БЕЛАРУСЬ · 15 февраля 2017, 15:49 · DianaVasileva - Author в dev.by
Как заработать на создании чат-ботов: опыт белорусского стартапа BotCube

Прошлогодний бум чат-ботов начался с открытия мессенджерами своих API. Для компаний это возможность решать множество бизнес-задач, а для разработчиков — открывать новые горизонты. Белорусский стартап BotCube около двух лет занимается созданием и продвижением ботов. CEO компании Василий Шинкоренко рассказал dev.by об опыте разработки, монетизации, собственных ошибках и перспективах чат-бот-индустрии.

Команда BotCube: Василий Шинкоренко (слева) и Максим Абрамчук

Пользовательский опыт меняется на глазах

— В сентябре 2015 года, когда мы выиграли Fintech Minsk Hackathon с проектом «Альта» (чат-бот для обучения финансовой грамотности), мы были фактически единственной командой, которая создавала ботов. Примерно в то же время появились ребята, разрабатывавшие Telegram-бота для автолюбителей Belarus Auto Bot​. За 2016 год этот тренд настолько вырос среди разработчиков, что на всех последних хакатонах как минимум несколько проектов были связаны с ботами. Причина такой популярности — открытие Telegram Bot API, за которым последовали остальные крупные мессенджеры.

Мы живём в удивительное время, когда пользовательский опыт меняется на глазах. В среднем человек постоянно пользуется только 3-5 приложениями, половина из которых — мессенджеры. Сервисы для мгновенного обмена сообщениями уже популярнее соцсетей. Ещё в начале 2015 года четыре крупнейших мессенджера обошли по числу активных пользователей в месяц (MAU) четыре крупнейшие соцсети.

На наш взгляд, представление о коммуникации с бизнесом кардинально изменится в ближайшие годы. Мессенджеры станут полноценными платформами с интегрированными мини-приложениями для проведения транзакций, заказов и пр.

Хороший опыт интеграции огромного количества приложений в мессенджер WeChat. Результат — WeChat частично заменил App Store в Китае. Рано или поздно к этому придут и все остальные платформы.

Превращение мессенджеров в многофункциональные платформы уже происходит. Примеры тому — Telegram Gaming Platform 1.0, игры и платежи в Facebook Messenger. В них есть встроенные webview, мгновенный просмотр статей и платежи. Кроме того, недавно Telegram запустил интеграцию с IFTTT, которая позволяет управлять 360 сервисами и интеграциями прямо из мессенджера. Мы с вами являемся свидетелями того, как платформы объединяют всевозможный функционал, чтобы давать пользователям всё, что им нужно, в одном приложении.

В конце 2016 года портал Business Insider проводил исследование, насколько лояльно к чат-ботам относятся бизнесы и сами потребители. Выяснилось, что около 80% компаний к 2020 году планируют обзавестись ботами.

Приблизительно 44% американцев хотели бы пользоваться чат-ботами для клиентского обслуживания, а почти половина населения США в возрасте 18-55 лет уже пользовалось ими хотя бы один раз. Кроме того, более 37% опрошенных готовы делать покупки с помощью бота.

Рай для бэкенд-разработчика

Как говорит мой партнёр Максим Абрамчук, разработка бота — это настоящий рай для бэкенд-программиста. Минимальную версию продукта можно сделать в одиночку — не нужен ни мобильный разработчик, ни дизайнер. Для разработки бота необходимо знать хотя бы один из языков серверного программирования (Python, Ruby, Node.JS, PHP) и уметь работать с RESTful API, которые предоставляют платформы (мессенджеры).

Инженерам, которые собираются разрабатывать ботов, для начала стоит определиться с направлением, поскольку боты бывают двух типов:

  1. «Умные» боты (понимают естественные языки), которые используют логику при построении диалога или обработку естественного языка (NLP) и машинное обучение (ML) для формирования ответов на сообщения. Или и то, и другое.
     
  2. Скриптовые боты (не понимают естественные языки), в которых весь диалог — это заранее сформированный шаблон, а «скрипт» — это дерево решений, в котором ответ на вопрос открывает новый, заранее запрограммированный сценарий. Диалоги в них обычно линейны и структурированы.

Скриптовые боты очень просты в разработке, создавать их можно на таких платформах, как motion.ai, chatfuel и manychat. Эти платформы хороши для написания прототипов, но качественный продукт для бизнеса на них построить сложно. Часто бота нужно интегрировать в бизнес-процессы компании, подключить к CRM-системе и аналитике, а функционал этих платформ ограничен и не позволяет этого сделать.

Для создания «умного» бота нужно реализовать обработку естественного языка. Не обязательно создавать своё решение, для базовых задач достаточно готовых сервисов, например, wit.ai, api.ai, Microsoft Bot Framework, LUIS. Мы используем wit.ai и несколько написанных нами библиотек для распознавания естественного языка и построения логики диалога.

Также разработчику бота не помешают знания алгоритмов распознавания естественного языка (на Quora есть хороший ответ с ресурсами). В последнее время появляются подкасты, посты и целые курсы на эту тему, например, курс от Microsoft по разработке ботов на их платформе.

Монетизация ботов

Способов заработка на ботах достаточно много. Люди уже готовы платить за советы или помощь, которую они получают через бота — эта модель называется cost-per-conversation. По этой модели работает один из самых популярных ботов в b2c-сегменте Sensay (более 1,5 млн пользователей).

Следующая модель монетизации ботов — это аффилиатные или партнёрские программы. Один из самых популярных ботов, использующий эту модель — Snaptravel. Бот общается с человеком и предлагает ему продукты, например, бронирование отеля. Если тот совершает покупку, разработчик бота получает платёж от Booking.

Одна из самых интересных бизнес-моделей для разработчиков ботов — это продажа данных. Крупные бренды готовы платить за информацию о пользователях, а боты умеют её собирать прямо в диалоге, задавая простые вопросы. Оформленные чаще всего реализовано в игровой форме. Отличный тому пример — бот Swelly (2 млн пользователей), который присылает людям картинки и предлагает выбрать понравившийся вариант (например, Nike или Adidas). Недавно команда Swelly анонсировала перенос всего функционала мобильного приложения в Facebook Messenger.

Также боты могут проводить предпродажу и генерировать просмотры или заказы, предоставляя пользователям интересный контент и привлекая их на сайт сервиса, как это делает BreakingSports

В e-commerce боты стали популярны и работают по схожей модели с сайтами и приложениями: пользователи получают контент и оформляют заказ, а разработчики получают процент от транзакции. Например, бот Eva для Slack, через которого можно заказывать подарки.

Ещё одной популярной моделью монетизации можно назвать Bots-as-a-Service — когда разработчики продают бота по модели SaaS. Компании уже платят за такие продукты, большинство из них — это боты для бизнеса. Например, бот SmartSub, с помощью которого можно создавать сайты и настраивать контекстную рекламу в Telegram. Ещё один хороший пример — бот для Slack Statsbot, позволяющий задавать вопросы различным параметрам аналитики («Сколько пользователей у нас было в прошлом месяце?»). В январе этот бот поднял раунд инвестиций в $1,9 млн от 500 Startups, фонда Эрика Шмидта и других инвесторов.

Белорусский стартап Tap2Pay (Победители недавнего конкурса BelBiz Battle — Прим. dev.by.) тоже относится к такой модели. Ребята разработали бота, который позволяет делать платежи внутри мессенджера, при этом комиссия не больше, чем в стандартных сервисах перевода.

Просчёты всплывают на этапе бета-тестирования

Основное предназначение персонального ассистента Virtz, которого мы сделали во время прошлогоднего чат-бот-хакатона в Минске — экономить время бизнесменов, менеджеров и других занятых людей. Virtz задумывался как iOS-приложение, которое позволяет за 1 минуту создать личного бота-ассистента в Facebook, который может отвечать на сообщения, назначать встречи, добавлять их в календарь, присылать собеседнику местоположение и т.д.

Первую версию продукта мы сделали в течение месяца и после бета-тестирования поняли, что у нас есть проблемы.

Первая — Facebook позволяет интегрировать бота только в публичные страницы, а людей, ведущих их, совсем немного. Это «налог» на пользователя, людям нужно создавать новые страницы, продвигать их, и, конечно, такая затея не могла им понравиться. Если бы на тот момент в Facebook была возможность интегрировать бота в личную страницу пользователя, думаю, мы получили бы другие результаты.

Вторая проблема — не оправдалось наше предположение о ведении личного календаря. Выяснилось, что есть три варианта того, как наша аудитория это делает:

  1. Не ведёт вообще, заполняя редко и только важные события.
  2. Имеет личного ассистента.
  3. Активно ведёт календарь.

В первом случае пользователям автоматическое заполнение встреч не нужно, человеку с личным ассистентом бот тоже не особо полезен, а людей, активно ведущих календарь, слишком мало. Поэтому функция была невостребованной.

После этого мы решили протестировать другую категорию — людей, у которых есть публичные страницы в Facebook: блогеров, футболистов, певцов и пр. Немного скорректировав сам продукт, мы начали работать с новой аудиторией. На этот раз столкнулись уже с другой проблемой: цикл продажи бота знаменитостям — длинный и затратный. Много нюансов нужно оговорить, обучить бота, чтобы он понравился его владельцу.

Тренд ботов для знаменитостей сейчас набирает популярность в США и Калифорнии. Те модели, которые мы сделали, получились достаточно интересны (например, бот для белорусского YouTube-блогера с 765 тыс подписчиков). В итоге мы пришли к выводу, что в этом сегменте хорошо продаются только готовые продукты, а не платформы для создания ботов, как в случае с Virtz — у знаменитостей нет времени делать ботов самостоятельно.

И конечно же перед разработкой продукта нужно проводить тщательный анализ рынка и целевой аудитории, чтобы понимать, какие проблемы и для кого вы решаете. Мы обожглись на этом ни один раз.

Сейчас создаём не только ботов, но и всю стратегию компании в новых каналах взаимодействия с клиентами. Наши клиенты — это компании из Великобритании, Германии и Литвы, также мы работаем с несколькими белорусскими брендами и агентствами. Например, месяц назад для digital-агентства UFOX делали бота, который поздравлял их клиентов с Новым годом.

Кроме чат-ботов мы видим перспективу в голосовых девайсах и ассистентах — их число в этом году достигнет 33 млн — почти вдвое больше по сравнению с 2015-м.

18 марта 2017 года в Минске пройдёт Chat Bot Conference. Подробнее о мероприятии — в календаре dev.by.

Источник: dev.by
Новые комментарии
Две фотки каких то документов-бэйджей-пластиковых-карт-доступа на фоне ковра. Может по задумке автора статьи и редакции эти вещи позиционируются как какие то артефакты, которые должны вызвать некий благоговейный фанатичный трепет у читателей-ИТ-шников не работающих в Microsоft? Хз... мне трудно судить... Пять фоток с парашютами на фоне белорусских березок и белорусских самолетов при том что цитата "В Беларуси нет ни инфраструктуры, ни адекватных законов, ни денег и желания" тоже не поддаются логическому объяснению. И как бы и все фото... Уважаемые девочки из дев.бай (слово "журналисты" ну как то совсем язык не поворачивается сказать)! Не нужно выключив мозг публиковать в статье просто все, что вам дали, фотографии подряд, без разбору, по принципу "и так сойдет". Визуальная составляющая в статье должна нести определенный, чётко улавливаемый смысл. Например, картинкой вы подтверждаете и тем самым усиливаете какую то мысль, какой то посыл в статье. Или дополняете образы, которые создаете в статье, когда одна фотография или изображение заменяет множество слов. И это притом, что в статье куча различных мнений и идей, которые вполне можно было проиллюстрировать. "в Microsoft зарплата стабильна" - усильте, подтвердите, дайте фото квартиры и машины. Дайте фото рабочего места, офиса, где герой работает. "Компания организовывает мероприятия, корпоративы, вечеринки, и всё это происходит в рабочее время. Отдых — это результат нашей работы, чтобы завтра мы сделали ещё больше и лучше." - отличная тема для иллюстрациий. Пусть фото квартиры за 200K будет подбросом на вентилятор, и местные комментаторы быстро расскажут, что можно за эту сумму получше было взять, но вы же, по сути, для этого свою работу и делаете, и для этого свои статьи и пишите? Разве не так? Ну упомянул герой, что хобби связано с парашютным спортом, зачем вы кидаете сорок фотографий его с парашютом со всем сторон. Это ИТ-ресурс или сайт белорусской федерации парашютного спорта? Ну Бог с ним, человек пишет, что нет в Беларуси инфраструктуры. Где ж фото с этой офигительной американской инфраструктурой, что б сразу такому тугодумному читателю, как я, стало понятно, о чём идет речь. Я бы хоть логику понял. А так, в чём сокровенный смысл публикации этой кучи снимков? Боялись, что кто то тут из комментаторов напишет: "что слишком мало фотографий с парашютом, всего одну вставили"? Вы скажете, просто не дал других фотографий герой статьи? Ну и ничего ж страшного, это же не повод всё подряд в статью постить, правда? ;) Это всё небрежная и неряшливая работа с материалом. И этот момент. И публикация фото на фоне ковра (если сам смысл фотографии в этом не состоит и в крайнем случае можно просто воспользоваться кадрированием). И употребление слов "скайдайвинг", "parachute rigger", "парашютист" в одном предложении. Русский язык достаточно богат и обладает возможностями описания различных занятий и профессий, в том числе современных. Не надо стесняться его использовать. Поэтому смысл подобного действия ну вообще не просматривается. Ну или хотя бы уже определились и использовали один стиль, "рерайторы". Это всё показатель или очень низкого профессионализма, или крайнего неуважения к своему читателю. Но в любом, что в первом, что во втором случае, надо что то менять ;)
mihail_che
17.10.2017 в 19:09
Белорус в Microsoft: «Меня взяли прямо с улицы, без связей»

Обсуждение

Missing-male

"чат-бот для обучения финансовой грамотности" - думал Fintech это проекты в области трейдинга, внедрения блокчейна итд, но никак не бот-справочник.

Fbd86b7dabc5c38eb4fc2a1b9ecb3aef?1401052262
+10

Fintech, b2c, bots-as-a-Service, машинное обучение, 360 сервисы... А по факту "делали бота, который поздравлял их клиентов с Новым годом." :)

2467f521ec448242444fb883e247f3ae?1507109482
-1

Вкратце: чат-боты это круто, модно и вроде их даже за несколько лет наконец где-то удалось придумать как, наверное, применить и вообще очень хочется их создавать, но очень сложно объяснить зачем они нужны конкретным потенциальным покупателям. Вот врезультате и на выходе боты-поздравлялки и справочники.

Missing
+2

Я думаю все же проблема в недостаточном уровне интеллектуализации чат ботов. Сейчас нет технологии которая бы смогла обеспечить что-то на уровне консультанта человека даже в очень простой предметной области.

А банальный скрип на "if-else" это не решение. Можно даже сказать это попытка построить свой велосипед экспертной системы, которые так и не получили широкого распространения потому что не удается создать систему в которой не нужно описывать реакцию на каждое действие пользователя. Что не продуктивно.

7cabedf2fcf1b683852469c3c2499e30?1417546329
-1

Наше общество и бизнес пока не готовы принять эту технологию, это факт. Было бы желание, но зачем? И так сойдет.

Missing
+3

о какой технологии речь? вы сами хоть с одним ботом общались? максимум технологичного что там может быть это в ответ давать выдачу гугла или результаты поиска по какой-то базе по какому-то наугад определенному слову из того что ему написали. это все развлекаловка, а не какие не технологии. Равносильно что на сайте повесить форму с кнопками для выбора правильного ответа - это намного "технологичнее" решение, так как клиенту потенциальному ничего не нужно вводить, а он просто может кликать да или нет, чтобы продвигаться по скрипту.

Missing
-1

Имхо со времен "тамагочи" ничего более толкового и прибыльного так и не придумали :)

Missing-male
+4

Ещё 5 лет назад видел систему, которая принимала звонки потенциальных покупаталей с реклам типа "позвоните прямо сейчас и мы...". Была скриптовая, но голос хорошо распознавала (контактные данные и кредитки записывала), приятным и бодрым голосом общалась, как результат conversion rate был не хуже, чем у живых операторов. Даже какие-то up sale делала. Была сделана in-house как часть большой маркетинговой платформы. Не ясно, почему сейчас все носятся с этими ботами. Как правильно выше говорят, нужно понимать как и зачем их можно ипользовать и сильно затачивать под конкретный бизнес.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси