МИР · 12 июня 2015, 09:32 · Отдел информации dev.by
Airbus разбился из-за ошибки ПО?

Причиной крушения военного Airbus A400M могла стать неверно установленная компьютерная программа, следящая за вращением винтов. В результате другая программа заглушила двигатели, что и привело к падению самолета. Эксперты уверены, что внедрение инновационного ПО в авиастроении призвано обеспечить безопасность самолетов, но на новых моделях иногда не удается избежать трагических происшествий, пишет Газета.ru.

Airbus A400M. Фото: Ronnie Macdonald via Wikimedia

Причиной майского крушения военно-транспортного самолета Airbus A400M, результатом которого стала гибель двух пилотов и двух бортинженеров, могла стать неправильная установка компьютерных программ управления двигателями. Об этом со ссылкой на данные расследования сообщает BBC News.

Один из самых больших турбовинтовых самолетов в мире 9 мая потерпел крушение под Севильей, рухнув наземь спустя всего минуту после взлета. В результате погибло четверо членов экипажа, а еще двое получили тяжелые ранения.

Ответственное за выпуск и эксплуатацию военно-транспортной авиации подразделение Airbus Defence and Space позднее заявило, что причиной крушения стал отказ трех из четырех двигателей самолета.

Комиссия по техническому расследованию катастроф военных самолетов (CITAAM) в свою очередь сообщила, что сразу после взлета вращение винтов замедлилось, а двигатели не отвечали на команды увеличения скорости.

При этом специалисты сразу установили, что причиной отказа стали неполадки в электронном блоке управления.

Тем не менее на этой неделе сразу несколько источников в комиссии сообщили Reuters, что истинной причиной крушения могла стать ошибка установки софта в системы управления двигателем.

Дело в том, что при разработке самолета в 2009 году инженеры создали крайне сложную компьютерную систему контроля за вращением винтов, что во многом и повысило стоимость разработки машины до $22,5 млрд. При этом для обеспечения дополнительной безопасности систему сделали уникальной для каждого отельного самолета, а сам софт необходимо устанавливать для всех четырех двигателей по отдельности.

В прошлом году ответственный за разработку двигателей консорциум Europrop International, куда входят инженеры Rolls-Royce, Safran, MTU Aero Engines и ITP, выпустил обновление для их компьютерных систем и провел проверку всех самолетов на безопасность софта.

Однако по словам одного из источников Reuters, она носила во многом формальный характер, поскольку сбоев в работе двигателей ранее не наблюдалось.

В результате общая халатность инженеров привела к ошибке при установке компьютерной программы на рухнувший самолет, и параметры проверки вращения винтов для трех двигателей оказались удалены. Поскольку система оповещения о неполадках впервые срабатывает лишь на высоте 120 метров над землей, пилоты не могли заранее знать о проблемах с винтами.

В свою очередь, другая компьютерная программа, ответственная за состояние двигателей, не получила актуальную информацию о вращении трех винтов и автоматически заглушила двигатели во избежание дальнейшего ущерба.

«Обычно программа активировалась для защиты одного из двигателей от повреждений. Никто и не предполагал, что подобное может случиться сразу с тремя моторами», — рассказал Reuters источник, знакомый с историей разработки самолета.

По его словам, Европейское агентство авиационной безопасности уже успело разослать всем странам — владельцам Airbus A400M экстренное предупреждение о возможном повторении ошибки на их самолетах.

Командование ВВС стран НАТО уже запретило техническому персоналу использовать компьютерную систему, установленную на разбившемся самолете, и приказало в срочном порядке провести дополнительную проверку технического состояния авиапарка Airbus A400M.

В компании Airbus в свою очередь отметили, что катастрофа никак не повлияет на запланированный тестовый полет самолета в рамках предстоящего авиасалона «Ле Бурже».

Источник: Газета.ru

Обсуждение

Missing
+1

Поражает, как такие вещи могут происходить до сих пор. Кто-то ракету собрал слегка неправильно, кто-то не подумал, что система может отключить сразу несколько двигателей... :(

3cd453a9cb3ff1f235565f038f645e2b?1365455463
+3

Самолеты то ладно, тут под боком АЭС строят...

Ff16fd70ed51a89e64c4a69c93d7ee7b?1517409156
+1

Поработав почти 8 лет в IT, приходя в больницу с ужасом думаю о том как могли писать ПО для какого-нибудь аппарата. Столько эпичных фэйлов на памяти, и самое жуткое что о многих никто даже близко не подозревал. А когда на кону человеческие жизни...


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси