Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Семинар Web Application Arthitecture

Оставить комментарий
Семинар Web Application Arthitecture
Пару недель назад я прочитал на dev.by о семинаре для веб-архитекторов и сразу загорелся желанием его посетить – события подобного рода в нашей стране пока не проводилось. Семинар организовывался компанией, где я сейчас работаю, так что по ходу дела помогал организовывать сие действо на месте. Веб-семинар Семинар проходил в образовательном центре IBB, в котором я до этого ни разу не был и который мы с таксистом с трудом нашли :). Здание выглядит необычно, а внутри встречает приятной обстановкой и мягкими яркими диванами. Заявленную аудиторию нашел быстро, хотя, как оказалось, ее заменили на соседнюю – чуть более просторную. Оставив вещи, пошел на вход встречать участников семинара и направлять их в нашу аудиторию. Первым пришел Володя – ведущий семинара, ну а за ним стали подтягиваться и остальные. Перед началом мероприятия каждый из участников получил бедж для распознавания друг друга и блокнот с ручкой для записывания умных мыслей. Блокнотами я обычно не пользуюсь, но в этот раз исписал его почти до половины – информационный поток просто зашкаливал! Пару слов о Владимире Лешкевиче, ведущем семинара. У Володи за плечами 14 лет профессиональной разработки ПО; начав простым разработчиком, он прокачался до технического директора, попутно успев побыть и техлидом, и менеджером. Он занимается обучением и коучингом проектных команд по различным технологическим направлениям и процессам разработки. Проработав с Володей некоторое время на реальном проекте, я ожидал от семинара многого, и, конечно, мои надежды оправдались на все 200% - субъективно для меня это был лучший IT день за прошедшие несколько лет. Все началось, как в первом классе – с представления себя и своего рода деятельности. Уровень участников был очень высокий – не припомню никого ниже senior software engineer. Что приятно удивило – среди участников было два человека из Могилева, специально приехавшие в Минск на семинар. Участники Выступления Володя проводил по четырем основным темам:
  1. Архитектура веб-приложений;
  2. Сервисно-ориентированные архитектуры;
  3. Объекты-значения в DDD;
  4. Производительность и масштабируемость веб-приложений.
Для каждой из тем была заготовлена презентация с основными моментами – но кто ходит на выступления читать презентации?! Володя это прекрасно понимал, потому самое вкусное рассказывал и рисовал на доске.

Архитектура веб-приложений

Первой рассмотренной темой была «Архитектура веб-приложений» - наверное, самое простое, что было обсуждено в этот день. Выступление началось с опроса – что интересует участников? Основные интересующие моменты таковы:
  1. Как и где проводить границу между Model, View и Controller в паттерне MVC?
  2. Как разделять серверную и клиентскую части приложения?
  3. Как бороться с разрастанием веб-приложений?
Для начала Володя рассказал о возникновении паттерна MVC и о его первоначальном значении, которое было заложено в языке SmallTalk. Для наглядности был продемонстрирован маленький пример на том же SmallTalk, в котором изящно связывались данные с представлениями – лично меня эта кодинг-сессия приятно удивила и вызвала интерес к продемонстрированному языку. Как оказалось, большинство современных MVC фреймворков (ASP.NET MVC, Ruby on Rails, etc.) очень удалились от оригинальной концепции и выдают за MVC то ли MVP, то ли еще что другое. Такой понятный непонятный mvc Затем Володя представил основные проблемы веб-приложений, исходящие из модели Request-Response, заложенной в основу Веба. Существуют решения этих проблем, например, AJAX, но и они не всегда удовлетворяют требованиям и не до конца прячут низлежащий уровень от программиста и пользователя – во многом из-за проблем совместимости браузеров. Далее была представлена эволюция паттерна MVC:
  1. Оригинальная концепция
  2. MVC model 1: Page = View + Controller, где были тесно связаны View и Controller
  3. MVC model 2: архитектура с Front Controller, Filter Chain и кучей Actions для обработки запросов.
  4. MVCS – MVC на сервисах
Для решения возникающих из-за модели Request-Response проблем стали создаваться различные фреймворки, такие как JSP, ASP. Для имитации десктопного программирования появились компонентные фреймворки ASP.NET, JSF, Tapestry, Wicket. Однако все эти фреймворки в полном соответствии с законом протекающих абстракций не давали полной изоляции и в случае проблем приводили к появлению непонятных ошибок с тяжелыми последствиями. Проблему модели Request/Response попытались решить созданием отдельного класса приложений с «тяжелым» клиентом – Rich Internet Applications. Модель Request/Response была явно выделена в качестве отдельного компонента для связи с сервером и облегчения создания пользовательских интерфейсов. (Кстати, следует отметить один из принципов Володи – “Be Explicit!”. По нему любая неявно выраженная логика/абстракция/понятие скорее всего приведет к проблеме, которой можно было бы избежать, явно выделяя неявную концепцию.) На данный момент популярными являются следующие RIA фреймворки:
  1. Flex/Flash
  2. Silverlight
  3. Java FX
  4. GWT – здесь, кстати, опять выскакивает закон протекающих абстракций: Java код компилируется в JavaScript, что может привести к необычным ошибкам, которые Java сама по себе вызвать не могла.
Одним из важнейших критериев качества UI фреймворков Володя считает testability – возможность тестирования написанного кода. Чаще всего для тестирования систем используются unit тесты и интеграционные тесты. На стороне unit тестов стоят скорость выполнения, простота написания и покрытия. На стороне интеграционных тестов – польза тестирования нескольких компонентов сразу, за что, правда, приходится расплачиваться значительно возрастающей сложностью тестов. Эту сложность можно преодолеть с помощью инструментов интеграционного тестирования:
  1. Selenium
  2. Fit
  3. HttpUnit
(Было интересно узнать, что некоторые участники используют эти инструменты ежедневно для автоматического тестирования новых версий приложений.) Как оказалось, и в стане RIA фреймворков не все так просто – вышеупомянутый оригинальный MVC нигде не встречается, везде идут лишь местные замены. К чему это приводит программиста? К необходимости постоянно дописывать свои каркасы на основе базовых классов фреймворков. Часто в качестве замены MVC используется паттерн MVP (Model – View – Presenter) – главное его отличие от MVC заключается в том, что в MVP презентер может давать команды View, а не передавать команды лишь через модель, как в оригинальном MVC. Далее Володя продемонстрировал очередную кодинг-сессию. На этот раз мы увидели реализацию паттерна MVP на языке Java: маленькое консольное приложение действительно отлично работало и исправно конвертировало переданные ей на вход валюты :)

Кофе-пауза

Сразу после первого выступления мы устроили себе перерыв и разбились по кучкам с чашками свежего кофе и вкусным печеньем. Что порадовало – люди легко шли на контакт и с удовольствием обсуждали архитектурные проблемы и их решения. И надо сказать, момент такой неформальной коммуникации между специалистами различных компаний очень приятен и вызывает желание провести подобный семинар хотя бы ради него. Кофа, кофа!

Сервисно-ориентированная архитектура

Второй темой выступления была «Сервисно-ориентированная архитектура». Для старта мы рассмотрели основные критерии сервиса:
  1. Автономный;
  2. Имеет явные границы;
  3. Имеет явный контракт для взаимодействия;
Исторически наши приложения работают с базами данных, причем в большинстве случаев с монолитным куском данных. Сервисы же позволяют разбить этот кусок на несколько зон с различными ответственностями и зависимостями. Сервисы, как и паттерн MVC, оказались богаты на историю:
  1. RPC – Remote Procedure Call – наверное, первое, что использовалось для подобных целей
  2. XML-RPC – формализация RPC, использующая XML в качестве основного формата передачи данных
  3. Web Services – SOAP формат на основе XML.
  4. REST – Representational State Transfer
  5. SOA – сервисно-ориентированные архитектуры
Далее Володя представил плюсы и минусы SOAP Web Services. Плюсы:
  1. Открытые стандарты и протоколы
  2. Четко выверенный и разделенный интерфейс
  3. Service discovery
  4. Богатый набор инструментов
Минусы:
  1. Сложность и протекающие абстракции
  2. Несовместимость
  3. Производительность
Альтернативой SOAP WS являются REST WS:
  1. У каждого ресурса есть свой URI, по которому они доступны
  2. Представления – то, что идет вовне и видно всем
  3. Переходы состояний:
  • GET – получить
  • POST – создать
  • PUT – обновить
  • DELETE – удалить
  • Плюсы:
    • Простота запросов и действий
    • Малый порог вхождения – все очень просто
    • Масштабируемость простым копированием
  • Минусы:
    • Oчень узкий интерфейс для всего многообразия действий
    • Не очень легко настроить
    Затем Володя представил сформулированные своими коллегами принципы фронт-енд архитектур для сервисно-ориентированных систем (SOFEA – Service Oriented Front-End Architecture). Следует отметить, что этот вопрос не очень хорошо проработан и что эти принципы действительно чуть ли не в первый раз показывались публике. Для начала – минусы традиционного «тонкого клиента»:
    1. Обмен неструктурированными данными
    2. Связь presentation flow и обмена данными
    • Проблема с кнопкой Back (о нет, не напоминайте...)
  • Request/Response цикл
    • Нет прямого взаимодействия двух клиентов
    Принципы SOFEA:
    1. Разделение Application Download, Presentation Flow, Data Interchange
    2. Различные варианты Application Download (тонкий/толстый клиенты)
    3. Presentation Flow определяется только клиентом, не должно проходить никаких Request/Response циклов для смены экрана
    4. Обмен данными не должен быть слабым звеном
    5. B Presentation должен использоваться MVC
    Технологии, которые можно использовать для SOFEA:
    1. DHTML/AJAX:
    • JS
    • GWT
  • XML-based
    • XAML
    • MXML
  • Java
    • JavaFX
    • Java WebStart
  • Adobe Flex
  • Кофе-брейк

    На этом кофе-брейке образовательный центр IBB порадовал нас не только печеньем, но и бутербродами :) Опять все те же группки, уже более активные обсуждения – людям явно нравилось все происходящее.

    Value objects in DDD

    Тема DDD очень обширная, поэтому в данном выступлении Володя лишь провел обзор DDD и углубился именно в объекты-значения. Для начала мы рассмотрели взаимосвязь домена заказчика и доменной модели нашего приложения, обсудили вопросы создания доменного языка, с помощью которого можно единым образом описывать все происходящие в системе процессы. DDD характеризуется:
    1. Связью с бизнес-доменом
    2. Явно выделенной доменной моделью приложения
    3. Ubiquitous language – четко определенный язык
    4. Model-Driven Design – MDD – развитие приложения «от модели»
    DDD это просто!Особенности реализации DDD:
    • ООП – нативное представление естественных концепций
    • Многослойная архитектура
    • Entities – сущности
    • Value Objects – объекты-значения
    • Доменные сервисы
    • Bounding contexts - граничные контексты
    В DDD сущности несут в себе несколько основных концепций, в частности, роли в системе, ответственности в системе и identity – способность быть распознанной среди других сущностей. Объекты-значения отличаются от сущностей отсутствующей identity. Доменные сервисы объединяют ту логику, которую нельзя явно отнести ни к одной сущности. Bounding contexts используется для деления домена на поддомены. Мы затронули очень часто встречающийся антипаттерн – Anemic Domain Model. Этот антипаттерн характеризует такое состояние доменной модели, когда:
    1. Действие делает не модель, а его делают над моделью
    2. Primitive Obsession – одержимость простыми типами (в противовес грамотному определению объектов-значений)
    3. Сущности просто несут данные без какой-либо логики
    Володя показал несколько примеров Anemic Domain Model, для каждого из которых привел пример рефакторингов, которые оживили ее и придали ей смысл. Основной причиной для введения объектов-значений является необходимость представлять какие-либо данные и при этом явно держать свой контекст. В качестве примера можно привести SocialSecurityNumber вместо простого String или Identifier вместо привычного Integer. Подобный подход напоминает нам про подход «Be Explicit!», который решает многие проблемы. Особенности объектов-значений:
    1. Явное представление контекста домена
    2. Центры гравитации для поведения – концентрируют логику
    3. Явно определяют свой интерфейс
    4. Они всегда корректны – валидация происходит в момент создания объекта-значения и уже созданный объект-значение всегда корректен
    5. Тестируемость
    6. Локальность
    7. Когерентность – обладают высоким уровнем внутренней согласованности, как FirstName и LastName, а не FirstName и CarBestseller
    Объекты значения это не объекты для хранения данных! VO = DO + поведение. Data objects нужны только для передачи данных между различными bounding contexts, внутри доменного контекства использовать data objects нельзя. Еще одной отличительной особенностью объектов для хранения данных является полная несогласованность хранящихся в них данных. В качестве техник для активизации объектов-значений на проекте Володя привел рефакторинг и инкапсуляцию.

    Заключительный кофе-брейк

    К моменту окончания третьего выступления мы уже вышли за ранее предполагавшиеся рамки мероприятия, однако никто не утратил запала и мы вышли на финишную прямую.

    Web application performance. Scalability.

    Для начала мы определились с терминологией:
    • Производительность (performance) – количество действий в единицу времени
    • Масштабируемость (scalability) – способность функционировать при увеличении доступных ресурсов
    • Доступность (availability) – способность работать в заданных интервалах времени
    Определив необходимые термины, Володя привел подходы к улучшению производительности:
    1. Определить требования к производительности приложения
    2. Обосновать выбор технологии
    3. Тестировать репрезентативно в реальных условиях
    4. Тестировать постоянно, чем раньше, тем лучше
    5. Наблюдай и диагностируй
    • Измеряй, не гадай
    • Введи счетчики производительности
    • Используй средства диагностики
  • Оптимизируй только то, что действительно надо оптимизировать
    • Три правила оптимизации:
      • Не оптимизируй
      • Еще не оптимизируй
      • Профайли и смотри, где надо оптимизировать
    • Определи, изолируй, диагностируй, улучши, проверь
  • Разделяй ответственность за производительность со всей командой
  • Далее Володя подчеркнул основные моменты клиентской производительности:
    1. Рендер страницы может быть медленным (до 80% времени загрузки страницы)
    2. Правила:
    • Минимизируй количество HTTP запросов
    • Используй Content Delivery Networks
    • Используй кеш браузера и прокси
    • Используй GZip
    • Размещай стили вверху, а скрипты внизу
    • Минимизируй количество DNS lookups
    • Вынеси JS и CSS из HTML
    • Уменьшай JS & CSS
  • Инструменты
    • YSlow
    • Google PageSpeed
    Основные аспекты доступности:
    1. Выбор: доступность или масштабируемость
    2. Измерение доступности – количество девяток. Идеал – компания Ericsson с их 99.999999% доступностью в году
    3. Уровень доступности приложения, явно указанный в контракте – допустим, не меньше 99.9999%
    Основные аспекты масштабируемости:
    1. Типы:
    • Горизонтальная – увеличиваем количество серверов
    • Вертикальная – увеличиваем мощность серверов
  • Техники:
    • Load balancing
    • Кеширование
    • Кластеризирование
    Инфраструктура масштабируемости:
    1. Load balancing
    • Stateful
    • Sticky sessions
  • Caching
    • Write policy
    • Appication caching
    • Web caching
    • Distributed caching (memcached)
  • Clustering
    • Grid-схема
  • Database
    • NOSQL подход – Not Only SQL
    • In-memory – базы данных в памяти
    • Distributed базы данных
    Еще мы слегка затронули отдельные моменты систем cloud computing:
    1. Распределенные вычисления на серверах другой компании
    2. Типы cloud computing:
    • Веб-сервисы: Saleforce.com, Google maps
    • Сервисные платформы: Google App Engine, Amazon EC2, S3
    Ну и напоследок Володя рассказал нам про принципы построения масштабируемых систем:
    1. Четко определенные требования по масштабируемости
    2. Анализ поведения пользователей – они больше сохраняют данные или просматривают их
    3. Динамика контента – общий или персональный, часто или не часто меняется
    4. Держать в уме устаревание данных – у вас всегда устаревшие данные! Следует учесть, что уровень устаревания данных определяется не вами, а вашим заказчиком и его бизнес-требованиями
    5. Придерживаться принципа subscribe/publish вместо традиционного request/response – на такой подход недавно перешли такие многомиллионные сервисы, как Twitter и Facebook
    6. Использовать Command-Query Separation
    7. Использовать Actors – независимые асинхронные модули выполнения логики, изначально появились в языке Erlang и с тех пор обеспечивают компании Ericsson заветные 99.999999% доступности в году.
    Впечатления от семинара остались чрезвычайно позитивные, лишние часы прошли незамеченными, а мелкие неудобства просто не замечались! Дух обсуждений, возможность пообщаться с коллегами поддерживали интерес к мероприятию на протяжении всего дня. Громадное спасибо Владимиру Лешкевичу и компании Intetics, которые организовали этот праздник IT-счастья!
    Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

    Засапортить сейчас.

    Читайте также
    Где изучать Scala тем, кто уже что-то знает. Собрали множество курсов и платформ (июнь, 2023)
    Где изучать Scala тем, кто уже что-то знает. Собрали множество курсов и платформ (июнь, 2023)
    Где изучать Scala тем, кто уже что-то знает. Собрали множество курсов и платформ (июнь, 2023)
    Язык программирования Scala — один из самых популярных коммерческих языков, который используют Twitter, LinkedIn, WhatsApp. Scala-разработчики, возможно, не так востребованы как их коллеги, пишущие на Python или Java, но хороший специалист будет цениться высоко, а знание языка станет безусловным плюсом в резюме. В помощь тем, кто хочет пополнить ряды адептов Scala, Digitaldefynd составил (а мы дополнили) подборку онлайн-курсов и тренингов разных уровней сложности.
    1 комментарий
    10 способов научиться программировать самостоятельно
    10 способов научиться программировать самостоятельно
    10 способов научиться программировать самостоятельно
    Хотите научиться кодить и освоить алгоритмы? Собрали десять советов с чего начать изучение программирования для тех, кто только начинает своё путешествие в мир программирования и снабдили все это полезными ссылками на курсы для начинающих программистов.
    Как научиться кодить и не умереть: 3 способа стать программистом без боли
    Как научиться кодить и не умереть: 3 способа стать программистом без боли
    Bubble
    Как научиться кодить и не умереть: 3 способа стать программистом без боли
    В России десятки студентов требуют вернуть деньги — за 9 месяцев их не научили AI-разработке
    В России десятки студентов требуют вернуть деньги — за 9 месяцев их не научили AI-разработке
    В России десятки студентов требуют вернуть деньги — за 9 месяцев их не научили AI-разработке
    9 комментариев

    Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

    Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

    Обсуждение
    Комментируйте без ограничений

    Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

    Комментариев пока нет.