«Как Пете прыгнуть в бассейн с биткоинами?» Правовые механизмы привлечения инвестиций в стартапы

В рамках «Стартап-мастерской» dev.by совместно с международной юридической фирмой COBALT рассказывает о правовых аспектах и проблемах, с которыми сталкиваются белорусские стартапы (как базовых, так и комплексных), а также разбирает реальные кейсы из практики. Сегодня речь пойдёт о привлечении инвестиций. 

Для наглядности мы создадим инициативного героя Петю с гениальной идеей, которую он готов воплотить в жизнь. Петя не богат, готов к работе, но ему нужны деньги. Где их взять? Как помочь Пете воплотить её в мир материализма и прыгнуть в бассейн с биткоинами?

Пете нужны инвестиции. Но подходить к этому вопросу он должен осторожно, ведь каждый из механизмов имеет защитный клапан. Наша задача — найти вариант, который бы наиболее устраивал Петю.

Итак, на данный момент можно выделить 7 видов инвесторов, пользующихся популярностью:

  1. 3F
     
  2. Стартап-инкубаторы и акселераторы
     
  3. Бизнес-ангелы
     
  4. Венчурные фонды (далее VF)
     
  5. Долевой краудфандинг и ICO
     
  6. IPO
     
  7. Банки

1) FFF – Friends, Family, Fools (друзья, семья, «другие друзья»)

Самым первым вариантом для Петра будет попросить свою бабушку, либо Толика, либо друзей Толика помочь ему материально. Привлекать близких в последнее время стало очень популярным способом получения начальных инвестиций.

Здесь всё зависит от ваших личных взаимоотношений, да и семья в большинстве случаев имеет крайне ограниченное денежное состояние, которое она готова вложить в своего члена.

Тем не менее, вариант отлично подходит в качестве начального инвестирования – для того, чтобы «поднатаскать» бизнес до уровня, когда он сможет привлечь более крупное финансирование, например, от бизнес-ангелов или фондов. Ведь верят в первую очередь в вас, и доказательства, что всё получится, никому не требуются.

Иллюстрация: «Книжная нора»

Pro:

  1. Инвестиционные условия обычно более гибкие, также есть многочисленные способы распределения доли или её возврата.

Cons:

  1. Друзья и семья часто имеют крайне ограниченную способность оценивать потенциал вашего бизнеса. При этом они склонны и могут иметь право давать советы из-за своей денежной доли в компании;
     
  2. Друзья и семья обычно не приносят в проект как инвесторы ничего, кроме начального капитала.

Пете стоит помнить следующее:

  • Хотя может быть легко убедить близких помочь, тщательное документирование ваших взаимодействий настоятельно рекомендуется;
     
  • Бизнес по-прежнему необходимо урегулировать на основе контракта;
     
  • Подписывайте каждую сторону векселя, в которой указаны условия погашения. Или, если вы сотрудничаете с другом или членом семьи, подписывайте соглашение о партнёрстве;
     
  • Бытует мнение, что мешать бизнес с семьёй не самая лучшая идея.

2) Стартап-инкубаторы и акселераторы

Эти понятия очень часто смешивают в одно. Методы у них действительно совпадают, однако разница между ними всё же существует.

У Пети есть только идея, команду он пока не набрал – в таком случае он может подать заявку в инкубатор. Там ему предоставят в аренду помещение по льготной цене, будут поддерживать его идею на всех стадиях развития и предоставят все необходимые знания и умения.

Если у Пети уже есть прототип результата идеи (продукт) и верные адепты (Толик), то он смело может идти к акселераторам. Эти ребята предлагают быстрый рост в короткие промежутки времени, до выхода в жизнеспособный бизнес. После их вмешательства придётся искать уже более крупных инвесторов. Самым спорным вопросом здесь является то, что они предлагают капитал в обмен на долю в вашей компании (как правило, до 10 процентов).

Pros:

  1. Лучшие акселераторы и инкубаторы предоставляют профессиональные советы и рекомендации;
     
  2. То, что вы поддерживались знаменитым акселератором, при привлечении инвестиций в дальнейшем может сыграть ту же роль, что и диплом Оксфорда для работодателя. Инвесторы часто обращают внимание на то, каким был 1-й раунд инвестирования и кто в нем был задействован.

Cons:

  1. Лучшие инкубаторы и акселераторы невероятно популярны и принимают только 1-2 процента претендентов;
     
  2. Доля в компании может оказаться дорогостоящим товаром для обмена на относительно небольшое инвестирование.

Иллюстрация: Two Cents @ Lifehacker

3) Бизнес-ангелы

Бизнес-ангелы — это капиталисты. Это люди, у которых есть деньги, и они хотят ещё больше денег. Это люди, которые нужны Пете. Их вложения гораздо серьёзнее, чем инвестиции круга семьи и друзей, но всё ещё меньше, чем VF. Ангелы предлагают капитал для ранних стартапов в обмен на долю в компании, многие из них совмещают финансовые мотивы с филантропией. Очень часто активно инвестируют в несколько стартапов и стремятся добавить эффективности благодаря связям и советам.

В основном, это 2 типа людей: либо те, кто преуспел и готов поделиться своим опытом, либо «I can take a chance. Just take my money».

Вместе с тем, в большинстве своём эти ребята надеются, что получат огромную прибыль. Они рассчитывают на долгий и перспективный рост компании. Некоторые ангелы будут довольны процентной долей возврата своих инвестиций, в то время как другие требуют части доли в компании.

Pros:

  1. Многие из ангелов — бывшие основатели крупных компаний, чем привносят свой собственный опыт в проект;
     
  2. Ангелы менее жёсткие, чем VF, с ними проще договориться и подписать гибкое соглашение;
     
  3. Они будут рисковать (другие инвесторы этого не сделают). Ангелы имеют более высокую терпимость к риску. Если ваш молодой стартап нуждается в ком-то, чтобы рискнуть, скорее всего, ангелы будут теми, кто поставит на красное всё.

Cons:

  1. Отказ от доли на раннем этапе всё ещё является чрезвычайно рискованной операцией.

4) Венчурный фонд (VF)

Предположим, что стартап Пети уже перерос в крупный бизнес. Теперь ему надо наладить внутренние процессы и производство. Тут уже не подойдут ни семья, ни бизнес-ангел. У Пети большие планы, на которые нужны большие деньги. Как только бизнес начинает демонстрировать значительный объём доходов — приходят VF.  

VF производит инвестиции от имени инвесторов фонда. Структура простая: есть Limited Partners, которые инвестируют средства, и General Partners, которые управляют фондами и принимают инвестиционные решения.

Работа VF заключается в том, чтобы вкладывать эти деньги в многообещающие идеи на протяжении долгого периода времени (может затянуться на десятки лет) и генерировать доход как для себя, так и для своих инвесторов.

VF предлагает свой капитал в обмен на долю и требует возможного «выхода» (как правило, IPO, слияния или поглощения) для получения прибыли.

Количество денег, которые предоставят Пете, будет напрямую зависеть от размера фонда. Но стоит помнить, что и прибыль должна быть соответствующая, поэтому лучше быть готовыми к большим продажам.

Тем не менее, фонды с большой вероятностью инвестируют большую сумму денег, однако, как правило, потребуют значительные доли и размещения на руководящей должности.

Pros:

  1. По сравнению с бизнес-ангелом, VF — эльдорадо, в который охотно могут впустить Петю;
     
  2. Работа с крупным именем VF обеспечивает доверие и, самое главное, доступ к их личной сети экспертов, включая партнёров и будущих инвесторов;
     
  3. VF предпримут любые действия, чтобы увидеть возврат своих инвестиций, даже если придётся вытеснить Петра из собственной компании.

Cons:

  1. Они менее склонны к риску. Им нужен бизнес-план, им нужна стратегия и долгосрочные перспективы, что выливается в долгий процесс принятия решений;
     
  2. VF могут управлять бизнесом в том направлении, с которым в Петя не согласен. Однако они очень опытные и могут знать то, чего Петя не знает;
     
  3. Пете рекомендуется, чтобы все стороны подписали партнёрское соглашение, чтобы изложить права и обязанности каждого партнёра и не оказаться за бортом своего же корабля.

Фото: Lifewire

5) Долевой краудфандинг и ICO

«Традиционная» модель краудфандинга известна как вознаграждение за вознаграждение: позволяет людям предварительно покупать товары и услуги в обмен на выбранные вознаграждения.

Долевой краудфандинг позволяет частным лицам вкладывать небольшие суммы капитала в обмен на небольшую долю в компании.

ICO — первичное предложение монет. Петя выпускает токены, которые гарантируют какое-либо получение товаров или услуг их владельцам. Покупая токены, Петя получает финансирование, которое ему необходимо.

Стоит отметить, что эти виды инвестиций используются для ранней стадии развития проекта.

Pros:

  1. Долевой краудфандинг даёт свободу поднять то, что вы хотите, как хотите, без дополнительных осложнений от инвесторов, пытающихся управлять вашей компанией;
     
  2. Большинство платформ предоставляют стартапам 30-60 дней для привлечения инвестиций.

Cons:

  1. Капитал довольно ограничен;
     
  2. Скрытые сборы. Общепринятой практикой для платформ по обратному финансированию является взимание сборов за упрощение процедур и обработку платежей. Будучи платежами относительно небольшого размера, в сумме они могут вылиться в ощутимые расход;
     
  3. Для многих начинающих стартапов экспертное руководство со стороны опытных специалистов VF или бизнес-ангелов может оказаться столь же ценным, как и капитал, который они предоставляют.

6) IPO

Если у Пети переходный период и он разросся, то ему требуется постоянная денежная подпитка своего проекта. Для этого подойдет и первоначальное публичное предложение. Особенностью является то, что при этом образуется акционерное общество и акции «выходят на публику».

Pros:

  1. IPO может привлечь миллиарды;
     
  2. IPO часто позволяет учредителям и другим инвесторам продавать свои акции. Помимо вознаграждения давних инвесторов стартапа, это помогает высвободить ликвидный капитал для компании, чтобы тратиться в других областях ее роста;
     
  3. Петя — молодец, Петя достиг чего хотел (если это было его конечной целью)

Cons:

  1. Это дорого. Огромные ресурсы будут уходит только на то, чтобы функционировать в качестве публичной компании;
     
  2. У публичных компаний часто есть тысячи акционеров, каждый из которых имеет право голоса.

7) Банки

Пожалуй, самый простой и очень популярный вариант для Пети. Банковские кредиты являются часто запрашиваемыми источниками финансирования и могут проводиться в ближайшем кредитном учреждении. Банковское финансирование может быть сложным из-за множества различных вариантов финансирования и процентных ставок.

Pros:

  1. Банки предлагают различные суммы финансирования и варианты окупаемости в соответствии с потребностями.

Cons:

  1. Банковские кредиты очень трудно получить, и критерии постоянно меняются;
     
  2. Варианты финансирования могут ввести в заблуждение. Если вам не хватает знаний или опыта, вы можете заблокировать себя в неблагоприятной сделке с плохими условиями оплаты;
     
  3. Как правило, просителям займа необходимо предъявить доказательства обеспечения или потока доходов до утверждения их заявки на получение кредита. Из-за этого банки часто являются лучшим вариантом для более развитых предприятий.

Другие материалы цикла:

Читайте также: Почему ИТ-компании сложно взять кредит

Источник: dev.by
Нашли в тексте ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Вакансии
Новые комментарии


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси