БЕЛАРУСЬ · 09 октября 2013, 13:11 · Лена Саленко
Сентябрьское исследование ценностей белорусских студентов

Среди работодаталей сегодня распространено мнение, что молодое поколение характеризуется завышенной самооценкой и претензиями в сочетании с нежеланием учиться, приобретать трудом и потом необходимые навыки, в целом адаптироваться под требования жизни. Циркулируют истории про кандидатов сразу со студенческой скамьи, чьи зарплатные притязания существенно выше, чем у более опытных и квалифицированных работников. В общем, толков негативного свойства много. Тем интереснее было ознакомиться со свежими данными исследования ценностей белорусского студенчества, которое включает и взгляд молодежи на перспективы трудоустройства. 

Что студенты думают о своих вузах и каковы их ожидания

Любопытно, что исследование было проведено автором-одиночкой по собственной инициативе и, по всей видимости, за собственные средства. Екатерина Куксо несколько лет назад закончила МГЛУ и после университета основала небольшую фриланс-компанию, специализирующуюся на внешних коммуникациях, копирайтинге и Public Relations (среди клиентов замечена пара белорусских ИТ-компаний). Почувствовав зов науки, спустя год автор поступила в российско-британскую магистратуру в Москве по специальности организационная психология, где защитила диссертацию про организационные ценности на примере вузов. Сейчас она продолжает проводить мини-исследования в этом направлении, сочетая это с ведением блога, преподаванием в школе и организационным консультированием. 

Екатерина Куксо о своем исследовании:

Исследование ценностей белорусских студентов — это что-то вроде "пилота", как это часто называют. Т.е. попытка "прощупать почву". К слову, результаты оказались довольно интересными для меня самой. Кроме того, очень порадовал резонанс со стороны студентов, профсоюзных организаций и организаций самоуправления — для меня было довольно неожиданно... это совершенно неожиданный опыт. И попытка посмотреть, что и как можно изменить».

Но вернемся к самому исследованию, которое состоялось в сентябре этого года. Всего в опросе приняли участие 662 студента из 47 вузов Беларуси. Автор данным исследованием пыталась найти подтверждение своей гипотезе, что «неудовлетворенность студентов высшим образованием существует по той причине, что их основные ценности не учитываются вузами при построении стратегии работы». Мы же выбрали наиболее интересные с нашей точки зрения моменты. Полностью с результатами исследования можно ознакомиться здесь

Общая оценка вузов. Исследование показало, что в среднем белорусские студенты оценивают свои вузы на 7,45 балла. 9,1% студентов поставили своим вузам высший балл, а 4,4% респондентов отправили университеты на пересдачу (т.е. поставили оценку ниже 4). Результаты выглядят следующим образом:

МИТСО — 8,28 балла, БГЭУ — 7,98 балла, БГУИР — 7,94 балла, ГрГМУ — 7,94 балла, БелГУТ — 7,92 балла, МГУП — 7,82 балла, БарГУ — 7,7 балла, БГУ — 7,5 балла, МГЛУ — 7,47 балла, БНТУ — 7,33 балла, БГПУ — 7,17 балла, БГМУ — 7,14 балла, ГГУ — 7,07 балла, БИП — 7 баллов, БГТУ — 7 баллов, БГСА — 6,75 балла, ГГТУ — 6,53 балла, БрГУ — 6,27 балла. 

Ценности студентов в образовании. В целом в качестве основных ценностей высшего образования белорусские студенты отметили перспективы трудоустройства (4,46 из 5) и получение знаний (4,45). Меньше всего студенты РБ стремятся к научно-исследовательской деятельности (3,13). При этом на групповом уровне как наибольшую ценность студенты выделяют получение «корочек».

Мы отдельно посмотрели на данные по самому айтишному вузу из списка — БГУИР. Для студентов этого университета на первом месте стоит получение знаний — 4,6, а уж затем перспектива найти хорошую работу — 4,51. Получение «корочки» — на третьем месте. А вот тяги к исследованиям у «бгуировцев» еще меньше, чем по университетам в среднем — рейтинг этого пункта всего лишь 2,77. Сырые данные по всем вузам можно скачать здесь

Удовлетворенность качеством образования. Студентам было предложено оценить вуз по отдельным параметрам, которые тесно связаны с целями обучения. Как оказалось, в меньшей степени студенты ценят работу административного персонала и перспективы трудоустройства.

  • Общение с товарищами по вузу (взаимная поддержка, командный дух) — 3,85.
  • Общественная деятельность вуза (есть ли мероприятия, интересны ли они) — 3,53.
  • Доступ к библиотеке (наличие нужных книг, свободный доступ) — 3,53.
  • Качество знаний (актуальные, применимые на практике) — 3,51.
  • Личные качества преподавателей (отзывчивые, внимательные, готовые помочь) — 3,51.
  • Возможности научно-исследовательской деятельности — 3,47.
  • Качество преподавания (интересные, полезные лекции и семинары) — 3,43.
  • Работа администрации и работников вуза — 3,22.
  • Перспективы трудоустройства — 3,15.

Чем старше студенты, тем меньше они довольны текущим состоянием дел. В среднем оценки первокурсников и пятикурсников различаются на целый балл.

Автор приходит к следующему выводу:

Исследование показало еще раз несколько существенных проблем: студенты хотели бы получить хорошую работу, но вузовское образование не всегда приближает к этой цели. А администрация вузов порой довольно безразлична ко всему происходящему — не только к ценностям, но и к довольно обыденным бытовым проблемам студентов».

 

Заинтересовавшиеся могут ознакомиться с методикой исследования и полным спектром выводов автора. Ну и, конечно, обсудить само исследование и его результаты. 

Нашли в тексте ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Вакансии

Обсуждение

Missing-male
kong_en_ge
– пенсионер в Сад и Огород

+16

За инфографику -- расстрелять.

Missing-male
+4

- Подождите-подождите... а вдруг Екатерина очень симпатичная?...

- Хорошо... Но потом всё равно расстрелять!

---

"Автор приходит к следующему выводу:

Исследование показало еще раз несколько существенных проблем: студенты хотели бы получить хорошую работу, но вузовское образование не всегда приближает к этой цели. А администрация вузов порой довольно безразлична ко всему происходящему — не только к ценностям, но и к довольно обыденным бытовым проблемам студентов."

Не слишком ли долго автор к этим выводам шла? Опросы делала, диаграммы рисовала. Но в общем спасибо. "Шикарные" выводы. Без этого исследования, наверное, об этом даже и не догадывался никто ;)

0a6263c02f4128afad42dce06b1b229e?1401082372

с одной стороны, я с вами согласна. оригинального мало в выводах. хотя автор говорит, что проводила это мини-исследование, чтобы как раз эти очевидные выводы подтвердить. хотелось бы и вопросов больше каких-то специфичных что ли.

с другой стороны, капля камень точит. там исследование, там публикация, может и удастся хоть немного что-то изменить. все большое по итогу складывается из мелких действий.

Picture_2702?1356409883
-3

Не поможет. Финальная конструкция не ясна. Человечество знает всего два (!!!) типа систем образования: всеобщую и не очень. Всеобщая была реализована только в СССР и странах соцлагеря и сильно заточена на социалистический тип экономики. Второй тип ситемы образования имеет много реализаций, но одну общу особенность - элитарность. Хорошее образование только для 1-2% общества за баальшое бабло.

Делать элитарную - люди не поймут, да и не поможет - слишком мал процент нормально образованных людей. Запад сейчас, к примеру, сильно зависит от импорта мозгов. А у нас обратный процесс.

А как перестроить всеобщую под госкапитплизм и, главное, систему ценностей, с базой на слове "бабло" никто толком не представляет.

В итоге внедрения "передового образовательного опыта с запада" у нас получается некая смесь двух типов... монстрик такой. Слегка вообще малополезный ;)))

Missing-male
+3

"Были и интересные «локальные недовольства»: например, в Гродненском медицинском сильно не любят библиотеку, в БГУЭ — качество преподавания."

"В опросе приняли участие 662 студента из 47 вузов Беларуси."

В среднем получается 14 человек на вуз. И по этим 14 студентам автор осмеливается давать "локальные" суждения по вузам, где только в 13 году набор был 5.000 студентов? (http://www.bseu.by/russian/abiturient/plan.htm) Это вообще может быть адекватным? ;)

Не говоря уже, что судя по тексту, автор не до конца понимает различия между понятиями "релевантности" и "репрезентативности". По крайней мере, "тонко" их не чувствует.

1.Если автор заранее знает, что она ищет, то сравнивая искомое с полученным, она может говорить о "релевантности" результата, как о соответствии искомого полученному.

2.Отсюда также, если автор говорит о необходимости поиска истинного значения, то может говорить о "релевантности", как о соответствии результата этому истинному значению.

3.Если автор заведомо не знает результат, но хочет судить об его истинности по характеру выборки, на основании которой он получен, она может говорить о "репрезентативности" выборки.

читаем:

"Могу признаться, что меня немного удивили результаты того, студенты каких вузов наиболее довольны своим высшим учебным заведением... В опросе от этого вуза приняли участие 40 респондентов, поэтому можно говорить о достаточно высокой релевантности общей оценки."

Имеется ввиду "релевантность" к чему? К ожиданиям автора? К истинному значению? Если к ожиданиям автора и автора "удивили" результаты, то почему релевантность тогда "высокая"?

Если к истинному значению, то правильно ли напрямую связывать релевантность с количеством в выборке? Релевантность это же "качество". Поэтому просто некорректно говорить, что увеличивая количество чего-либо, мы тем самым напрямую поднимаем его "релевантность". Здесь нет прямой зависимости. Если только косвенная. Ещё понятно, когда напрямую с количеством связывают "репрезентативность". (Автор, кстати, это скорее всего и имела ввиду). Когда с увеличением количества опрошенных возрастают шансы на охват разных слоёв и разных мнений. Ведь разные слои и разные мнения - это и есть суть "репрезентативности". А вот это уже в свою очередь ведет к повышению достоверности результата. То есть "релевантность" в данном случае повышается не на прямую от количества, а от повышения "репрезентативности", которая в свою очередь вот как раз таки и может увеличиваться от количества. В общем логика в высказываниях должна быть, тот "тонкий" момент, о котором я выше говорил. Это же не художественный роман.

читаем дальше:

"Однако разница в результатах на большинство вопросов оказалась нерелевантной. То есть приоритизация ценностей и удовлетворенность образованием были примерно равными."

То есть равность значений указывает на их "нерелевантность"? В общем дальше - хуже. Вообще белиберда какая то...

Релевантность. Нерелевантность. Зачем этими понятиями оперировать, если в них не вкладывать смысл!? Помните, как в анекдоте, "эрекция", "эякуляция", - слова просто красивые".

И это же, Елена, я ещё даже до анализа результатов и выводов толком не дошёл... Поэтому, Екатерина, может быть как человек и хороший... но, как выше писали - расстрелять!

0a6263c02f4128afad42dce06b1b229e?1401082372

ммм, михаил :) мне не хотелось бы высказывать развернутого личного мнения по поводу авторитетности исследования. но меня радует, что его развернуто обсуждают.

Missing-male
-2

вы как всегда дипломатичны, Елена :)

0a6263c02f4128afad42dce06b1b229e?1401082372
-1

чего уж скрывать, работа у меня такая. вот вам смайлик :) да и вообще я не склочна по жизни. весь флеймерский пар спустила еще в начале 2000-х.

0a6263c02f4128afad42dce06b1b229e?1401082372

минусуют. достать что ли костюмчик тролля с дальней полки шкафа...

Missing-male
-2

угу-угу... там на дальней полке... как раз за скелетом...

0a6263c02f4128afad42dce06b1b229e?1401082372

почти угадали

B22cf3b2327970a0352447b567a4841a?1534206064
+2

Надо будет запилить октябрьское ислледование ценностей сентябрьских исследователей... Блин, ну как можно графики в таком "качестве" людям показывать?

C633d9d564c68676e2d17cd65ce225a6?1420563783
+4

Из все этого ясно одно, хоть и до этого все очевидно было, надо что-то менять с этими университетами, школами и т.п. А вообще, я думаю, скоро не будет столько студентов. Вырастет новое поколение, которое будет знать, что в университете не много чему учат и не будут "всовывать" туда своих детей "ради корочки", без желания последних там учиться.

Missing-male
-1

Согласен. В настоящее время ВУЗы это нечто вроде "интеллектуального" варианта службы в армии. Повинность или обязанность, которая навязывается, но только уже не государством, а родителями, общественным мнением и т.д. То же самое, как девушка должна до 25 (или там 22, не знаю, как там сейчас в "народе") выйти замуж, родить, иначе... только, что иначе не совсем понятно, ясно только, что что то очень страшное.

Но вопрос: разве "повинность" в любом её виде может быть эффективным решением проблемы?

А так... если задаться целью, для чего угодно можно найти как множество отрицательных моментов, так и целую кучу положительных (что для нынешней системы образования, что для обязательной службы в армии, что для раннего замужества и т.д.). И, соответственно, и исследований под любые выводы (что положительные, что отрицательные) можно "настрочить" каких угодно. Только вот смысл?

B22cf3b2327970a0352447b567a4841a?1534206064

"Шо? Опять?!" (с)

E933534ede25b0c937b154cbf683ba56?1401052353
+1

Вывод в статье как я в школьных работах писал: умные научные предложения, и в то же время ничего по делу.

Ну а про инфографику уже сказали и без меня, непонятные цвета и постоянные линейчатые диаграммы даже там, где можно было использовать круговые. Рекомендую почитать книгу "Говори на языке диаграмм".

Picture_2702?1356409883
+2

Вот если бы еще расшифровать слово "хорошую" в ценности "перспектива найти хорошую работу" и все бы с ценностями встало на свои места. Помнится тут с пеной у рта спорили с утверждением, что в нашем обществе на данный наивысшая ценность "бабло". Можно было бы спорщиков в цифры ткнуть, наглой рыжей мордой... чтобы не несли чушь о том, что зарплата не главное, главное это интересный проект. А то, любую лапшу на уши готовы, лишь бы платить поменьше... ;)))


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси