Виктор Прокопеня вложил $2 млн в приложение, которое игрофицирует чтение и обучение

Новое образовательное приложение Read2play, разработанное белорусским стартапом FaceMetrics, привлекло $2 млн от VP Capital Виктора Прокопени и Larnabel Ventures Саида Гуцериева. CEO стартапа Михаил Бойко рассказал dev.by, как команда игрофицирует чтение и обучение с помощью искусственного интеллекта.

Кратко о сути приложения

Новое приложение берёт на себя функцию родительского контроля за временем и качеством чтения/обучения/игр детей — пока только на планшете, в дальнейшем появятся версии для компьютера и телефона.

«Привет, меня зовут Николя (или как-нибудь ещё), — говорит программа ребенку. — Хочешь поиграть? Час читаешь — час играешь». Технологии искусственного интеллекта и компьютерного зрения через камеру «трекают» взгляд на экране, анализируя, куда ребенок смотрит, на чём задерживает взгляд дольше, с какими эмоциями читает, насколько он устал. В игровой форме оно предлагает ребенку сделать перерыв от игр и почитать ( подробнее об этом ниже).  

Затем информация анализируется и отправляется на емейл родителям. На основе анализа «планшетного» поведения ребенка приложение может давать рекомендации, как сделать обучение продуктивнее, какие книги ему интереснее и даже к каким видам деятельности он склонен.

Доступ к данным о ребёнке есть только у родителей, и только у них хранится информация о нём. Приложение полностью соответствует требованиям GDPR (регламент ЕС о защите и хранении информации) и COPPA (американский федеральный закон о защите приватности детей в интернете).

Уникальные технологии уже запатентованы.

Как родилась идея Parental advisor

— Мало кто связывает чтение с тем, каким будет будущее, — говорит Михаил. — Давайте начистоту — кто из нас думает о том, что когда дети вырастут, даже завтрашний день будет для них позавчерашним?

Нейрофизиологи утверждают, что развитие напрямую связано с чтением, которое тренирует мозг, как спортивные упражнения тело. Но цифровизация жизни превратила его в рудимент, заменив игровым «наркотиком».

Особенность современных детей в том, что они предпочитают играть и не любят контроль. Если запрещать игры (чтобы больше учились ради успеха в будущем), то запреты будут нарушаться. По словам Михаила, это создаёт обратную ситуацию —  повышается «сладость» игр и углубляется нелюбовь к чтению:

— Хочется решить эту проблему. Мы проводим с детьми меньше времени, чем когда-то наши родители с нами. Жалко тратить его на контроль и связанные с ним негативные эмоции. Общение должно доставлять радость — и нам, и детям. Для этого мы придумали превратить чтение в игру, а функцию мягкого контроля отдать приложению, сделав его максимально внимательным к когнитивному и эмоциональному состоянию ребёнка.

«Липкость» игр действительно высокая. Игры говорят языком образов, поэтому понятны детям и притягивают, как магнит. На их фоне, где есть огромное количество анимации, музыки, интересной графики, переключить внимание на книги тяжело. У меня двое детей и приходится контролировать, чтобы они не только играли, но ещё читали и учились на планшете. Мы обсуждали с Виктором (Прокопеня — прим.ред.) эту проблему много раз, у него сыну восемь лет и та же ситуация «дай поиграть». Что мы часто делаем? Заставляем, уговариваем (почитай — потом поиграешь). Но дети хитрющие: загружают книгу, планшет рядом, через час — все, прочитал, давай играть. Неизвестно, как читают, сидеть ведь рядом не будешь.

Идеи появляются, когда нужно решить проблему.

— Мы начали думать, как сделать так, чтобы дети читали и хотели это делать. Нам было важно также знать, как и сколько времени они проводят за планшетом. Как-то Виктор предложил — а давай сделаем умный родительский контроль. Через него будем «трекать», читают они или смотрят в окно. Тем более, что у нас есть такие технологии, и они уже запатентованы.

