может показаться недостатком, потому что появляется дополнительное действие. Для незрячих же — огромный плюс, ведь в исходном файле TEX фигурируют операторы, их проговаривает программа, и человек может с ней комфортно работать. К тому же этот редактор обеспечивает очень высокое качество текста и формул. Ни в одной типографии так не умели.

К каждой лекции Александр готовит презентации в TEX, которые конвертируются в pdf. Если надо что-то писать на доске, выходит один из студентов и под диктовку пишет.

— Все слайды я комментирую и отвечаю на возникающие вопросы, презентации помню наизусть, а задачи решаю в уме. Проблем с занятиями нет, нужный материал у меня есть: то, что когда-то читали мама и сестра, позже — жена. Постоянно стараюсь обновлять знания и ищу новую литературу. Найти электронную версию книги — не проблема, но мне нужен корневой файл, набранный именно в TEX. Несколько раз я уже обращался к учёным, объяснял свою ситуацию и просил исходник. Мне не отказал даже академик из России.

Экзамены у студентов я принимаю устно. Подсмотреть они, конечно, могут, но я ведь хаотично задаю вопросы, спрашиваю с середины решения, например, чтобы уловить логику. Очень просто понять, студент решал сам или нет, разбирается ли он в материале, поэтому обмануть практически невозможно.

К концу семестра всех студентов я узнаю по голосу. Не может такого быть, что один студент придёт сдавать вместо другого. А если кто-то не ходил семестр и впервые появился только на экзамене, и я слышу незнакомый голос, интересуюсь у коллег, посещал ли он другие дисциплины, спрашиваю, всё время работаю с информацией.

Конечно, готовиться приходится дольше: дома я работаю столько же, сколько и в аудитории, но я очень рад, что у меня есть возможность преподавать, всегда хотел остаться в науке и шёл к своей цели. А благодаря помощи родных, друзей, научного руководителя, руководства факультета и университета это стало возможным.

Знаете, я встречал многих, кто хотел покончить жизнь самоубийством, когда терял зрение. Но мне было всего 22 года, когда я окончательно перестал видеть. Вся жизнь впереди — пришлось приспособиться.

Топ программ-помощников

1. «Говорилка», которая всё озвучивает. Можно пройти по всему тексту, исправить ошибки, узнать, какие ярлыки есть на рабочем столе, изменить статус в Skype.

  • Для компьютера — NVDA.
  • Для iPhone — Voice over.
  • Для смартфонов на Android — Talk back.

2. Текстовый редактор TEX, позволяющий с помощью команд набирать математические формулы. В Word Александр установил утилиту, которая конвертирует все файлы в TEX.

3. Умный помощник Siri, с помощью которого парень ищет различную информацию и звонит.

Это основной софт для незрячего математика, который заменяет Александру систему Брайля. Ей он не пользуется, аргументируя тем, что она неудобная.

— Шрифт Брайля учил ещё в младших классах, знаю только азы, потому что мне это не надо. Компьютер и смартфон намного лучше. Причём, я ещё не использую все возможности и программы. Например, есть программы распознавания денежных купюр. Но я ими не пользуюсь. Я знаю, сколько у меня денег с собой. Если захожу в магазин, прошу продавца помочь, мне складывают в корзинку всё, что надо, я расплачиваюсь, примерно понимаю, сколько каких купюр или монет в сдаче должно быть. Я не пересчитываю всё до копеечки, но никогда не обманывали. Как-то не задумываюсь над этим, если обманут — будет на совести эти людей.

Из программ есть ещё навигаторы. К примеру, OsmAnd. Они популярны, но я очень хорошо знаю город, раньше много гулял и запомнил основные маршруты. Если мне надо добраться из дома до университета, проблем нет, несмотря на то, что это разные концы города. Я помню дорогу до остановки, знаю все повороты. Ориентируясь на шум машин, выхожу ближе к проезжей части. Когда подъезжает троллейбус или автобус, спрашиваю у людей, какой номер. Бывает, конечно, что люди ошибаются. Если вдруг оказываюсь не в том транспорте, еду до знакомой остановки, чтобы перейти на противоположную сторону по привычному мне маршруту.

Звуковых светофоров у нас крайне мало, да и вообще почти ничего не адаптировано для слепых, поэтому внимательно слушаю, жду, когда машины остановятся и иду. Иногда подходят бабушки или дедушки и переводят через дорогу. Случаются и комичные ситуации, когда мне не надо на другую сторону и я об этом говорю, а кто-то хватает под руки и переводит через дорогу со словами: «Идём-идём, зелёный свет!». Потом приходится снова переходить (смеётся). Студенты многие и коллеги меня уже знают и, если видят, что выхожу из корпуса, предлагают идти вместе. Если в корпусе аудитория меняется, всегда меня найдут заранее и проведут.     

Сложно, когда метель. Можно заблудиться буквально в трёх соснах, и навигатор не поможет, потому что дорогу-то он скажет, но о том, что сугробы вокруг, я знать не буду. Тростью нащупаю, но масштабы оценить не смогу. Поэтому, если снегопад, а мне надо на работу, вызываю такси и точно знаю, что не опоздаю из-за того, что дворники не успели очистить дорогу. Дворники делают меня счастливым человеком зимой (улыбается).

Из специальных приспособлений — только трость

— Трость заказывал через московский сайт, потому что белорусские трости металлические. Ходить с ломом в руках неудобно, поэтому покупаю канадские или чешские, регулярно приобретаю наконечники, которые стираются. Знаю, что есть специальные ультразвуковые устройства, которые вибрируют при приближении к стене, но мне они не нужны. Как и те же говорящие весы или строительный уровень, которые стоят баснословных денег. Возможно, удобно было бы с собакой-поводырём. Но в Беларуси с этим проблема. Такая специально обученная собака очень дорогая, и не уверен, что у нас её можно найти.

Существуют ли технологии, которые могут вернуть Александру зрение?

— В Беларуси давно развели руками, в Уфе делал операцию на втором курсе, благодаря которой до 2010 года ориентировался в пространстве без трости.

На сегодняшний день почти все внутренние органы пересаживают, а глаза — нет. Глаукома убивает сетчатку, клетки которой, к сожалению, не восстанавливаются. Знаю, что в мире уже делают операции по вживлению электронных чипов, но всё это пока на экспериментальном уровне, а не массово. Может, японские учёные что-то и придумают. Пока мне помочь ничем не могут. Надеюсь, то, что сейчас является областью научных исследований, скоро будет массово применяться в медицине.

 

Фото: Сергей Комков

Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
«Дети хотят учиться, а преподаватели — учить». Преподаватели БГУИР о лицее № 1
«Дети хотят учиться, а преподаватели — учить». Преподаватели БГУИР о лицее № 1
«Дети хотят учиться, а преподаватели — учить». Преподаватели БГУИР о лицее № 1
Закрытие/незакрытие лицея № 1 при БГУИР обсуждают третий день. Министерство образования заявляет, что просто «изучает деятельность лицеев», в том числе при вузах. dev.by решил облегчить задачу минобру: мы спросили у преподавателей БГУИР, насколько важна для вуза такая площадка, как лицей, много ли блестящих студентов среди его выпускников. И что они в целом думают о студентах из лицеев.
200+ работников БГТУ подписали открытое письмо руководству
200+ работников БГТУ подписали открытое письмо руководству
200+ работников БГТУ подписали открытое письмо руководству
Задержаны преподаватель БГУИР Стаховский и замдекана ФИТ БГТУ Азарчик
Задержаны преподаватель БГУИР Стаховский и замдекана ФИТ БГТУ Азарчик
Задержаны преподаватель БГУИР Стаховский и замдекана ФИТ БГТУ Азарчик
«Стираются рамки морали». Кочанова общается со студентами БГУ
«Стираются рамки морали». Кочанова общается со студентами БГУ
«Стираются рамки морали». Кочанова общается со студентами БГУ
На встречу со студентами БГУ 3 ноября приехала председатель Совета Республика Наталья Кочанова. На прошлой неделе возле БГУИР, БНТУ и других вузов прошли акции солидарности с бастующими. Сотрудников и студентов, поддержавших забастовку, наказывают увольнениями и отчислениями. dev.by собрал новости о главных событиях в вузах.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.