БЕЛАРУСЬ · 03 ноября 2014, 10:05 · Кастусь Лашкевич
Чем Беларусь привлекает одного из крупнейших венчурных инвесторов России

Основатель и владелец гиганта российского рынка лицензирования ПО группы компаний Softline Игорь Боровиков является и одним из крупнейших венчурных инвесторов на постсоветском пространстве. Через свой фонд Softline Venture Partners (SVP) он профинансировал несколько десятков проектов, в том числе и стартапы c белорусскими корнями.

В рамках конкурса SVP DevGeneration, проходящем в этом году в Минске и ориентированном на белорусские технологические команды, председатель совета директоров Softline ответил на вопросы dev.by.

В проектах Softline в Беларуси работает 500 человек

— Softline представлена в 27 государствах, начиная со стран СНГ и заканчивая Латинской Америкой. Чем белорусский рынок ИТ выделяется из этого списка?

— Белорусский рынок действительно уникален. Во-первых, очень большим количеством образованных людей и системой образования в целом. Во-вторых, политической стабильностью. Это удобно с точки зрения долгосрочного планирования бизнеса. В-третьих, это один из немногих рынков, где люди не разучились работать. В Беларуси нет лёгких денег, но есть человеческий капитал очень высокого качества. По этому параметру ваша страна, пожалуй, — один из лидеров на всём постсоветском пространстве.

Беларусь для Softline Venture Partners и для группы компаний Softline — это источник новых проектов. В портфеле фонда и в структуре группы компаний несколько проектов с белорусскими корнями. Это ActiveCloud, «Асситент», «Новаком», Computer Plaza. Во всех проектах компании и фонда в Беларуси работает порядка 500 человек при общей численности персонала Softline более чем 3000 сотрудников.

— Если бы вы составляли рейтинг перспективности национальных ИТ-рынков, какое бы место отвели в нём белорусскому?

— Я бы поставил Беларусь на одно из лидирующих мест именно благодаря человеческому капиталу, который страна сохранила и преумножает. В Беларуси много образованных людей и отличные программисты.

«70% проектов, в которые мы инвестировали, нашли на конкурсах и стартаперских тусовках»

— Почему, на ваш взгляд, важны мероприятия наподобие DevGeneration?

— DevGeneration нацелен на аудиторию молодых специалистов. Именно в их среде рождаются отличные идеи, которые могут трансформироваться в продукты и истории ценой в миллионы долларов. Проводя конкурс, мы хотим показать ориентиры, в направлении которых талантливым разработчикам и командам имеет смысл двигаться. Softline — это большая компания, у которой более 60 тысяч клиентов по всему миру. Поэтому мы хорошо знаем, какие продукты и сервисы будут нужны рынку. И занимаемся не только отбором проектов, которые развиваются в нужных парадигмах, но и указываем проектам на некие тренды, поймав которые, можно добиться успеха.

Победители DevGeneration получают не только доступ к инвестициям, но и ко всем компетенциям группы компаний Softline — это продажи, маркетинг, международная экспансия и многое другое. Если приводить конкретные примеры, можно вспомнить Jelastic. Проект тогда ещё под именем Hivext победил в конкурсе 2010 года. Он привлёк внимание инвесторов, и сейчас это уже международная компания. Или «Онлайн патент», который принял участие в конкурсе 2012 года, получил $100 тысяч и сейчас развивается именно так, как планировалось.

— Говорят, что вы редко появляетесь на стартаперских тусовках. Много ли стартапов, которые вы решили финансировать, были «подсмотрены» на подобных митапах?

— Порядка 70% проектов, которые мы прорабатывали всерьёз и в которые инвестировали, мы нашли на конкурсах и стартаперских тусовках. Правда, в основном отбором занимаются мои коллеги из команды фонда. Мой визит на минский митап действительно будет первым опытом личного участия в таких мероприятиях.

— Сейчас в портфеле Softline Venture Partners более 15 проектов в сферах облачных технологий, мобильных приложений, интернет-сервисов. Что в этом отношении изменилось на рынке за последние пять лет и чего стоит ожидать в ближайшей перспективе?

— Когда мы начинали работать шесть лет назад, рынок находился в стадии становления. Было очень много проектов и чрезвычайно мало инвесторов. На данный момент всё иначе. Российский рынок перегрет. Ожидания проектов от инвесторов либо не совсем правильные, либо завышенные. Так произошло в том числе и потому, что на рынок вышло много непрофессиональных инвесторов, которые не могут оценить идею, продукт и команду. Много некачественных проектов, которые создаются не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы привлечь инвестиции, благополучно их освоить и тихо закрыться. Моё мнение: в течение 2-3 лет этот тренд уйдет в прошлое, и ситуация стабилизируется. Главное — среди стартаперов вырастет новое поколение людей предпринимательской культуры, которые хотят зарабатывать, создавая продукты, а не просить деньги у инвесторов.

— В каких из стран, где представлена Softline, вы инвестируете в венчурные проекты? Куда планируете идти в ближайшее время?

— В нашем портфеле есть проекты из России, Украины и Беларуси. В планах — расширение фокуса на Азию и Латинскую Америку.

— Каковы отличия венчурного бизнеса на Западе и на постсоветском пространстве?

— Этот вопрос — тема для отдельного разговора. Но если очень коротко, то главные отличия такие. Во-первых, в тех же США венчурный бизнес существует несколько десятилетий. Там сложились устойчивые традиции высокотехнологичного предпринимательства. Во-вторых, за рубежом сильнее конкуренция — как среди проектов за деньги инвесторов, так и среди инвесторов за проекты. В-третьих, стартапы в Европе и Америке глубже проработали свою предметную область и, как правило, лучше готовы к разговору с инвесторами. Всё это не значит, что проекты, которые мы видим в России или Беларуси, хуже. Это означает, что рынок пока не достиг той зрелости, которая есть на рынке США.

«На любую достигнутую цель есть цель ещё выше»

— Вы прошли путь от научного сотрудника до владельца одного из крупнейших игроков постсоветского рынка ИТ. Оглядываясь назад, в чём видите собственный рецепт успеха?

— Ставлю перед собой высокие цели, которые порой кажутся недостижимыми. И правильно расходую энергию на то, чтобы их добиться. Наверное, это главное.

— Будучи владельцем компании с годовым оборотом более $1 млрд, каким образом вы мотивируете себя не останавливаться на достигнутом?

— На любую достигнутую цель есть цель ещё выше. Например, у меня была цель создать компанию с оборотом $1 млрд. Она достигнута. Следующая цель — это вывод компании на биржу. Для меня это сильная мотивация.

— Что бы вы порекомендовали тем, кто только вынашивает идею собственного проекта, и тем, кто уже реализует свой стартап?

— Главный совет — подходите к созданию стартапа, как к организации бизнеса. Делайте из своего проекта машину, способную зарабатывать деньги. Не рассматривайте привлечение инвестиций как цель. Если ваш проект «поднимется» без денег со стороны, инвесторы вами обязательно заинтересуются.

Вторая встреча «Месяца создания стартапов» в рамках конкурса DevGeneration состоится в Минске 5 ноября.

Нашли в тексте ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Вакансии
Новые комментарии
Европа была позади в IT а сейчас будет отставать ещё сильнее. ИМХО, это не просто мешает развивать бизнес на основе данных но и налагает особые условия на организацию системы, т.к. требует отдельной проработки и затрат. Новые продукты начнут выходить на рынок европы с задержкой, некоторые не будут вообще выходить. Но что они защищают я не пойму, информацию можно использовать как во благо так и во вред. Логично контролировать использование информации а не её наличие. Логично не хочешь передавать данные не используй продукт, альтернатив много. А.. они же не такие удобные, интересно почему? Может просто они не получают достаточно прибыли чтобы кормить армию специалистов которые все сделают идеально, почему? Я лично facebook не использую и живу отлично, не нравится что google о вас собирает данные тогда стоит вернуться в эпоху каталогов, и подумать что лучше иметь отличный бесплатый продукт но поделиться инфой для формирования рекламы или старый добрый каталог? Права на забвение я вообще не понимаю, если информация правдивая то почему она должна исчезать из различных источников, получается интересны отдельного человека ставятся в приоритете интересам общества - т.е. доступу к знаниям о происходящем.
Wistful
27.05.2018 в 23:45
Юридический язык — это не C++. Как белорусские компании подготовились к GDPR

Обсуждение

238bc0582f41f2703b987bd6f9aef375?1401052542
+2

"Если ваш проект «поднимется» без денег со стороны, инвесторы вами обязательно заинтересуются."

Забавно, а зачем нужны будут инвесторы тогда?

Da2af29cb6c44fdb2c79bbc7f7fb1d0e?1401053490
+1

Как зачем? Ну вот вы сидите на своем проекте и получаете скажем... 10 рублей навара. Приходит инвестор и говорит, мол возьми мои деньги и будешь получать 20 рублей с проекта.

Проходит время и вы, развивая проект дальше, получаете уже целых 25 рублей, проект раскручен и узнаваем, вы гордо говорите всем знакомым, какой проект вы создали крутой. Проходит время и на пике узнаваемости инвестор, владея контрольным пакетом, сливает сначала вас, а потом и проект. И вы своим знакомым уже с ноткой горечи рассказываете о некогда вашем проекте, в который вы вложили столько сил и времени и который за большие деньги инвесторы теперь перепродают друг другу...

C23a496054fae5a37b0f7ee8463445e0?1401052347
+1

Да, инвесторы они всегда пускают курицу, несущие золотые яйца, на мясо - потому-то такие богатые.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси