MISC · 17 апреля 2018, 09:00 · Отдел информации dev.by
Как избегать конфликтов на рабочем месте — и как решать их

Специалист по корпоративным культурам Адриенна Смит рассказала, что может привести к разногласиям между сотрудниками, как предотвратить нежелательные споры и как поступать, если конфликт неминуем.

Конфликты на рабочем месте случаются, когда несколько человек имеют разную точку зрения по какому-либо вопросу и не могут найти подходящее для всех решение проблемы. Столкновения между сотрудниками могут дорого обходиться компании: каждый нерешённый конфликт отнимает около восьми часов рабочего времени. Однако, при правильном подходе они могут стать источником роста и развития предприятия, способствуя введению инноваций, сплочению команды и снижению напряжённости в коллективе.

Причины конфликтов на рабочем месте

Разногласия с коллегами — достаточно частое явление: на протяжении своего карьерного пути около 75 процентов людей сталкиваются с конфликтами на рабочем месте. Причины, которые к этому приводят, можно разделить на 4 группы.

Коммуникация

Как небольшие, так и крупные недопонимания могут стать результатом плохо налаженных механизмов общения в команде. Нечётко обозначенные роли, цели и задачи проектов, неправильно воспринятые комментарии или противоречивые взгляды на одну и ту же задачу — всё это может помешать сторонам конфликта прийти к общему знаменателю.

Реорганизация структуры компании

Некоторым людям сложно переносить перемены: чтобы адаптироваться к новым порядкам, ролям, командам и ресурсам, приходится выйти из зоны комфорта. Вызванный переменами стресс может привести к столкновениям с теми работниками, кто инициировал новые порядки, а также теми, кто сумел перестроиться более или менее быстро.

Конфликт интересов

Конфликты могут возникать тогда, когда у его сторон различные приоритеты в решении отдельного вопроса. Например, если одному сотруднику нужно сократить издержки, а другому — привлечь клиентов, то их подходы к планированию бюджета будут отличаться и обязательно приведут к спорам о том, как лучше организовать кампанию.

Личностные качества

Личные свойства и черты характера каждого человека естественным образом влияют на его подход к работе. Одни люди более энергичны и предприимчивы, другие — робки и нерешительны; одни предпочитают спокойно взвешивать ситуацию, другие — действовать быстро. Для компании лучше всего, когда в команде присутствуют разные типы личностей и уравновешивают друг друга, хотя примирить их может оказаться непросто.

Как предотвратить конфликт на рабочем месте

В идеальной ситуации этим навыком владеют как руководители, так и сами сотрудники. Вот что может сделать руководитель, чтобы обеспечить благоприятную атмосферу в коллективе.

  • Создать корпоративную культуру с чётко обозначенными моделями поведения, взглядами, правилами общения и взаимодействия, обязательными для всех сотрудников;
     
  • Сформулировать общие ценности, которые отражают культуру, видение и миссию компании. Именно этими ценностями должны руководствоваться сотрудники при решении рабочих вопросов;
     
  • Работать над укреплением организационной структуры и 10 её важнейших характеристик: командная работа, инновации, гибкость, коммуникация, взаимопомощь, внимание к здоровому образу жизни, условия труда, ответственность, акцент на достижение целей, поддержка сотрудниками миссии и ценностей компании;
     
  • Корпоративная культура складывается под влиянием определённой команды, менеджмента, ожиданий клиентов и потребностей рынка. Руководитель любой компании должен выделить стратегические особенности её культуры — уникальные черты, которые станут её конкурентным преимуществом.
     
  • Проявлять уважение к сотрудникам. Обратная связь, которую даёт руководитель, должна касаться исключительно выполненной работы, а не личностных качеств сотрудников: так ему удастся не спровоцировать на ответную грубость;
     
  • Поощрять активность сотрудников: они должны знать, что могут позволить себе в корректной форме предлагать альтернативные подходы к решению проблем. Это позволит им чувствовать свою вовлечённость и будет способствовать открытому и продуктивному диалогу.

Как оперативно разрешить конфликт

Рано или поздно конфликты неизбежно возникают в любой команде. Если руководитель сумел выработать эффективные стратегии выхода из конфликтных ситуаций, они никогда не превратятся в разрушительную силу. Напротив, успешное преодоление препятствий сплотит команду, научит проявлять понимание к коллегам, повысит уровень удовлетворённости и инициативность сотрудников. Адриенна Смит предлагает 8 шагов к урегулированию конфликтов на рабочем месте.

  1. Руководителю придётся усадить все конфликтующие стороны за одним столом. Удалённые сотрудники могут подключиться к видеозвонку;
     
  2. Все участники должны высказать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию, а также то, какие варианты решения проблемы они видят. Для начала может понадобиться установить некоторые правила — например, не обвинять или не припоминать давние разногласия;
     
  3. Все сотрудники должны с вниманием и пониманием относиться к тому, что говорят их коллеги: никаких оправданий или поспешных, пока все не получат возможность высказаться;
     
  4. Основные «камни преткновения» следует записать: это позволит убедиться, что все стороны одинаково видят суть проблемы;
     
  5. После того, как все высказали своё мнение по поводу конфликтной ситуации, нужно определить оптимальный способ выхода из конфликта: например, компромисс, решение большинства или одного ключевого сотрудника;
     
  6. Отличным вариантом найти как можно больше потенциальных решений станет мозговой штурм: пусть своё решение предложит каждый участник;
     
  7. Во всех высказанных идеях нужно постараться найти какие-то общие моменты — именно они помогут достичь согласия;
     
  8. К этому времени уже должен вырисовываться общий план действий: даже если это не полноценное решение, в каком направлении двигаться дальше — но уже важный шаг на пути к улаживанию конфликта, который мог казаться непреодолимым.

Когда конфликт выходит из-под контроля, а разногласия превращаются в унижения и нападки, без вмешательства третьей стороны не обойтись. Если в команде постоянно повторяется один и тот же конфликт, а действия сотрудников нарушают кодекс поведения компании или подрывают её ценности, ситуацию обязан взять в свои руки менеджер, руководитель или отдел кадров, если он есть в компании.

Источник: dev.by
Нашли в тексте ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Вакансии
Новые комментарии
Вот смотрите, многие вещи как бы на поверхности. Любой адекватный опытный ИТ-шник вам скажет, что все эти ассоциации ИИ, федерации и прочие профанации, всё это шелуха никому не нужная, и нужная если только для ЧСВ их председателей и членов советов. Сейчас самая насущная необходимость при строительстве ИТ-страны это кадры. И это не только и не столько кадры для ПВТ. Эта не та проблема, которая сейчас закрывается кадрами из россии, украины и даже возвращенцами из США, как здесь. Есть более глобальная проблема с кадрами. Если мы меняем экономику, строим ИТ-страну, то это проблема с ИТ-кадрами для всей экономики: начиная от крупного ИТ-менеджмента ИТ-директоров до последней тестировщицы и сисадмина. И не только их. Сейчас каждый второй специалист должен быть отчасти ИТ-шником. Если мы берем МАЗ или БелАЗ, то в ИТ-стране это уже не будут предприятия в их нынешнем понимании. Они должны стать ИТ-компаниями, как у Маска. Вон точно так же, как идея Грефа - Сбербанк это ИТ-компания с банковской лицензией. Поэтому на МАЗе в ИТ-стране должно работать не 0,5% или 0,05% ИТ-шников, как сейчас (не знаю точно, да это не важно, главное - суть), а 50%, а может и больше. Пусть это не будут все 50% программистов и тестировщиков. Но в любом случае это будут 50% ИТ-шников - людей разбирающихся в ИТ, в современной цифровой экономике и цифровом бизнесе. Вот тогда это будет предприятие ИТ-страны. Тогда хотя бы теоретически появится возможность конкурировать с мировыми компаниями. Пусть даже с тем же Маском. А теперь давайте прикинем, какое количество ИТ-шников в таком случае необходимо в разрезе всей страны? Поэтому толковые уважаемые люди вроде Лознера (или неуважаемый я уже десятый год) и говорят про современный ИТ-университет национального масштаба. Пусть он будет называться как угодно - "ИТ-академия", "ИТ-кластер", пусть он будет построен с нуля или на базе БГУИР, образовательного центра ПВТ или Белхарда или ещё какого-нибудь - это всё уже вторичные вопросы... Пока речь про стратегию и концепцию... Но этот ИТ-университет нужен и должен создаваться с конкретной целью - кадры для ИТ-страны. Не для ПВТ, как сейчас, куда идут лучшие кадры, но который работает на себя, для себя, а не в интересах развития предприятий остальной экономики. И не так как сейчас для остальной экономики - куда идут лузеры не попавшие в ПВТ, которые растворяются в этих 0,05% описанных выше и ничего не могут изменить на предприятиях и делают тоже самое, что и остальные - тупо плывут по течению госрегулирования. Поэтому только когда все предприятия станут одним большим ПВТ - это и будет ИТ-страна. Так казалось бы, что мешает взять не эту девочку, которая при всём к ней уважении, но я не понимаю, какое вообще отношение может иметь к ИТ-стране, а нанять какого-нибудь Богуша или Цепкало. Неужели если взять все их навыки и знания в области управления глобальными процессами такого масштаба (на уровне целого государства), знания в управлении образовательным процессом, те связи, которые есть у этих людей (сравните это всё – с девочкой-пекарем, ещё раз никого не хочу обидеть, просто по фактам и реальному положению вещей) и к этом всему добавить ИТ-экспертизу Мамоненко и его людей, его связи с белорусским ИТ-сообществом и бизнесом – неужели такой союз не смог бы поднять подобный проект? Или хотя бы начать этот проект. Что б остальное ИТ-сообщество + государство подхватило. Проект ИТ-университета, проект, который был бы вкладом в ИТ-страну намного большим, чем любая очередная ассоциация – как бы она там не называлась “искусственного интеллекта”, “блокчейна” и чего там ещё. Почему же они не делают это? Отчасти ответ уже прозвучал выше. Эти все топы и владельцы ИТ-компаний получается, если так по-честному брать - вруны и лицемеры. На самом деле им не нужна ИТ-страна. Какие бы они красивые статьи не писали и интервью не давали. Потому что сами принципы построения ИТ-страны идут в разрез с их интересами. Ведь если будет создан такой университет, сразу встанет вопрос, куда отправлять лучших выпускников? Куда отправлять лучшие кадры? Ведь речь не только про молодежь. А выпускников и квалифицированные кадры надо отправлять в реальный сектор экономики: на МАЗы и БелАЗы и прочие предприятия. В школы, больницы, университеты, органы власти, армию и милицию – всюду отправлять. Что бы во всех сферах создавать ИТ-страну. Так какой владелец ИТ-компании согласиться тратить свои ресурсы на создание такого университета, если потом выпускники должны будут идти не к нему? Нет, на самом дели эти вышеназванные топы и владельцы ИТ-компаний блюдут исключительно свои меркантильные интересы. И им нужен моментальный, краткосрочный эффект. Поэтому занимаются мелким пиаром. Много говорят высоких красивых слов. Но делают гораздо меньшие шаги. Вроде найма не совсем понятной девушки не особо понятно для чего, но не забывая при этом добавить какие то высокопарные слова про “ИТ-страну”.
mihail_che
20.07.2018 в 12:41
Belarusian Dream. Белоруска училась за деньги Госдепа, работала в Нью-Йорке, пекла хлеб в Аризоне, получила американский паспорт — и вернулась строить ИТ-страну

Обсуждение

B22cf3b2327970a0352447b567a4841a?1532046060
+1

Все это здорово, но порой компании и процессы в них представляют из себя такой муравейник (курятник?), что нет никакой возможности разобраться кто прав, а кто виноват. И уж тем более всё разрулить.

Паатаму шта на словах всё просто: всегда можно включить кота Леопольда и с чувством выполненного долга пойти себе дальше. А на практике это такой клубок может быть...

В этой связи любопытно было бы прикрутить к статье опрос в духе: "Как часто конфликтуете?", "Открыто или пассивно-агрессивно?", "Чё делают вышестоящие и те, кто вроде как ответственен за разруливание?"

Missing
+4

нужно регулярно прописывать лещей, чтобы сидели тихо и кодили


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси