03 февраля 2017, 10:00 · ads - Реклама в dev.by
Как в Минске работают с западными стартапами и обучают кофеварки делать покупки в интернете

Команда Emerline существует с 2011 года, но отдельным брендом группы компаний LeverX стала относительно недавно. Основное отличие Emerline от других команд  фокус на мобильной и веб-разработке. Команда работает не по обычной аутсорс-модели, а исполняет роль Technology Partner, помогая клиенту найти лучшее технологическое решение, сделать по-настоящему хороший продукт. В результате на проектах стало больше свободы в выборе технологий и инструментов, методологии ведения проекта.

Маркетинговый отдел компании пообщался с ведущим разработчиком на проектах Emerline Антоном Ахрамовичем о том, чему научили пять лет работы с западными стартапами.

Разработка для стартапа —​ всегда творческий процесс

Антон, мы знаем, что ты с командой с самого начала и успел поучаствовать в большинстве проектов. С чего началась работа со стартапами?

Антон Ахрамович— Первый контракт со стартапом мы подписали в 2011 году. В команде тогда было всего 5 человек, и у нас уже был большой опыт работы с крупными проектами.

Мы были готовы работать на проекте с очень слабо задокументированными требованиями, без спецификации, грубо говоря, над «​​идеей на салфетке»​. Ведь когда нетехнический человек хочет основать стартап, ему очень тяжело правильно передать свое видение конечного продукта. Важно подобрать команду, которая сможет воплотить неясные идеи основателя и творчески улучшить продукт в ходе разработки.

Позже у нас появилось ещё несколько проектов для фирм-стартапов, которые тоже искали команду для создания продукта.

Нужные люди в нужных местах

— А как построена ваша команда? Сколько человек сейчас работает над проектами?

— Сейчас в команде около 60 человек и мы продолжаем расти. В компании существует гибкость позиций —​ если что-то интересно, мы даем возможность изучать и применять новые технологии и инструменты.

Когда новый человек приходит в команду, у него есть возможность без спешки посмотреть на проекты, на код, который написали его коллеги, дать свой фидбэк, предложить улучшения.

Вообще у нас только положительное отношение к новым идеям, к тому, как можно сделать что-то быстрее или качественнее, улучшить проект. Мы часто стараемся идти навстречу видению команды.

В крупных компаниях большие «​​устаканенные»​ проекты часто продолжают дорабатываться на старых инструментах. Мы постоянно отслеживаем новые технологические тренды и выбираем оптимальные для проекта инструменты и технологии. Наша команда отдает себе отчёт, что ответственность за выбор новых технологий целиком и полностью лежит на нас.

Тем не менее, мы придерживаемся концепции строгого соответствия задач сфере компетенции сотрудника и следим, чтобы каждый человек находился на своём месте. За счёт четкого разграничения обязанностей мы позволяем сотрудникам специализироваться именно в своей сфере, в том, что получается, и оттачивать нужные навыки с каждым годом.

Мы берём людей не на проект, не тушить пожары, а дополнить команду новым навыком или уникальным опытом работы.

Мы будем автоматизировать все процессы!

 Раз уж мы заговорили о новых технологиях, как вообще получается выкроить время для изучения нового, работы над собственными проектами?

— Компания ежегодно выделяет бюджет на R&D. Сейчас мы исследуем возможности применения на практике технологий Blockchain, IoT и дополненной реальности, а на текущих проектах внедряем наработки по Intelligent Applications, машинному обучению и Ambient UX.

К примеру, в 2016 в рамках сотрудничества с SAP мы начали автоматизацию офиса. Наша команда разработала и внедрила у себя proof-of-concept умной кофемашины —​ проект, который готовился для SAP TechEd 2016 в Лас-Вегасе.

На машину была установлена умная система датчиков, которая анализировала потребление кофейных зерён и прогнозировала, когда они закончатся. Блок датчиков регистрировал акустические и вибросигналы во время заварки кофе и посылал информацию на сервер. Сервер на основе полученных данных определял тип напитка, который выбрал пользователь.

Зная расход кофейных зёрен для каждого типа кофе, оказалось нетрудно посчитать, когда запасы следует пополнить. Запрос на закупку новой партии кофе формировался заранее на основе данных сервера и поступал на email офис-менеджера.

В дальнейшем мы планируем полностью автоматизировать процесс и интегрировать сервер с SAP-системой. Возможно, в будущем похожие блоки найдут применение в анализе шумов двигателей машин и станков и в сборе данных о работе любого оборудования в реальном времени.

Новые решения для старых проблем

— Вернемся к теме стартапов. Расскажи про наиболее интересные проекты, с которыми работала команда.

— Один из стартапов, с которым мы работали, уже имел готовый успешный продукт систему учёта и организации материальных ценностей. Она обрабатывала тысячи единиц офисной техники и прочего инвентаря каждый день. Проблема заключалась в том, что со временем в данных накапливались ошибки. Выявить их ручным способом было нереально. Нас попросили найти решение.

Как привести в порядок десятки тысяч учётных записей вместе с их историей изменений? Мы предложили стартапу разработать и интегрировать систему анализа информации на базе технологий машинного обучения.

Алгоритмы решения постоянно анализируют данные и выявляют аномалии в них. К примеру, не только люди меняют параметры оборудования, но и алгоритмы и коннекторы, которые собирают информацию с нескольких систем. Программа сравнивает между собой эти куски и выявляет ошибки, которые исправляет самостоятельно или передает на обработку человеку.

Решение понравилось клиенту, а нам понравилась возможность применить интересные технологии на практике, выйти на новый технический уровень. Включение машинного обучения стало большим плюсом и в продвижении стартапа.

Когда клиент далек от технологий

— Ты говорил, что на многих проектах пришлось поработать с нетехническими специалистами. Тяжело ли найти общий язык с людьми, далекими от технологий?

 Зависит от человека. К примеру, одним из первых клиентов компании стал бывший дистрибьютор алкогольных напитков. Как профессионал с двадцатилетним опытом работы он отлично знал главную проблему индустрии —​ полное отсутствие автоматизации.

Владелец стартапа очень нам помог. Он создал для нас эпичный документ с подробным описанием рабочего дня торгового представителя —​ куда он ездит, что и зачем там делает. А чтобы понять проблему ещё глубже, один из наших разработчиков поехал в командировку и провёл несколько дней, работая вместе с торговыми представителями. Это помогло нам увидеть процесс глазами пользователей будущего продукта и составить четкое техническое описание и логику системы.

Торговые представители —​ не слишком технически грамотный народ. Наша программа облегчает работу далёких от технологий людей. Все направлено на то, чтобы увеличить скорость ввода данных. Здесь вообще нет полей, где нужно вводить текст. Местоположение магазина выбирается на карте из заранее известных локаций. Фотографии автоматически получают метку времени и места, где они были сняты.

Экономия времени для торговых представителей вышла колоссальная. Вместо того, чтобы сидеть вечерами дома и делать отчеты, в 3 часа дня вся работа уже железно закончена.

Большие преимущества работы со стартапами

В чём, на твой взгляд, основные отличия работы со стартапами, какие плюсы и минусы?

— Скорее особенности. Мы практически не работаем со стартапами из СНГ. Наши клиенты —​ это стартапы из США и Западной Европы.

Стартапы гораздо охотнее идут на применение новых решений и фишек, больше доверяют технической экспертизе команды разработчиков. Автономность нашей команды гораздо выше, чем на классических крупных проектах, быстрее растут знания и опыт. Работа со стартапами позволила нам полностью сконцентрироваться на новых технологиях и подходах, не зацикливаясь на проторенных путях разработки.

Разработчикам часто приходится работать с клиентом на месте, чтобы лучше понять пользователей, специфику и проблемы бизнеса, логику будущей системы. Работа непосредственно с основателем положительно сказывается и на результате.

При открытом канале коммуникации с ключевыми людьми в стартапе нет эффекта «​​испорченного телефона»​, любой член команды может обсудить проблему или внести предложение о том, как что-то улучшить.

У нас появился богатый опыт в сфере бизнеса, понимание бизнес-процессов, которое в сфере ИT найти сложно. И мы как разработчики постоянно пытаемся предложить какие-то интересные решения. У нас есть опыт визуализации данных, стандартов дизайна современных приложений, опыт работы с инновационными решениями – методами машинного обучения, дополненной реальности, интернета вещей.

Мы даже решили инвестировать в перспективные стартапы. В компании также работает программа, по которой интересный для нас стартап может получить до 40 часов бесплатного времени разработки.

Конечно, перед вложением средств мы тщательно изучаем будущий продукт и анализируем его перспективность, делаем эдакий reality check. Но это нужно как раз для того, чтобы финансировать наиболее талантливые команды и самые классные продукты.

Все стартапы, с которыми мы работали и сотрудничаем до сих пор, достаточно успешны. Одни из них получили новые инвестиции и развиваются дальше, другие дошли до этапа продажи бизнеса. 


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси