БЕЛАРУСЬ · 18 сентября 2014, 11:45 · Павел Брель
«Казуалки» по-белорусски. Не «Танками» едиными

Скрин из игры "Зомби Ферма"Сегодня с белорусским геймдевом наиболее плотно ассоциируется, конечно же, Wargaming.net, протаранившая «Танками» путь к огромным деньгам и мировой славе. Любители, возможно, назовут отечественные студии Steel Monkeys и Arise (с 2007 г. — в составе авторов World of Tanks). Есть, однако, и обратная сторона нашей индустрии цифровых развлечений, о которой широким массам известно мало — сегмент казуальных игр. Исправляя эту несправедливость, dev.by открывает серию публикаций о белорусском секторе игр «для всех».

Игры-миллионники made in Belarus

Условная белорусская домохозяйка, учащийся средних классов и менеджер какого-нибудь там звена, думается, несколько удивились бы, узнав о том, что любимую «Зомби Ферму» разработали их соотечественники. Меж тем, в «ВКонтакте» существуют две популярные «Зомби Фермы» с впечатляющими 10 млн и 1,6 млн участников. Обе они сделаны в Беларуси студиями Vizor Interactive и Belka Technologies соответственно.

Ещё одна распространённая в «ВКонтакте» игра «Клондайк» с аудиторией без малого 5,3 млн человек — также на совести Vizor. Belka Technologies ответственна ещё и за проекты «Крокодил» (около 5,3 млн участников), «В Дурака» (2,7 млн) и «Чудо-поле» (1,8 млн) для той же соцсети.

Легендарная серия «Весёлая ферма» — детище именно белорусской компании Melesta. Что касается «казуалок» для смартфонов, то и здесь нашим ребятам есть чем гордиться. Так, игры Need A Hero, God of Light, Smiley Pops, Always Up! — наши с вами «землячки». И на них список далеко не завершён.

Некоторые «казуалки» от белорусских разработчиков были на редкость радушно встречены как профильной прессой, так и интернациональной аудиторией, активно «фичерились» в AppStore и Google Play. Но в самой Беларуси об их создателях, в отличие от той же Wargaming.net, слышали даже не все представители индустрии.

В тихом омуте…

Денис Войханский

Ситуация такова, что отечественные «казуальные» игроделы практически не пиарят ни свои компании, ни продукты, даже когда подворачивается очень сочный повод. Более того, некоторые успешные студии не только не спешат засветиться в прессе, но и прямо отказываются контактировать с журналистами. Даже Google всемогущий слабо помогает в поисках сколько-нибудь подробной информации о некоторых разработчиках.

В этом плане всё настолько «запущено», что даже эксперты затрудняются назвать более-менее определённое число работающих в Беларуси «казуальных» компаний.

Глава минской студии Alis Games Денис Войханский (на фото справа) полагает, что истинная цифра находится в пределах между 30 и 60. «Вообще, Минск — это столица геймдева в СНГ. На 2 млн человек количество игровых компаний огромно! Только у российского издателя Alawar в Беларуси около 15 студий, из которых мне известны шесть. Кто остальные? А ведь есть ещё немало скромных в плане масштаба команд, про которые публике абсолютно ничего не известно», — говорит Войханский.

Руководитель бизнес-акселератора IT House Александр Мелещенко считает, что успешно «казуалками» в Синеокой занимается около 15 команд, лишь треть из которых более-менее на слуху на родине. Всё это, естественно, опуская энтузиастов, ещё толком не оформившиеся компании и белорусские филиалы зарубежных фирм.

Сооснователь и ведущий разработчик HalfBus Studio Дмитрий Минский обращает внимание на распространённость у нас популярного среди «казуальщиков» игрового движка Unity. «Ходят слухи, что в Беларуси куплено больше лицензий, чем, например, во всех странах Балтии. И это при том, что Литва в последнее время основательно взялась за привлечение компаний и инвестиций в геймдев. Только в минской группе пользователей Unity сейчас больше 150 человек! И это лишь актив, за которым скрывается в 2-5 раз больше людей, работающих по квартирам и подвалам», — отмечает один из лидеров геймдев-сообщества Minsk Unity User Group.

«Не принято выделяться»

Почему при таких масштабах «казуальная» отрасль для сторонних и не только наблюдателей находится в тени, понятно не до конца. С начинающими командами и теми, кто ещё не поймал синюю птицу за хвост, всё ясно. Но по какой причине упорно молчат те, кто достиг завидных высот?

«А у нас не принято выделяться, — комментирует Денис Войханский. — Если ты будешь, утрированно, разъезжать на «Бентли» или «Феррари», то этим, скорее всего, создашь себе лишние проблемы. Минск не Москва. Продуктовые компании — за исключением топовых вроде Wargaming.net — исторически привыкли вести себя сдержанно. В лишнем PR нет необходимости. По этой причине особо ни о ком и не известно».

Александр МелещенкоПо предположению Александра Мелещенко (на фото справа), о многих студиях действительно ничего не слышно потому, что «они просто не знают, как грамотно себя пиарить». «А некоторые, вероятно, и не хотят, руководствуясь принципом «Вот наша поляна, и чем меньше людей будут о ней знать, тем лучше». Хотя это, конечно, неправильно — в долгосрочной перспективе такая стратегия проигрывает», — говорит руководитель бизнес-акселератора IT House.

Стоит отметить, что более-менее точно прикинуть прибыль, которую принесла та или иная удачно выступившая игра, скажем, для соцсети или Android с iOS, стороннему человеку невозможно. Особенно если продукт распространяется по модели free-to-play. И если игра «зашла» так, что лучше и желать нельзя, слишком большим становится соблазн сэкономить на различных отчислениях.

Среди некоторых представителей отрасли бытует предположение: «серые» доходы белорусского геймдева сопоставимы с «белыми» доходами крупнейших ИТ-аутсорсеров страны. И это не выглядит нелепицей в свете того, что успешные «казуалки» могут делать своих создателей богаче на сотни тысяч долларов в сутки. Дальше домысливайте сами…

Усреднённый портрет

Так или иначе, нам удалось отыскать более-менее подробную информацию примерно о трёх десятках действующих белорусских студий, которые плотно занимаются «казуалками» разного характера. И вот такой у нас получился «усреднённый портрет».

Студия основана в конце нулевых — начале десятых годов. Главный и единственный офис находится в Минске. В штате трудится 20-30 человек, при необходимости команда прибегает к помощи аутсорсеров. Со дня открытия компания разработала 3-4 игры и в данный момент сконцентрирована на собственных продуктах. В принципе, не брезгует партнерством с издателями, но стремится выпускать свои проекты самостоятельно. В качестве основных платформ рассматривает iOS и Android, что касается жанров — различные головоломки, в первую очередь match-3. Целевая аудитория — максимально широкая: игроки класса mid-core, в чуть меньшей степени — «чистый» casual. Из актуальных на сегодня моделей распространения — paid и free-to-play — компания всё чаще выбирает вторую. Делает ставку на западный рынок. В ПВТ не состоит.

Справедливости ради отметим, что далеко не все белорусские «казуальные» игроделы — минчане. Один из родоначальников отечественной отрасли – компания Awem Games — обитает в Могилеве. Там же работает команда Cyber Cradle. В Гомеле базируются студии neoviso и Hibercon Technologies. В Витебске находится офис «АртВэбБай». В Гродно «живёт» IntexSoft, а в Горках — единственный штатный сотрудник Pozirk Games Игорь Лукьянов. Так что провинцию ни в коем случае не стоит игнорировать.

«Доска почёта»

В завершение выделим те белорусские «казуальные» студии, которые на сегодня добились наибольших успехов и собрали миллионные армии пользователей.

Упомянутые Vizor Interactive и Belka Technologies «выстрелили» в соцсетях сразу рядом проектов. Названная выше Melesta «социалками» не ограничилась, «выкатив» на рынок мобильных приложений, например, линейку Toy Defense и Zuba.

Скрин из игры The Island: Castaway

Компания Viaden уже около пяти лет продуктивно окучивает нишу азартных игр для Facebook и iOS. Популярная серия казуальных квестов для PC и мобильников The Island: Castaway — детище распавшегося и ныне здравствующего по отдельности тандема Awem Games и Sampad. Ориентирующиеся на детскую аудиторию разработчики из Albymedia — авторы обучающей браузерной игры «Рулимоны». Defence Effect для iOS и Android — жирный пункт в портфолио многоопытной AltWolf. Полярный медвежонок Snowy — неплохо узнаваемый на Западе бренд от AliasWorlds. Недавно актуализированная под связанные с Украиной события «Демократия» для девайсов от Apple является авторством NeskinSoft.

Студия с патриотичным названием Boolba Labs выпустила симпатичные Smiley Pops и Link It, а молодые команды Alis Games и Eon Games отлично стартовали с Need A Hero и God of Light соответственно (все проекты для iOS и Android). Наконец, некогда «хардкорная» Steel Monkeys, похоронившая амбициозную 2 Days to Vegas для «больших» платформ, сегодня сравнительно неплохо чувствует себя в секторах mid-core и casual как на PC, так и на портативных устройствах.

Как видим, наши «казуальные» соотечественники заслуживают не только безусловного уважения, но и гораздо большего внимания. В следующих публикациях мы проникнем в сегмент глубже и рассмотрим ряд его аспектов: от истории становления и предпосылок к дальнейшему развитию до механики продвижения, извлечения финансовой выгоды и инвестирования.

Новые комментарии
Напомнило такое собеседование: ----------------------- - В моём доме работы немало - так и скажи! - Скажу... Как я уже говорил, Партенен - лютый работник. Когда он косит, бабы за ним вприпрыжку бегут, чтобы не отстать! - Бывает, и мужики за мной не угонятся! О молотьбе скажи ей тоже. - В доме Партенена все бабы, не исключая хозяйки, ходят молотить... - Нет уж, ты говори напрямик, что ей-таки придётся взяться за молотьбу! В моём доме не положено сидеть без дела. Работать надо так, чтобы кости трещали! Теперь говори о коровах... - О коровах... Я говорю, десять коров в хозяйстве у Партенена. - Но если мне попадётся такая хозяйка, которая будет мне вроде ломовой лошади, если поднапрёт она на работу, не жалея своих костей, при такой хозяюшке можно будет и побольше коров держать! О лугах говори... - О лугах. Хорошие у Партенена луга! - Скрывать не стану: достанется той бабе, которая захочет рядом со мной косить! После трёхсот снопов любая баба начинает вечером ахать! Ну, кажется всё уже? Грохочи до конца! - Грохочу... Так вот, Кайса, если ты расcчитываешь, что выдержат твои кости... такую здоровенную работу... то можешь складывать свои пожитки и айда с Партененом в деревню! - А? ----------------------- (К/ф "За спичками") ;-)
R0bur
20.11.2017 в 13:43
«Чёрные метки»: в каких случаях стоит вовремя отказаться от новой работы в ИТ

Обсуждение

7779e7b813fe7d7b109e9b0ce66d7b7e?1365455422
Дмитрий Мински
– Co-Founder, Developer в Halfbus

А еще, Дмитрий Минский обращает внимание на то, что Halfbus не имеет к "казуалкам" никакого отношения и сейчас делает Basement - стратегию/симулятор про торговлю наркотиками. Для PC, Mac, Linux и никакого free-2-play. Можно посмотреть прогресс на нашем сайте http://halfbus.co

p.s. из компаний можно еще про Inventain упомянуть.

Picture?type=square

Так вроде нигде и не говорится, что Halfbus занимается казуальщиной. Если только в тегах к статье можно заметить связь "геймдев - казуалки - Halfbus Studio".

А вообще прикольный у вас сайт, мне нравится. Однако в списке игр есть и казуалка)

7779e7b813fe7d7b109e9b0ce66d7b7e?1365455422
Дмитрий Мински
– Co-Founder, Developer в Halfbus

Ну так то да, но заголовок статьи "Казуалки" и чтобы не возникло неверных ассоциаций с нами я и написал этот комментарий.

За сайт спасибо! А Hit The Mole хоть "жанрово" и можно отнести к казуалкам, сделан не по их принципам. Это опять же не free-2-play и на последних уровнять там полный хардкор)

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

+2

да, автор поднял отличную тему, поговаривают что у нас где-то 50 неплохий гейм-студий, было бы любопытно за них порадоваться :)

Fba9a393cca46bc66e9b4ecd40c66b23?1506460842

Интересный обзор. Спасибо :)

"Среди некоторых представителей отрасли бытует предположение: «серые» доходы белорусского геймдева сопоставимы с «белыми» доходами крупнейших ИТ-аутсорсеров страны."

К слову продукт VS аутсорс: То, что аутсорсеры потеряли связь с реальностью и не смотрят по сторонам - это факт!

Вымрут динозавры :)

Missing-male

>> The Island: Castaway — детище распавшегося и ныне здравствующего по отдельности тандема Awem Games и Sampad.

Я всегда думал что это детище Sahmon games, выпущеное где то в районе 2010го : http://www.sahmon.com/the-island:-castaway.html

5258af8b556a3890cca0b21290bc1a9d?1401052481

Все три команды - те, которые указаны в тексте, плюс Sahmon - имеют отношение к The Island: Castaway. Перечень, однако, подразумевает те студии, которые живы-здоровы и по сей день, а Sahmon, судя по всему, уже пару лет как не очень жива-здорова :)

Fde3539d635687b261cd1379b33c2b74?1401052512
Александр Разумов
– CEO в ООО "Сампад"

+1

Sahmon Games - это было неофициальное название как раз минского подразделения Awem Games, и полтора года назад реорганизовалось под новым брендом Sampad, сохранив все свои наработки и права на них за 10 лет существования. Так что мы живее всех живых, команда 25+ человек, год уже как резиденты ПВТ. Игровых компаний в ПВТ только 4: Wargaming, Melesta, Sampad и Awem. Paul - готовы дать интервью и рассказать много интересного о становлении геймдева в Беларуси за последние 12 лет.

5258af8b556a3890cca0b21290bc1a9d?1401052481

Александр, большое Вам спасибо за пояснение! Как было сказано в материале, порой точную информацию крайне тяжело найти :(

По поводу Вашего предложения проконсультируюсь с редакцией - с удовольствием бы с Вами пообщался; нюанс в том, что все статьи серии уже практически готовы. В любом случае оперативно свяжусь с Вами.

Еще раз благодарю!

P.S. В ПВТ, по имеющейся у меня информации, состоит еще несколько игровых компаний, которые, правда, работают в основном на аутсорс. Также собираются (если не передумали :)) вступить Heyworks, которые "завязали" с аутсорсом и сейчас трудятся над своими проектами.

Missing-male

Рад слышать что у вас всё хорошо. Тиамату привет!

ЗЫ: Пардон за оффтопик.

Fde3539d635687b261cd1379b33c2b74?1401052512

Я имел ввиду компании, которые разрабатывают собственные проекты. С ПВТ тоже интересная ситуация, не смотря на успехи Wargaming, игровые компании не жаловали в парке в плоть до прошлого года. Осенью прошлого года произошла перезагрузка и для игровых (не аутсорсовых) компаний отношение поменялось, как к самому перспективному рынку.

Ну если не в виде интервью, то, думаю, информацией поделюсь, которая дополнит ваш цикл статей. И вам спасибо за такую тему, действительно геймдев в РБ сейчас как партизаны. Пора выходить из сумрака :)


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси