10 мая 2012, 10:30 · ads - Реклама в dev.by
Как создавать и продавать свои продукты в интернете?

Рассказывает: Александр Швардыгулин, директор по продуктам ARTOX. Сооснователь компании artox.com, ИТ эксперт в стартап сообществах MSW и Gincubator.

Вспомните, что вы покупали последний раз в интернете? Может это был мобильный телефон или преимущества в онлайн игре, а может вы оплачивали контекстную рекламу? Все эти вещи объединяет одно очень важное свойство – это продукты.

Продукт – не уникальная ценность, которую можно продать много раз.

Вы можете возмутиться, почему продукт это не уникальная ценность. Давайте разберемся.

Для начала рассмотрим понятие «уникальность». Уникальными считаются объекты, которые были созданы под конкретные задачи, в творческом порыве или от безделья. Например, портрет изящной девушки с натуры, зубной имплантат или крылатый вертохвост. Все эти вещи, безусловно, имеют ценность, но поскольку они уникальны, то обладать такой ценностью может только один человек.

На создание уникальной ценности затрачивается много усилий, а оплатят ее только один раз.

Это не плохо. Целые секторы экономики работают по принципу создания «уникальных» ценностей. К ним относится разработка программного обеспечения и дизайна на заказ.

Но скажите, создавая уникальный продукт или услугу, разве вы не хотели продать результаты вашей работы несколько раз?

Как можно что-то продать несколько раз без доработок под каждого покупателя? С этого вопроса начинается создание продукта.

Можно назвать следующие условия создания стоящего продукта:

  1. Рынок - есть рынок «неуникальной» потребности
  2. Технология - вы владеете технологией удовлетворения этой потребности
  3. Доставка – есть понимание, как потребители узнают о вашей технологии
  4. Монетизация – потребители готовы оплатить удовлетворение своей потребности
  5. Менеджмент – управление всеми ресурсами для создания и продвижения продукта.

Трудно ли соответствовать этим пунктам? Давайте рассмотрим несколько примеров.

Kuponator.ru – крупнейший в СНГ агрегатор купонных сервисов.

Рынок – растущее число купонных проектов в России сформировало «неуникальную» потребность людей в систематизации предложений о больших скидках в одном месте.

Технология – выпускник БГУИР Марк нашел решение по систематизации купонных предложений в виде агрегатора и сам его реализовал в виде сайта kuponator.ru

Доставка – все люди сами искали решение проблемы систематизации купонов, изначально проект получил широкую известность благодаря «сарафанному радио».

Монетизация – купонные проекты, конкурируя за покупателей, готовы оплачивать хорошую комиссию с продажи купонов через агрегатор.

Менеджмент – Марк на деле доказал свои таланты не только как разработчика, но и как менеджера. Он смог управлять проектом на рынке, растущем с космической скоростью. Подобрал нужных людей, организовал процессы в сжатые сроки. Именно благодаря талантам управленца Марк смог опередить конкурентов и сделать kuponator.ru лидером рынка.

Итог: проект успешно развивается уже 2 года и приносит доход его создателям.

Давайте рассмотрим другой пример проекта, у которого возникли несоответствия по продуктовым условиям.

Sltv.ru – видеокурсы по программному обеспечению

Рынок – покупатели лицензионного программного обеспечения в России желают получать видеоинструкции по использованию купленного ПО.

Технология – инициативная группа организовала студию по записи видео о программном обеспечении, разработала сайт для размещения этого видеоконтента.

Доставка – рассылка информации о проекте по клиентской базе SoftLine, обширная рекламная кампания в рунете.

Монетизация – реклама на сайте.

Менеджмент – компетенций менеджмента sltv.ru хватило на создание неплохого сайта, красивого видео, получение свидетельства о регистрации СМИ за № ФС77-38386 от 10.12.2009 г. Дожить до прибыли не получилось.

Итог: несмотря на большие вливания инвестиций со стороны могущественной компании SoftLine, проект так и не вышел на окупаемость, создал большой убыток и был закрыт.

Большинство проектов, которые стремятся стать продуктами, не соответствуют условиям успеха. В мировом масштабе тратятся огромные ресурсы на запуск и продвижение моделей бизнеса, заведомо обреченных на провал. А успешных стартапов очень мало, вы все их знаете или скоро узнаете.

Что же делать, если вы очень хотите заниматься продуктами? Как добиться успеха?

В стартап сфере есть интересный закон: успеха добивается стартапер, который запускает свой 4-9(!) проект. Т.е. если вы делаете свой 1-3 проект в жизни, велика вероятность, что вы не станете известным и богатым. Зато, вы получите бесценный опыт, лбом столкнетесь с условиями, которым должен соответствовать успешный продукт. Когда же вы все поймете, и у вас хватит сил начать свой 4-ый проект, признание рынка вам обеспечено. Ну, если не 4-ый, то, в крайнем случае, ваш 9-ый продукт купит каждый.

Если же вы не сумели полностью самостоятельно создать продукт и вывести его на рынок, то это не значит, что вам не нужно заниматься этим вообще. Ведь в создании продуктов есть целый ряд интереснейших этапов, где вы можете оказаться лучшим в мире специалистом.

  • Вы можете любить фитнес и станете продукт-менеджером мобильного приложения «Персональный фитнес-тренер».
  • Вы можете быть опытным PHP программистом и разработаете сервис по проверке сайтов на наличие уязвимостей.
  • Вы можете быть выдающимся веб-дизайнером и создадите простые и понятные интерфейсы модуля управления контекстной рекламой.
Главное для вас – это найти команду единомышленников, которые также как и вы хотят заниматься продуктами, а не заказными разработками. Хорошо, если эти люди будут иметь опыт создания и продвижения успешных продуктов на рынке.

Если вы сумели полностью пройти путь выхода на рынок и монетизации своего стартапа, но понимаете, что для развития вам не хватает ресурсов и знаний, имеет смысл найти партнеров, обладающих недостающими у вас ресурсами и опытом.

Посещайте стартап тусовки, знакомьтесь с людьми. Делитесь своими идеями и успехами с широкой аудиторией. Тогда вас заметят нужные люди.

Сегодня компания ARTOX работает над продуктами в сфере интернет-маркетинга и онлайн образования. Мы открыты для общения, обмена опытом и сотрудничества в этих направлениях. Заходите к нам!

Новые комментарии

Обсуждение

931efa0e9a8525a7ea8e6f6505bd2910?1401052320
+2

Не заметил что это на правах рекламы, хотя по статье было видно. А то я думал что реально расскажут как продавать свои продукты в интернете(Где продавать, как это делать в условиях нашего законодательства). Зря потерял время на чтение.

Picture_18250?1356410354

Статья о том, что нужно чтобы создать продукт, который потом купят. Если у вас уже есть такой продукт, могу дать персональный совет, как его продвигать. Пишите здесь или http://ru-ru.facebook.com/people/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%A8%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD/1381996674

425430dd6319f7df5899a4626125ae5c?1427577634
+2

продам бетон. Максим. Звонить после 23-00.

Picture_2702?1356409883
+2

Конспектируйте. Бетон лучше всего продавать в комплекте с тазиками. Отлавливайте клиента, отвозите его на берег Гудзона, аккуратно устанавливаете его в тазик, добавляете туда немного бетона и делаете коммерческое предложение :)

931efa0e9a8525a7ea8e6f6505bd2910?1401052320

Так вы здесь и напишите, думаю многим интересно. Интересует насколько реально продавать продукт в США и Европе. Что легче продавать "ПО как услуга", "ПО доступное для скачивания с годовой лицензией" или опенсорс проект с заключением контрактов на поддержку. С чем будет меньше бюрократических заморочек. Как будут обстоять дела с авторскими правами с учётом нашего законодательства. Реально ли индивидуальному предпринимателю самому продавать продукт или нужно открывать фирму?

Picture_18250?1356410354
+1

"Что легче продавать?"

Проще продавать качественные программные продукты через различные маркетплейсы. Например:

http://www.magentocommerce.com/magento-connect/ - продукты для интернет-магазинов на CMS Magento.

http://developer.force.com/ - продукты для social CRM и др.

В этом случае вы можете сконцентрировать свои усилия на разработке продукта и использовать встроенные в маркетплейс инструменты его продвижения.

Самостоятельная продажа ПО со своего сайта также возможна, но вам потребуется заниматься его маркетингом и обслуживанием продаж в полной мере, а это не дешево.

Missing
+1

Эксперт )))) Спроси у Кирилла (Кирилл Голуб) как просто продавать продукты для Magento. Особенно сейчас начинать там - когда рынок уже поделен. Поезд ушел - все толковое уже сделано, а сделать большой модуль(продукт) для платформы нужно иметь опыт несколько лет работы с платформой. А также несколько человеко месяцев(лет) на разработку , а маркетинг, а видео, а руководства на разных языках . Кто это все делать будет?

Инструменты и в первом примере и во втором - не работают для новичков, там не apple store - новое никто не увидит, там все по популярности ( самое старое) идет. Весь ТОП = самое популярное = далеко не новое. Хоть бы посмотрели ссылки, прежде чем давать их.

Вижу продукты вы не продавали...

Вы еще в Wordpress или Joomla plugins отошлите человека

:)

Picture_18250?1356410354
-1

По поводу поделенного рынка. Любой рынок поделен. Даже семечки продавать на базаре сложно. Нужно конкурировать с существующими игроками, быть лучше и привлекательнее для покупателя, чем они.

И не нужно считать продуктами только ПО. Сегодня в продуктовой упаковке можно продавать контент, полезные функции и даже советы.

Picture_18250?1356410354
-1

И, кстати, белорусские продукты могут конкурировать за счет: изящной логики, дизайна и юзабилити, цены, доставки, креативной рекламы, PR.

Понятно, что не у каждого есть крутой дизайнер, продукт-менеджер, маркетолог и т. п. Не каждый умеет управлять коллективами людей 100+. У многих нет денег на все это. Еще у большего числа людей на все не хватает времени. Поэтому и нужно обмениваться опытом, знаниями, сотрудничать для создания крутых продуктов и их продвижения на мировых рынках.

Хотя и можно ограничится своими амбициями, мечтать о славе и богатстве, но бояться делать, опасаясь конкуренции. Тогда нам с вами не по пути.

Missing
+3

Вам не в ИТ работать нужно, а идти в политику - и там по ТВ задвигать подобное.

Белорусские продукты (внутренний рынок) - копии русских, а русские в лучшем случае копии американских. По итогу развития и эволюции - копия не может победить оригинал, так как пока ты копируешь - кто то выпускает абсолютно новое и твое старье уже не нужно. Иначе весь мир ездил на китайских машинах и использовали ZTE телефоны - и тут это используется только от бедности...

Обмениваться опытом будут, только те кто поднял свой миллион , и амбиции жмут (мое мнение) или донести хочется новым поколениям. Вон как тут за последний год активизировались Кирилл (Aheadworks) , Михаил (Taucraft), Юрий (Viaden) - все пишут и пишут ;)

Может вы по делу напишите: например про то как вы рулите свои порталом ?

Мне вот интересно как на микро рынке с жмотами заказчиками вам удается выживать и свой миллион вы уже подняли или еще в начале пути... ?

Вот вы в Россию лезете сейчас, а я с 2007 года принципиально не работаю с русскими ( не люблю проекты по пилению бюджета и заказчиков непрофессионалов даже в своей сфере работы) - расскажите как сейчас там - все по прежнему... может уже не тупо копируют зарубежное ? может чего свое придумывают, а вдруг уже и бюджеты не осваивают... может пора вернуться?

Если будете отвечать - то хотелось только прямых ответов, а то вы все больше про космические корабли...

P.S. Извините за манеру общения, но не терплю бла бла не поделу , а Ми жи с вами таки интеллихентные люди да? Но давайте таки по делу ....

Picture_18250?1356410354

Пресловутый миллион покорился нам несколько лет назад. Сейчас мы мыслим другими масштабами. Мы научились работать на "бедном" белорусском рынке, успешно продвигаемся на "шальном" российском рынке и готовимся к выходу на "конкурентный" западный рынок.

Согласен, что опыт успешных и крупных компаний очень интересен. Но опыт бывает разный и часто молодые люди и новые компании имеют более ценные для развития знания, чем те, кто уже давно работает на каком-то рынке.

Вернуться на российский рынок примерно также не просто, как выйти на западный. Разные подходы нужны. В России по прежнему копируют Запад, грешат распилами. Но наметилась тенденция к выбору подрядчиков на рыночных условиях, т.к. бизнес желает получать результат. И мы сейчас этим пользуемся.

И мы в ARTOX любим придумывать свое. Это всегда не просто, дорого и жутко интересно.

Missing

Вот уже живее, вроде даже с человеком начинаю говорить, а не с роботом - автоответчиком использующим цитаты из бизнес книжек.

Я имел ввиду свой личный миллион, так сказать свободных денег ;) Можно и в карман, а можно и в дело - если вам он покорился - то я иду еще раз перечитывать вашу статью, может при прочтении найду что то и для себя интересное, что пропустил читая первый раз...

А если вы имеете в виду миллион оборота, то это любая оптовая фирмочка "рога и копыта", делает за год не напрягаясь

Может быть расскажете - про продукты и способы их продвижения на "конкурентом", "шальном" и "местном рынке" , в чем разница, какие подходы, методы, способы. Что выстреливает и на каком из рынков? Вот это было б по делу и интересно - а пока ответы на текст говорящих голов из Телевизора похожи. Вы же себя как профессионал и эксперт позиционируете - вот очень хочется получить ответы профессионала.

Я вот считаю, что продукт должен иметь 3 качества: 1) Простой, 2) Вовремя 3) его должны рекомендовать друзьям

А как вы считаете ?

Picture_18250?1356410354

C вашими качествами продукта я полностью согласен. Могу добавить, что эти качества ничего не дадут, если ваш продукт не лечит какую-то боль потребителя. А вот определить эту боль, т. е. в терминах статьи выше - неуникальную потребность, наипервейшая задача продукт-менеджера.

По работающим инструментам на рынках: местный - активные продажи+PR, шальной - активные продажи+связи+PR, конкурентный - качество продукта+PR.

По деньгам. Если рынок интернет-рекламы в Беларуси оценивается в 9 млн. дол. в год, то мы занимаем его треть. В России мы выйдем в ТОП 10 рекламных агентств в интернете в 2013 году и будем делить рынок в 900 млн. дол. в год. Запад для нас новая тема и туда мы выйдем с продуктами для интернет-маркетинга коммерческих веб-сайтов. Пока цифр нет.

Picture_432?1356409809
+3

Продавать надо охрененные вещи. Их легко продавать как угодно и через что угодно. Осталось только сделать охрененную вещь. А вот с этим у 99% людей проблемы. Нам не удавалось сделать охрененную вещь на протяжении 8 лет. И только сейчас, кажется, начинает получаться.

Picture_18250?1356410354

Именно так. И в одиночку такие вещи не делаются. Крутой идее нужна крутая реализация крутой командой.

Picture_2702?1356409883
+5

Еще нужен крутой директор по крутым продуктам, который будет писать крутые рекламные статьи на крутых сайтах.

/извините, не смог смолчать! :)

Missing

1) Продавать продукт в Европе и США реально - продукт должен быть ПРОДУКТОМ, потому что как и у нас так и у них лучший двигатель продаж "сарафанное радио" - те же отзывы и посты в блогах, на своих стенах в соц сетях = это все и есть современное "сарафанное радио"

2) Легче всего продавать open source - потому что за него платить не нужно :), а вот продать платную или расширенную версию - сложнее чем ПО для скачиваний или ПО как услуга. Потому что ваш open source - должен быть продуктом, который не только скачали, поставили и удалили, но и продуктом, который длительное время используют и хотят расширить функционал. И в ИТОГЕ покупают ПЛАТНУЮ версию.

3) Авторских прав в РБ нет, поэтому при достижении определенного уровня - придется открыть фирму там. Также продукт должен быть уникален и обновляться = проще его купить и платить за обновления и поддержку , чем делать свое или пользоваться ломанной версией.

4) Реально вам продавать продукт и предпринимателю и даже Васе, сейчас есть кучу платежек plimus, 2CO и тд, которые привязываешь к сайту и продаешь или используешь appstore - их сейчас тоже кучи, все с apple store копируют. Дальше выходишь на определенный уровень - думаешь дальше про фирму и тд.

5) Если продукт гавно - ничего не поможет, если продукт гениален = придумал что то простое, вовремя и к месту, то будет все ОТЛИЧНО, только у нас тут все копируют в основном = продукт(сервис) гавно.

425430dd6319f7df5899a4626125ae5c?1427577634

Александр, коль вы уж представляетесь тут неким експертом по продуктам в сети, написали бы какие есть бизнес-модели продуктовых бизнесов со всеми ньюансами, какие есть типы продуктов, как систематизируются продукты по отношению потребитель-поставщик, ну и так далее, например, рассказать нам подробнее, что такое Value Proposition, чем отличается membership от pay-per-usage, что такое лицензирование и многое многое другое...

кстати, касательно бизнеса по разработке заказного софта — это своя ниша, со своими плюсами и минусами. Деньги там делаются по-другому, там тоже все хорошо (хоть и хуже, чем у продуктовиков). Так что сравнивать тут наподобие «теплого» и «мягкого» примерно получается.

Я не совсем согласен с тем, что продукт не содержит в себе уникальной ценности. Ну, в том понятии, в котором вы описали — да. Но в нормальном понятии уникальной ценности — еще как содержит, иначе бы его никто не купил :) Уникальность понимается в смысле отличия от конкурентных продуктов (если они есть).

Ну и по поводу процесса посредине «стартапера» и «потребителей» — тоже, пожалуй, не соглашусь.

P.S. Да, вы давайте редактору какому текст на проверку, «неуникальная ценность» также как и «небольшой дом» пишется слинто, «несмотря» — слитно, ну и так далее.

425430dd6319f7df5899a4626125ae5c?1427577634
+1

а то люди ж сейчас начитанные, не пойдут к вам работать :)

425430dd6319f7df5899a4626125ae5c?1427577634
+1

да и насчитанные тоже :)

Picture_3544?1356409909

Макс, ты крутой!

Не могу поверить, что я с тобой до сих пор не знаком.

425430dd6319f7df5899a4626125ae5c?1427577634

Ну, познакомимся, че. Буду в Минске летом, кстати.

Picture_3544?1356409909

Ура! К нам едет Гулевич!!!11

Picture_18250?1356410354

Максим,

согласен, что у каждого конкретного продукта есть свои особенности жизненного цикла. И можно углубиться в понимание моделей монетизации, формирования полезности. Но лучше это делать на конкретных кейсах.

Я ежедневно сталкиваюсь с задачами создания новых продуктов, улучшения существующих, реабилитации устаревающих. Всегда задачи решаются схожими методами, суть которых освещена в этой статье.

425430dd6319f7df5899a4626125ae5c?1427577634
+1

ну ок, я вам про стройку, а вы мне про космические корабли, игнорируйте тогда мои комментарии.

Missing-male
masterjus
– Technical Lead в Акавіта

-2

>> Это не плохо.

Тут тоже слитно должно быть.

Picture_572?1356409814
agentcooper
– PM в Softeq Flash Solutions

Не столь очевидный случай. Слитно следует писать, если имеет место утверждение, (это неплохо = это хорошо). Если же имеет место отрицание того, что "это" плохо - пишем раздельно. "Это неплохо." и "Это не плохо." - фразы имеющие слегка разный смысл. Посмотрите к примеру вот здесь http://www.ug.ru/archive/26204 .

Missing-male
masterjus
– Technical Lead в Акавіта

есть очень простое правило,которому научили меня в школе: пишется слитно с "не" если можно заменить на слово без "не". "Это хорошо. ", "это сойдет", "это нормально" - все может подойти по смыслу как замена, значит пишется слитно.

Picture_572?1356409814
agentcooper
– PM в Softeq Flash Solutions

-1

Школа не вуз, там упрощают многие вещи - чтоб мозг не взорвать. Если взять математику - сначала учат, что из меньшего числа нельзя вычитать большее, потом - что из отрицательных чисел нельзя брать корень и т.д. С языком аналогично - школьная программа упрощает. Я вам ссылку привел - посмотрите первое правило:

****

НЕ пишется раздельно:

1. Если на частицу падает особый смысловой акцент, который, в частности, может быть выражен лексически с помощью слов отнюдь не, далеко не, а также в конструкциях типа больше не, если бы не, если не... то, еще бы не, не так и не иначе, не только не... но и, не... ли, неужели не, разве не, чуть ли не, это тебе (кому-то) не.

****

В обсуждаемой фразе легко можно распознать вариант "это отнюдь не плохо" (исходя из предыдущей фразы, которая не оставляет места даже для двузначности толкования), поэтому писать в данном случае следует раздельно.

Missing-male

>Посмотрите к примеру вот здесь http://www.ug.ru/archive/26204

Вот уж действительно — УГ.

Розенталя надо смотреть. Например, Розенталь-99, глава XVII, раздел §71.

Дитмар Эльяшевич — рулит. Даже сотоварищи — эти самые «сотоварищи» пока еще не успели испортить справочник.

Picture_572?1356409814
agentcooper
– PM в Softeq Flash Solutions

Розенталь так Розенталь - прочтите пункт 3 указанного вами раздела и Примечание 1 к этому пункту. Слитно следовало бы писать, если бы фраза могла быть заменена фразой "Это хорошо".

Missing-male

>Розенталь так Розенталь - прочтите пункт 3 указанного вами раздела и Примечание 1 к этому >пункту. Слитно следовало бы писать, если бы фраза могла быть заменена фразой "Это хорошо".

Мы, похоже, друг друга неправильно поняли.

По вопросу правописания частицы «не» — у Вас все правильно, Ваши оппоненты — заблуждаются.

Мое недоумение — по поводу источника, выбранного в качестве примера; он, мягко говоря, неудачен в справочном плане.

Picture_572?1356409814
agentcooper
– PM в Softeq Flash Solutions

Я Вас действительно недопонял - извините. Источник я выбрал из пачки прочих, потому что этот момент в нем изложен максимально просто. У Розенталя все же надо прилагать некоторые интеллектуальные усилия - разбираться с кажущимся противоречием пункта два пункту три, с неявным (без союзов а и но) противопоставлением.

A5ab7b3fe81d422f20326b8d700a2027?1365455433
Дмитрий Трубников
– UI Visual Designer senior в gDev

вот как продать такое например?

iDontCare on Google Play!

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.polontech.android.idontcare

http://itunes.apple.com/by/app/idontcare/id505288821?mt=8

идея отличная, но остальное...или помощь в ее доработке и т.д

Picture_18250?1356410354

Лучше всего продаются продукты в месте возникновения потребности в них. Когда у людей возникает потребность в вашем продукте? Где они в это время находятся в интернете?

Missing-male

Вы меня конечно извините, но эта ахинея реально продается?


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси