БЕЛАРУСЬ · 18 июля 2014, 11:00 · Лена Саленко
Номер 9 в мировом топе компаний, выпуcкающих приложения для iOS. Душевное интервью с APALON

Чтобы подогреть энтузиазм и веру в белорусскую ИТ-индустрию, к мантре "EPAM_WARGAMING_VIBER", которую повторяют наши СМИ, вполне можно добавить ещё один элемент – APALON. Второй месяц подряд APALON фигурирует в десятке самых крутых компаний, выпускающих мобильные приложения для iOS (по количеству загрузок). Соседи по топу – Google, Facebook, Apple, Microsoft и азиатские монстры Alibaba Group, Baidu и Tencent. Не очень мелкая приятность. 

Также фактически одной из первых среди белорусских мобильных разработчиков APALON прервала негласный обет молчания, который, казалось, дали все представители этого сегмента, и вышла на свет – стала активно принимать участие в конференциях, обучающих семинарах, вести популярный блог и вообще всячески не стесняться. Мы надеемся, что примеру APALON последуют другие компании. А пока они размышляют над этим, публикуем неформальный сказ из уст самих «апалоновцев» – Дмитрия Подлипского, Егора Куновского, Александра Карповича и Ирины Вишневской – про начала начал, аустсорсинг и продукты, iOS и Andriod, секреты хорошего мобильного приложения и невероятную женщину-легенду Михайловну.

И почему Microsoft мешает сам Microsoft

С самого начала и до 91

Слева направо: Дмитрий Подлипский, Александр Карпович, Егор Куновский

Как все начиналось?

Егор: Все посмотрели на Егора. Я на самом деле не знаю, как компания возникла, хотя работаю тут семь лет. Когда я сюда пришёл, в Apalon было 20 человек, и мы занимались аутсорсом. С тех пор сотрудников стало больше, что-то около 80…

Ирина: 91.

Егор: Начиналось всё с аутсорса и веба, в какой-то момент к вебу добавились игрушки, затем к игрушкам добавились мобильные приложения. А потом с мобильными приложениями стало настолько всё хорошо, что всему остальному пришлось уйти.

Ломать себя с аутсорса на продукты пришлось?

Егор: Я не уверен, что у нас эта парадигма [аутсорсинговая] на самом деле была. В компанию я пришёл копирайтером и через какое-то время попал в отдел продаж. И в отделе продаж можно получить задание от заказчика, переложить его отдельно в разработочку, что-то по дороге объяснить, получить оценку от разработки и отдать обратно готовое. А можно иначе подойти к вопросу. Приходит заказчик, ты видишь, что то, что он хочет, не работает. В том же аутсорсе, в той же работе с заказчиком можно из любой идеи, с которой заказчик пришёл, сделать не точь-в-точь, а то, что будет работать, что вернёт инвестицию. И тогда заказчик придёт к нам за следующим продуктом завтра. Вопрос аутсорса-неаутсорса – это не то, где проходит граница. Граница проходит в самой инициативе, никто не мешает иметь инициативу, работая в аутсорсе. Видимо, у нас так сложилось, что эта инициатива всегда была. Нечего было ломать.

Александр: Скорее ситуация бывает такая, что приходят к нам новые люди из аутсорса, и им эту инициативу нужно прививать.

Егор: Ломать приходится… нам не столько нужно было перестраивать всю компанию, сколько новых людей, которые приходят из аутсорса. Приходится вливаться, нас уже вон сколько – 90…

Ирина: ...один.

Егор Куновский

iOS vs Android

Егор: Исторически сложилось, что iOS – наша основная платформа. На ней есть и устройство, и магазин, и пользователи, которые готовы покупать. Да, похожие вещи были еще в 90-х у всяких мелких японских производителей и Nokia, но там присутствовала чехарда из большого количества устройств. Первую массовую платформу с единым устройством предложил Apple с iPhone. Мы туда пришли, как только она появилась, а все остальные платформы стали подтягивать позже.

Александр: То есть в нашем случае возврат инвестиций с «эппловской» платформы больше, и опыта у нас больше.

Егор: Яблочнику будет важнее, чтобы приложение просто работало, а человеку с андроидом будет важнее что-то до себя донастроить, и эту возможность он предпочтёт какому-то функционалу. И в пределах возможностей системы мы это предлагаем. Мы выпускаем часть приложений для андроида, например, для Kindle Fire, и ожидания пользователей Kindle Fire очень похожи на то, что будет ждать пользователь iPad. Когда мы пришли в Play на все возможные андроидные устройства, то получили несколько неожиданных сюрпризов от того, что пользователи ждут чего-то другого. Сейчас мы вроде уже всё это знаем заранее. Те же самые виджеты в андроиде. Мне, например, казалось, что в случае условного приложения с будильником виджет уже не настолько важен, потому что у человека уже стоит какой-то виджет с часами, уже и так в статус баре у него есть часы, мне казалось, ну зачем тебе этот виджет. Оказалось, что нет, очень даже нужен.

Наверное, самая заметная штука – в Google Play гораздо меньше пользователей, готовых заплатить, но при этом им проще расстаться с большей суммой.

Александр: Мы баловались разными способами монетизации и по большей части остановились на монетизации через рекламу. При этой модели принципиальной разницы я не наблюдаю между пользователями различных платформ, хотя, конечно, пользователи iOS платят больше.

О разработке под Windows Phone

Дмитрий Подлипский

Егор: Я не могу себе представить ситуацию, что мы можем куда-нибудь опоздать. Мы не полностью игнорируем винфон. У меня всегда с собой кроме айфона устройство на андроиде и винфон. Какую-то часть времени я с этим устройством провожу, примерно представляю, во что нам станет начать эту разработку и что будет нужно, а что нет. Для того, чтобы стартовать процесс разработки под винфон, нам понадобится пара недель. Просто время ещё не пришло. После появления андроида я купил телефон с этой системой и проходил с ним полтора года. И спустя полтора года пришло-таки время андроидом заняться.

Больше риска не в том, чтобы куда-то опоздать, а в том, чтобы начать слишком рано. Оно может не вырасти и никогда не вырастет. Например, была попытка перезапустить Blackberry. Мы попробовали перевыпустить туда одно из приложений только потому, что нужно было всего лишь пересобрать андроид. Выпустили, а сама платформа как появилась, так и пропопала.

Александр: Дело же не только в девелопменте, выпуск под дополнительные платформы – дополнительная работа для продуктового отдела и маркетинга. Мы должны изучить все правила платформы, менеджеры должны разбираться с аудиторией, нагрузка ляжет на всю компанию.

Егор: Это не то, что выпустил приложение – и забыл. Ты можешь нигде это не декларировать, но выпущенное приложение означает, что ты подписался по крайней мере год пользователей поддерживать. То есть выпуск приложения – это не три дня работы. Это год работы, возможно, всего лишь по несколько минут в неделю, но всё равно год.

Нам писать под винфон ничего не мешает. Microsoft мешает сам Microsoft, покупка Skype, например. Есть страны типа Беларуси, где телефоны покупают за полную стоимость, а есть страны, огромные рынки, типа Северной Америки, где продажа телефонов субсдируется операторами. И операторы уже решают, какой телефон купят пользователи. Покупка Microsoft скайпа означала, что массовой поддержки операторами не будет. Поэтому успех винфона в таких странах в ближайшее время невозможен. Skype своими бесплатными звонками отъедает долю прибыли у операторов, им невыгодно продвигать что-то со скайпом. С другой стороны, доля доходов от данных растёт. И пока она не вырастет настолько, что звонки станут не важны, всемирного успеха винфона не будет. Но это не значит, что до этого времени винфон не перейдет ту границу, с которой мы начнем с ним работать.

Это mobile, детка!

Александр: У нас проблемы довольно быстро решаются, мы их не растягиваем. Если кто медленно решает – тот в каком-то другом месте находится. Например, у нас есть внутренняя система рекламы. И когда вышла седьмая «ось», то это отразилось на её работе с устройствами, мы начали получать алерты о том, что у нас резко снизились показы нашей рекламы. Решали в стандартном порядке: сразу собрали команду, которая работает с системой, нашли проблему и сделали «костылями» решение в тот же день. Вот и всё. И потом с ближайшим апдейтом закрыли его на нормальном уровне. Время реакции должно быть в пределах суток, потому что на том конце миллионы пользователей.

Ирина: Все в одном офисе, и все решения, все какие-то обсуждения проходят на месте, принимаются быстро. Не нужно собирать команду по всему миру, не нужно ждать писем от заказчика, которые он может писать трое суток. Все собрались в одном помещении и всё решили. Это, наверное, один из больших плюсов.

А с пользователями как общаетесь?

Егор: Если сравнивать с игровыми приложениями, то взаимодействия с пользователями подозрительно мало. Неоднократно собеседовал людей, которые работали в игровых компаниях со сравнимой аудиторией, там, конечно, им приходится очень много общаться. Нам гораздо меньше. Хотя бывает. Например, у нас в погодном приложении есть анимация, и люди писали, что у них от неё кружится голова, штормит, и они не могут её выключить. Просили дать такую возможность. Люди писали на протяжении нескольких месяцев: «с каждым апдейтом надеюсь, чёрт, что вы выключили анимацию, а вы так и не сделали это». По итогу для таких людей, конечно, выключили.

В чем сила «железок», брат?

Егор: У меня чёткое ощущение, что мобильная разработка выходит за экраны телефонов. Речь уже идёт о связи устройств – компьютеров, планшетов, смартфонов, часов и очков. Это уже разработка для всего, чем человек пользуется, и всё подходит к тому, что специальные скиллы для следующего поколения носимых устройств будут не нужны. Люди с тем же скиллсетом, что у них есть сейчас, смогут писать для чего угодно. Если сейчас это отдельные ниши, то скоро границы исчезнут, а если не исчезнут, то смажутся, и всё начнет работать как единый организм. «Железки» становятся настолько сильными, что не нужна отдельная разработка под разные вещи, и один код сможет работать везде.

Александр: Грубо говоря, часы потянут язык программирования высокого уровня, такой же, как и телефоны. И не понадобится отдельный язык и, соответственно, программист для этого.

Хорошее приложение

Александр Карпович

Александр: Большое количество контента – не ключевой фактор успешного приложения. Хорошее приложение должно выполнять стоящую перед ним задачу. Это единственное, что от него нужно. Если это погода, значит, оно должно показывать правильный прогноз. И удобно. Если это будильник, то он должен тебя будить и быть удобным. Его нужно легко и быстро завести и проснуться потом от него. И так далее. Приложение, которое выполняет свою задачу. Верно, Егор?

Егор: Хорошее приложение и нужное APALON приложение – это немножко разные истории. Приведу пример. Я в своё время занимался музыкой. Мне было бы интересно сделать синтезатор для айпада. Но синтезатор для айпада, хотя он может стоить условно 20 баксов и приносить нам заметные деньги, это не то, чем будет заниматься APALON, потому что это всё-таки нишевая штука, для очень узкой группы людей. APALON занимается вещами, которые могут хотя бы в теории быть нужны каждому. Или если не нужны, то хотя бы интересны. Каждый, кто пользуется телефоном, может таким приложением воспользоваться. Погода на телефоне может быть интересна как маленькому ребенку, так и человеку настолько взрослому, насколько здоровье позволяет мобильным телефоном пользоваться. Для APALON самый главный критерий – это пригодность для всех. У каждой успешной компании должна быть специализация. Наша – приложения для массового потребителя. Не должны быть нужны особые знания и умения, чтобы пользоваться этим приложением. Какие-то темы, специфичные для маленького рынка конкретной страны или узконаправленные, скорее всего будут нами пропущены, так как наши существующие пользователи не смогут им воспользоваться.

Но в любом правиле есть исключения. У нас есть дополнительное погодное приложение с радаром, которое для всего мира бессмысленно, так как не везде есть радарное покрытие. Но оно нужно американскому рынку, а это самый большой рынок. Так что исключение можно сделать, если речь идет о специфических американских или японских вещах, где рынок сравним со всем остальным миром. Так мы делаем вещи, которые нужны всем и каждому.

А какое приложение вы бы сделали для Беларуси?

Егор: Я бы добился, наконец, от местного гидрометеоцентра набора данных (уже несколько раз общался), чтобы он у нас таки появился в Weather Live.

Александр: Мне нравится концепт вызова такси с телефона и кажется, он у нас ещё не доработан. Там большое поле для совершенствования. Хотя это приложение писал друг моего знакомого, поэтому не надо это публиковать, а то еще обидится (смеется).

Дмитрий: Можно какое-то приложение, которое привлечёт больше туристов в нашу страну.

А для себя лично?

Александр: Синтезатор… :)

Егор: На самом деле синтезатор – это просто хорошая история. Думаю, приложения на самом деле уже все есть. Мне, возможно, не хватает каких-то игр, которые были в детстве до мобилок. Пока до них не добрались.

Александр: Кажется, уже почти до всех добрались. Даже волка, собирающего яйца в корзину, можно скачать.

Егор: Вот эта вот штука достаточно близкая. Были ещё автоматы с леталками и стрелялками. Вот такие бы сделать.

Александр: Такие раритетные игрушки залетают в самые мировые топы, хоть и ненадолго, так что можем рассмотреть.

Домик, в котором живет Михайловна

Архивное фото: Тот самый дворик. Слева на качельках Егор Куновский, справа -– Петр Скоромный (соучередитель)

Егор: Прошлый офис был на Богдановича – отдельный домик в центре города. Мы там провели несколько лет, и только то ли на второй, то ли на третий год до нас дошло, что у нас же есть свой дворик! Можно летом устроить шашлыки.

Ирина: Это до нас дошло за полтора года до отъезда. В этом домике было очень душевно, и легенд с тем домиком связано много. Расскажем про Михайловну или нет?

Все: Рассказывай.

Ирина: Домик нашим арендодателем был практически полностью выкуплен за исключением одной квартиры, за которую её хозяйка попросила абсолютно нереальные деньги. В итоге решили, что пусть остаётся. В итоге она практически жила в нашем офисе, работая у нас уборщицей. Строила всех сотрудников, начиная от директоров и заканчивая самым молодым «джуном». Легендарная женщина. С её подачи во дворе нашего офиса, вокруг которого не было ни одного ребенка, появилась детская площадка с качельками, которой мы сами активно пользовались.

Любимое офисное развлечение: Покер.

 

Призы: от руководства, чаще всего виски.

 

Лучше всех играет по мнению Егора, Дмитрия и Ирины: Александр.

 

Мнение Александра: победители ротируются.

Retention Rate

Ирина Вишневская

Егор: У нас как-то так сложилось, что люди, уходящие из компании по любым причинам, очень с большой вероятностью возвращаются. А некоторые возвращаются не раз и не два.

Ирина: На самом деле процент возвратов очень большой, у нас много людей, которые работают в компании второй или третий раз.

Егор: Уже каждому уходящему: «Через сколько тебя ждать обратно?»

Была ещё такая история. Во времена аутсорса большая часть времени уходила на приложения для клиентов, и первые попытки сделать продукты выглядели так: а вот у нас есть незанятые ресурсы, давайте человека займем и сделаем что-то своё. И первые заметные успехи компании были сделаны программистом, с которым никто из клиентов работать не хотел, настолько «джуном» они его считали. Таким образом он был полностью свободен. И в итоге именно с ним были сделаны продукты, которые развернули компанию в продуктовую сторону и позволили от аутсорса вообще отказаться. Он до сих пор у нас работает и хорошо себя чувствует. Если вам не везет с каким-то работодателем, то, возможно, просто работодатель неправильный.

Ирина: Мы не боимся брать людей, которые не вписываются в общепринятые рамки, и они вполне себе успешно у нас работают. Помню, пришёл к нам человек на собеседование и сказал, я готов писать код сутками, готов работать, главное – посадите меня в темный угол и не заставляйте ни с кем общаться, не допускайте до меня клиентов и прочее. И он проработал в компании достаточно долго и очень успешно при том, что у него были ужасные отзывы и рекомендации из других компаний. Мы не боимся каких-то особенностей.

Вы понимаете, под чем вы сейчас подписались?

Александр: Теперь у тебя попросят освящённый компьютер и опахало.

Ирина: А это у меня уже просили!

Нашли в тексте ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Вакансии

Обсуждение

Missing
+2

Молодцы ребята, умеют работать не по шаблонам ,а по уму и у них это получается видно.

Missing-male

нормальные, адекватные, юморные ребята... вроде толковые и даже кое что получается, но не кичатся, корону на себя не цепляют и как гуру белорусского ИТ-рынка себя в интервью не позиционируют. В отличие от... да многих, у кого на этом ресурсе интервью брали... не будем показывать пальцем...

>> Я не могу себе представить ситуацию, что мы можем куда-нибудь опоздать. Мы не полностью игнорируем винфон...Просто время ещё не пришло... Больше риска не в том, чтобы куда-то опоздать, а в том, чтобы начать слишком рано...

Читаю и думаю, кто то явно любитель поиграть в покер... Читаю ниже - "Любимое офисное развлечение: Покер." :)

>> «Железки» становятся настолько сильными, что не нужна отдельная разработка под разные вещи, и один код сможет работать везде.

"один код сможет работать везде" Шо, опять? Да сколько ж можно уже...

>> люди, уходящие из компании по любым причинам, очень с большой вероятностью возвращаются. А некоторые возвращаются не раз и не два... у нас много людей, которые работают в компании второй или третий раз.

Ладно, второй раз приходят работать - люди хотят вернуться, это делает компании честь. Но третий раз? В данном случае мне уже даже не столько интересно почему возвращаются, сколько - почему уходят, тем более повторно? Что за "бегалки"? З/п или должность по другому, в рамках компании, поднять что ли не получается?

>> ...первые заметные успехи компании были сделаны программистом, с которым никто из клиентов работать не хотел, настолько «джуном» они его считали. Таким образом он был полностью свободен. И в итоге именно с ним были сделаны продукты, которые развернули компанию в продуктовую сторону и позволили от аутсорса вообще отказаться...

...я готов писать код сутками, готов работать, главное – посадите меня в темный угол и не заставляйте ни с кем общаться, не допускайте до меня клиентов и прочее...

Вот это класс. Обычно о таком только в анекдотах читаешь - "а почему вон тот у вас ничего не делает, сидит в PSP играется? -Этот? Да его идея принесла комнании кучу бабла! -И что ему за это разрешили не работать? -Да, нет... Просто он тогда был как раз в таком состоянии..."

Молодцы, если у них так... :)

Missing-female

Могу как эйчар рассказать почему могут уходить повторно - к примеру попытка замутить свой стартапчик.

B22cf3b2327970a0352447b567a4841a?1534206064
+3

Стартап - не запой, когда-нибудь пройдет :)

Missing-female

Надо запомнить)))

Missing

А можете рассказать, почему не отвечаете на резюме?

Добившиеся успеха компании могут себе ето позволить?

Picture?type=square
+1

Что характерно - я как раз в покер играть не умею.

Missing-male

Это просто. Получаете руку - две карты и их постоянно оценеваете на каждом этапе, вот точно, как вы писали в статье, как будто это мобильная платформа и вы рассматриваете целесобразность разработки под неё.

Разномастные слабые карты - это brew, mophun, symbian, шансы заработать невелики, вообще непонятно, кто на таких картах ещё играет

Андерпара (карманная пара меньшая, чем карты открытые на флопе) - javaME, blackberry, малый шанс выиграть, надежда на сет или неудачу у соперников. Правда в руках умелого опытного игрока может принести выйгрыш (при том же сете). Можно сказать специфическая нишевая вещь, при должном старании зацепиться можно, но на шальные, лёгкие деньги рассчитывать уж точно не приходится.

AK (биг слик) - ios, хорошая, проверенная временем комбинация, при нормальном подходе должна какую то прибыль приносить. Главное внимательно следить за игровой ситуацией и не творить откровенной ерунды. Конкуренция среди игроков жёсткая, других таких же "умников" хватает.

AA (пара тузов) - это конечно же Андроид. Никто не знает как её правильно играть. Видишь, как какие то явно недалёкие люди, играющие чуть ли не рандомно, получая их, тупо идут в олл-ин и снимают сумасшедший куш. Вдохновленный их успехом, дожидаешься своей пары тузов, смело идёшь в олл-ин и потом сидишь с голой жопой. А если не рискуешь и сбрасываешь их по игре, опять же, просто ничего не зарабатываешь или получаешь в итоге “копейки”. Понятное дело, что та малая часть (2%), кто знает, как правильно их играть, и имеют даже не основную, подавляющую часть профита.

Windows Phone - хороший одномастный коннектор, 9-10, J-Q. Пока все работают в "мэйнстриме", дожидаются своей топ пары, другие зарабатывают на стрэйтах и флашах. Тоже, какой-никакой, а вариант.

QQ (средняя пара) - вообще не понятно. Вроде и перспективно, а вроде и нет. В общем Tizen какой то. Тут не то что флопа, терна с ривером дожидаться надо, что б понять, была ли она удачным вариантом.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси