БЕЛАРУСЬ · 19 января 2016, 11:20 · matveyfedor
Как мы это сделали. Мобильный маркетплейс Mintpay

В продуктовом проекте dev.by сооснователь белорусского сервиса Mintpay Матвей Федоренчик рассказывает об опыте разработки первого в Беларуси мобильного маркетплейса, который позволяет заказывать и оплачивать услуги, а также принимать платежи с банковских карт посредством QR-кодов (либо NFC) без использования дополнительных устройств.

Идея и её трансформация

Началось всё в недалёком 2014 году. Сидя с другом в кафе, мы подумали, а почему бы не сделать мобильный билетный сервис «без распечаток» — чтобы все билеты удобно хранились в телефоне. В марте 2015-го стартовали как evnts.me. Тогда и вышла первая тестовая версия нашего Android-приложения. Мы не особо понимали размеры билетного рынка в стране. Да и вообще мало что понимали и просто сделали мобильное приложение, потому что у конкурентов его не было. Это и считали своим уникальным торговым предложением.

Однако быстро поняли что билетный рынок в Беларуси достаточно конкурентный, а его объём намного меньше, например, российского. Потому вскоре мы осуществили pivot с ребрендингом и стали позиционировать себя как MintPay — мобильный маркетплейс с возможностью безналичной оплаты по QR-кодам. В маркетплейсе мы решили внедрять только направления с высокой частотой и мобильностью: такси, бронирование, афиша с билетами, оплата по QR в кафе/ресторанах.

Разработка и планирование

Изначально в нашей команде было трое. Я отвечал за маркетинг и продажи, а мой друг и партнёр Сергей Ивончик, Java/Scala-разработчик, занимался сервисами и разработкой Android-приложения. Фронтэнд-разработчик Алексей Авдей разрабатывал наши веб-приложения для клиентов и бизнеса. Чуть позже к команде присоединились дизайнер и iOS-девелопер.

Основным языком мы выбрали Scala. В данный момент сам язык и его инфраструктура позволяют просто и элегантно решать задачи практически любой сложности.

Для своей платформы мы решили выбрать сервисо-ориентированный путь. То есть во главу угла ставим удобный API к своим сервисам, который позволяет легко интегрировать маркетплейс как внутренним, так и сторонним клиентам. В результате, наши мобильные (iOS, Android) и веб-приложения, а также сторонние сервисы, интегрированные с Mintpay, используют одно простое и понятное API.

Долгосрочно мы уже ничего не планируем, поскольку поняли, что в современном мире больше чем на полгода планировать не имеет смысла — всё очень быстро меняется. Потому мы всё время подстраиваемся под рынок и текущие обстоятельства.

Сооснователи Mintpay Сергей Ивончик (слева) и Матвей Федоренчик.

Финансирование

Сервис мы разрабатывали около года. Делали всё на собственные средства. Первоначально совмещали основную работу и стартап, но потом полностью переключились на собственный проект, открыв ООО. Поскольку в команде есть программисты, основные статьи наших расходов — содержание компании, серверов и траты на маркетинг.

Сложности

Они были, есть и будут постоянно — от этого не убежать ни одному стартапу. Мы столкнулись в основном с банальными проблемами: недостатком денег и рук. Также, конечно, обидно, что мы не успели заявить, что первыми в Беларуси сделали доступной возможность оплаты такси в приложении по банковским карточкам. Uber опередил нас буквально на пару дней. Всё произошло неожиданно, и рынок из неконкурентного за пару месяцев превратился в сильно насыщенный. Сейчас всех приложений по заказу такси уже и не счесть, но оплата по картам возможна пока только у нас и у Uber.

Повторюсь: сервис по онлайн-заказу такси — лишь один из векторов развития нашего сервиса. Мы работаем над добавлением в маркетплейс других уникальных сервисов: self-checkout в ресторанах и ритейле, дисконтные программы, бронирование и т.д.

Конкуренты

Прямых конкурентов в Беларуси у нас как таковых нет. Но, понятное дело, как маркетплейс мы конкурируем по всем нишам, в которые входим. И у нас есть свой интерес на определённый процент в них. Так, наши конкуренты на билетном рынке — это крупные билетные операторы (kvitki.by и ticketpro.by), на рынке такси — другие приложения по вызову такси онлайн, в сфере безналичной оплаты — платёжные терминалы и mPOS.

 

Итоги

На сегодняшний день наше приложение позволяет покупать билеты на мероприятия а также вызывать и оплачивать такси (более 400 машин службы 135). Сейчас у нас около 7000 скачиваний на обеих платформах. Главная заслуга приложения в том, что мы даём конечному пользователю мобильность и удобство в оплате. И хотим чтобы MintPay стал Lifestyle-приложением. 

Cейчас мы монетизируемся только за счёт комиссии. Для каждого бизнеса этот процент разный. Но в дальнейшем собираемся зарабатывать на продаже франшизы и дополнительных фишек для бизнеса (например, контактирование с клиентами и сбор информации о них).

Перспективы

Сейчас перед нами стоит задача синхронизировать маркетплейс с системами оплаты в кафе и ресторанах. Чтобы клиент мог по QR-коду легко оплатить свой заказ, а также поделить чек с другом, оставить на чай официанту. Также в ближайшее время мы откроем услугу бронирования: боулинги, квест-румы и прочее. В перспективе мы планируем упаковать наш продукт и продавать готовое решение в другие страны по франшизе либо по white label.

За счет комиссии на самоокупаемость планируем выйти как только наберем критическую массу пользователей. Для Беларуси эта цифра равна примерно 100 000 пользователей.

Полезные ссылки

  • scala-lang.org — основной язык разработки наших сервисов.
  • spray.io — наш основной HTTP-фреймворк.
  • akka.io — Scala/Java фреймворк реализующий концепцию акторов.
  • apidocjs.com — инструмент, который мы используем для документирования нашего REST API.
  • jetbrains.com — продукты JetBrains восхитительны. Мы используем в разработке IDEA, AppCode, Android Studio.
  • bitbucket.org — мы используем BitBucket для хранения кода (для команд до 5 человек приватные репозитории бесплатны).
  • trello.com — простой и понятный «борд», который мы используем для ведения задач.
  • slack.com — командный чат.


А как ВЫ это сделали

Хотите вынести ваш продукт на суд наших читателей? Пишите на editor at dev.by.

Источник: dev.by
Новые комментарии

Обсуждение

Missing
+4

Как много слов о себе, о проблемах. И лишь ролик длительностью меньше минуты рассказывает о самом приложении. Причём большую часть ролика мне рассказывают о том что я и так имею: надоело стоять в очередях (так я и не стою, покупаю билеты онлайн), плати онлайн (так я и плачу онлайн),

надоело хранить бумажные билеты? Мне как то и пофиг. Ну да, можно было бы хранить билет на телефоне. Но мне не рассказывают в ролике, в скольких заведениях я могу показать такой билет. Не показывают, как я могу выбрать интересующее меня место. Даже момент оплаты показан одним кликом. Ну какой там один клик, ребята? Я же должен как-то ввести данные своей карточки или чего-то ещё. А как это вводится, почему не показывается? Как гарантируется безопасность моих данных, если вас там три с половиной человека в команде и вы только стартовали? Надо ли мне вводить всё это в следующий раз снова? Как отменить билет? Какая ваша комиссия?

Вобщем, вы вот вышли пиариться. Я про ваше приложение ничего до этого не слышал. И вы не смогли мне толком объяснить, зачем мне нужно ваше приложение и не смогли убедить, что оно проще, чем у конкурентов. За пиар - двойка. На каком языке написано ваше приложение мне как пользователю глубоко наплевать.

8ea4bf4a05ae8805a5446f31d9187253?1453196719

типичный диванный комментатор)

Missing
+4

А вы типичный белорусский производственник. В этом плане вы ничем не отличаетесь от гос. фабрики. Она что-то произведёт, но никому толком не скажет, что. И почему-то считает, что люди должны сами искать и разбираться, что это такое и зачем оно им нужно. А вместо нормального объяснения посетует, что им не повезло с потребителями, и хорошо бы запретить импорт, заставить куплять беларускае, а ещё вот фотки с турслёта ячейки БРСМ :)

8ea4bf4a05ae8805a5446f31d9187253?1453196719
-1

Раздел называется "Как мы это сделали" поэтому какие вопросы нам прислали на такие мы и ответили, но если вы хотите узнать о сервисе больше то с удовольствием вам напишу)

701ccbac6a142099216f87d5780dd31a?1401052484
+3

А почему нет "guest checkout"? Хотел купить билет на Prodigy, но оттолкнула необходимость регистрации.

Зашел второй раз, чтобы глянуть, может после нажатия на кнопку Регистрация смогу найти "guest checkout", но получил:

This webpage is not available

ERR_CONNECTION_REFUSED

Missing
+1

>> поняли, что в современном мире больше чем на полгода планировать не имеет смысла

это не так.

Picture?type=square

Написали бы уже какая БД, если пишите как делали

Missing
+1

Чую, без NoSQL не обошлось, ведь это модно :)

Missing-male

Нет. У нас Postgres, но с JSON вставками.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

© 2008-2017 Частное предприятие "Дев Бай"
Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси