БЕЛАРУСЬ · 24 декабря 2015, 13:24 · Отдел информации dev.by
9 главных успехов белорусского ИТ в 2015 году

2015 год прошёл под знаком кризиса, который не миновал и высокотехнологичную индустрию Беларуси. О скачках валюты, зарплат, падении российского рынка и других тревожных тенденциях мы ещё поговорим в ближайших публикациях. Пока же о хорошем. При помощи экспертов dev.by вспомнил о главных успехах белорусского ИТ в уходящем году.  

ПВТ отстоял льготы

ПВТ. Фото: Андрей Давыдчик, dev.by.

В феврале в прессу попал проект документа, который чуть было не рванул стоп-кран в истории белорусской ИТ-индустрии.

Правительство Беларуси предложило внести изменения в президентский декрет N 12 «О Парке высоких технологий», увеличив платежи компаний-резидентов Парка высоких технологий в ФСЗН в три раза, а подоходный налог — с 9% до 10%. Несмотря на то, что именно налоговые льготы Парка в своё время вывели из тени доходы программистов и стимулировали рост отрасли.

Индустрия в один голос заговорила о том, что затраты по ведению бизнеса в среднем возрастут на 15%, тогда как маржа многих компаний колеблется в пределах 10%. Компании начнут сворачиваться, уменьшать зарплаты или опять уходить в сумрак, а разработчики — перебираться на Запад.

Глава ПВТ Валерий Цепкало во всех интервью (и наверняка во всех инстанциях) не уставал подчёркивать, что льготы ПВТ гарантированы самим президентом до 2020 года.

Минфин между тем нашёл что-то вроде компромисса, который явно устраивал не все стороны: предлагалось уже двукратное повышение ФСЗН, а изменение подоходного мотивировалось необходимостью поддержки многодетных семей.

Лучик света в тёмном царстве забрезжил в марте: мелькнула обнадёживающая весть о том, что администрации Парка пока удалось отстоять вопрос — «только по соцстраху».

Официальное подтверждение не заставило себя ждать: льготы за ПВТ сохранили. Оказалось, на решение повлияли «отдельные результаты работы Парка, которые подтверждают правильно выбранное направление его развития». Правда, от ПВТ «ожидают более интенсивного развития и соответствующего вклада в экономику страны», напомнило правительство.

Недавно в эфире госТВ Валерий Цепкало ещё раз напомнил, как 7-8 лет назад Парку удалось остановить «утечку мозгов» из страны, а трёхкратное повышение выплат в ФСЗН чуть было не «отмотало» ситуацию назад. И это при том, что «в общем объёме программист в ПВТ выплачивает в три раза больше налогов, чем среднестатистический белорус», а объём экспорта ИТ-услуг в 2015-м прогнозируется на уровне $800 млн.

Остаётся надеяться, что в этом смысле год грядущий готовит индустрии только приятные неожиданности.

Стремительный рост EPAM

Новый логотип EPAM у нового офиса компании в Минске. Фото: Андрей Давыдчик, dev.by.

Несмотря на региональный политический и финансово-экономический кризис, флагман белорусского ИТ и один из крупнейших в Восточной Европе разработчиков ПО компания EPAM демонстрирует завидный поступательный рост. Выручка компании несколько лет подряд увеличивается в среднем на 30%, и если по итогам 2014 года она достигла $730 млн, то к концу нынешнего составит не менее $905 млн.

Если в первые дни после выхода EPAM на биржу в феврале 2012-го капитализация компании колебалась в районе отметки $600 млн, то на данный момент она оценивается в $4 млрд — почти семикратный рост. Только за последний год этот показатель увеличился в 1,8 раза!

Капитализация EPAM по годам

Столь значимый скачок обеспечили котировки акций EPAM на Нью-Йоркской фондовой бирже, которые выросли с $46,47 в начале года до $80,19 (на 22 декабря) за штуку! Добавим, что при выходе на IPO компанию, основанную 22 года назад в Минске и американском Принстоне, оценили в $12 за акцию.

Сотрудникам компании сегодня принадлежит 6,34% её акций, тогда как институциональные инвесторы (в числе которых весь цвет международных фондов: JPMorgan, Waddell & Reed, Fidelity Investments и др.) владеют 90,1% пакета, что свидетельствует о зрелости компании и доверии к ней со стороны глобальных финансовых игроков.   

На фоне финансового благополучия компания презентовала новый логотип и сайт, призванные закрепить за ней статус поставщика программных решений — своего рода новую веху в истории экс-аутсорсера.

«Наше движение к сегодняшнему состоянию продолжалось более 10 лет. Появлялись новые сервисы, бизнес-модели, увеличивалась сложность решаемых задач, — рассказал в подробном интервью dev.by сооснователь и президент EPAM Аркадий Добкин. — Product Development Services в данном случае означает относительно новый рынок по созданию сложных программных решений, который особенно явно проявился в последние 5-6 лет».

Расширяя узкоспециальную экспертизу, EPAM приобрёл ряд компаний, работающих в области цифровых стратегий, дизайна пользовательского опыта, здравоохранения и инвестиционного банкинга. Крупнейшим же вложением белорусского гиганта стала недавняя покупка разработчика ПО и решений для автоматизированного тестирования Alliance Global Services со штатом в 1200 сотрудников.

Как результат, в этом году журнал Fortune включил EPAM в Топ-100 самых быстрорастущих компаний мира, Deloitte — в список 500 самых динамично развивающихся компаний Cеверной Америки, а сайт Glassdoor — в десятку лучших мировых софтверных компаний по оценкам сотрудников.

Не лишним будет напомнить и про открытие компанией нового офиса на территории ПВТ в Минске, интерьеры которого не уступают «апартаментам» гигантов мировой ИТ-индустрии. Численность сотрудников минского офиса достигла рекордной отметки в 5550 (в целом в Беларуси — 6780) и продолжит расти в наступающем году.

Победа Kino-mo в финале Pitch to Rich 2015

Артём Ставенко (слева) и Кирилл Чикеюк в брендированном поезде от Virgin. Фото: happyfinish.com

В начале лета стартап с белорусскими корнями Kino-mo выиграл престижный британский конкурс стартапов Pitch to Rich 2015. Его ежегодно проводит бизнес-империя Virgin Group, принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону. Белорусы представили на суд жюри экран-«вентилятор», позволяющий проецировать 3D-изображения (в простонародье –– голограммы) на воздух.

Бывшие одноклассники-лицеисты из Бреста Кирилл Чикеюк и Артём Ставенко перебрались в Великобританию в 2008 году. Сперва они занимались разработкой цифрового проектора, использующего в качестве дисплея обычное велосипедное колесо. В 2012 году команда победила с этой идеей на престижном телешоу ВВС «Dragon's Den». Однако от «драконьих» инвестиций в размере 150 тысяч долларов отказалась, чтобы не передавать инвесторам 40% доли в проекте.

Во время ЧМ по хоккею-2014 многие белорусы видели их продукт в ТЦ «Замок», где колёса рекламного велосипеда крутились целых три месяца.

«Изобретением колеса» у нас дело не закончилось, — говорит один из основателей стартапа Кирилл Чикеюк. — Из этого и вырос затем новый бизнес — намного более масштабируемый».

3D-экраны для парящих проекций работают «без участия человеческого ресурса в виде велосипедиста» и могут устанавливаться в публичных местах — барах, ночных клубах, магазинах.

Зимой-2015 Kino-mo провёл успешную краудфандинговую кампанию и привлёк первые инвестиции — $700 тысяч при оценке в $7 млн.

А летом, после двухнедельного онлайн-голосования (и масштабной кампании в духе «болеем за наших» внутри Беларуси), оказался в финале Pitch to Rich 2015. Трём финалистам пришлось «питчить» перед самим Брэнсоном. Подводя итоги, медиа-магнат отметил, что из целого ряда удивительных проектов жюри пришлось выбрать стартапы, способные стать глобальными бизнес-игроками.

В качестве приза за победу Kino-mo получили маркетинговую кампанию на сумму 150 тысяч фунтов, годовое бизнес-менторство от Virgin Group и пакет бесплатных сервисов.

Этой осенью состоялся первый пилотный запуск в Англии — в десятке баров и клубов, в рамках первого контракта с британской компанией D-Media на $4 млн в год.

«За последние полгода мы выпустили несколько версий продукта, открыли несколько новых проектов», — подытоживает Чикеюк «последствия» их выигрыша. Кроме Лондона, их пилотный проект запустился Москве.

Отрадно, что в отличие от многих эмигрантов, Kino-mo не стали «отрезанным ломтем» для Беларуси и отечественной ИТ-индустрии. Ребята регулярно выступают на стартап-мероприятиях в белорусской столице и охотно делятся собственным опытом.

Рекордные инвестиции PandaDoc

Микита Микадо (в центре) с коллегами из PandaDoc. Фото: Facebook.

В июле основанная белорусскими программистами и предпринимателями Микитой Микадо и Сергеем Борисюком компания PandaDoc, представляющая комплексное решение для документооборота, объявила о закрытии раунда финансирования на $5 млн. Это рекордная сумма инвестиций, которую пока удалось привлечь белорусским стартаперам.

Микадо и Борисюк придумали сервис для управления цифровыми документами и электронными подписями после того, как однажды в отсутствие менеджеров по продажам не смогли ответить на запрос потенциальных заказчиков. Официальный запуск PandaDoc состоялся полтора года назад.

В 2013-2014 стартап привлёк более миллиона долларов начальных инвестиций от венчурных фондов и бизнес-ангелов, среди которых был и белорусский инженер Google и Facebook Игорь Маханёк.

«Команда PandaDoc упростила наиболее громоздкую часть процесса продаж — весь документооборот, начиная от выставления коммерческого предложения до закрытия сделки», — пояснил Хо Нэма, гендиректор фонда Altos Ventures, лид-инвестора 5-миллионного раунда.

Помимо повышения производительности документооборота PandaDoc предлагает клиентам (коих на сегодня более 5 000) набор аналитических инструментов. Разработанный белорусами сервис стал одним из первых официальных дополнений к Google Docs и Google Sheets, а также совместим с крупнейшими CRM-системами (Salesforce.com, Zoho, Base и др.).

Уже за первые шесть месяцев работы сервис обеспечил годовой доход в 1 млн долларов. Компания имеет офисы в США (маркетинг, продажи и поддержка клиентов) и Минске (разработка), а её штат вырос за год наполовину.

Любопытно, что PandaDoc — уже второй успешный проект Микиты и Сергея. В 2011 году они запустили приложение Quote Roller, которое помогает создавать, высылать и отслеживать коммерческие предложения. За это время на сервис подписалось более 4000 платных клиентов.

Игра Vizor — в числе лучших в Facebook

В декабре самая популярная в мире социальная сеть Facebook по-традиции назвала лучшие игры года на этой платформе. Отрадно, что второй год кряду в числе лауреатов оказалось творение белорусской геймдев-студии Vizor.

Социальная игра Knights & Brides (в русскоязычной версии — «Верность: Рыцари и Принцессы») названа одной из «Лучших веб-игр 2015 года» по версии Facebook всего через три месяца после релиза на этой платформе.

По словам директора Vizor Games Сергея Бруя, попадание в «топы» Facebook — чрезвычайно престижно, однако никаких дивидендов кроме репутационных не несёт.

Признание «Рыцарей» со стороны детища Цукерберга не стало для белорусских геймдевелоперов неожиданностью. Проект уже давно занимает лидирующие позиции в топе игр на сайте «Одноклассники», а суммарное количество установок в русскоязычных соцсетях превысило 5 млн.

«На протяжении трёх месяцев мы целенаправленно готовили выход Knights & Brides на Facebook, использовав все нововведения соцсети по работе с пользователями и учтя собственные ошибки при запуске «Клондайка» годом ранее (игра попала в список «Лучших игр» по версии Facebook в 2014 году. — Прим. dev.by.), — рассказал нам Сергей Бруй. — По всем прикидкам (поведение целевой аудитории в «Одноклассниках» похоже на Facebook), «Рыцари» демонстрировали лучшие показатели, чем «Клондайк». Потому на 99 процентов были уверены в успехе».

Компания Vizor Interactive занимается разработкой, продюсированием и изданием многопользовательских игр для браузера и социальных сетей с 2007 года. В портфолио команды — сверхуспешные «казуальные» проекты «Зомби Ферма» (10,7 млн пользователей «ВКонтакте») и «Клондайк» (6,4 млн пользователей «ВК»).

В нынешнем октябре белорусский дев-центр компании — Vizor Games — стал резидентом Парка высоких технологий. Сегодня численность сотрудников белорусской студии составляет около 80 человек, в планах на следующий год — 50-процентный рост.

Сергей Бруй также признаётся, что «Верность: Рыцари и Принцессы» стала последней чисто «социальной» игрой Vizor. «Рынок социальных игр идёт вниз и становится всё менее привлекательным как для инвесторов, так и для разработчиков», — говорит он. Теперь компания работает над переизданием своих «десктопных» хитов для мобильных платформ и созданием нового проекта, ориентированного уже на «мобайл».     

Первые инвестиции SplitMetrics

Евгений Невгень (справа) и Максим Каменков. Фото: Facebook.

На исходе лета белорусский стартап SplitMetrics, разработавший сервис для увеличения конверсии мобильных приложений, сообщил о привлечении посевных инвестиций от фонд Embria Ventures. Размер вливаний, по нашим данным, составил несколько сотен тысяч долларов, а предварительная оценка компании — $3 млн.

SplitMetrics — это сервис для A/B-тестирования иконок и скриншотов в App Store и Google Play. Он создаёт специальные посадочные страницы с отличными друг от друга иконками одного приложения. На эти страницы нагоняется релевантный трафик, и спустя какое-то время можно узнать, какие иконки самые «продающие», а также оптимальную комбинацию иконки, скриншотов и описания приложения.

В начале февраля 2015 года белорусов «зафичерил» Product Hunt — одна из важнейших онлайн-площадок для стартаперов и инвесторов в Кремниевой долине. В апреле 2015 SplitMetrics выиграли конкурс технологических стартапов, состоявшийся в рамках самой крупной в Восточной Европе конференции венчурных инвесторов IE Venture Day Eastern Europe and Central Asia.

Сооснователи проекта Евгений Невгень и Максим Каменков — выходцы из упомянутого выше стартапа PandaDoc. Его сооснователь Микита Микадо, к слову, — один из менторов SplitMetrics.

Как рассказал dev.by Евгений Невгень, привлечённые инвестиции помогли команде «двигаться быстрее»: снять новый офис, расширить команду с 5 до 15 человек, значительно улучшить продукт и получить новых топовых клиентов».

Помимо этого, SplitMetrics открыли офис в Сан-Франциско, где теперь живёт и работает двое участников стартапа.

Амбициозная цель команды — развить из продукта «умную» платформу для мобильных маркетологов, которая поможет им увеличивать количество и качество установок, а также более разумно использовать ресурсы и более качественно наращивать аудиторию.

IE Venture Day в Минске

Майк Бутчер на IE Venture Day в Минске. Фото: Bel.biz.

Конференция Venture Day от мадридской бизнес-школы IE уже прошла на разных континентах в 14 странах мира, но Восточную Европу дотоле не посещала. В апреле самая крупная в регионе встреча венчурных инвесторов и технологических стартапов приехала в Минск.

Другим важным плюсом Настя Хоменкова, замдиректора и соучредитель портала Bel.Biz, который был в числе организаторов мероприятия, упоминает «отличный состав спикеров». К участию были приглашены компании вроде Rovio и Tyba, венчурные фонды региона, именитые спикеры из Европы и США, включая редактора культового издания TechCrunch Майка Бутчера.

Для участия в IE Venture Day в Минск «приехали автобусы со стартапами из Украины и Эстонии», а ещё гости из России и Центральной Азии, намеренные не упустить шанс презентовать свою бизнес-идею влиятельным инвесторам и венчурным капиталистам Европы и США.  

У них был мощный стимул: к примеру, испанский стартап Tyba благодаря участию в Venture Day привлёк более 1 млн евро инвестиций, став одной из ведущих рекрутинговых платформ Европы. Приятно, что на этот раз все «сливки» — в виде участия в финале Venture Day в Мадриде –– снял упомянутый выше белорусский проект SplitMetrics.

Апрельский IE Venture Day стал венцом в рекордной череде мероприятий для стартаперов, ИТ-предпринимателей и инвесторов, организованных в Беларуси в 2015 году. Хочется верить, что это лишь начало, и в недалёком будущем мы перестанем с завистью смотреть в сторону балтийских соседей, переживающих стартап-бум

Триумфальный дебют Pocket Troops на App Store

В начале декабря ещё одна белорусская игра покорила мир. По крайней мере, его немалую часть. Мобильная стратегия про мультяшных солдатиков Pocket Troops, разработанная минской геймдев-студией Heyworks, попала в число «лучших новых игр» по версии App Store в 86 странах мира.

Heyworks существует с 2009 года, но до последнего времени компания занималась аутсорс-разработкой игр и ПО. Pocket Troops — первый полноценный собственный проект студии, над которым команда работала два года.

«Игра очень объёмная, сложная в плане разработки, и за этот период мы дважды практически полностью переделывали графику, механику, ключевые функции — только ради того, чтобы результат нас полностью удовлетворял», — рассказывает менеджер по развитию бизнеса Heyworks Андрей Климович.

«Мягкий запуск» free-to-play игры под iOS на Австралию, Новую, Зеландию и Канаду, а также страны СНГ состоялся в январе. Также её включили в каталог мобильных игр «ВКонтакте». За без малого год «обкатки» «Карманные войска» собрали суммарно 1 млн пользователей на разных платформах, а также близкую к «пятёрке» среднюю оценку в пользовательских отзывах.

«Всё это давало нам надежду на то, что администрация App Store пойдёт навстречу нашему питчу и «зафичерит» игру», — говорит Андрей Климович. 3 декабря Pocket Troops вышла в мировой релиз на iOS, попав в число отмеченных App Store продуктов.

За неделю пребывания в статусе Best New Game база игроков Pocket Troops выросла в 1,5 раза, игра значительно поднялась в общем рейтинге по загрузкам.

«В российском App Store мы собрали более 3 000 отзывов на игру, средняя оценка которых — 5. Это показатель, которым можно гордиться», — отмечает представитель Heyworks. По его словам, «вся работа ещё впереди», ведь Pocket Troops — это игра-сервис, которая нуждается в постоянном развитии, обновлении и поддержании интереса аудитории.

После скорого мирового релиза стратегии на Android половина команды Heyworks, которая на сегодня состоит из 20 человек, займётся поддержанием этого проекта. Вторая же половина сосредоточится на новой игре, прототип которой уже готов.

Успешный запуск Pocket Troops позволил свести баланс доходов и расходов минской студии практически к нулю, ознаменовав переход от аутсорса к разработке собственных продуктов.  

ПВТ запустил бизнес-инкубатор

В помещениях инкубатора. Фото: Андрей Давыдчик, dev.by.

В сентябре распахнул двери для стартапов-«первоклашек» бизнес-инкубатор Парка высоких технологий. Он обещает поддерживать белорусские ИТ-проекты на всех этапах «от идеи — к бизнесу» и развивать на базе своего коворкинга «особую инновационную ИТ-среду».

Создание инкубатора имеет «огромное значение» для формирования в Беларуси стартап-экосистемы, уверен его глава Юрий Сударев.

«В нашем коворкинге мы проводим различные ивенты, где начинающие ИТ-бизнесмены изучают новые тренды и приобретают нужные связи, –– рассказывает Сударев. — Здесь же происходит нетворкинг, в творческой атмосфере они обмениваются идеями, находят единомышленников, формируют команды».

Он с гордостью демонстрирует свои «владения» площадью в 10 тысяч кв.м. Кроме офисных зон и коворкинга, здесь есть творческие мультикультурные зоны отдыха — с хорошим кофе и выпечкой, приветами Лондону в виде знаменитых телефонных будок, селфи-зоной, Аллеей славы (точней, стеной) с портретами ярких белорусских ИТ-фигур вроде Аркадия Добкина или Юрия Гурского.

А также корейское культурное пространство: «На базе инкубатора создан белорусско-корейский инфоцентр, в рамках которого удобно обмениваться опытом и сотрудничать с корейскими товарищами — точней, с партнёрами, товарищи — это уже про Северную Корею».

Здешний музей пока без экспонатов: «Тут мы планируем обучать детей. Хотели делать упор на 9-10 класс, а теперь подумали — будем начинать с 5-го. В России дети обычно хотят стать чиновниками, а в Беларуси будут хотеть стать айтишниками. Эра космонавтики прошла –– началась эра ИТ», — шутит глава бизнес-инкубатора.

Объявив первый набор воспитанников, инкубатор получил более 30 заявок от белорусских стартапов. Накануне ПВТ приоткрыл завесу тайны, огласив семёрку команд-победителей — она была тщательно отобрана из 13-ти стартапов, попавших в финал. Среди них есть и звёзды местной стартап-сцены — например, нашумевший SplitMetrics, и пока никому неизвестные проекты.

На протяжении следующего года у стартаперов-участников будет доступ ко всем инкубационным опциям: офису от 44,5 до 116 кв.м. по льготной цене, пулу опытных бизнес-экспертов, менторству, помощи в привлечении инвестиций.

Уже сформирован пул венчурных фондов, с которыми бизнес-инкубатор ПВТ намерен работать. Бизнес-ангелы из Кремниевой долины тоже подключены к работе: ведутся переговоры об инвестировании в один из новоиспечённых стартапов-резидентов.

«Думаю, благодаря поддержке нашего бизнес-инкубатора эти компании пополнят ряды резидентов ПВТ, — подытоживает Сударев. — Но это уже, как говорится, совсем другая история».

Источник: dev.by
Вакансии

Обсуждение

17141e6e15fd68240d0bc935732bc8a7?1446633161
-1

Есть у меня такое подозрение, что ПВТ создал модель, в которой бизнес и основной денежный поток (читай, прибыль) расположились "там", а заводы с поддерживающими их льготами "тут". Это необходимый шаг, потребовавший, я уверен, отваги и таланта от зачинщиков. Но это только первый шаг в создании индустрии.

Следующими шагами нужно создавать бизнес тут. Сама по себе идея сохранить специалистов, без перспективы это действие монетизировать для бюджета, обречена.

И эта задача шире компетенций ПВТ. ПВТ создал возможности, которые должно было бы использовать государство, формируя вокруг возможностей бизнес.

Печальки только в приставке "было бы".....

Picture_572?1356409814
agentcooper
– PM в Softeq Flash Solutions

+3

>Есть у меня такое подозрение, что ПВТ создал модель, в которой бизнес и основной денежный поток (читай, прибыль) расположились "там", а заводы с поддерживающими их льготами "тут".

ПВТ отвечает только за вторую часть модели - т.е. без него и "заводы" были бы "там". Кто отвечает за первую - очевидно любому вменяемому человеку, живущему в Беларуси.

Missing

Что то мне кажется, что минусующие вас прочитали только первый абзац вашего комментария :)

17141e6e15fd68240d0bc935732bc8a7?1446633161
-1

Это нормально :-) для нашего менталитета. Каждый хочет говорить, никто не хочет слушать.

Публика на Онлайнере даже первый абзац не читает.....

Missing-male

Зачастую даже статью не читают,а только заголовок...

Missing-male
-1

я вам открою тайну - цена акции и определяет капитализацию компании.

поэтому писать два обзаца про рост капитализации и рост акций это масло масленное

Missing-male
+6

Сэнк ю, кэп. Ой, кэт

Missing
+2

Вот что мне интересно: Pocket Troops вносится в итоговую статью как один из главных успехов белорусского IT в этом году, а отдельной статьи о них не было. Срочно высылайте к ним Наталью Провалинскую :)

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

поддержавию. Давно уже пора про них статью написать :)

Missing-male
+3

Плануем, зробім.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

© 2008-2017 Частное предприятие "Дев Бай"
Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси