Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

«Во имя продуктивности». Почему разработчики должны научиться говорить «нет» клиентам

Оставить комментарий
«Во имя продуктивности». Почему разработчики должны научиться говорить «нет» клиентам

Будучи в своё время разработчиком и менеджером проектов, глава компании по разработке ПО DevSquad Фил Альвс уверен: постоянно идя на поводу у клиента и пытаясь учесть все его нужды и прихоти, можно серьёзно ограничить возможности выполнения главной задачи — качественно решить проблему заказчика. Специалист приводит три ключевых аргумента в пользу слова «нет».

Иллюстрация: The Next Web

Кем бы ни был человек, выдумавший популярную нынче фразу «клиент всегда прав», он точно не имел дела с заказчиками, у которых за грандиозными идеями не стоит ни капли технических знаний, но дай им волю — и они непременно начнут указывать, как лучше управлять разработкой.

1. Не с каждым клиентом команде будет комфортно работать

Некоторые клиенты, например, не желают вносить предоплату. В таком случае лучше предложить им отказаться от проекта, объяснив, что компания предлагает индивидуальный продукт, а не индивидуальные условия разработки. Даже если такой клиент уйдёт, команде и компании это решение будет только на руку. Проявить непреклонность в данном вопросе будет несложно, если в компании есть чётко отлаженные и проверенные процессы: подстраиваясь под каждого заказчика, она рискует затормозить своё развитие.

Это касается не только оплаты и применимо к любым аспектам работы с клиентами. Если клиент хочет работать с наиболее квалифицированными профессионалами, он должен принимать условия компании. По прогнозам Forrester, в 2018 году нанимателям придётся платить старшим разработчикам и иным востребованным специалистам до 20 процентов больше их среднего уровня зарплат. На фоне нехватки технических кадров бывает проще найти новых клиентов, чем привлечь в компанию лучших разработчиков.

Если условия сотрудничества компании неизменны и универсальны для всех заказчиков, то это не только упрощает управление проектами, но и демонстрирует сотрудникам, что их труд она ценит больше, чем жирный чек от несносного клиента. По словам Альвса, его компания может месяцами обходиться без заказов, а вот если уйдут все опытные senior-программисты — наступит настоящая катастрофа.

2. Клиент платит за качественный продукт, а не за безотказность

Многие руководители стремятся удовлетворить любую прихоть клиента из опасения потерять его или получить негативные отзывы. Но вероятность этого наоборот повышается, если команде придётся делать вещи, в которых она недостаточно компетентна, а готовый продукт не оправдает ожидания заказчика. Так, компания Альвса чётко ограничила круг предлагаемых услуг разработкой на PHP, Laravel, JavaScript, Vue.js, Node, Ionic и Electron. По его мнению, это продвинутые современные технологии, которые позволяют быстро создавать и развивать продукты.

Клиенты платят за услуги той или иной компании, потому что она может выполнить работу качественнее и быстрее, чем они смогли бы самостоятельно. Одна из проблем, с которой часто сталкивается Фил Альвс, — клиенты требуют напичкать продукт дополнительными функциями, без которых им якобы не обойтись. В таких ситуациях команде следует возразить и объяснить, что сделает продукт наиболее понятным и удобным для пользователя.

Другая частая проблема состоит в том, что клиенты не желают открывать продукт для пользователей, пока он не будет доведён до совершенства. Команда Альвса работает по проверенным agile-методам и советует клиентам отдавать продукт на испытание целевым пользователям как можно чаще и как можно раньше, чтобы начать тестирование, поиск неисправностей и доработку функционала.

3. Существует и излишнее, и недостаточно активное участие клиента в процессе

До распространения методологии гибкой разработки ПО многие компании могли тратить на выполнение проектов до трёх лет, но в итоге оказывалось, что готовый продукт не решал задачу клиента. Фил Альвс считает, что при использовании спринтов часть работающего кода вполне можно написать в течение трёх месяцев. Но чтобы работа по спринтам была эффективной, заказчик должен быть вовлечён в процесс разработки от начала и до конца.

По его мнению, постоянное общение и плотное сотрудничество — залог эффективной разработки продуктов. Старшие разработчики должны быть всегда доступны в конце каждого спринта, причём над проектами в компании Альвса они работают только парами. Согласно исследованиям, так программисты способны продумать больше вариантов решения проблемы, чем поодиночке, а, значит, создать более простой и удобный в поддержке продукт с меньшим количеством багов.

В то же время, некоторые клиенты стремятся тотально контролировать процесс, чем только отвлекают команду и тормозят завершение проекта. По этой причине имеет смысл отчитываться о проделанной работе лишь раз в конце каждого спринта, а для связи назначить аккаунт- или проект-менеджера: это позволит держать навязчивого клиента на расстоянии в ходе выполнения спринтов, но при этом добавлять критические задачи в бэклог.

Клиент обращается в компанию для того, чтобы избавиться от необходимости нанимать и контролировать независимых разработчиков. Если он хочет каким бы то ни было образом диктовать свои правила, то нет смысла обращаться к профессионалам. Поэтому — хотя заказчики не любят слышать «нет» — чтобы команда могла показать лучший результат, на который способна, компания должна уметь настоять на своём.

Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Российские разработчики переориентируются на Ближний Восток, Азию и Африку
Российские разработчики переориентируются на Ближний Восток, Азию и Африку
Российские разработчики переориентируются на Ближний Восток, Азию и Африку
3 комментария
В России восстанавливается спрос на мобильных разработчиков
В России восстанавливается спрос на мобильных разработчиков
В России восстанавливается спрос на мобильных разработчиков
В России создатели игры о противостоянии польским захватчикам удалили сайт и ушли из соцсетей
В России создатели игры о противостоянии польским захватчикам удалили сайт и ушли из соцсетей
В России создатели игры о противостоянии польским захватчикам удалили сайт и ушли из соцсетей
Около 20 млн британцев могут получить компенсации от Apple
Около 20 млн британцев могут получить компенсации от Apple
Около 20 млн британцев могут получить компенсации от Apple

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.