Трекинг направления взгляда и лица — вот что было нужно для умного родительского контроля.

На что способно приложение

Дети не смогут притворяться, что читают — камера определит это моментально. К примеру, технологии Banuba (стартап, в который инвестировал Виктор Прокопеня) через камеру приложения быстро и корректно распознают мимику, эмоции, жесты человека, могут отслеживать направления и движения взгляда и расстояние до экрана. А вот уже технологии анализа движений глаз, разработанные FaceMetrics, определяют, действительно ли ребёнок читает, с какой скоростью, на чём он останавливался (возможно перечитывал, потому что не понял), какое у него настроение, с какими эмоциями читал и т.п.

Для родителей программа — полезный помощник, который забирает часть их контролирующих функций и улучшает контакт между ними и детьми. Искусственный интеллект анализирует полученную с помощью камеры информацию и делится ею с родителями.

— Приложение даже может советовать — ваш ребёнок один и грустит. Позвоните ему, — говорит Михаил.

Элементы игры в процессе чтения помогают уставать меньше. Когда ребёнок сосредоточен на чтении, то нередко устаёт — игра может отвлечь его и взбодрить. Например, «я хочу отдохнуть и покушать»  — когда планшет разряжен. Если ребёнок в плохом настроении и подавлен, то заставлять его читать неправильно.

— Усталость определяется по разным параметрам тела и глаз, говорит Михаил. — Мы можем все эти штуки анализировать и в игровой форме сообщать ребенку.

Технологии действительно могут анализировать, устал ребенок или нет (красные или сухие глаза, как сильно он сутулится, насколько приблизился к экрану и т.п.). Когда ребёнку нужно отдохнуть от игры, приложение попросит: «Я устал, уложи меня спать». Если ребёнок не реагирует, приложение продолжит:  «Уложи меня спать, у меня нет сил, я выключаюсь…».

Приложение простое (им не нужно управлять), самостоятельное (знает, что делать) и умное (использует искусственный интеллект). И пусть это только программа, которая использует искусственный интеллект, но она «чувствует» ребенка и помогает ему продуктивнее справляться с нагрузкой.

Приложение помогает учиться  и читать эффективнее. Не сложно закачать в планшет цифровые книги или программы для развития детей. Но станут ли они для ребенка мостиком между настоящим и будущим, между знаниями и просто требованиями родителей? Мозг ребёнка способен на многое, главное знать, как ему помочь развиться. Интерактивность этого образовательного проекта и персонализированный подход к ребенку поможет подобрать то, что будет интересно именно ему.  

Приложение строит графики активности и состояния детей, самообучается — на базе информации, которую видит, и того, что дети с ним делают. В будущем ребёнок сможет читать вслух, а приложение будет корректировать и анализировать его чтение. Опять же — все в формате игры с другом.

Кстати, технологии, которые используются в этом приложение для детей, помогают и взрослым. Например, если нужно срочно закончить работу (даже если устал), а тут — сделай паузу, это будет раздражать. Приложение может подавать ненавязчивый сигнал в нужный момент.

Все это игровой форме — никакого давления и контроля.

Это не контролирующая программа, это — друг, говорит Михаил. Когда ребёнок слышит «хватит играть» от родителей, то может злиться, расстраиваться, просить еще пару минут. В случае с приложением всё иначе. Даже если программа усилит детям послания, это будет не грубое давление, а очень понятные им сообщения:

Привить любовь к чтению невозможно, если это будет проходить через жёсткий контроль. Дети его ненавидят. А вот цифровой друг, который будет с тобой играть — другое дело.

Каким голосом разговаривает приложение

Это будет мальчик или девочка? Какое имя будет у этого друга? Михаил говорит, что в компании над этим думают:

— Есть рабочее имя Николя. Коперник был Николай. Тесла звали Никола. Это были очень образованные люди, которые двигали науку вперед. По моим наблюдениям, мальчик пока более универсален. В возрасте, когда дети начинают учиться читать, мальчики больше хотят общаться с мальчиками, и девочкам с ними тоже легко.

Почему игры помогают учиться (и работать тоже)

Каждое поколение похоже на время, в котором живет, и нам не обязано быть таким, как родители. «Игрекам» и «зетам» (родились после 1981 и 1995 годов) компьютеры, планшеты, игры знакомы с рождения. Их мотивация — не на правильности и долге (как у «иксов»), а на увлечённости и вознаграждении (как в играх).

Игрофикация — когда элементы игры и её технологии применяются в жизни, учёбе, на работе. Это мощная вещь. Она убирает скуку в мотивации, меняет отношение к ошибкам (в игре их можно «переиграть»), фокус смещается не на оценку, а на решения. К примеру, в Швеции, Ирландии, США, России, Казахстане и др. с помощью кубиков Minecraft дети строят модели городов, учат электропроводность и теорию вероятности, экспериментируют с химэлементами и т.д. А Карлтонском университете (Канада) открылась кафедра магии — там будут изучать искусство заклятий и колдовство на примере мира Гарри Поттера. Когда мы получаем удовлетворения от любого процесса, то делаем всё продуктивнее. Именно игрофикации не хватает в педагогических методиках.

Как будет развиваться проект

В основе приложения — искусственный интеллект, а это всегда про сбор и анализ данных. Как и сколько времени дети читают, как двигаются глаза, какие эмоции при этом появляются? Чем больше у приложения информации, тем быстрее оно дообучится работать с конкретным ребенком.

В создании продукта, который поможет учиться, будут участвовать дети из детских домов — инвесторы подарят им 1000 аналогов айпадов на андроиде (прототип программы). Пока не определено, какие детские дома получат подарки. По мнению Михаила, в Беларуси это может быть квест на уровне законодательства.

Стартап FaceMetrics получит 2 млн долларов инвестиций от VP Capital Виктора Прокопени и инвестфонда Larnabel Ventures Саида Гуцериева.

Запуск проекта летом. Для Беларуси программа будет бесплатной, для остальных стран — по подписке стоимостью в $20. Инвесторы говорят, что сегодня это лучшая бизнес-модель для такого рода продуктов, а образование — классная история, куда можно инвестировать, если действительно хочешь помочь обществу.

— Я видел программы, разграничивающие контент, к которому ребёнок имеет доступ, — отмечает Михаил. — Которые следят за расписанием, когда и что можно делать. Которые трекают положение (где находится), чаты и звонки (с кем и о чем говорит). Но такого, как у нас, я не встречал.

CEO компании — Михаил Бойко, который создал несколько успешных медицинских компаний, 10 лет руководил крупным отделом в EPAM. СТО — Олег Орёл, опытный разработчик игр, он и Михаил в своё время создали и развили EPAM Garage. Data Scientis команды — Денис Пирштук, который также преподаёт в БГУ. Сейчас проект FaceMetrics активно развивается и ищет около 30 специалистов в команду. 

Источник: dev.by
Нашли в тексте ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Новые комментарии

Обсуждение

Missing-male
kong_en_ge
– пенсионер в Сад и Огород

+3

В лупцевание чалого уже вложился, теперь переходим к чтению

Missing
+1

откуда такая инфа?

Missing-male
kong_en_ge
– пенсионер в Сад и Огород

+3

Очевидно же, что из иного удачного пиара нашего героя

https://dev.by/lenta/main/telefon-eto-kamera-s-internetom-prokopenya-anonsiroval-vyhod-ar-prilozheniya

Missing-male
+5

Отличная идея и очень перспективная. С развитием машинного обучение может появиться возможность создать такого друга, который будет сопровождать человека с рождения и обучаться на его метриках всё время, оставаясь актуальным помощником для любого возраста. Если получится сделать реально полезного "друга" для детей, то это будет очень хорошая заявка на будущее и "новый Google".

Это уже куда интереснее, чем раскрашиваение фоток нейронками :-)

Missing-male
+1

Как букварь в "Алмазном веке"?

Missing-male

Не читал, добавил в список на чтение, спасибо :-)

Судя по вики, что-то похожее.

B6bb5dc89beab1234db08d6a483088fa?1401052212

Вот никак не мог вспомнить название! Идея похожая, но технология в книге была намного совершенней :)

Missing-male

Технология - дело наживное :-)

Missing-male
+4

1. а другими видами деятельности ребёнку не надо заниматься? Есть ещё рисование, пение, Lego, спорт, игры с другими детьми. Будет это учтено в железке?

2. сами родители много читают? Личный пример родителей - вот что должно мотивировать.

3. > В создании продукта, который поможет учиться, будут участвовать дети из детских домов

Вот это реально плохо - мол давайте потестируем на самой незащищённой аудитории. Обычные родители то могут возмущаться. А как детский дом может возмущаться - им же подарили планшетики? Насколько мне известно, в детских домах нет такой заботы как в полноценных семьях, поэтому воспитатели скорее всего будут давить на детей - чтобы те насильно чем-то занимались.

Есть же нормальный вариант - пусть взрослые сами попользуются этим приложением пару месяцев, а потом уже будут тестировать на детях.

4. все эти родительские помощники - только для действительно умных и любящих родителей. Которые правильно настроят режим работы с этим приложением. Для большинства родителей это приложение будет лишь возможностью отстранится от воспитания ребёнка.

Итого: идея хорошая, но насильно насаживать её не следует.

Missing
+1

Неоднозначное приложение. Существуют и более простые, существующие методы для прививания любви к чтению. Здесь же, исходя из информации в статье, видны немалые риски. Так что говорить о "вундервафельности" приложения пока рано

Missing

"Твой маленький мозг" звучит как оскорбление.

Поправьте опечатку в слове "Babuba".

Missing
+1

Усадить ребёнка на час читать книгу с планшета и чтоб всё это время его лицо могла камера трекать - это ещё один стартап можно сделать.

Picture_5164?1356409955
+2

Получается, что Бойка и Орёл ушли с Epam.

Похоже, что garage совсем тухлое место. За последнее время его покинуло много народу.

Missing-male
+8

Мне одному кажется, что идея чтения ребенком с планшета - не очень. Я понимаю если бы на EInk экран был, а так даже не знаю.

220b18ebcbc6b461570af69990356f74?1529713220
AnthonyBY
– iOS Developer в Лаборатория А

+3

— Здравствуйте, это Ирина Максимова, директор Crossover в Беларуси?

— Да

— Есть одно предложение

Missing
+3

не совсем в тему, но

>> У меня двое детей и приходится контролировать, чтобы они не только играли, но ещё читали и учились на планшете

А зачем читать на планшете? Можно просто договориться что планшета не будет пока не прочитаешь Незнайку на Луне, или что ему там хочется, и выдать ребёнку киндл. И глазам приятнее и информационного мусора нет. Какую-никакую статистику он тоже собирает, можно косвенно понять читал ребёнок что-то или нет. Это конечно не ИИ, и чтение с правдоподобной скоростью можно имитировать, просто перелистывая страницы раз в пару минут. Но я бы хотел посмотреть на ребёнка, который бы этим занимался. Да и можно просто обсудить содержание или попросить делать заметки о том, что не понял из прочитанного.

6d618c3c33748e4f7bc2e4ba8eb5f323?1529737689

...а еще можно рекламу показывать, посмотрел минутный ролик....отнимается 5 минут от часа ...так и большую советскую энциклопедию можно за перу дней осилить)

3aa430af4af66b00a7a689d90c2fbd6f?1401052475
+7

Странно, что все молчат о том, что навязанная извне мотивация подрывает собственную, внутреннюю мотивацию, основанную на понимании целесообразности собственных действий, - вот и автор многих книг по программированию так считает.

https://www.youtube.com/watch?v=QNsl5D-V8T0

Признайтесь, кого в детстве заставляли программировать? А читать? А читать белорусскую литературу, например? И что, и теперь читаете? А играть на пианино? (Меня да, и что-то мне потом уже не игралось).

Missing-male
kong_en_ge
– пенсионер в Сад и Огород

+2

Ненавязанная мотивация часто приходит слишком поздно. Как, например, случается с регулярной чисткой зубов.

3aa430af4af66b00a7a689d90c2fbd6f?1401052475
+1

Про зубы как раз можно объяснить разумно и рационально. А если нет, то, наверное, неспроста в App Store так много этих отвратительных детских игр в стоматолога, где надо доставать червяков из зубов :)

Missing
+1

им без году неделя, а они уже говорят о собственной новейшей "технологии", которая "превосходит существующие зарубежные аналоги".

Missing

https://youtu.be/-2bvmM69A_g

реализация из совсем другой области, но почувствуйте разницу!

Missing-male
+1

если б у меня была куча денег и технология трэкинга глаз в пространстве - я бы вместо читалки протратил бы их на интеллектуальную систему затемнения солнца на лобовом стекле автомобиля

- едут люди в машине и им в глаза светит солнце, вместо одевания очков и опускания лопухов с потолка система определяет в пространстве локацию глаз, поверхности стекла и солнца и в точках пересечения прямой между глазами и солнцем на стекле делает небольшие затемнение. Стекло наверно придётся покрыть чем то вроде ЖК плёнки

Picture?type=square

Год-два назад обдумывал эту же идею. Была проблема с тем, что ветровое стекло кривое, поэтому умную плёнку будет очень сложно напылять.

Missing-male
-1

да - похоже тут больше нужна команда химиков/физиков, чтоб разработать какой-нить пассивный материал с лёгким нанесением на стекло, который меняет пропускную способность света видимого спектра при воздействии на него к примеру лазером невидимого спектра

Missing-male
-2

А я бы изобрел мгновенные перемещения в пространстве и тогда не нужны ваши... ээ.. ржавые самобеглые телеги, по недоразумению называемые автомобилями, и куча цацок к ним. )

885c1f24448e85326a060b11282a2f63?1529713297
+1

Как-то совсем не понравилось описание идеи.

Не припомню ни одного геймифицрованного приложения, которое бы реально помогло мне или моим знакомым "младшим товарищам" что-то освоить... Так, развлечение на пару дней... Нет в этом глубины. А вот например Цивилизация? Явный образовательный эффект. Но он не был самоцелью.

Вообще, текст-обращение к ребенку просто как будто бы из сериала "Черное зеркало" жутковат. Также резануло, что "мальчик-помощник более универсален", это потому что у Михаила сыновья а не дочери?). "Твой маленький мозг"... Еще разные момент. Не помешала бы консультация толкового детского психолога.

Чтение... По-моему тут важен просто пример родителей (или других значимых личностей). К тому же можно покупать бумажные книги для детей, им важна тактильность и эта отрасль книгопечатания еще долго будет жить. "Почитай, потом поиграешь" - вот именно, что чтение это будто бы наказание какое-то. А ведь это кайф, это удовольствие. И ребенок может его словить однажды. Необязательно в 8 лет. Может и позже, знаю такие примеры, когда находилась правильная, "его" книга, которая целяла.

91c5261a488d10e3d3f783c9fbadf9bf?1529713306
+1

Пора начинать бороться за права детей

Picture?type=square

Совсем не понравилось описание идеи. Не учтено,что человек не просто мозг,а сложная система, для того чтобы обучение было скоростным еще нужна любовь и эмоциональная поддержка ребенка. Он когда начинает обучение, ему очень важно,чтобы мама и папа им гордились, и это дает им стимул к обучению. Какой стимул в этой ситуации? Просто учить,даже взрослого,чаще всего,не заставить. Психоструктуры людей очень разные, что подходит одному, другому - нет.

И таких доводов море.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси