Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Популяризатор космонавтики: «Побывал в Норильске и понял, что город на Марсе не нужен»

Оставить комментарий
Популяризатор космонавтики: «Побывал в Норильске и понял, что город на Марсе не нужен»

Популяризатор космонавтики Виталий Егоров проливает свет на попытки человечества осваивать космическое пространство в СМИ и личном блоге. dev.by поговорил с представителем частной космической компании «Даурия Аэроспейс» о судьбе российской космонавтики и борьбе лидеров Кремниевой долины за космос.

Читать далее

Приданое, ставшее обязательством, и мощный потенциал

Космонавтика досталась России в наследство от Советского Союза, причём такая, которая одновременно тянула и «Буран», и «Мир». Когда она создавалась, задачи были на порядок глобальнее, чем сейчас. После определённой подготовки «Роскосмос» ещё мог бы создавать что-то подобное, но у государства нет такой задачи, да и денег тоже. Поэтому огромные мощности вынуждены простаивать или работать в 20-40 процентов своей эффективности.

Тем не менее, судить «Роскосмос» не стоит, в его действиях нет чёрного или белого. Многие говорили, что он плохо поступил, отказавшись от «Ангары». Но ведь, когда начинали её создавать, были одни мотивы, когда делали — другие, а когда отказались, то вообще третьи. Условия меняются постоянно. К тому же нельзя сократить 150 тысяч человек из 250. Их уволят, и они пойдут на рельсы. Это уже социальные обязательства, не имеющие отношения к космонавтике.

Поэтому, если «Роскосмос» что-то делает, то это не для того, чтобы обогнать Америку. Судьба российской космонавтики не закончилась, она продолжается. Несмотря на большое количество проблем, с которыми она сталкивается, в ней всё ещё мощный потенциал.

Частная и госкосмонавтика: как работать сообща

Коммерческая и государственная космонавтика — это не одно и то же, но первая уже давно прибыльная (космос уже лет так 20 прибыльный). Больше всего денег приносят спутники и телевидение. Поставил спутниковую тарелку на балкон — и можешь считать, что внёс вклад в развитие космонавтики.

Идеальный пример взаимодействия частной космонавтики с государством — SpaceX. У Илона Маска не менее 50 процентов доходов поступает от государства. До появления SpaceX Америка вообще не зарабатывала на ракетных запусках. В 2000-е только Россия и Европа «жили» на телевизионных спутниках. Тогда Америка дала Маску денег, на которые он построил ракеты. И теперь он не просто отрабатывает контракты, а выходит на международные рынки и приносит в страну дополнительные деньги.

В России это называется частно-государственное партнёрство. Так и надо работать: государство развивает технологии, а частники берут потенциально прибыльные из них и делают продукты по гослицензии. Государство способно мыслить стратегически, строить планы на десятилетия, а частники так не могут, зато они умеют зарабатывать. Единственный, наверное, на Земле частник, который осваивает космос самостоятельно — это Джефф Безос. Он может обойтись без государства, хотя и у него уже есть госзаказы.

Кидать птиц в свиней сложнее, чем фотографировать звёзды

Закон Мура применим к тем направлениям, где отсутствует физический предел развития (сейчас, конечно, упёрлись в квантовый эффект). Если посмотреть на развитие ракетных двигателей в 50-60-е годы, то там действует этот же закон: Фау-2 — 25 т (1943 г), РД-107 — 93 т (1957 г), F1 — 690 т (1967 г).

Физический потолок в космонавтике был достигнут в 80-е годы. И ничего сложнее и совершеннее, чем «Шаттл» или «Буран», до сих пор не произвели.  Сейчас у каждого в смартфоне вычислительные мощности выше, чем на космическом корабле «Аполлон», марсоходе Curiosity или телескопе «Хаббл». В космосе не нужны мощности айфона или смартфона: задача кидать птиц в свиней сложнее, чем фотографировать звёзды и ездить по Марсу.  

В управлении марсоходом или спутником помимо программирования и математики добавляется ещё физика. В целом всё это ИТ. У нас в Dauria Aerospace, например, спутники на Linux делают. В марсоходах используется своя операционная система — VxWorks. Языки программирования стандартные: С, раньше — Фортран. Вообще, спутники производят на «земной» электронике, на том же Arduino. Процессоры слабые, поскольку использование более мощных не приводит к улучшению работоспособности станций.

Если раньше космические технологии были хайтеком, то сейчас в космос летит то, что уже проверено на Земле. Утрированно, конечно, но космонавты 40 лет летали с тетрадками, в которых хранили записи, какие кнопки на пульте управления за что отвечают, а года два назад достигли высоких технологий: стали в космос отправляться с планшетами.

Многие думают, что космонавту нужно иметь хорошую физическую подготовку, но прежде всего он должен быть математиком. Чтобы полететь в космос, нужно быть здоровым математиком. А чтобы работать с космосом, не обязательно даже быть здоровым, достаточно — хорошим математиком. Как говорят сами космонавты, им приходится быть водопроводчиками и сисадминами.

Почему Маск обогнал «Роскосмос» по количеству запусков

Многие говорят, что SpaceX обогнала по количеству запусков «Роскосмос». Но ведь этот экономический успех произошёл благодаря ряду факторов, не только из-за недочётов «Роскосмоса». Маск прекрасный маркетолог помимо того, что он хороший инженер. Он умеет продавать так, чтобы его ракеты хотели купить. «Роскосмос» не умеет так и видит только один выход — в понижении цены.

Многие инженеры «Роскосмоса» с многолетним стажем не верили в то, что можно сделать возврат ступени и запустить её снова без переборки. Многоразовый «Шаттл» ведь погубила именно переборка, она уничтожила всю экономическую выгоду от многоразовости. Но пока Маск проводит испытания, нарабатывает опыт, выявляет и устраняет слабые места, наши, опираясь на 50-летний опыт своих предшественников, говорят, что это невозможно.

У Маска очень мотивированный коллектив, люди работают больше, чем где-либо. В интернете можно найти уйму жалоб, что в SpaceX эксплуатируют труд, и зарплаты там не самые высокие, а люди всё равно бегут туда. Чтобы сотрудники так «выкладывались», нужна серьёзная психологическая работа. Как говорит Маск, зачем вы просыпаетесь по утрам? Сотрудники SpaceX знают зачем, поэтому Маск и достигает своих целей.        

В Советском Союзе, чтобы ракета полетела к сроку, люди с раскладушками из дома приходили, спали на рабочих местах, но запускали, и всё летало. А сейчас культура производства изменилась: 5 часов вечера — и все домой. Идеологическое преимущество утрачено, и результат этого известен.

Google и Facebook осваивают космос, а Дуров не решается  

У Google и Facebook есть двойной интерес к освоению космоса. С одной стороны, это филантропия, а с другой, жёсткий бизнес. Обе компании уже достигли потолка в насыщении своей аудитории и сейчас могут развиваться только экстенсивным методом, т.е. находить новых пользователей, которые живут там, где ещё нет интернета. Прежде всего — это Африка, вести туда кабель стрёмно — головы режут и стреляют, а из космоса раздавать Wi-Fi выгодно. И новые подписчики появятся, и пуля не прилетит.

Google предлагала $30 млн за лучшего робота-лунохода. Конкурс был объявлен в 2007 году, но с тех пор лунный робот так и не полетел. Всё просто — это слишком мало денег для такой разработки. Сделать луноход легко, а вот доставить его туда — это уже задачка. Мало разогнать робот здесь до 11 км/с, чтобы он долетел до Луны, нужно ведь ещё там погасить скорость до нуля.

Благодаря Маску и другим бизнесменам Кремниевой долины космос становится моден, многим хочется продемонстрировать свои амбиции. Я всё ждал пока Дуров объявит, что собирается делать космический проект, но он не решился. «Яндекс» всё никак не «завяжет» что-нибудь с космосом. У Wargaming тоже есть интересы в этой области. По крайней мере один из совладельцев компании вложился в российский ракетный стартап. Я им тоже предлагал идею сделать луноход — лунный танк — отличный пиар для «танчиков».

Кустарное производство и пузырь многоразовости

Космонавтику часто сравнивают с эрой интернета, но проблема спутникостроительной отрасли в том, что это кустарное производство. Все вокруг хранят тайны. Как говорится, о каком единении человечества может идти речь, если мы до сих пор не разработали единые стандарты розетки? В космонавтике то же самое: на каждом заводе свои, образно говоря, розетки.

Если в этой отрасли найдётся свой Генри Форд, произойдёт революция, которая позволит сбить цену на спутники в 10 раз. Вопрос не в технологии, а в организации производства и разработке стандартов, принятых для всех.   

Пузырь вокруг многоразовых ступеней действительно есть. На сегодня мировой космонавтике не нужно более 100 запусков в год. Все их Маск никогда не получит, максимум, что ему доступно — около 40. Допустим, он сделал многоразовую ракету, которая может подняться 10 раз. Завод изготавливает её, скажем, за месяц. Получается, за четыре месяца он исчерпает весь объём в производстве, и завод будет простаивать без работы.

Это одна из главных причин, по которой до Маска никто ничего не делал для многоразовости. Это пузырь, когда-нибудь он выбьет все потребности в пусках, и ракеты будут бездействовать, у Маска уже навалом этих ракет. Он это понимает и работает на будущее, придумывая работу для своих ракет и развивая новые рынки. Недавно вот предложил возить пассажиров по земле через космос на своих баллистических ракетах по цене самолётов, еще раньше — отправлять туристов на Луну и запускать спутниковый интернет на 15 тысяч спутников.

«Побывал в Норильске и понял, что город на Марсе не нужен»

Я противник идеи Маска построить утопический город на Марсе. Мне хватило двух дней в Норильске, чтобы понять, что город там не нужен: серые бетонные дома, хмурое небо, воздух, пропитанный испарениями серной кислоты. Но существование Норильска хотя бы экономически обосновано, а вот на Марсе город будет убыточен. Оттуда можно лишь камни возить и продавать на Ebay, как сувениры.    

Когда-нибудь Марс придётся преобразовывать, и все марсиане, которые будут там жить, по версии Маска, в куполах, начнут протестовать. Поэтому лучше повременить лет 300, а потом раскатать планету термоядерными бомбами, и, когда она станет тёплой и цветущей, колонизировать её. А пока есть смысл строить там только научные базы, как в Антарктиде.

Ещё в 80-е годы были большие надежды на перенос производства в космос, хотели выращивать там сверхчистые кристаллы, которые позволят выпускать высокопроизводительную микроэлектронику, лекарства и пр. Но ничего не вышло. За время, пока мы будем делать такой завод и выводить его на проектную мощность, наступит ещё один технологический прорыв, и наш материал окажется либо не востребован, либо найдётся его земной заменитель.

Перспектива добычи ископаемых из космоса появится тогда, когда мы выкопаем всё легкодоступное на земле, и вопрос станет ребром: дешевле лететь в космос или рыть глубже. В какой-то момент цена добычи того, что лежит глубоко под землёй, достигнет цены извлечения того же самого из космоса.

Бум на микроракеты и космические стартапы

Микроракеты (ракеты для запуска любых аппаратов массой менее 500 кг) стали новым модным трендом в ракетостроении, моднее многоразовых ракет. Сейчас, кажется, только ленивый не делает миниатюрные ракеты для спутников: начиная от сооснователя SpaceX Джима Кантрелла и заканчивая вологодскими пиротехниками.

Появляется много микроспутников, и молодые люди проявляют интерес к космосу. А поскольку большие ракеты делать долго, начинают с малого, к тому же инвесторов проще убедить вложиться в «микро». На сегодня самая дорогая ракета в пересчёте на килограмм — это «Пегас», несёт она до 450 кг нагрузки, а её стоимость составляет $50 млн (для сравнения, у Маска ракеты выводят 20 тонн и стоят $60 млн).

Из стартапов в этой области можно выделить новозеландский проект RocketLab. Команда стартапа хорошо совмещает отсутствие инноваций в топливе и их огромное количество в конструкции: углепластиковый корпус ракеты, 3D-печатные компоненты двигателя, электрический привод топливного насоса, о котором раньше и мечтать не могли.   

Но, откровенно говоря, потребность в микроракетах небольшая, да и рынок узкий, поэтому особого смысла делать стартап в этой области нет. Перспектива будет только в том случае, если вы используете это направление как школу перед чем-то более значительным, как, например, Джефф Безос. Для него туризм в космос — это мелочь, отправная точка для его масштабных планов.

 

Фото: Виталий Егоров

Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Телескоп «Иноуэ» снял Солнце в рекордном разрешении
Телескоп «Иноуэ» снял Солнце в рекордном разрешении
Телескоп «Иноуэ» снял Солнце в рекордном разрешении
NASA обновила интерактивную 3D-карту Солнечной системы
NASA обновила интерактивную 3D-карту Солнечной системы
NASA обновила интерактивную 3D-карту Солнечной системы
Впервые опубликован детальный снимок планеты за пределами Солнечной системы
Впервые опубликован детальный снимок планеты за пределами Солнечной системы
Впервые опубликован детальный снимок планеты за пределами Солнечной системы
NASA продолжает получать сигналы от «Вояджера-1» — он летит уже 45 лет. Правда, иногда ломается
NASA продолжает получать сигналы от «Вояджера-1» — он летит уже 45 лет. Правда, иногда ломается
NASA продолжает получать сигналы от «Вояджера-1» — он летит уже 45 лет. Правда, иногда ломается

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.