КОЛОНКИ · 30 января 2017, 15:10 · AnthonyBY - гребец в галеры
Учимся учиться: 14 составляющих успешного развития для программистов и не только

«Следуй своей страсти» и «Программирование — это элитарная дисциплина для людей с особыми способностями» — два, на мой взгляд, распространённых стереотипа, которые вредят ИТ-индустрии. На каких вещах на самом деле стоит сфокусироваться, выбирая профессию и получая профильное образование? И как научиться учиться? В этой колонке (помимо пропаганды программирования и ЗОЖ) я попытаюсь описать полезные наблюдения, которые почерпнул из курса Coursera «Учимся учиться» (Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subject) и профильной литературы.

1. Режим фокуса и диффузии

Наш мозг (он же нейронная сеть) может функционировать в двух режимах: фокуса и диффузии (focused and diffuse modes).

Чтобы сосредоточиться на решении какого-то уравнения или алгоритмической задачи, мы фокусируемся и используем расположенные рядом нейроны. Однако, когда нужно проявить креативность, попытаться быть на стыке дисциплин, понять новую и сложную тему, гораздо эффективней перейти в расслабленный diffuse mode. Он задействует гораздо больше нейронов — это позволит провести аналогии с изучаемым предметом, посмотреть на вопрос шире и найти нестандартное решение.

Вы не можете находиться одновременно в двух состояниях. Хорошей визуализацией послужит автомобиль, где можно сидеть либо за рулём, либо на заднем сиденье, раздавая умные советы (back seat driver).

Между двумя режимами можно переключаться. Сальвадор Дали использовал следующий приём: брал в руки ключи и пытался заснуть. Когда это ему удавалось, ключи выпадали из рук, и художник просыпался, после чего рисовал весьма любопытные картины. Однако, скажете вы, это приём для художников и людей искусства — и будете удивлены, узнав, что ту же технику использовал Томас Эдисон для решения изобретательских задач.

Многие профессиональные писатели советуют не исправлять ошибки при написании текстов. В частности, когда вы пишете, не стоит задумываться о -тся/-ться, потому как это может только мешать. Займитесь этим позже. Креативная и редакторская работа — это две разные функции (как ещё шутят: пиши пьяным, редактируй трезвым).

2. Люди могут меняться

В течение жизни не меняется лишь наш темперамент, считают психологи. (Гиппократ называл это «жизненными соками»: много крови — сангвиник, много чёрной желчи — меланхолик. После Гиппократа, конечно, много воды утекло, но эту naïve теорию не смогли опровергнуть). А характер и все навыки — это вещи приобретённые. И мы можем их самостоятельно менять.

В ИТ-среде есть некоторое пренебрежение к тренингам, семинарам и пр. Однако тесты показывают, что связи нейронов действительно меняются (во время сна, после обучения).

Спать очень полезно: здесь вообще происходит магия. Ещё у Шекспира была мысль о том, что мы засыпаем одним человеком, а просыпаемся другим (нейробиологи это подтверждают).

Наше понимание нейронного развития пока находится на довольно зачаточном уровне, однако понятно одно: мы можем существенно трансформировать мозг, меняя способ мышления. Как говорят буддисты: прежде, чем подумать, подумай.

У Карла Юнга есть понятие о Маске, или Персоне. Это социальная роль, которую человек играет, выполняя требования социума. Со временем человек срастается с маской — и он уже немного другой. В культовом бизнес-фильме «Мечты Дзиро о суши» есть фрагмент, где старшего сына Дзиро спрашивают, действительно ли он с детства хотел делать суши (а у его суши-бара три мишленовские звезды). Он отвечает, что вообще-то хотел стать архитектором, но отец заставил его делать суши. Первые три года было сложновато, а потом он стал одним из лучших изготовителей суши в Японии. Этот подход и впрямь очень распространён в японских корпорациях: допустим, человек закончил вуз по специальности «Дизайн», а корпорации нужны веб-разработчики, в этом случае человека переучивают. И экс-дизайнер через пять лет действительно становится фронтенд-разработчиком.

Нам стоит пересмотреть некоторые стремления с учётом сложившейся конъюнктуры. Насим Талеб (автор книг «Одураченные случайностью», «Чёрный Лебедь», «Антихрупкость») советует использовать «стратегию штанги». Скажем, если вы успешный программист и при этом виртуозно играете на барабанах бонго, то вам не нужно завязывать с программированием и становится профессиональным музыкантом, — только если ваши доходы от игры превысят текущие доходы от основной специальности (намёк на физика Ричарда Фейнмана с его любовью к барабанам бонго).

3. Дисциплина — наш друг

Когда мы приходим в тренажёрный зал, хватаем снаряды по 40-50 кг и пытаемся сделать по 7-10 подходов, в глазах окружающих мы выглядим как идиоты — которыми, конечно, и являемся.

Однако, когда дело касается обучения и ЖАЖДЫ ЗНАНИЙ, то 7-10 подходов за раз нас почему-то не смущают. И зря: очень интенсивно тренироваться в течении одного дня практически бесполезно. Гораздо эффективней разбивать «тренировки» на промежутки. И составить себе расписание по дням недели. Главное, регулярность, небольшие порции и качественный сон. Игнорирование этих правил хорошо проиллюстрировано вот этой картинкой.

«Недостаток способностей может компенсироваться постоянным трудом и сосредоточенностью. Можно сказать, что работоспособность заменяет собой талант или, ещё лучше, создаёт талант». (Сантьяго Рамон-и-Каахаль)

4. Математика — это больно

Когда мы берёмся за дело, которое нам не очень нравится, наша нейронная сеть и психика испытывают дискомфорт. Но этот дискомфорт быстро проходит, если мы настаиваем на выполнении.

При этом, когда мы отвлекаемся, игнорируя необходимость взяться за неприятное дело, стимулируется зона мозга, отвечающая за удовольствие (поэтому мы так любим прокрастинировать). Но это очень временное удовольствие, и нужно с этим бороться при помощи силы воли и простых техник вроде Pomodoro «No pain, no gain» (когда мы заставляем себя работать небольшими отрезками) . Кстати, после этих 25 минут Pomodoro мы должны себя чем-то наградить, скушать сладкого или там посёрфить по интернету.

Очень важно начать, и потерпеть несколько минут, дальше будет легче. Как говорится, любое начатое дело — уже наполовину выполненное дело.

5. Прокрастинация — это плохо

Мы уже все немного устали от разговоров от обычной прокрастинации. Когда мы должны заниматься чем-то полезным, а занимаемся неизвестно чем, сроки горят. Данная тема становится интересной, когда наши жизненные цели не имеют дедлайнов. Усовершенствовать английскую грамматику, освоить машинное обучение, алгоритмы, математику, прокачаться в Sketch — всё это очень интересно, но всегда почему-то откладывается. Когда нет сроков, мы не чувствуем опасности. ИТ-бизнесмен Дмитрий Гурский предложил интересный концепт под названием План Жизни. Сперва он меня насторожил некоторой дерзкой новизной, но после просмотра данной лекции TED всё встало на свои места, с некоторым теоретическим обоснованием.

Если мы возьмём большой лист, куда маленькими клеточками впишем оставшиеся нам недели жизни и будем цинично зачёркивать квадратики — это действительно поможет почувствовать время.

Психологическая опасность злоупотребления планированием и экстремальным тайм-менеджментом — в том, что мы можем потерять спонтанность, жизненную энергию, которая так важна людям, и особенно мужчинам. Поэтому очень важно тонко лавировать между Сциллой и Харибдой.

Золотой серединой может стать разбиение года на четыре итерации по три месяца (когда планирование на год — это слишком много). В первой учим Swift и алгоритмы, в следующей английский, математику и какой-то новый курс на coursera, и т.д.

6. Прокрастинация — это хорошо

Провели эксперимент: попросили маркетологов составить креативную концепцию решения задачи. Одну часть работников заставили выполнять задание сразу, другим дали время на игру в пинг-понг. Игроки в пинг-понг по итогу решили задачу более новаторски и эффективно. Для программирования это особенно актуально. Не стоит хвататься сразу за решение и начинать писать код, очень важно продумать и расписать концепцию на бумаге прежде, чем что-то реализовывать.

Говорят, что лётчиков обучают узнавать точку принятия решения. Наш самолёт падает, но у нас есть ещё время (попытаться вырулить или катапультироваться), и пока эта точка не наступила, принятие решения можно отложить. Многие гениальные вещи приходят, когда время на исходе. Мартин Лютер Кинг придумал слоган «I have a dream» в последний момент. И выступил именно с ним, несмотря на то, что у него были другие заготовки. Тут есть очевидная отсылка к пункту номер один: не нужно чрезмерно фокусироваться, попробуйте войти в «диффузное» состояние — это действительно может нам помочь.

Друг Альберта Эйнштейна вспоминал: «Размышляя над сложными проблемами, он часто поздно ночью на своей кухне играл на скрипке, импровизировал. Потом, прервав исполнение, неожиданно возбужденно объявлял: «Я понял!». Как будто во время музицирования решение проблемы приходило к нему через озарение».

7. Заблокированный на работе Facebook — не самое лучшее решение

Был такой эксперимент: половину крыс запустили в среду с большим количеством разных развлечений, а другую половину крыс — в почти пустые коробки. У тех крыс, которые оказались в сложной среде, сила нейронных связей была в два-три раза крепче. Взаимодействие между нейронами гораздо интенсивней в сложной среде. Поэтому так важно создавать в офисе так называемую креативную атмосферу (сreative environment), чем больше в офисе разных штук — тем лучше. Коворкниги с постоянным потоком новых людей и событий также могут быть весьма полезны.

При выборе места работы важным приоритетом должны быть умные люди, которые находятся рядом, — это даже важнее материальной составляющей.

8. Нонконформисты более креативны

Не соглашаться с чем-то и подвергать сомнению все постулаты гораздо полезней для работы наших нейронов, чем соглашаться со всем подряд.

Кадр из сериала The Big Bang Theory

Нежный климат взаимного уважения в коллективе практически бесполезен и может даже вредить. Тут, конечно, важно соблюдать баланс между серпентарием и полным отсутствием конфликтов.

«Судьба, наказывая меня за презрение к авторитетам, сделала авторитетом меня самого». (А. Эйнштейн)

9. Дух старой школы

Существует такое мнение: мол, чтобы быть Настоящим Программистом™ (этаким мифическим Настоящим Мужчиной™ из журнала Cosmopolitan), нужно обязательно сначала взять в руки (не грудь девушки) паяльник для реализации замысловатой микросхемы.

Нас восхищает американская культура, позволяющая человеку постоянно меняться на протяжении жизни. У нас всё по-другому: когда 40-летний дальнобойщик решил, скажем, стать ИТ-маркетологом, то 23-летние сеньоры почему-то смотрят на человека без профильного образования с некоторым пренебрежением. Хотя некоторая диспропорция между ИТ и неИТ в виде денежной компенсации заметна невооружённым глазом.

Мнение о том, что Настоящий Программист™ должен обладать какой-то особой мотивацией (например, ему не деньги важны, а суперкачество кода), я считаю в некотором роде преступлением. Практика показывает, что работать с человеком, который три года работал помощником мясника, ушёл в ИТ и вырос до тимлида (это вовсе не мифический образ) — гораздо комфортней, чем с 23-летними сеньорами. Нашей индустрии в этом плане ещё нужно расти, так называемого эмоционального интеллекта часто не хватает, что очень вредит успеху многих проектов.

Альтернатива: мой друг, который живёт в Лос-Анджелесе, говорит, что на минских CocoaHeads (встречи сообщества iOS-гребцов) он самый старый, а на аналогичных мероприятиях в Лос-Анджелесе — самый молодой, и даже немного конфузится.

Нам действительно нужно повышать возрастной ценз для входа в профессию и отказаться от мысли, что для работы программистом (или околоайтишных профессий) нужны какие-то специальные предпосылки. Учи английский, освой специальность — и зарабатывай.

10. Престижные технические университеты (БГУ/РТИ) vs ИТ-ПТУ

Мне всегда казалось, что лучше нанимать выпускников престижных вузов. Ведь диплом бакалавра/магистра естественных наук (технологические дисциплины и математика, вместе именуемые STEM) — один из самых ценных активов, который молодой человек может иметь в современной экономике. Огромное число студентов, специализирующихся на STEM-предметах, рано или поздно переключаются на гуманитарные дисциплины, где академические стандарты не столь высоки, а требования к курсовым работам не столь строги.

Но Малкольм Гладуэль убедительно показывает, что мы должны обращать внимание на табель успеваемости. 30% лучших выпускников престижных вузов вполне сопоставимы с 30% лучших выпускников не столь престижных вузов. Быть лучшим в менее престижном вузе заметно важнее, чем быть «середнячком» в элитном учреждении образования. Поэтому нужно не только фокусироваться на регалиях, которые нам даст то или иное учебное заведение, но и внимательно смотреть, какое место мы занимаем среди учащихся.

Другими словами, вы возьмёте для себя гораздо больше, будучи лучшим в среднем вузе, чем плетясь в хвосте самой элитной группы. Если отправить вас на тренировку с хоккейным клубом «Динамо-Минск», вряд ли вы сможете там чему-то научиться.

11. Мнемоника — это вам не шуточки

Чтобы стать сертифицированным лондонским водителем кэба, вам нужно запомнить особенности движения на всех 25 000 улицах запутанного города. Интересно, что у лондонских таксистов правая задняя часть гиппокампа (часть мозга, отвечающая за ориентацию в пространстве) оказалась на 7% крупнее, чем у обычных людей. И чем опытней лондонский таксист, тем этот навык лучше.

Мы действительно можем использовать техники мнемоники для приобретения полезных навыков и улучшать наш мозг с помощью специальных упражнений. Чтобы запомнить семизначный номер телефона понравившегося нам человека в баре, даже когда вы пьяны — не нужен «природный дар», для этого есть техника «Виртуальных дворцов памяти» (см. «Эйнштейн гуляет по луне» в списке литературы). Этой теме стоит уделить особое внимание.

12. Коллектив

Один из признаков секты — это когда вас отрывают от привычного коллектива. И действительно, если вы имеете привычку пить хорошее недорогое плодово-ягодное вино, довольно трудно будет приобрести полезные привычки и навыки.

Желательно оказаться в среде единомышленников, стремящихся к знаниям и самосовершенствованию. Онлайн-курсы Courcera предполагают общение на форумах. Но я отдаю предпочтение классическими обучению, с работой в группе.

Групповая динамика очень важна. Важно находится в нужном комьюнити.

13. Parker и Moleskine

Пункт может показаться весьма незначительным, однако вы действительно должны получать тактильное удовольствие от ведения записей (получение удовольствия — важный шаг в формировании привычек). Выбросьте все ручки и блокноты, которые вам подарили на конференциях. Дорогой ежедневник поможет вам почувствовать, что ваши записи действительно важны.

14. Спорт и хобби

Нам всегда кажется, что спорт — это потеря времени. Но спорт нужен для формирования и укрепления нейронов. К всему этому мы относимся пренебрежительно, но если посмотреть на людей, которые чего-то достигли, то все занимались спортом (хотя бы на велосипеде в противогазе ездили). Если посмотреть на нобелевских лауреатов, то музыканты получали награды в два раза чаще, актёры — в 22 раза чаще.

Фото: из личного архива Антона Марченко

Иметь хобби, спорт и семью — очень важно для перехода в диффузное состояние. В отличии от распространенного стереотипа о важности отдаваться своему делу на 100% — это может быть самым важным навыком для плодотворного обучения.

Послесловие

Безусловный доход — это дискурс XXI столетия. Возьмём теорию людей X и людей Y. Теория X говорит, что люди ленивы и будут избегать работы, теория Y говорит, что если бы у людей были возможности, то они были учились и развивались. Я всегда верил, что люди должны страдать, чтобы стать лучше. Только пот, кровь и слёзы. А теперь модно говорить, что если людям немного помочь, то они смогут чего-то там достичь.

Но что будет, если людям немного помочь? Потратят ли они деньги на развлечения и будут жить на пособие? Или достигнут чего-то? Будем внимательно следить за этим экспериментом (хотя я скептически отношусь к его чистоте, потому как люди будут под наблюдением и им придётся писать отчёты. А как мы помним, если людей, собравшихся похудеть, заставить вести записи — то они действительно похудеют. Этакий парадокс Шрёдингера).

В комфорте действительно развиваться легче. Покупать современную технику и не думать, сколько стоят книги и обучающие курсы. Для полноценного развития не обязательно выходить из зоны комфорта.

Литература 

  • Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры Почему одним все, а другим ничего? — М.: Манн, Иванов и Фербере, 2012.
  • Гладуэлл М. «Давид и Голиаф: Как аутсайдеры побеждают фаворитов», – Альпина Паблишер, 2015
  • Дахигг Ч. Сила привычки. Почему мы живём и работаем именно так, а не иначе. — М.: Карьера Пресс, 2014
  • Макгонигал К. Сила воли: Как развить и укрепить. 2016
  • Оакли Б. Думай, как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее. — М.: Альпина Паблишер, 2016.
  • Фейнман Р. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! — М.: АСТ, Астраль, 2011.
  • Фейнман Р. Не все ли равно, что думают другие? — М.: АСТ, 2014.
  • Фоер Дж. Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания. — М.: Альпина Паблишер, 2013.
  • Fowler C. The Passionate Programmer: Creating a Remarkable Career in Software Development (Pragmatic Life). 2009
  • Grant A. Originals: How Non-Conformists Move the World, 2016
  • Grant A. Give and Take: A Revolutionary Approach to Success, 2013
  • Newport C. So Good They Can't Ignore You: Why Skills Trump Passion in the Quest for Work You Love, 2012
  • Wyner G. Fluent Forever: How to Learn Any Language Fast and Never, 2014
Источник: dev.by
Новые комментарии

Обсуждение

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

+1

Подписать цитату: «Программирование уже затем учить надо, что оно ум в порядок приводит» Антоном Марченко — я постеснялся, поэтому получился ребус из Ломоносова, Гёте и Линкольна.

Picture_432?1356409809
+4

Очень хорошая статья, Антон. Пиши чаще.

Missing
+1

Статья супер!

Missing-male

Антон, у меня, конечно, по ходу чтения статьи мелькала мысль, что это офигенный тонкий троллинг, ибо столько бреда в одной статье... но вроде до 1 апреля далеко, и это всё получалось бы ну очень уж тонко... поэтому склонюсь ко второму, что вы опопсели окончательно :(

Статья настолько замечательная, что каждый её посыл стоит отдельного комментария, но это ниже...

Главное, выходить из зоны комфорта - это очень правильная идея. Однако следует заметить, что вы не упомянули в статье, выходить из зоны комфорта можно "в плюс" - например, от веганства прекрасно "лечит" сочный, ароматный, правильно приготовленный стейк. Так и "в минус" - например, от ЗОЖ, "сахарных" теорий личностного роста, построения взаимоотношений в коллективе и прочей попсовой бредятины прекрасно лечит служба в армии. Так как большинство читающих это в армии не служило, поясню - мне очень нравится слоган при наборе в армию одной из стран: "вы раскроете в себе такой физический и личностный потенцил, о котором даже и не подозревали". Так вот. Никакая теория из курсов и книжек не сравнится с практикой по постоению конструктивных взаимоотношений в коллективе совершенно разношерстном как по интеллектуальному уровню, так и социальной структуре, которую вы получите в армии. Что важно - особенно в жестких и даже порой экстримальных внешних условиях. Вот это вещь! А вы курсы... блокноты молескин...

Это я к чему... читаю я статьи здесь, общаюсь в комментариях, и складывается у меня впечатление... некоторым зачастую явно не хватает этого самого выхода из зоны комфорта... особенно в минус...

Missing
+1

так в послесловии какое из утверждений высказывается:что "маджик случается далеко за зоной комфорта" или " в зоне комфорта развиваться легче"?

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

Да, простите, я плохо развернул эту мысль. Раньше мне казалось что для развития нужно выходить из зоны комфорта. Теперь я больше склоняюсь к тому что развите происходит лучше находясь в зоне комфорта.

Мне в 2007 году, после экзамена по нейронным сетям сетям, доктор технических наук, профессор САДЫХОВ Рауф Хосровович, сказал что я слишком много дёргаюсь, и что развитие должно происходить спокойно, без лишних экстремумов. Мне тогда эта мысль показалось странной, лишёной вызов. Но через 10 лет, я вынужден согласится что Рауф Хосровович был прав.

Missing
+2

Читабельный, годный пост. Автор поста не дурак, что редкость. mihail_che! Старик Фейнман, наше все, как будто для вас написал: the first principle is that you must not fool yourself and you are the easiest person to fool...

Missing-male
+1

я, наверное, ещё не сошел с ума, считать Антона дураком. В своих комментариях обсуждаю мысли, а не людей. "Не создай себе кумира" очень полезная заповедь. Нет ничего плохого в обсуждении, оценке или в том, что бы подвергнуть сомнению любое суждение, даже человека с несомненным авторитетом. И пусть этот человек будет даже на порядки умнее, образованнее, опытнее и т.д. Ибо если этого нету, если из-за уважения (страха, равнодушия - не важно) этого не делать "авторитет" медленно превращается в "авторитаризм". (Ничего не напоминает?)

У Антона по этому поводу кстати тоже в 8 пункте есть.

Missing-male
+1

как писал выше, отдельные комментарии...

>> «Следуй своей страсти» и «Программирование — это элитарная дисциплина для людей с особыми способностями» — два, на мой взгляд, распространённых стереотипа, которые вредят ИТ-индустрии.

таким самообманом гуманитарии пытаются успокоить себя, ища своё место в ИТ. Настоящим Программистом (тм) без страсти и особых способностей, действительно, не стать. Как и Настоящим Теннисистом (тм), Настоящим Врачом (тм), да хоть Настоящей Дояркой (тм). А то, что они девальвировали это понятие, снизили планку до своего уровня и называют "ИТ-специалистом" уже вообще кого угодно, вплоть до консультата по компьютерной периферии в пятом элементе - это ничего не значит. А если человек хоть чуть-чуть в чём то разбирается - то это уже вообще "эксперт" и "гуру". Раньше, что бы сказать, что ты эксперт по машинному обучению или нейросетям, ну ты как минимум кандидатскую по ним защитить должен, а то и пару книжек ещё написать. И неплохо бы ещё даже не два-три года, а лет так 5-10 практического опыта в этой теме иметь. Тогда уже что то можно говорить про "экспертизу". Сейчас - хорошо если проект какой реализует, это уже супер, а скорее 3 лекции в ВУЗе, 2-3 лекции на курсере (на большее обычно не хватает) - и всё, готовый автор-"эксперт" для статей на dev.by.

Missing-male
+1

1. Режим фокуса и диффузии

Иллюстрировать работу мозга пинболом это финиш. Это настолько бредово, насколько вообще может быть (даже для доктора Беловешкина это слишком). Ну если только у самого вместо мозга пинбол. Мозг настолько сложный объект, что разбирая его работу говорить "наш мозг (он же нейронная сеть)" и потом на этой основе делать какие то выводы это всё равно, что сказать "автомобиль(он же кусок железа)" рассказывая про устройство автомобиля. Это очень примитивно. Это всё равно, что пи принять за 4. Поэтому и выводы вроде "что бы понять новую и сложную тему, гораздо эффективней перейти в расслабленный diffuse mode режим" - грязные, грубые и ничем не обоснованные, кроме своих "гуманитарных фантазий".

Missing-male

>> много крови — сангвиник, много чёрной желчи — меланхолик. После Гиппократа, конечно, много воды утекло, но эту naïve теорию не смогли опровергнуть

не смогли опровергнуть? true?

"Некоторые врачи полагают, что меланхолия возникает из за злых духов, но тот, кто изучает медицину, не интересуется, возникает ли она из за духов или нет; к тому же мы утверждаем, что даже если она возникает из за духов, это все таки происходит вследствие превращения натуры в черножелчную, так, что ближайшей причиной является черная желчь, а дальше пусть будут источником этой желчи духи или не духи."

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)

Антон, не знаю, может вы в школу не ходили, у вас было домашнее образование и вас учили по таким вот средневековым книжкам (где ничего ещё не опровергли), но, поверьте, медицина последние тысячу лет несколько продвинулась вперед. Например, медиков уже не сжигают на костре за разрезание и изучение трупов...

Missing-male
+1

>> характер — это вещи приобретённые.

эх... моей жене это расскажите...

>> Ещё у Шекспира была мысль о том, что мы засыпаем одним человеком, а просыпаемся другим (нейробиологи это подтверждают).

то есть не всё потеряно, когда-нибудь я всё же проснусь милым, доброжелательным человеком?

---

сказал бы, что характер под воздействием внешних обстоятельств вполне может, скажем так "корректироваться", но что б меняться... Не говоря уже о том, что бы проснуться "другим человеком"...

Missing-male

>> Наше понимание нейронного развития пока находится на довольно зачаточном уровне,

вот вот о чём я и говорю

>> однако понятно одно: мы можем существенно трансформировать мозг, меняя способ мышления.

а это уже ваш гуманитарный подход - не понимать, как это работает, но делать какие то выводы. Так мало того, не понимать, ещё пытаться вмешаться в работу с расчетом на прогнозируемый результат. Бред с точки зрения логики и технического или инженерного подхода.

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

так, я сейчас приду с митинга и вам Михаил всё подробно опишу )

Missing-male

>> Дисциплина — наш друг

>> Когда мы приходим в тренажёрный зал, хватаем снаряды по 40-50 кг и пытаемся сделать по 7-10 подходов, в глазах окружающих мы выглядим как идиоты — которыми, конечно, и являемся.

не самый удачный пример... сказал мой 120 кг знакомый качок

>> Игнорирование этих правил хорошо проиллюстрировано вот этой картинкой:

на одной кирпичи, ровненько висящие в воздухе, на другой - криво, косо, но скрепленные раствором. Не самый удачный пример, сказал мой знакомый строитель.

Missing-male
-1

>> 4. Математика — это больно

искренне сочувствую.

Но всё же, может, как я говорю, не заниматься мазохизмом, а заняться любимым делом, которое по душе. И «Следуй своей страсти» всё же не стереотип, как вы говорите. Тогда никаких техник вроде "Pomodoro «No pain, no gain»" может и не понадобится. Да и у вашей бабушки, Антон, как вернете таймер, наконец пироги перестанут пригорать ;)

Missing-male

>> ИТ-бизнесмен Дмитрий Гурский предложил интересный концепт под названием План Жизни. Сперва он меня насторожил некоторой дерзкой новизной...

дерзкой новизной... ДЕРЗКОЙ НОВИЗНОЙ...

---

- знаешь о "плане жизни" Гурского?

- да, такой дерзкий...

- и не говори... Не знаешь, это вообще законно?..

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

+2

Здравствуйте Михаил,

Благодарю вас за столь вдумчивое прочтение моей статьи. Попытаюсь ответить на все ваши замечание одним скопом.

0. Про экспертизу.

Моя статья является больше рефератом и рефлексией по накопившемуся во-время изучения данной темы, и не может претендовать на некоторую экспертизу. Я действительно считаю что людям нужно больше писать и суммировать свой опыт, без необходимости защищать научную диссертацию для возможности высказаться и поделиться опытом.

Теперь по частностям:

I) Математика это больно.

В статье есть картинка на научную работу Ian M.Lyons, Sian L. Beilock

– When Math Hurts: Math Anxiety Predicts Pain Network Activation in Anticipation of Doing Math

https://dev.by/ckeditor_assets/pictures/23976/content_4.png

Abstract

Math can be difficult, and for those with high levels of mathematics-anxiety (HMAs), math is associated with tension, apprehension, and fear. But what underlies the feelings of dread effected by math anxiety? Are HMAs’ feelings about math merely psychological epiphenomena, or is their anxiety grounded in simulation of a concrete, visceral sensation – such as pain – about which they have every right to feel anxious? We show that, when anticipating an upcoming math-task, the higher one’s math anxiety, the more one increases activity in regions associated with visceral threat detection, and often the experience of pain itself (bilateral dorso-posterior insula). Interestingly, this relation was not seen during math performance, suggesting that it is not that math itself hurts; rather, the anticipation of math is painful. Our data suggest that pain network activation underlies the intuition that simply anticipating a dreaded event can feel painful. These results may also provide a potential neural mechanism to explain why HMAs tend to avoid math and math-related situations, which in turn can bias HMAs away from taking math classes or even entire math-related career paths.

http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0048076

II) >> однако понятно одно: мы можем существенно трансформировать мозг, меняя способ мышления.

а это уже ваш гуманитарный подход - не понимать, как это работает, но делать какие то выводы.

Тут картинка о том что нейроны действительно меняются, на этом пытаются сделать некоторые выводы:

https://dev.by/ckeditor_assets/pictures/23974/content_22.png

III) Гурский и прокрастинация

Мне кажется что лекция TED - Tim Urban: Inside the mind of a master procrastinator хорошо обосновывает предложенный План Жизни.

https://www.ted.com/talks/tim_urban_inside_the_mind_of_a_master_procrastinator

В вашей конструктивной критике мне хотелось больше видеть вашей собственной позиции, желательно подкреплённой какими-то исследованиями.

С уважением,

Антон

Missing-male
+1

>> Золотой серединой может стать разбиение года на четыре итерации по три месяца (когда планирование на год — это слишком много). В первой учим Swift и алгоритмы, в следующей английский, математику и какой-то новый курс на coursera, и т.д.

Во 2-ом квартале встречаемся с девушкой. В 3-ем проводим время с друзьями. В 4-ом заводим детей. Блин, с детьми не получится - с девушкой то в рамках 2-го квартала закончили.

Вот как объяснить этим гуманитариям, если ты прочитал в 3-ем квартале 1997 года пиковую даму Пушкина или послушал Лунный свет Дебюсси это уже навсегда будет с тобой. Хотя бы в общих чертах ты будешь помнить, что это и какое впечатления на тебя это произвело (эмоции запомитаются гораздо лучше фактов). Этим хороши гуманитарные дисциплины.

У технарей всё по-другому. Если ты в 3-ем квартале 1997 года отлично решал диффуры и знал теорему Кронекера-Капелли, то далеко не факт, что через 20 лет, в 2017, ты вообще вспомнишь, что это такое и кто все эти люди. А с программированием, всё же ещё хуже. Ладно какие то основы, алгоритмы, математику, английский ты когда то выучил. И когда что то надо из этих основ - просто освежаешь, если подзабыл. Но как можно выучить Swift в каком то квартале? Ты или учишь его всё время пока с ним работаешь, или не учишь... и в принципе как специалист-программист перестаёшь быть нужен...

Поэтому эти процессы обучения не могут ни заканчиваться, ни быть разделены во времени. Если ты Настоящий Программист (тм) ты постоянно учишь ВСЁ.

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

так в том то и дело, что сейчас я пишу на Objective-C, а нужно работать над Swift (хотя на работе этого нет). А ещё хочу выучить Python чтобы курс по машиному обучению пройти. И алгоритмы Кормана, многопоточные алгоритмы — это всё супер интересно интересны, и Calculus на курсе висит, уже не решу задачи которые раньше решал, а по English я хоть и fluent спикаю, но нужно Мёрфи таки пройти. КОГДА ЭТО ВСЁ УСПЕТЬ?

План на год без дедлайнов у меня не сработал. Поэтому квартальные итерации. В этой Swift, HackerRank и Корман. В следующую Мёрфи и математика.

Missing-male
+1

>> Многие гениальные вещи приходят, когда время на исходе. Мартин Лютер Кинг придумал слоган «I have a dream»

Этот момент, мне кажется, Антон, очень показательная вещь относительно вашей статьи. Этот слоган не столько гениальная вещь, сколько популярная, распиаренная. Тоже самое, как какой-нибудь образ Мерлин Монро на вентиляционной решетке с задранным платьем. Никому в голову не прийдет назвать его обладающим гениальной художественной ценностью. Вместе с тем, он обладает сумасшедшей популярностью и занял свое сответствующее место в истории, вот точно так же, как эта фраза Мартина Лютера Кинга.

Так и вы в своей статье, хватаетесь за популярные, распиаренные вещи, пытаясь придать им статус чуть ли не гениальных: ЗОЖ, нейронные сети и т.д.

Я, как читатель, готовился увидеть некие откровения для меня, от Антона Марченко, человека, пропустившего через себя уйму умных книг, получившего из них кучу знаний и через призму своего жизненного опыта и высокого интеллекта изложившего это всё в своей статье. А что я увидел - попсу, нет, даже не научно-популярную, а попсу уровня женского журнала: мозг таксиста, крысы, мозг - большая нейронная сеть. Psychologies - ни больше, ни меньше.

Как читатель, я посчитал себя обманутым - вот основная причина моих недовольных комментариев и придирок к отдельным фразам.

Missing-male

>> Был такой эксперимент: половину крыс запустили в среду с большим количеством разных развлечений, а другую половину крыс — в почти пустые коробки. У тех крыс, которые оказались в сложной среде, сила нейронных связей была в два-три раза крепче. Взаимодействие между нейронами гораздо интенсивней в сложной среде.

Антон, подобные исследования к "научным" относятся чуть менее, чем никак. Когда мне случайно попадается на глаза нечто подобное, я даже боюсь включить мозг, что бы случайно не задуматься над тем, что я читаю. Ладно "интенсивность взаимодействия", вот, Антон, скажите, как гуманитарий гуманитарию, что такое "сила" нейронных связей. И в чём её измеряли (раз даже количественную разницу в два-три раза вывели). А если ещё подумать про химический механизм передачи импульсов...

Вот и я про это. В общем для полной картины не хватает только британских учёных.

Но вот и они появляются.

>> Интересно, что у лондонских таксистов правая задняя часть гиппокампа (часть мозга, отвечающая за ориентацию в пространстве) оказалась на 7% крупнее, чем у обычных людей. И чем опытней лондонский таксист, тем этот навык лучше.

То есть, Антон, вы утверждаете, что есть прямая связь между уровнем навыка и размером доли мозга? Как известно, мужской мозг больше, чем женский, примерно на 8-13%

Ай-яй-яй, Антон, получается вы утверждаете, что... :)))

Феминистки - фас! :)

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

+1

да, я ровно это и утверждаю

первая цитата взята из — The Power of Habit: Why We Do What We Do in Life and Business Paperback – January 7, 2014

про мозг лондонских таксистов из — Фоер Дж. Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания. — М.: Альпина Паблишер, 2013.

очень рекоммендую эти две книги

Missing-male
+1

>> Другими словами, вы возьмёте для себя гораздо больше, будучи лучшим в среднем вузе, чем плетясь в хвосте самой элитной группы. Если отправить вас на тренировку с хоккейным клубом «Динамо-Минск», вряд ли вы сможете там чему-то научиться.

если всё выше - так себе, "заметки на полях", этот момент в статье тот, с которым я больше всего не согласен. Прямо вот КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласен.

История 1.

Живет себе мальчик. Учится в обыкновенной школе. 4-5 по математике (по старой системе). Решил поступить в гимназию в физмат, что б потом хорошо поступить в ВУЗ. Еле-еле, но поступил. Но в гимназии, тем более в физмат классе, требования естественно жестче, стал получать по математике 3. Стал середнячком или даже в хвосте. Но тройки его мотивировали, поэтому ещё более усердно занимался, и сам, и с репетиторами. Конечно отличником не стал. Но к поступлению в ВУЗ его тройки-четверки в гимназии равнялись твердой пятерке с плюсом в обыкновенной школе. Что результаты вступительных экзаменов и доказали. Ибо многие из его старых друзей из обыкновенной школы со своими пятерками банально в ВУЗ туда, куда он, не прошли.

История 2.

Живет второй мальчик. В этом же физмате гимназии пятерки. Медаль. В "элитной группе", как писал Антон. Без проблем поступает в ВУЗ. В ВУЗе тоже в "элите". Всё легко дается. Всё знает. Учится "на расслабоне". Все экзамены автоматом. Даже учит преподавателей, как лекции надо читать. Естественно, красный диплом. Попадает на первое рабочее место. На нормальное рабочее место. К нормальным опытным пацанам. И вот тут "сюрпрайз". Здесь "элита" и обламывается. Мальчик понимает, что по сути он то нифига и не знает. Что пацаны то, даже не в 2-3 раза, на порядки больше знают и умеют. И тут уже мальчику приходится мобилизоваться и с двойным и тройным усилием пахать, что б хотя бы приблизиться к пацанам из "элиты".

Вывод:

В первом случае мальчик был загружен на 100% и полностью реализовал свой потенциал. Во втором случае, никто не скажет, что мальчик плохо учился или не старался (красный диплом за красивые глаза не дают), но явно не на 100% своих возможностей. Нахождение в лидерах и, главное, отсутствие ориентира впереди, явно давало повод иногда расслабиться.

Если смотреть на лидерские качества, и один и второй занимают серьезные места топ-менеджеров в несамых маленьких компаниях. Притом первому мальчику нахождение в "середничках" ничуть не помешало, даже скорее, наоборот, помогло. Ибо, думаю как раз из-за вот этой бойцовской напористой позиции догоняющего очень быстро развивался и дальше после ВУЗа, в профессиональной сфере, что отразилось и на движении по карьерной лестнице.

Мораль:

Детки, запрыгивайте в "элиту" и ставьте цели настолько высоко, насколько только можете. Не ленитесь. Особенно в юные годы. Психологически потерпите пусть даже "плетение в хвосте". Но вам потом за это воздастся сторицей, поверьте.

P.S.

Да, естественно, в историях все герои вымышлены, а совпадения случайны. ;)

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

+1

да, я тоже так думал пока не прочитал Гладуэлл М. «Давид и Голиаф: Как аутсайдеры побеждают фаворитов», – Альпина Паблишер, 2015 и немного не отрефлексировал по этому поводу

--

Глава третья Кэролайн Сакс «Если бы я поступила в мэрилендский университет, то до сих пор занималась бы наукой»

Теория большой рыбы в маленьком пруду была сформулирована психологом Гербертом Маршем, и, по мнению Марша, большинство родителей и учеников выбирают школы, руководствуясь неверными мотивами. «Многие люди полагают, будто учеба в школе со строгими критериями отбора имеет только плюсы, – писал он. – Но это в корне неверно. В действительности у нее есть как плюсы, так и минусы. Когда я жил в Сиднее, там имелось несколько государственных школ с приемом на конкурсной основе, которые считались престижнее, чем элитные частные школы. Конкурс в них был просто сумасшедший. Поэтому, когда там проводились вступительные экзамены, Sydney Morning Herald, крупная местная газета, все время приглашала меня высказаться. Это случалось ежегодно, и каждый раз приходилось говорить что-то новое. В конце концов, я сказал – хотя, может, и не должен был, – дескать, если вы хотите увидеть положительное влияние элитных школ на самооценку, то оцениваете не того, кого надо. Вам надо оценивать родителей».

Случай Кэролайн Сакс не уникальный. Более половины американских студентов, которые начинают изучать естественные науки, технологические дисциплины и математику (вместе именуемые STEM), отсеивается после первого или второго курса. И хотя диплом магистра естественных наук – один из самых ценных активов, который молодой человек может иметь в современной экономике, огромное число студентов, специализирующихся на STEM-предметах, рано или поздно переключаются на гуманитарные дисциплины, где академические стандарты не столь высоки, а требования к курсовым работам не столь строги. Это главная причина серьезного дефицита в Соединенных Штатах квалифицированных ученых и инженеров с американским образованием.

https://psy.wikireading.ru/107912

Missing-male

>> Поэтому так важно создавать в офисе так называемую креативную атмосферу (сreative environment), чем больше в офисе разных штук — тем лучше. Коворкниги с постоянным потоком новых людей и событий также могут быть весьма полезны.

Потом эти экстроверты шумно обсуждают последние новости, толпой играют в "разные штуки", наприглашают себе кучу гостей прям вот "потоками", а интровертам в этой обстановке невозможно ни сконцентрироваться, ни нормально спокойно поработать...

Missing-male
+1

За Макаренко отдельный жирный плюс. Когда всплывала тема книжной полки, одна из книг, которую я бы посоветовам прочитать менеджерам, имеющим дело с молодым персоналом. Как нельзя лучше подходит в современных условиях создания класса ИТ-гопоты, ака поздние миллениалы и подрастающее "поколение Z"...

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

+1

Взяв в руки "Педагогическую поэму" Антона Семеновича Макаренко, начал размахивать ей перед лицами коллег, 23х летних сеньёров (тм). Мне, говорю, с вами, господа, не легко! Старый я. Вот купил книгу-инструкцию, по общению с трудными подростками — говорил я, ловко уворачиваясь от крутящихся рядом с ушами финок и подзатыльников.

У колонистов к Шере появилось отношение сдержанного восторга. Разумеется, они были уверены, что "наш Шере" только потому так хорош, что он наш, что во всяком другом месте он был бы менее великолепен. Этот восторг выражался в молчаливом признании его авторитета и в бесконечных разговорах об его словах, ухватках, недоступности для всяких чувств и его знаниях.

Я не удивлялся этой симпатии. Я уже знал, что ребята не оправдывают интеллигенского убеждения, будто дети могут любить и ценить только такого человека, который к ним относится любовно, который их ласкает. Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят, по крайней мере таких ребят, какие были в колонии, проявляются по отношению к другим типам людей. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, уменье, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе - вот что увлекает ребят в наибольшей степени.

Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются эти ваши способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист.

И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или "пшиком", - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего.

Missing-male

>> 13. Parker и Moleskine

>> Выбросьте все ручки и блокноты, которые вам подарили на конференциях. Дорогой ежедневник поможет вам почувствовать, что ваши записи действительно важны.

молескин - дорогой ежедневник? мой Бог... а им ещё налоги урезать хотят...

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

да, молескин самый дорогой ежедневник (если ювелирку туда не всовывать)

http://oz.by/search/?q=ежедневник&sort=price_desc

Missing

Мне кажется или в статье заложено некоторое противоречие? Все эти подходы очень зависят от конкретного человека, который будет их применять.

Missing
+1

С мнением автора по 10-му пункту не соглашусь. Вспоминая школьные годы, могу сказать, учеба в базовом классе и в классе с уклоном сильно отличалась. Поступив в колледж после года учебы в углубленном классе я обладал более увереными знаниями, чем другие, хотя мой средний бал по аттестату был ниже. В классе с уклоном я был середнячком.

Picture_1216?1356409833
AnthonyBY
– гребец в галеры

я тоже был середнячком в физ.мате, но сейчас думаю что если бы не пошёл не на КСИС/ВМСиС то сейчас возможно был бы более хорошим программистом.

Почитайте пожалуйста данную мысль более развёрнуто в "Давид и Голиаф" Гладуэлл Малкольма

Глава третья Кэролайн Сакс «Если бы я поступила в мэрилендский университет, то до сих пор занималась бы наукой»

https://psy.wikireading.ru/107912

Missing
+1

"не пошёл не на КСИС/ВМСиС" - двойное отрицание, думаю это описка. Что код, что текст, при такой конструкции, читается плохо. В моем случае был БГУИР ИСиТ заочно, но бесплатно. Лично для меня, пользы универ не принес, основной базой оказалось школа и колледж, возможно из - за заочки.

Missing
+1

в 23 года можно лишь получить иллюзию что ты сеньор. как правило я сеньорам не верю ))


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

© 2008-2017 Частное предприятие "Дев Бай"
Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси