«Даже лучше настоящего». Wargaming подарила музею ВОВ танк-голограмму

Накануне, в День танкиста, компания Wargaming сделала музею истории Великой Отечественной войны подарок — танк в дополненной реальности. Так белорусский музей стал обладателем виртуальной копии сверхредкого «Штурмтигра». Увидеть экспонат можно или в очках Microsoft Hololens, или на таблете Lenovo Phab 2 Pro, использующем технологию Google Tango. Руководитель направления спецпроектов Минского центра разработки Wargaming (СООО «Гейм Стрим») Александр Бобко рассказал dev.by, как создавался танк-голограмма.

— «Штурмтигр» — это очень редкая немецкая самоходная установка, предназначенная для разрушений укреплений противника и боёв в городских условиях. Почему Wargaming решила создать именно его AR-копию?  

— Это не первый наш эксперимент. Мы плотно работаем с историческими музеями по всему миру — танковыми, корабельными — и считаем это своей миссией, способом выражения нашей любви к истории. Сотрудничество бывает самым разным, и советских танков оно тоже касается. Например, с «Линией Сталина» под Минском мы реставрировали Т-34 — из разрозненных частей сделали исторически достоверные, аутентичные экземпляры.

Два с половиной года назад мы увидели, что виртуальная реальность и панорамные видео набирают популярность, и стали искать способы это как-то использовать. Например, создали первую в мире виртуальную экскурсию по танку, ведь посетители музеев (и наши игроки) не имеют возможности попасть внутрь машины. А в конце прошлого года партнёры из Бовингтона, где находится самый крупный в мире танковый музей (наши историки в нём буквально «живут»), пришли и говорят: есть идея собрать всё семейство танков «Тигр» под одной крышей. Ни в одном музее мира такого нет. На тот момент в Бовингтоне были все модели, кроме «Штурмтигра». Подумали и решили: почему бы не пополнить эту коллекцию нашей виртуальной моделью?

— Таких танков осталось всего два, под Москвой и в Германии. А нельзя ли было одолжить какой-то из них для экспозиции в Бовингтоне? Ведь один из экспонатов этой выставки, самоходка «Элефант», приплыл на пароме из США.

— Видимо, были логистические препятствия непреодолимой силы. Вообще говоря, в каком-то смысле танк-голограмма лучше настоящего.

— Чем?

— Люди смотрят на настоящий танк: ого, махина, броня, впечатляет! Можно потрогать, удивиться. Но эта махина не едет, не стреляет, ещё и внутрь зайти нельзя. А в виртуальный танк можно зайти и рассмотреть интерьер — вот руль, вот снаряды, вот место заряжающего, механика-водителя, командира. Он двигается, стреляет. Аудиогид объясняет, что к чему. Есть разного рода инфографика: сравниваются снаряды и толщина брони «Штурмтигра», обычного «Тигра» и Т-34. Это всё очень интерактивно. Ты получаешь гораздо больше информации, когда взаимодействуешь с объектом дополненной реальности, нежели с физическим объектом.

Всё-таки Microsoft Hololens и Google Tango — это полноценные устройства дополненной реальности, ничего общего с Pokemon GO они не имеют, там-то и не дополненная реальность вовсе. Эти устройства «понимают» пространство: в них есть датчики глубины, которые позволяют объекту действительно находиться там, где он мог бы быть, а не просто «висеть в воздухе». Такая голограмма не привязана ни к какому маркеру вроде специальной наклейки: наводишь на неё телефон или планшет, что-либо появляется, отводишь в сторону — и всё исчезает.

— А где брали виртуальную модель  танка — «Штурмтигр» есть в игровом процессе World of Tanks?

— Нет, потому что он радикально отличался от других танков, там снаряд 38 см, он уничтожил бы полкарты одним выстрелом! Однако в нашей коллекции виртуальных танков он есть: когда-то мы разместили его на одной карте в виде пасхалки.

— Вы сами разрабатывали программное обеспечение для AR-танка?

— Привлекли в качестве партнёра Gravity Jack — это подрядчик из Вашингтона, он занимается созданием ПО под Microsoft Hololens и Google Tango, две наиболее прогрессивные доступные технологии VR/AR. Давно присматриваемся к этим ребятам, знаем их лично.

Тендер мы объявляли по всему миру — в России и странах СНГ, Европе, Америке. Уровень ребят из Gravity Jack оказался самым высоким, при этом адекватным по соотношению качества и цены. Некоторые вендоры буквально за то же самое просили сумму, умноженную на 20 — просто потому, что они, скажем, привилегированные партнёры Microsoft. Некоторые просили $20 тысяч только за разработку концепта, за то, что они подумают над этим в течение недели. К счастью, нам это не нужно: мы аккумулируем огромную экспертизу, понимаем, что хотим и как это сделать, у нас есть готовая модель.

— Сколько времени ушло на разработку танка-голограммы? Расскажите об интересных технических особенностях процесса.

— Команда из 10 человек работала 4 месяца.

Технически это просто Unity-приложение, собранное примерно так же, как и любой другой проект на базе Unity.

У Microsoft Hololens не очень мощная платформа и невысокая производительность, здесь вся обработка данных происходит «в очках», в отличие от Oculus Rift или HTC Vive, которые подключены к компьютеру. Чтобы подогнать под эту платформу нашу высокополигональную (сверхточную) модель танка, приходилось её очень-очень сильно упрощать. Местами — делать заново. Интерьер тоже делали с нуля, потому что в игре его нет.

Наиболее сложная часть процесса разработки для таких платформ, как Tango и Hololens — построение хороших UX и UI. Поскольку нет книги по UI/UX для смешанной реальности, нам приходится делать множество проб и ошибок. Не слишком ли много интерактивности? Как и где разместить объекты? Как медленно должны проигрываться анимации, чтобы пользователи успели понять, что они видят?

Для разработчиков критически важно было приехать на место, где всё будет происходить, чтобы адаптировать и финализировать ПО. Надевали наушники, включали устройство и «прогуливались» по билдам, указывая на недочёты и добавляя комментарии. Это как если бы вы телепортировались прямо в игровой движок, чтобы дать оттуда фидбек художникам, инженерам и дизайнерам. Благодаря подгонке на месте объект удалось идеально вписать в среду.

К слову, про среду. Поскольку это AR, а не VR, для объекта важна хорошая освещённость и чистота, помещение не должно быть «захламленным».  

— Есть ли планы включить AR-танки в игру?

— Пока наши пользователи пока могут получить такой экспириенс только в музее. Но вот недавно Apple заявила, что создаёт ARKit (появится на всех айфонах начиная с 6s), а Google — ответочку ARCore, доступную на смартфонах начиная с Galaxy S8. Когда эти технологии будут у каждого в кармане, появится смысл подумать об этом.

Может, через несколько лет это будет уже рядовой экспириенс, и пользователь сможет наблюдать за настоящими сражениями AR-танков и управлять ими, просто «щёлкая» пальцами. А пока и этого достаточно, чтобы удивить человека: вот к тебе подъехал танк и ты можешь взаимодействовать с ним. Мы показывали этот танк на Hololens журналисту Gizmodo — в переполненном, накуренном английском пабе. Там ни освещения толком, ни пространства для манёвра. Но он был просто в восторге, когда танк подкатил прямо к барной стойке.

 

Фото: Андрей Давыдчик

Источник: dev.by
Новые комментарии

Обсуждение

Picture_3860?1356409918

Мда, я то хотел посмотреть на танк голограмму, интересно было какие технологии были использованы. А тут на тебе, очередной выплеск дополненной реальности. Пока не будет массовых дешевых очочков для неё - нет особого смысла в ней ковыряться.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Использование материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии прямой гиперссылки на dev.by. Ссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце публикации.
datahata — хостинг в Беларуси