КОЛОНКИ · 18 января 2018, 14:58 · Отдел информации dev.by
«Белорусы на белорусах ничего не тестируют». Почему у нас редко создают продуманные ИТ-продукты

В колонке для dev.by арт-директор минской компании PRAS Алексей Кульбицкий рассказывает о проблеме, которая, по его мнению, тормозит белорусские продуктовые разработки. 

В Беларуси высокотехнологичный программный продукт очень редко делают с нуля, от начала и до конца. Суть заказов из-за границы — купить время наших программистов. Там придумывают программу и исследуют её, а сюда отдают прописывать код. Почему так происходит? 

Дело в том, что поучиться UX/UI-проектированию и попрактиковаться в нём в Беларуси банально негде. При этом специалистов такого профиля, если судить по базе вакансий, у нас очень много. Но это в большинстве своём люди с интуитивным понятием о UI либо люди с образованием не местного розлива. То есть разработчики или талантливо и безотчётно копируют удачные решения, пользуясь фреймворками и гайдами, или идут по сложному пути, работая и общаясь с заграничными заказчиками и нередко обучаясь за границей. Но заимствовать готовые решения — не значит создавать что-то новое. Так очень сложно стать флагманом и законодателем мод.

Вспомним, что такое UX и UI.

UX (User Experience) — это фидбек пользователя, впечатление от работы с вашей программой, а также его часто неосознанные ожидания от будущего продукта. UI (User Interface) — интерфейс, ориентированный на пользователя. UX/UI проектирование предполагает создание эстетичного и удобного интерфейса с опорой на поведение целевой аудитории.

В идеале дизайн каждой программы должен быть именно таким.

Поэтому качественной разработке обычно предшествуют исследования. Берёте контрольную группу, даёте её участникам прототип своего продукта и проверяете, удобный интерфейс вы нарисовали или нет. Вносите изменения и проверяете снова. И так несколько раз. В итоге получаете продукт, с которым можно выходить на международный рынок.

Давайте честно — кто проводит исследования продукта у нас? Даже при осуществлении крупных государственных проектов исследования в бюджет почти никогда не закладываются. Продукт выпускается и идёт в свободное плавание, хотя какое-то время его ещё можно было бы потестировать и поизменять, улучшив на порядок.

Сейчас дело обстоит так: наша ИT-компания получает задание от иностранного заказчика вместе с результатами уже проведённого исследования. Вот, у нас всё готово, говорят из-за границы, а вы просто запрограммируйте. Возьмите любого аутсорсера. Заказы, которые они выполняют, — это заказы крупных иностранных компаний. Соответственно, все исследования проводятся в странах, которым эти иностранные компании принадлежат.

Белорусы на белорусах ничего не тестируют, не работают даже с заграничной статистикой. Снова приходим к тому, что за границей — мозг, а здесь — техническое решение.

Хотя интересные идеи у нас есть, и программы мы могли бы полностью — от и до — разрабатывать сами. Но без соответствующих знаний и исследований ничего не изменится. Нельзя просто сесть, нарисовать эффектную красную кнопку, потому что тебе нравится красный или какой-то авторитетный дизайнер нарисовал такой же элемент, и надеяться на рост и развитие. К сожалению, пока что всё наше развитие — продажа удачных идей.

Первое, что приходит на ум, — Viber и Maps.me. Эти разработки купили в других странах и там продолжают их развивать. Выстрелившее год назад приложение MSQRD, например, приобрёл Facebook. Приложение Flo создано белорусами, но с опорой на американский рынок.

Flickr, Pocket Creative Lab.

Назову основные причины, по которым, с моей точки зрения, тестирование продуктов у нас не проводится.

1. Прибыль от таких исследований косвенная. Теоретически хорошая идея может удачно реализоваться сама по себе.

2. Любое основательное исследование предполагает колоссальную затрату ресурсов. У нас нет результатов предыдущих тестов, на которые мы могли бы опираться. Нет по-настоящему опытных в этом смысле специалистов. Белорусскому парку высоких технологий по сравнению с Кремниевой долиной, можно сказать, несколько дней. И заточен он изначально под программирование, а не под продуктовые решения.

3. Развитие любой идеи — это, грубо говоря, инвестирование. Средства вы чаще всего получаете лишь в долгосрочной перспективе, «здесь и сейчас» финансовой отдачи скорее всего не будет.

4. Продвигаться на международный рынок белорусам непросто. Сказывается плохое знание английского. А с начала этого года — ещё и налог на Google. Поэтому все заинтересованы в том, чтобы как можно скорее продать свою разработку и забыть о ней.

Но, если ничего не предпринимать, какое будущее нас ждёт? Будущее сырьевого придатка. Заказчики у нас есть, а вот пользователей, которые нас ценят, ждут новые продукты и готовы за эти продукты платить, — нет.

Недавно был подписан тот самый декрет №8, в котором фигурирует пункт о поддержке ИT-образования. Было бы здорово, если бы внимание обратили и на обучение UX/UI — как на область серьёзных исследований и аналитики. Надо приглашать специалистов читать лекции, вникать, расти и переходить к тестированиям разработок. Тогда нас перестанут считать дешёвой рабочей силой и начнётся совсем другая история. Результаты исследований помогут в создании следующих проектов с пониманием того, что нужно человеку 21-го века.

 

*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.

Источник: dev.by
Нашли в тексте ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Вакансии
Новые комментарии
Европа была позади в IT а сейчас будет отставать ещё сильнее. ИМХО, это не просто мешает развивать бизнес на основе данных но и налагает особые условия на организацию системы, т.к. требует отдельной проработки и затрат. Новые продукты начнут выходить на рынок европы с задержкой, некоторые не будут вообще выходить. Но что они защищают я не пойму, информацию можно использовать как во благо так и во вред. Логично контролировать использование информации а не её наличие. Логично не хочешь передавать данные не используй продукт, альтернатив много. А.. они же не такие удобные, интересно почему? Может просто они не получают достаточно прибыли чтобы кормить армию специалистов которые все сделают идеально, почему? Я лично facebook не использую и живу отлично, не нравится что google о вас собирает данные тогда стоит вернуться в эпоху каталогов, и подумать что лучше иметь отличный бесплатый продукт но поделиться инфой для формирования рекламы или старый добрый каталог? Права на забвение я вообще не понимаю, если информация правдивая то почему она должна исчезать из различных источников, получается интересны отдельного человека ставятся в приоритете интересам общества - т.е. доступу к знаниям о происходящем.
Wistful
27.05.2018 в 23:45
Юридический язык — это не C++. Как белорусские компании подготовились к GDPR

Обсуждение

Missing

То, о чем Вы говорите - чистой воды сервис-дизайн, проведение которого по всем канонам стоит кучу денег, которые могут и не окупиться на скудном белорусском рынке. Хотя знаю ребят, которые активно продвигают это на нашем рынке (и вроде неплохо справляются) - 69pixels.

33f624a3d9439276c21ab9058e7ef580?1519995235

Так автор же рассуждает не про белорусский рынок, или это вы рекламку в комменты бросили ;)

Missing-male
-4

И правильно делают. Нечего фейк-тестирования на нерелевантной аудитории проводить.

7dfdf59f98752ff3015f5e8320da21e9?1516378068

Алексей, не отрицая справедливости по некоторым из ваших замечаний, и то, что в Беларуси действительно преобладает аутсорс, перед тем, как кидаться фразами "Белорусы на белорусах ничего не тестируют, не работают даже с заграничной статистикой. Снова приходим к тому, что за границей — мозг, а здесь — техническое решение", поработайте хотя бы в нескольких продуктовых белорусских компаниях, работающих на мировой рынок. У нас есть целая команда, которая занимается UX и плей-тестами.

Сами, кстати, сколько успешных продуктов уже выпустили? :)

Picture?type=square
+1

Сергей, спасибо за комментарий.

Как раз ваша и несколько других компаний и не являются героями этой колонки - вы работаете не с заказчиками, а с пользователями, но общая тенденция и преобладание, согласитесь, все-таки не такие. Я как раз старался озвучить мысль, что более выйгрышный путь - это упор на продукт, а не на аутсорс.

В продуктовых компаниях и в партнерстве с ними (включая вашу :) работал, и сейчас, выполняя больше аутсорсных задач, вот об этом всем и задумался.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси