БЕЛАРУСЬ · 05 сентября 2014, 12:02 · Лена Саленко
Вадим Скротский: «Круто увидеть в метро, что 9 из 10 пассажиров пользуются тем, что ты нарисовал»

Среди белорусских айтишников существует шутливая поговорка-проклятье: «Чтоб ты всю жизнь на внутренний рынок работал». Тем не менее, у нас есть компании, осознанным выбором которых стала работа исключительно с белорусскими заказчиками. Основатель одноименной студии Вадим Скротский, чьи заслуги перед отечественным дизайном получили признание коллег в рамках премии IT Awards, поделился с dev.by своей жизненной и профессиональной философией. 

Предисловие

Ни 10 лет назад, ни теперь не чувствую себя кем-то особенным в этой сфере. Считаю, что нужно просто работать, не задумываясь, какое у кого мнение о тебе. Пиар и всё остальное меня мало интересуют.

Первая работа и дурь юношеская

Моё первое место работы — «Астроним», в котором я нарисовал сайт БТ, после чего ушёл. Передо мной стоял выбор — продолжать обучение в политехническом колледже либо идти работать, развиваться с профессиональной точки зрения. Выбрал последнее.

Разослал своё непонятное на тот момент резюме в три наиболее близкие ко мне географически компании: Pixelhead, Red Graghic и «Дизайн Артель». Сделал тестовое задание для последней, но Болашев (Дмитрий Болашев - директор «ДА». - Прим. ред) меня не принял. А Red Graphic и Pixelhead ответили положительно. Выбрал Pixelhead, ведь в офис можно было ходить пешком. Такая дурь юношеская.

Pixelhead, Грекович и госзаказчики

На самом деле, в Pixelhead пошёл ещё и потому, что они мне нравились графически — более системный стиль и подход, в отличие от более художественного Red Graphic, тяготевшего к рекламе. И именно в Pixelhead я начал становиться дизайнером, приобрёл огромный опыт и понимание того, как хочу заниматься дизайном.

***

Меня сразу кинули в адский котел — рисовать интранет для Hitachi. Это был самый большой проект, с которым мне доводилось иметь дело. Помню, выхожу вечером из офиса, а у меня слезы наворачиваются — работы было в районе ста шаблонов. Отрисовал этот проект от начала и до конца, но работа была очень скучная и однообразная. Существовали некие гайдлайны — нужно было рисовать без особого применения мозга. Но Антон (А. Грекович — директор Pixelhead. - Прим. ред.) в данном случае попал в самую точку.

Благодаря этой работе я узнал, что есть дизайн и интерфейс с точки зрения работы дизайнера. Pixelhead научил меня пахать, дал понимание того, что дизайн это не только творчество и развлекуха, но и рутина. А также коммуникации.

В Pixelhead я проработал примерно полтора года, успел отрисовать многие сайты госорганов. Меня даже нарекли «государственным дизайнером». В результате приобрел огромный опыт работы с госкомпаниями первого дивизиона. В первую очередь, научился коммуникации, потому что госконторы — это очень интересный заказчик, общаться с которым достаточно тяжело. Помню, как приходил Грекович и бился головой об дверной косяк, когда мы утверждали какие-то дизайны. Уйдя из Pixelhead, решил для себя, что в ближайшее время не буду работать с госзаказчиками. Пока держу слово.

***

По сегодняшний день у нас с Антоном прекрасные отношения. У нас много общих интересов за пределами дизайна. Философски он, как и я, — за качество. Грекович всегда яростно защищал свой дизайн, если понимал, что это что-то хорошее. Я видел, как он жертвовал прибылью ради качества, и считаю, что он действительно может претендовать на звание «матери белорусского интернета».

В Pixelhead всё было очень по-семейному. Антон объединял вокруг себя хороших людей. Было круто: никаких корпоративных погонь, непонятных игрищ. Если бы не Антон, наверное, я бы намного быстрее ушёл из Pixelhead.

Своё дело и дурь предпринимательская

В школе я всегда был в центре, что-то организовывал. Полдетства отыграл в футбол, неизменно был капитаном команды и на первых рядах в детском лагере. У меня никогда не возникало вопроса, будет ли у меня что-то своё или нет, готов я к этому или нет. Мне кажется, что предпринимателя от непредпринимателя отличает отсутствие страха перед ошибками.

Я ошибался несколько раз. До студии у меня было ещё две компании — хороший опыт. Если раньше мне казалось, что я в первую очередь хороший дизайнер, то сегодня понимаю, что продавать дизайн у меня получается лучше, чем рисовать. Тогда же осознал, что мне нужна своя компания, в которой буду продавать дизайн, управлять его разработкой и бизнесом в целом. Хотелось продавать качественные вещи и делать дизайн для страны.

***

Решение создать студию принял на кухне в 6 утра. Мы с другом вернулись с вечеринки, общались. Я посетовал на то, что устал фрилансить и заниматься всякими глупостями. Так родилась идея создать свою компанию. Будучи в курсе моих предыдущих опытов, товарищ подкинул отличную идею: «Назови так, чтобы у тебя не было заднего хода». И это было очень крутое решение. Я и ребятам говорю, что мы обречены на успех, потому что имя и фамилию я не поменяю. Мы вынуждены делать круто.

***

Перед тем, как ринуться в бой, написал философию компании. Первые несколько пунктов были о том, чего мы делать не будем. Не будем создавать проекты ни для кого, кроме резидентов Беларуси. Не будем делать дизайн громадным компаниям, корпорациям-монстрам, которым дизайн нужен как собаке пятая нога. Не будем работать с теми, кто не понимает, что такое хороший дизайн. Не будем рекламировать свои услуги. И до сегодняшнего дня в студии существует запрет на рекламу услуг, на визитки, на работу с компаниями не из Беларуси и много других запретов.

Это тоже была дурь, но уже предпринимательская. Я не хочу повторять модель дедушки Форда. Я не считаю, что нужно много мозгов, чтобы построить очередной заводик для производства сайтов и работать со всеми подряд, не имея своей чёткой позиции. Профессионал — это тот, кто может сказать «нет» клиенту. Мне сразу напророчили: «Ты сдохнешь». Для меня это был вызов.

Мы решили работать с Беларусью, потому что на тот момент все хорошие дизайнеры смылись из страны и, сидя за границей, говорили, что тут всё плохо, ничего нет. Я же хотел, чтобы здесь что-то появилось, чтобы люди в Беларуси увидели адекватный дизайн.

Пользователи и клиенты

США, Европа, Россия идут к нам не за качеством, а за дешевизной. В России, Европе и Штатах вполне достаточно очень хороших дизайнеров. Поработав на фрилансе, я чётко прочувствовал отношение к себе — не как к хорошему дизайнеру, а как к дешевой рабсиле. Меня давят по цене, а я не могу отстоять ни одно решение. И что я могу предложить, не зная их рынка, людей, которые будут пользоваться тем, что я делаю? Да, можно использовать «метрики-шметрики», «аналитики», но это всё фигня по сравнению с тем, что можно поговорить с пользователем, посмотреть на него, узнать, на какой он машине ездит, где живёт — это многое о нём скажет. Я не хочу делать продукты вслепую.

Главный пользователь для меня — моя бабушка, которая пользуется некоторыми нашими сервисами. Иногда она не может что-то сделать, звонит мне — я зову ребят, и мы разбираемся с интерфейсом. Сложно сделать качественный продукт, если у меня нет доступа к пользователю. Да и зачем тогда вообще что-то делать? Денег заработать? В нашей философии написано: «Свобода и гордость важнее денег». Круто увидеть в метро, что 9 из 10 пассажиров пользуются тем, что ты нарисовал.

***

У меня нет любимчиков среди клиентов. Считаю, что все наши клиенты — особенные, просто потому, что они с нами работают, терпят наши выходки. Прежде всего мои. В любой момент могу сказать любому клиенту «до свидания» вне зависимости от наличия совместной истории. Если меня просят сделать откровенное г...о, всегда готов сказать «нет».  

С некоторыми из клиентов мы прошли через подобные конфликты, которые лишь укрепили наши отношения. Они поняли, что мы не готовы прогибаться под требования, которые приведут к низкому качеству продукта. Конечно, мы не работаем забесплатно, ведь деньги позволяют нам жить, развиваться, но это не тот ресурс, ради которого мы готовы жертвовать репутацией и своими принципами.

***

У нас есть специально выделенная Happy Friday, когда вся студия занимается исправлением своих ошибок. Каждую неделю мы выбираем какого-либо клиента, изучаем не совсем удачные решения и бесплатно делаем для клиента новую версию.

«Онлайнер» и своя ниша

Честно говоря, не помню, как к нам попал «Онлайнер». Когда студии был год, они попросили нарисовать пару каких-то баннеров, потом брендирование для velcom, ещё что-то. Студия переживала экономический и идеологический кризис — мы понемногу работали во всех направлениях. В тот момент я осознал, что надо в корне всё менять, уходить в какую-то узкую нишу. Так мы отказались от всех направлений кроме дизайна интерфейсов. Тогда по моим наблюдениям в Беларуси вообще отсутствовал рынок проектирования интерфейсов как таковой. И я считаю, что мы в какой-то степени его сделали.

***

Шестая версия «Онлайнера» с редакционными проектами на самом деле родилась гораздо раньше, чем многие думают. Она была нарисована годика за два до выхода, распространилась на все другие проекты и достаточно хорошо работает по сей день. Были ещё седьмая и восьмая версии.

Хорошим решением также стала новая шапка на главной, где видна вся картина дня, при этом практически не нужно читать. Тут мы с «Онлайнером» сходимся в понимании дизайна: поменьше ненужного текста, побольше визуальной информации. В этом плане «Онлайнер» крут — он визуален.

На мой взгляд, картинка — наилучший интерфейс для взаимодействия человека с тем, что за ней стоит.

***

После выхода каждой новой версии «Онлайнера» мы распечатываем некоторые комментарии пользователей и вешаем на стенку нашего инставолл. Там раньше (сейчас идёт ремонт) висело множество реплик про то, что главную делали садюги, Скротского нужно подвесить за ребро. Это бодрит и напоминает, что не всё так круто и нужно думать дальше.

***

Я всегда недоволен тем, что мы что-то не сделали быстрее, не получили результата раньше. Не в решении дело, а в том, насколько быстро его выкатили и поняли, работает ли оно. Сегодня студия придерживается подохода «меньше — лучше», и мы всегда стараемся вносить как можно меньше изменений, чтобы потом было легче проанализировать.

Кроме того, мы понимаем, что масштабные изменения возможны, когда к ним психологически готов клиент. Иными словами, если он готов принять на себя бурю критики. В этом плане «Онлайнер» очень крутой клиент — они не боятся революционных изменений.

Дизайнерские тусовки и реальные клиенты

Меня не увидишь ни на одной дизайнерской тусовке — они не про то. Считаю, что дизайнеры и дизайн в Беларуси слишком молоды и далеки от бизнеса. Слишком много летающих асфальтоукладчиков. Либо мы говорим на ивентах про то, как «делать кнопки в фотошопе», либо про какие-то сумасшедшие концепции. Но практически никогда не слышал действительно реальных историй. Карты путешествий клиентов, юскейсы, карточные сортировки, UX-исследования, аналитика — покажите мне в Беларуси клиента, который это заказывает. Покажите хоть один проект, в котором всё это реально происходит.

Мы [студия] считаем дизайн «отходом». Клиенту нужен не дизайн, а продукт, который будет работать. Он в гробу видал фотошоп, кнопки, технологии и методики. Я это называю «закрой дверь на кухню». Клиенту про это ничего знать не надо.

Как правило, между  дизайнером на тусовке и клиентом стоит менеджер или арт-директор. Дизайнеры не общаются с владельцами, которые платят. А я с ними разговариваю каждый день, поэтому у меня несколько иное представление о дизайне. Заказчика не интересует наша кухня — лишь стоимость и потенциальная прибыль. А вот дизайнер обязан знать, что происходит в бизнесе клиента. 80% книг в студийной библиотеке — о бизнесе. Это помогает понять, как они — владельцы компаний — думают. И мои ребята всегда прекрасно знают, сколько стоит проект. Все дизайнеры ездят со мной на презентации, и я в любой момент могу предоставить им слово. Рисовал? Защищай! По ту сторону стола сидит человек, которому шрифты, цвета и юзабилити до лампочки.

Многие клиенты ведутся на новомодные термины. При этом никто не может объяснить, что за ними стоит. Например, что такое UX. Студии и дизайнеры транслируют всё это в мир со скоростью света, а клиенты просто не успевают понять и переварить. Поэтому в нашей студии существует запрет на эти никому не нужные слова.

Мы своим клиентам сообщаем со всей ответственностью, если проект провалится по нашей вине, мы готовы вернуть все деньги. Один раз выплатили нашему постоянному клиенту за большой проект — три месяца работы. Подобный принцип очень сильно меняет мозг дизайнера. Это куда веселее, чем «кнопки» и исследования. Он заставляет думать. Интерфейсы — это про здравый смысл.

Пирсовет и суперцель

Моя суперцель — изменить ситуацию с дизайном в Беларуси через бизнес. Хочу, чтобы у заказчиков появился правильный взгляд на дизайн. Я много консультирую в рамках «Обед-совета» просто приходящих людей.

Когда я вижу очередной проект какой-то студии, сделанный по конвейерной системе дедушки Форда, понимаю, что в некоторой степени это моя недоработка. Что нужно дальше проводить «Пир-советы» и рассказывать клиентам, что такое хороший дизайн и как отличить процесс от результата.

Послесловие

Я 10 лет работаю по 15 часов в сутки. Долго пытался обзавестись хобби — не вышло. Занимался фотографией, музыкой, серьёзно — программированием. Мне интересно всё, что так или иначе связано с тем, что мы делаем. Знаю, как всё это делается, и сам могу это сделать. Всё, за что берётся студия, провожу через себя.

***

Я не смотрел ни одного популярного сериала. При этом не могу понять, завидую ли я тем, кто смотрит и обсуждает. Попытался, скачал одну серию «Доктора Хауса» и понял, что зря потратил полтора часа.
 

Фото: Андрей Давыдчик

Обсуждение

Da2af29cb6c44fdb2c79bbc7f7fb1d0e?1401053490
-4

Молодец, чё...

ЗЫ сериалы зря не смотришь. "Санта Барбара" например - рекомендую. :)

F7c20d8b5a2825e0d6b9417beee96240?1407835840
-3

Крутой чувак и годное интервью. Как-то сразу захотелось заказать что-нибудь у него =)

Fba9a393cca46bc66e9b4ecd40c66b23?1506115221
+3

Отличная статья! Наверное единственная адекватная статья про "дизайн" на дев.бай.

Вадим молодец, пошел против течения!

Статью разорвал на цитаты...

"Клиенту нужен не дизайн, а продукт, который будет работать. Он в гробу видал фотошоп, кнопки, технологии и методики."

"Многие клиенты ведутся на новомодные термины. При этом никто не может объяснить, что за ними стоит. Например, что такое UX." - верно подмечено, каждый художник теперь UX дизайнер :)

Missing-male

**оффтоп: я, все же, больше впечатлён успехами художников в Ux дизайне. Их картинки, будучи грамотно отрисоваными и добавленые к месту действительно улучшают мнение пользователя о продукте. Ux-недизайнеров, способных лишь постоянно использовать "пользователю нужно" вместо "я тут подумал", к сожалению, встречал чаще ((

Missing

Отличный пример для подражания.

656b781cca232be797289e79a4bcb2cc?1400569983
Екатерина Миронова
– UX дизайнер в Turumburum

Вадиму мега респект за поднятие внутреннего рынка! Как говорится: "Не место красит человека, а человек место" :)

Белорусские клиенты - это пока самые малоосведомленные и осознающие ценность UX услуг клиенты.

Работа на внутреннем рынке требует не мало усердия и сил, чтобы донести ценность.

3bfd130b5785b53fb037dc48b78e28eb?1399979626
Ilya Bakharevich
– Founder/Developer/Marketer в Kvadrat.by

+1

Цікавае інтэрв'ю. Малайчына!


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси