«Программисты не очень любят психологические приёмчики». Как в Targetprocess живут без HR-отдела

Тихая нелюбовь айтишников к эйчарам стала уже притчей во языцех. Платят ли эйчары взаимностью – непонятно, их об этом почему-то не спрашивают. В Targetprocess натянутых отношений со специалистами по «человеческим ресурсам» не существует, потому что нет HR-отдела. Как компания без него обходится и кто выполняет работу эйчара, dev.by рассказали сотрудники Targetprocess во главе с основателем Михаилом Дубаковым.

«В Беларуси эйчары делают тривиальные штуки»

– Хочу сразу объяснить, почему HR-отдела у нас так и не случилось, – первым начинает разговор Михаил Дубаков. – Несколько лет мы развивались, как все. У всех есть тестировщики – возьмём тестировщика, у всех есть менеджеры – попробуем менеджера. А потом задумались: зачем нам это надо? Действительно ли компании необходима эта конкретная функция, можем ли мы ее делегировать другим людям или интегрировать в процессы, чтобы она выполнялась сама собой? На мой взгляд, отдавать такой ключевой процесс, как работа с людьми, в отдел HR – это неправильно.

Но ведь сама профессия предполагает управление человеческими ресурсами.

– Я это понимаю. Но когда этим занимаются в отдельном департаменте, то, во-первых, теряется тесная связь сотрудников с руководством. А во-вторых, возникают риски для синхронизации. Очень сложно синхронизировать взгляды на культуру компании руководителя и эйчара. Обычно эйчар приходит со своим опытом, а в компании уже сложилась своя культура. У нас, например, она очень демократичная. И формальные подходы (формальные программы обучения, аттестации), думаю, были бы нам даже вредны. Если в компании действительно назрела необходимость в HR-отделе, руководители хорошо понимают, какие функции ему отдать, тогда окей, это разумное решение. Возможно, на каком-то этапе роста без эйчаров не обойтись. В нашей компании сейчас 100 человек, и, думаю, до отметки в 200-300 человек мы будем себя хорошо чувствовать без HR-отдела. Выше – мне сложно сказать.

Вы скептически смотрите на HR как на профессию? Либо есть представление об идеале HR, которого вы не находите в Беларуси?

– У меня нет 100-процентного предубеждения против профессии. Просто, на мой взгляд, многими компаниями она неправильно понимается. В Беларуси эйчары – это рекрутеры плюс организаторы внутренних мероприятий, а также бонусов (социальных программ, страховок и т.д.). Это тривиальные штуки, для которых в принципе и не нужен HR-отдел. Их может выполнить руководитель, офис-менеджер, другие сотрудники.

Считается, что HR-специалисты отвечают также за психологический климат в компании.

– Что касается психологических вещей, то ими коллективу легко навредить. Обычно программисты специфически относятся к психологам и их приёмчикам. Как люди глубокие, они хорошо чувствуют, когда ими пытаются манипулировать. И если не очень опытные эйчары будут действовать в лоб, то вряд ли они установят контакт с сотрудниками. Опытный психолог, конечно, может это сделать. Но в среде эйчаров не так много опытных психологов.

Тезис о манипуляциях подтверждает программист Сергей Мостовой, который успел поработать в нескольких больших аутсорсинговых компаниях, прежде чем пришёл в Targetprocess. Однажды он захотел сменить место работы, и сообщил об этом своему руководителю.

– После этого был разговор с эйчаром, который попытался убедить меня в том, что здесь всё очень хорошо и много радужных перспектив, а в другой компании меня ждут новые люди и новые вызовы. Несколько раз я сталкивался с тем, что человек с образованием психолога применял хитроумные приёмы по типу НЛП, чтобы убедить меня в том, что я счастлив на своем месте.

Сергей Мостовой

В других компаниях Сергей, как правило, сталкивался с эйчаром трижды: в день собеседования, в первый день работы, когда эйчар провожал его до рабочего места, и в последний день, когда эйчар провожал до двери.

– Это была просто женщина, приятная или не очень (у меня сложился стереотип, что эйчар – это обязательно женщина), – делится Сергей. – Она не рассказывала мне о культуре компании, о том, чего мне ждать от работы, как я могу развиваться в компании. Поэтому поначалу я и не представлял себе, для чего нужны эйчары.

Между тем, потребность в профессиональном менторинге у молодого специалиста была. Тогда ему хотелось, чтобы кто-то помог интегрироваться в рабочую среду.

«Настоящая задача – это командная динамика»

В чём же подлинная роль эйчара?

– Самая важная функция HR – это помощь в организации команд, – убеждён Михаил Дубаков. – Вот есть у вас 8 новичков и 8 старых сотрудников – их надо перемешать так, чтобы получились две хорошие команды. Навскидку сложно сказать, кто с кем сработается, какие возникнут социальные связи, поэтому зачастую этот процесс протекает вслепую. Хороший эйчар тут мог бы помочь. Он мог бы увидеть динамику команды или, находясь внутри команды, мог бы легкими движениями что-то подправить, провести правильный тимбилдинг (правильный, а не тупой в лоб). Но это очень сложно, и на практике так не происходит. Эйчар может составить психологические портреты, что-то посоветовать, но он же не погружается в командную работу на месяц. Ему сложно сказать, что там происходит, и его советы часто не имеют связи с реальностью. Как у нас готовят психологов? Их готовят для решения личных проблем человека, а тут нужен специалист, владеющий психологией коллектива.

Чтобы эйчару погрузиться в команду, ему надо знать специфику её работы?

– Конечно. Раньше был распространен такой подход: если ты хороший менеджер, то можешь управлять чем угодно. Был менеджером на заводе – можешь прийти в ИТ-компанию. Такой подход отмирает. Все больше людей считают, что хороший менеджер должен иметь доменные знания в той сфере, которой управляет. То же касается и эйчара, он должен очень хорошо понимать ИТ-бизнес: что такое программист, что такое тестировщик, что такое дизайнер, какова специфика их работы. После глубокого погружения в домен эйчары смогли бы оказывать реальную помощь в формировании команд.

Рассуждая о роли хорошего HR-специалиста, рядовые сотрудники Targetprocess говорят о правильном формировании команды, оценке людей не только с точки зрения личной эффективности, но и с позиции эффективной работы в команде.

Андрей Хмылов

– Если 10 топ-перформеров поместить в одну комнату, они либо поубивают друга друга, либо доведут до клинической депрессии, –  вступает в разговор программист Андрей Хмылов. – Более эффективно работают команды, состоящие из людей разных уровней, чтобы более слабые могли подтягиваться, а более сильные тратили часть своих амбиций на помощь другим.

– Лично меня эйчары никогда не спрашивали, как я чувствую себя в команде, – добавляет Сергей Мостовой. – Они чаще задавали вопросы обо мне лично, направленные на мою индивидуализацию и генерацию осязаемой ценности.

«Люди по умолчанию – хорошие. Зачем их мучить?»

Давайте разберёмся, кто в вашей компании выполняет «неправильные» функции эйчара – например, рекрутинг. Как происходит процесс приёма на работу?

– Долгое время у нас не было рекрутера, а потом, когда мы стали быстро расти, взяли человека на ставку, – возвращается в беседу Михаил Дубаков. – Задача рекрутера – доставить нам резюме, на этом его работа заканчивается. Отсев резюме у нас не очень жёсткий. Я заметил, что далеко не всегда есть корреляция между резюме и реальным человеком. Классные ребята присылали нам не очень хорошие резюме, посмотрев которые даже не хотелось их звать.

С поступлением резюме начинается работа профильных специалистов: программиста оценивает программист, тестировщика – тестировщик. Первый тур – это телефонный звонок, в ходе которого мы задаём 5 маркерных вопросов. На этом этапе многое становится понятно. Если человек отвечает на 3-4 вопроса, его приглашают на очный тур.

На первой встрече мы даём практическую задачу, которую человек решает прямо в офисе. Тут мы проверяем, как он выполняет архитектурные задачи, как общается с командой. Это эмуляция рабочего собрания, на котором все вместе принимают технические решения. Второе интервью – технологическое, тут мы спрашиваем про языки программирования, концепции, технологии и т.д.

Психологические вопросы задаёте?

– Очень мало. Я считаю, что в процессе общения с человеком (у нас оно занимает в совокупности 3-4 часа) уже получаешь представление о нем. А специальные психологические вопросы на собеседовании звучат странно, натянуто. Традиционный вопрос: кем вы хотите стать через пять лет? Я раньше тоже такие задавал: почитаешь, что там полагается спрашивать на интервью, начинаешь спрашивать. Потом думаешь: что за ерунда! Если бы меня самого кто-то спросил, кем я хочу стать через 5 лет, я бы не ответил. Да откуда мне знать?!

Или такой: кем вы видите себя в нашей компании через 5 лет?

– Я не вижу себя в вашей компании через 5 лет. Это нормальный ответ. Люди не работают на одном месте всю жизнь. Средний период работы в ведущих компаниях Силиконовой долины – около 2 лет. Я быстро понял, что такие вопросы на собеседованиях задавать не надо. Меня больше интересуют увлечения: какое у человека хобби, какие книги он читает. По ним быстрее узнаешь человека, чем по ответу, что он будет делать через 5 лет.

Психологические вопросы, наверное, призваны отсеять неправильно мотивированных претендентов, конфликтных, людей по странностями и т.д. Часто ли вам приходится ошибаться при выборе сотрудников?

– Нет. Сотрудников, которых мы уволили через какой-то срок (в основном по профессиональным причинам), было около 15-и. Думаю, это немного. Это безо всяких психологических вопросов. И очень редко мы берём людей, которые потом странно себя ведут. Моя позиция такая – люди по умолчанию хорошие, и не стоит задавать им странные вопросы. Один из ста окажется не очень хорошим – ну, уволим. Зачем всех остальных-то мучить?

«Рыбачит или ходит на лыжах – да кого это волнует?!»

Сотрудники Targetprocess в отношении HR-фильтра на собеседовании настроены также скептически.

– Как некий сторонний человек, эйчар, может выбрать тебе напарника? – недоумевает дизайнер Павел Манько. – Он же не работает с тобой, не знает, как ты решаешь задачи. Ты можешь взять в команду даже человека со странностями, если хочешь с ним работать. Если расслабиться и позволить людям самим выбрать себе напарников, они сделают адекватный выбор. У нас в компании так и получается: каждый сам себе и эйчар, и директор.

Захар Шлимаков

– Какие-то очевидные патологии видны и без специальных вопросов, – уверен дизайнер Захар Шлимаков. – Просто по тому, как человек выглядит, что он говорит. А то, любит ли он рыбачить или ходить на лыжах – да почему это кого-то должно волновать?!

То обстоятельство, что на Западе, откуда пришёл тренд на психологические вопросы, это направление по-прежнему популярно и вопросы становятся все изощреннее, никого не смущает. «Может, у них много свободного времени и ресурсов», – предполагают дизайнеры Targetprocess.

Версия о разных ситуациях на рынках труда в США и Беларуси кажется убедительной.

– У нас в ИТ сменить работу не проблема, – отмечает дизайнер Илья Буяльский. – Вот если бы на одну должность претендовали 20 одинаково клёвых специалистов, тогда да, был бы нужен человек, который бы мог выбрать идеального. Наверное. Я в этой реальности не жил.

О командном духе и грустных людях в колпаках

С приёмом на работу понятно. А кто отвечает за праздники и другие мероприятия?

– Праздниками занимаются сами сотрудники – те, кому интересно, – говорит Михаил Дубаков. – Например, дизайнер может потратить больше времени на новогоднюю вечеринку, чем все остальные, потому что ему это интересно. Ну, или 8 Марта – понятно, парни собираются и что-то придумывают. Я не могу себе представить, чтобы девчонки-эйчары сами организовывали себе праздник. На мой взгляд, самостоятельно придуманные праздники получаются более интересными, чем спущенные сверху.

Провокационный вопрос о корпоративных мероприятиях вызывает бурю эмоций.

– Если в google images дать запрос «офисный праздник», то система, наверное, выдаст картинки, где грустные люди натягивают на себя колпаки и участвуют в безумных конкурсах, – предполагает программист Андрей Хмылов. – (Проверено – поисковик выдал весёлых людей в колпаках – Прим. dev.by). Самое отвратительное, когда людей для повышения командного духа заставляют делать глупые вещи. Например, сейчас мы объединимся в команды и будем перетягивать канаты. Та команда, которая победит, более крутая. Потом мы все обнимемся, чтобы зафиксировать наш командный дух, сделаем фото и выложим его в Инстаграм.

О подготовке праздников в Targetprocess и вообще о создании непринуждённой атмосферы в офисе всё знает Илья Буяльский – он один из тех, кто регулярно и с охотой берёт на себя эту нагрузку. Илья расскажет, как сделать мексиканскую фиесту на 8 Марта и зачем для этого всю ночь клеить из папье-маше ослика-пиньяту, как устроить корпоративный чат на кофейных стаканчиках и как магнитики на дверях кабинетов помогают адаптироваться новичкам. Отдать свою свободу творчества эйчару, для которого праздник – часть работы, он не согласен.

– Может быть, само наличие эйчара, который делает за тебя праздники, убивает твою креативность, – говорит Илья. – В этом случае ты просто оцениваешь результат чужой работы, вместо того чтобы «запариться» и самому сделать вечеринку. Вы говорите, если в компании нет эйчара, значит, его функции распределены среди других сотрудников. Я бы сказал наоборот: когда эйчар есть, это значит, что какие-то функции у людей отняты.

Павел Манько

«Стоит глубже погрузиться в домен»

Остаётся такая важная функция, как диагностика в процессе работы. Эйчары тестируют сотрудников, чтобы получить обратную связь от коллектива.

– Обычно в компаниях это проходит формально, – рассказывает об этой стороне работы Михаил Дубаков. – Собираются офис-менеджер, эйчар, сотрудник, и вместе они обсуждают достижения за год, пересматривают зарплату. У нас эта система заменена на peer review: раз в полгода-год запускается глобальный опрос, в котором все оценивают всех. Руководство знает, кто как кого оценил, люди не знают, но при желании они могут оставить подпись под своим ревью. Руководителей сотрудники тоже оценивают, причем совершенно анонимно. Помню свой личный фидбэк за прошлый год: я сделал много ошибок и в результате получил много негативных отзывов. Проведя опрос, руководители отделов смотрят результаты, проводят беседы с отдельными людьми и решают, стоит ли человеку поднимать зарплату. Эта работа проводится без участия эйчара.

Что бы вы посоветовали эйчарам?

– Мне кажется, что в Беларуси эйчаром работать не очень интересно. Они занимаются неглубокими, рутинными вещами. Им стоит глубже погрузиться в домен, в работу компании и по большому счету превратиться в «руководителей», которые способны выполнять работу глав отделов. Когда они это сделают и начнут разбираться в динамике команды, то станут незаменимыми помощниками реальным руководителям.

Справедливости ради: большинство собеседников dev.by в начале разговора честно признавались, что на самом деле плохо понимают сущность работы HR. Но беспрестанно подчёркивали, что известные им функции, кроме хэндхантинга, кажутся очень странными. 

В общем, об отсутствии HR-отдела в Targetprocess до сих пор не пожалели. Но сможет ли компания обходиться без него и дальше, учитывая недавнюю сделку с инвесторами и связанный с ней приход западных бизнес-экспертов? Дубаков на этот вопрос отвечает однозначно: создавать HR-отдел в компании не планируется.


 

Фото: Андрей Давыдчик

Источник: dev.by
Нашли в тексте ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Вакансии

Обсуждение

Missing-male
+2

Вы перепутали людей Пашу и Захара на фотографиях :)

Picture?type=square
-1

У вас можно привести собаку в офис?

Это очень круто :)

Missing
+18

Особенно для людей с кинофобией или аллергией )

Missing-male

Грустно, что в 21 веке все ещё можно столкнуться с кинофобией :-(

Missing

У нас HR - друг человека.

(Сегодня собаку привели вместо HR, а завтра посадят coding monkey вместо яйцэгаловaгa.)

Picture?type=square

Вероятность встретить таких людей в одном офисном помещении не очень высока.

В айти компаниях США есть дни когда можно приводить своих питомцев. Но там и отношение к домашним животным на порядок лучше.

Missing
+2

Меня лично ни одно жeвотное не раздражало бы в офисе (даже крысы и змеи) - лишь бы не кусались и не гадили, но, по-моему, решение должно быть единодушным с возможностью анонимного вето.

Ad496bc5c920a472d4a15cbb57aacfa2?1525938726
Fiodor Tretyakov
– Lead Developer в AutoEntry

+3

У нас только CEO с собакой ходит, огромная такая овчарка - Чарли, то мячики гоняет, то просто грустно сидит, когда он в переговорке, а когда совсем заскучает, так лапкой к нему постучится, и пофиг что идет раунд инвестиций - всегда откроет дверь, пустит и сидит Чарли такой важный, инвесторы его гладят, честно, сперва был в шоке, здорово снимает стресс, если погладить.

Missing-male
+2

Похоже, ваш CEO недавно прочитал каноническую главу «ice breaker» в любой сферической книге о продажах.

Missing
+8

Я бы не хотел, чтобы в офис, где я работаю, кто-то приводил собаку. Кстати, хороший вопрос для собеседования, а то с этой стороны подвоха обычно не ждешь.

Picture?type=square
+1

Какие все неженки.

Missing
+3

Лучшее собеседование на моей памяти: пришел, усадили за рабочее место, не отрываясь от рабочих дел и митингов дали задачек, через пол-часа свободен. Ни тупых вопросов (а-ля что вы сделаете если вас обматерят, какой пятый аргумент функции и т.п.), сразу видно, с кем придется работать и в каких условиях.

Missing
+7

Тоже был на таком интервью, но там откровенно искали code monkey.

B22cf3b2327970a0352447b567a4841a?1525470616
+3

У меня тут перед глазами недавно был пример хорошего HR (пожалуй, лучшего из всех, что я видел).

Это был и есть самодостаточный человек, с очень крутым чувством юмора (но при этом и с чувством такта), со здоровой инициативой, желанием помочь и довести дело до ума. Это, в свою очередь, позволяло ему не прогибаться под начальство и отстаивать перед этим самым начальством интересы рядовых сотрудников (насколько это было возможно). Или говоря проще: этот HR воспринимался не как человек, ниспосланный боссами последить чего там на кухне говорят, а наоборот. И поводов усомниться в этом не возникало.

По образованию и "бэкграунду" это был больше менеджер / маркетолог с "человеческим лицом", чем психолог. Чем он, собственно говоря, сейчас и занимается.

Такой вот опыт.

p.s. Хотел ещё написать: "Настоящий HR - это душа компании с яйцами", но подумал, что это может выглядеть грубо и немножко по-сексистски. Ушёл думать над формулировкой...

91c5261a488d10e3d3f783c9fbadf9bf?1522141388

Как по мне, так Михаил похож на Паркера Шнабеля из передачи "Золотая лихорадка" на Дискавери.

Picture_432?1356409809

Мне еще говорили, что я похож на Буратино и Диму Билана.

Missing
+1

Михаил так а кем у вас работает Мария М. не рекрутером ли ?

Missing
+1

Из статьи: "Долгое время у нас не было рекрутера, а потом, когда мы стали быстро расти, взяли человека на ставку, – возвращается в беседу Михаил Дубаков. – Задача рекрутера – доставить нам резюме, на этом его работа заканчивается."

Missing-male

Похож. И внешне, и по уровню авантюризма.

Ad496bc5c920a472d4a15cbb57aacfa2?1525938726
Fiodor Tretyakov
– Lead Developer в AutoEntry

+7

Очень умный подход, вообще принципиальность Михаила очень сильно подкупает, в том числе особенно умение признавать свои ошибки, никто так, думаю, больше в Минске не делает - а это очень дорого стоит. Да и друзья, работавшие там, только хорошее про Taurcraft говорили. В общем, молодцы ребята, так держать!

B6bb5dc89beab1234db08d6a483088fa?1401052212
-2

Ну путайте задачи HR. Это человек/отдел, который обязан отстаивать интересы компании при найме работников, и в случае возможных конфликтов работник-наниматель минимизировать/исключить ущерб для компании.

Комфортные условия труда для работников - это вторичные обязанности (или вообще не обязанности).

Missing-male
-4

Блин, гайз, у ребят собакафрендли офис. Это топчик.

B993ebcd20d5803b01e1810b59038c5b?1527171686

Напомнило новый сезон SIlicon valley

Missing
+12

Михаил раньше говорил в общих словах что "внешнее финансирование не нужно его компании". Сейчас он его получил. Сейчас говорит что HR-ы не нужны. Ну что ж, подождем. Растет человек, учится на своих ошибках.

Picture_432?1356409809
+2

Приятно это слышать.

Missing
+2

Спасибо за мнение, было интересно прочесть. Особенно вот эта фраза порадовала: "Моя позиция такая – люди по умолчанию хорошие, и не стоит задавать им странные вопросы".

Missing
+1

Как позиция человека по отношению к другим людям в обществе (без контекста) - вообще супер.

В контексте IT, проектов, команд и хоть каких-нибудь (надеюсь) метрик эффективности потраченного рабочего времени - удивляет и вызывает улыбку.

Здесь (IMO) нет ни плохих ни хороших: есть подходящие и не очень. И задавать людям вопросы, в том числе те, которые имеют шанс не понравиться - это нормально. В конце концов приятно работать с людьми, которые как минимум спокойно реагируют на вопросы, кажущиеся им "странными".

Missing
+3

Ваши слова не перечат тому, что я написал выше. Я не говорил о плохих и хороших, и вообще стараюсь не оперировать такими терминами даже в мыслях. Вы верно подметили, что есть те кто подходит вам (и кому подходите вы). Достаточно сработанная команда, которая старается смотреть в одном направлении, сама может и даже ответственна оценить каково им работается с тем или иным человеком, и принять по этому поводу решение. HR/руководитель/ментор/итд может лишь помочь в этом и задать более или менее правильные вопросы, которые помогут принять решение в сложных ситуациях.

Что касается "странных вопросов" то я и имел ввиду именно странные. Как писал Михаил, вопрос "Кем вы видите себя через 5 лет?" я считаю странным. Вопрос, который может не понравиться, легко может быть не "странным".

Судя из своего личного опыта, задавая вопрос который может не понравиться, нужно объяснить человеку почему ты этот вопрос задаешь или задал. На интервью нужно пытаться создать атмосферу доверия, не лгать, и рассказывать всё как есть. Люди чувствуют это, и гораздо более охотно открываются сами. Да и потом, когда человек вольется в коллектив, для него не будет сюрпризов и ложных ожиданий.

Missing

А чем фраза порадовала-то, если Вы даже в мыслях не используете слово, без которого она смысл теряет?

"Что касается "странных вопросов" то я и имел ввиду именно странные." - это достаточно сложно понять. Есть какие-то согласованные списки "именно странных" вопросов? Мне, к примеру, как и многим моим коллегам вопрос о планах на ближайшие 5 лет кажется вполне нормальным. Ну не знаешь - скажи "не знаю". Что в этом зазорного-то?

Picture_432?1356409809
+3

Какие у вас планы на 5 лет?

Missing
+3

А Вы с какой целью интересуетесь?

Missing
+2

Стараться не делать и не делать это разные вещи.

А порадовало то, что Михаил старается думать о всех людях хорошо изначально, а не ждет пока они ему это докажут. Лично я вижу огромную проблему в том, что многие, столкнувшись с новым человеком/коллегой, ждут пока этот человек докажет что он не мудак, а не наоборот. Тут я уже веду к теме доверия в коллективе.

Согласен, термин "странный" очень размытый. Списков со странными вопросами у меня нет, и я руководствуюсь здравым смыслом, который не факт что здравый во всех ситуациях и для каждого.

А для чего вы задаете "не странный" вопрос о планах на ближайшие пять лет? Только постарайтесь стать на место человека, который на него будет отвечать на интервью, и не знает подтекста который стоит за этим вопросом конкретно для спрашивающего, не знает как вы отреагируете на фразу "Не знаю", "надеюсь что в Гугл буду работать", "надеюсь что бизнес свой уже буду иметь", и так далее. И учтите, что у многих есть предрассудки, зачастую вполне обоснованные, что задавая этот вопрос от него ожидают !правильный! ответ.

Missing
+3

Зачем нужен-таки вопрос о планах на несколько ближайших лет? Считаю, что лучших специалистов ЧАЩЕ выделяет набор личностных качеств, чем техническая эрудиция. И планы на жизнь, а также разговор о их реализации даёт хорошую подсказку об этих самых качествах.

Что страшного в том, чтобы не понравиться работодателю? Нет, серьёзно. Вы для него живёте, или ради конкретной компании в профессию пришли?

Или всё же фишка в том, чтобы сходить на 10 собеседований и найти свою компанию, с подходящей культурой, чьи запросы максимально соответствуют Вашим планам и возможностям? Для этого, пожалуй, придётся и самому немного открыться.

Ждут "правильный ответ"? Ну и флаг им (нам) в руки, кандидат не должен себя чувствовать обязанным выдать этот "правильный ответ". Это больше к техническим вопросам относится.

Вообще, конечно, дьявол всегда в деталях. Вопрос можно задать очень по-разному. Если у интервьюера плохое настроение, нет уважения и искреннего интереса в адрес кандидата, то и технические вопросы "на да\нет" вызовут стресс. Беда обычно в плохо подготовленных людях, а не в вопросах как таковых

Missing

Согласен с вами, и спасибо за мнение.

Страшного в том, чтобы не понравится работодателю ничего нет, но вот, например, если судить по мне лично (и я думаю что таких людей много), когда я участвовал в интервью со стороны нанимаемого человека (особенно в начале карьеры), мне, почему-то, подсознательно хотелось сложить о себе хорошее впечатление, и приходилось прилагать усилия чтобы не говорить то, что, по моему, от меня ожидали услышать, а говорить то, что думал по заданному вопросу на самом деле. По этому и вопросы должны быть максимально прозрачными. Из моего личного опыта, про набор личных качеств проще узнать из вопросов про литературу, увлечения, чего хочется от работы, что человеку не нравится/нравится на его предыдущих/текущем месте работы, спросить что смущает из рассказа про вашу компанию, и так далее.

Missing
-1

Их статистика увольнений это подтверждает, значит в их мире так оно и есть, если в вашем мире это не так, это не их вина.

Missing
+2

Очень круто. А это что, показатель эффективности?

Если бы сегодня они делили рынок с jira, я бы посмотрел на эту самую статистику

Missing
+1

У них давно и вполне успешно работающий бизнес, думаю не только на хлеб с маслом хватает, но и на икорку, да, не мировой лидер, но кто-то и такого не создал

Missing
+8

Где все матёрые HRы, неужели никто не поставит на место этих юных выскочек из таукрафт-банды? :)

Сначала им HRы не нужны, потом менеджеров в утиль, тестировщиков по домам... Дальше что? Вместо этих капризных девелоперов из мяса наберут роботов, чтобы писали код неземной красоты?

Missing
+14

Михаил, 2 раза хотел испытать свои силы на собеседовании в Вашей компании. Первый раз в ответ на мое письмо получил какое-то странное тестовое задание - забил, т.к. не хотел тратить время на Вас, как и Вы на меня. Второй раз (прошло больше 2 лет) на мое письмо приходит опять стандартный странный ответ, что-то о списке книг, хобби - опять забил. При общении с HR бывало, конечно, разное. Но они хотя бы перезванивают, знакомятся с людьми, рассказывают о компании. Я не мог понять, почему процесс найма в Вашей компании такой странный - теперь вопросов нет.

Picture_432?1356409809
-1

Спасибо за информацию. Мы это учтем.

Missing
-4

зачем с вами знакомиться, перезванивать, тратить на вас время и деньги, если вы считаете тестовое задание, книги и хобби странным? потом вам поставят задачу - вы на нее посмотрите и подумаете "странная какая-то задача, забью как обычно". вы как раз и отсеялись еще не доходя до HR, а таукрафт и работает без менеджера и HR как раз благодаря тому, что не берут таких как вы, неспособных что-то сделать самостоятельно, сделать как просят, проявить инициативу. Таких которые работают только из под палки по детализированному ТЗ, написать код от сих до сих, думаю по 20 резюме в день они получают и дешевле индуса нанять чем вас.

63637f4ec5ea136f9d17ce151501368e?1401052531
+10

также можно сказать про вакансии без вилок зарплат - зачем делать тестовые, если изначально непонятно - будет вобще хоть какое-то сравнимое предложение

а то частенько потратим свое время, а на выходе окажутся сферические 500 баксов.

Missing
+1

поэтому отправляя резюме указывайте ожидаемый уровень оплаты

63637f4ec5ea136f9d17ce151501368e?1401052531
+6

к сожалению это не помогает, такое чувство что резюме читают сквозь пальцы.

Missing
-2

это как раз тот случай, когда резюме читает и определяет кого приглашать на собеседование HR, ведь ей платят в том числе за кандидатов, чем больше людей придет, тем ей лучше, и если вам сейчас не смогут заплатить, и вопрос вашего принятия окажется только в цене, то у нее будет база и через год, когда фирмочка созреет на вашу зарплату, она будет вам писать и звонить

Missing
+9

>> как раз благодаря тому, что не берут таких как вы, неспособных что-то сделать самостоятельно, сделать как просят, проявить инициативу

нифига себе бомбануло :)

мне бы вопрос о хобби и книжках тоже показался откровенно унылым. потому что у меня нет хобби и я читал только немного трешевой фантастики за последние годы.

это никак не коррелирует с уровнем работника, это просто потому что так хочется директору. это совсем не современный data-based подход, мягко говоря.

Missing
-1

вы можете быть каким угодно крутым специалистом, но это все направлено не на определение, какой вы специалист, это направлено на определение - какой вы человек, просто таргетпроцесс в первую очередь строит команду исходя из того какой вы человек, а уже после этого приглашают на собеседование, чтобы определить вашу квалификацию. Кроме того, о многом говорит ваш код, по нему думаю отсеивается 95% потенциальных кандидатов, с красивыми тайтлами в резюме с предыдущих мест работы, и километровым списком скилов

Missing
+4

Хобби и книги еще меньше говорят о том что ты за человек.

Ну точнее как обычно - говорят, если ты их читаешь.

А если не читаешь - то просто ноль информации, никаких выводов нельзя из этого сделать.

То же самое про хобби - если у тебя хобби делать экзоскелет в гараже то это _возможно_ круто (а возможно и нет), а если рыбалка - то настолько же уныло как и сам вопрос.

Бороться с бессмысленными вопросами HRов, чтобы самому задавать не менее бессмысленные вопросы - зачем?

Missing

я думаю что вот именно это вы бы могли тоже написать в ответ на вопрос про хобби, и ничего в этом плохого бы не было. Конкретно в данном же примере человека попросили тест сделать - забил, хобби - забил, это ли не кричащий показатель отношения человека к работе?

63637f4ec5ea136f9d17ce151501368e?1401052531
+4

ну может конкретно в данном примере человек спросил "что вы и кто вы и чем надо будет заниматься", а компания забила и скинула тест и еще вопросов накидала "а какое у вас хобби, а перечитывали ли вы ветхий завет за последние два года"...

нужны точные формулировки, чтобы делать хоть какие то предложения :)

Missing

>> я думаю что вот именно это вы бы могли тоже написать в ответ на вопрос про хобби, и ничего в этом плохого бы не было.

о том речь, что вопрос бессмысленный, если даже ответа нормального на него можно не давать

такое и не необходимое, и не достаточное условие.

Missing-male
+2

>А если не читаешь - то просто ноль информации, никаких выводов нельзя из этого сделать.

Если не читаешь - сделать вывод намного проще :)

425430dd6319f7df5899a4626125ae5c?1427577634
+11

Я считаю, надо какую-то другую фишку придумывать, Миш. Эта уже не канает.

Missing
+2

"Давай по новой, Миша, все х..ня" (с) https://www.youtube.com/watch?v=azqfPlliWqU

Missing
+2

Правильный подход, никогда не нравились эти бездельники.

Missing
+1

Когда-то давно пришло на ум сравнение: в Беларуси отношение к психологии чем-то напоминает отношение к порно или лёгким наркотикам.

Ассоциации с "НЛП" и "манипуляциями" в очередной рас повеселили. Шаблоны на уровне средней школы, уж простите.

Missing-male
+1

Не только в РБ, и это правильное отношение.

Missing

Это в каких странах, например? И как бы Вы сами оценили уровень их экономического развития?

Missing

МВД РБ с вами не согласно.

Missing
+2

> Как у нас готовят психологов?

мне кажется что никак, это вообще проблемная "наука" в плане воспроизводимости исследований, а учитывая качество нашего образования ...

Missing
+1

> Классные ребята присылали нам не очень хорошие резюме, посмотрев которые даже не хотелось их звать

где-то, не так давно, читал рекомендацию вообще не смотреть резюме

Missing
+6

> Праздниками занимаются сами сотрудники – те, кому интересно

супер, если никто не возьмётся, значит оно и не надо

Missing
+1

Как уже говорил не раз - обычно HR'ы делают только хуже, они так фильтруют, что нужные отсеиваются, а ненужные приходят.

А психологические функции это вообще сказка, может в теории это и возможно, но на практике исключительно маловероятно, психологи конечно бывают компетентные (самоучки-уникумы, вспоминается Николай Козлов), но они эйчарами не работают, у них свои практика, школа, книги, консалтинг.

Missing-male
-4

Психология === астрология, карты таро и прочая. Проще и дешевле монетку подбросить.

Missing
+2

Вы хоть раз общались с нормальным психологом?

Missing-male
+6

Когда задача есть, а человека закреплённого нету она неформально ложится на энтузиастов, которые меняются, как и их профессионализм. Обычно такие решения вызваны обычной экономией или же ощущением незрелости компании (количественно или качественно). Проблема таких решений - разнородное качество выполненной задачи, неопределённость, несогласованность. Результат такой работы часто смотрится некачественно и сумбурно. Собственно комментарий от mike89 выше тому обыденное подтверждение.

Решение задачи/проблемы стоит начинать с признания её существования и принятия ответственности за неё.

С моей стороны организация хорошего отдыха как и организация продуктивного собеседования и работа с кандидатом требует хорошей порции времени и усилий.

И ещё... я бы не связывал уровень hr-в на рынке и отсутствие hr-а у себя. Если не нравится "HR" назовите это по своему и найдите =)

Missing-male
+1

"хороший менеджер должен иметь доменные знания в той сфере, которой управляет. То же касается и эйчара"

Внезапно! Хочу в Targetprocess!

ps. Скоро придем к "кадры решают все" )

Missing
+4

Т.е. конфликты между сотрудниками, начальством люди должны сами разрешать?

Скажем, начальник ведет себя неподобающе (вынуждает работать сверх нормы или гонять ему за сигаретами, т.е. жидкостью для вейпа) и его подчиненные как-то опасаются/стесняются напрямую высказать претензии. В данном случае HR должен выступать в роли защитника интересов работников - иначе они разбегутся, потом и новые разбегутся - и этот отдел ничего хорошего не успеет сделать.

Также HR может отслеживать, что из какой-то команды люди уходят как только могут - значит надо проверить что именно не так там.

Еще должны помогать по юридическим вопросам: оформление всех видов отпусков, справок по кредитам, болезни и прочие печальные события тоже должен закрывать. Не CEO же должен на это отвлекаться и не программист - им свою работу делать надо.

Picture_432?1356409809
+1

А какая работа у CEO?

Missing
+1

Продвижение и поддержание конкурентоспособности компании.

Picture_432?1356409809
+2

Хорошо что я не CEO

Missing
+1

Я вот тоже сомневаюсь, что эта работа для меня подошла бы =)

Ad496bc5c920a472d4a15cbb57aacfa2?1525938726
Fiodor Tretyakov
– Lead Developer в AutoEntry

+4

По-моему если со мной кто-то поступает как-то не так - личное мое дело сказать ему об этом и не важно какой у него тайтл, если человек неадекватно реагирует, повод задуматься, продолжать ли работать тут. А вообще, решение конфликтов - это часть обязанностей и как минимум странно перекладывать ее на другого человека. Может, завтра вам не понравится unit-тесты писать, тоже отдельно человека для этого нанимать?

А для справок есть офис-менеджер.

Missing
+2

А потом выяснится, что это его оскорбило до глубины души и вообще вы поступили некорректно и выразили все в очень грубой форме и вас надо уволить.

Unit-tests - это часть обязанностей программиста. А вот не принимать душ и сидеть в туфлях в обязанности не входит.

Если офис-менеджер с высшим юридическим и готов за низкую ЗП брать ответственность - не вопрос.

Missing
+6

Если компания больше 200 человек ,то руководителю необходим человек для решения "усяких конфликтных ситуаций" .

Желательно мужского полу , физически сильный ,в меру наглый ,со знанием юридической стороны :)

Миша, как я понял, и так уже знатно сэкономил на HR и PM (догадываюсь)

Missing
+3

Ну почему только вышибала для конфликтных. Оформление трудовых книжек, отпусков, приёмов/увольнений, разных мероприятий. К тому же надо какое-то управление коллективом, чтобы конфликтные ситуации не случались (та же "звукоизоляция").

885c1f24448e85326a060b11282a2f63?1522432608
+4

Имела дело с немногими эйчарами, все были нормальные адекватные люди. Но в статье согласна с большинством пунктов. Например, про психологические бредовые вопросы на интервью, все равно люди в команду подбирают человека "под себя" и это правильно... В процессе обычного общения на интервью становится более-менее понятно, сработаетесь или нет. Согласна, что самостоятельно организованные праздники гораздо более веселые и душевные получаются чем корпоративы... И оценка работника эйчаром - сомнительная процедура.

какая классная собака на фото!

Missing
+3

С удовольствием пожму руку последней HR в Беларуси. :)

Fb3c1a70203d4d1822dd708e980e5ea1?1365455469

Смешно читать комменты а-ля -- Особенно для людей с кинофобией или аллергией )

Вы на собеседование приходите с аллергологом , он там снимает пробы, что бы не было аллергии ?

PS имхо , пукан жжот у хейтеров из-за того, что Михаил добился успехов, когда остальные пашут на галерах за тарелку супа, и придраться,в данном случае, можно ко всему,

PSS на счет HR полностью соглашусь и добавлю, что большинство HR`ов страдают эффектом Даннинга-Крюгера

Missing
-1

идеальный процесс найма:

ХР: тут-тук

П: здрасти

ХР: нужно решать такие задачи за такую сумму, сможете ?

П: да

ХР: приходите на собес

прошел собес, получил то что представитель компании озвучивал, а то начинаются сопли с торгами что с одной, что с другой стороны... Прямо не IT, а какой то поход по базару... :)

Missing

Боже (хоть его и нет), я хочу здесь работать!

Missing
+2

ой не спешите так! Все что Михаил говорит действительно правда. Но есть и другая правда про которую обычно не принято говорить в слух. Да нет HR, да многие функции выполняют сотрудники. Но, к примеру, решение межличностных конфликтов это слабая сторона. Решать их никто толком в компании не умеет. Проще уволить или пригрозить что уволят. Не скажу что такие случай частые, но это показатель


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси