Бывший паблишинг-директор Wargaming перечислил «адские мифы» про управление продуктами

9 ноября 2018, 18:06
Бывший паблишинг-директор Wargaming перечислил «адские мифы» про управление продуктами

Советник по продуктам Алексей Журба (до ноября 2018-го семь лет управлял продуктами в Wargaming) рассказал на конференции Product Sense в Минске о распространённых заблуждениях насчёт продуктовых менеджеров и объяснил, почему они не верны.

Product manager = Product owner

— Если мы посмотрим на определение Product owner, то увидим, что в целом оно более узкое, хотя в некоторых организациях функции этих должностей пересекаются. Есть мнение, что Product owner больше направлен на процессы разработки, а Product manager — на пользователя. Это не плохая точка зрения до тех пор, пока вы различаете, кто и за что отвечает.

В теории две роли может совмещать один человек, но как только он станет перегружен, ему от чего-то придется отказываться. Это может не пойти на пользу продукту.

Product Manager = Product Marketing Manager

Если посмотреть на классическое определение или рассуждения людей, маркетинг-менеджер делает то же самое, что и продуктовый менеджер: изучает пользователя, доносит информацию внутрь организации и т. д. Но есть проблема. Как правило, айтишники мыслят так: «Я сначала выпущу продукт, а потом посмотрю, что у меня за пользователи». Все пляшет от продукта. Это не правильно.

Крайне мало таких организаций, где маркетинг-менеджер и продукт-менеджер — это одно лицо. И их не будет становиться больше.

ПМ знает всё о пользователях продуктов

Это не миф, а сказка. Миф — это попытка объяснить окружающую реальность и наблюдаемые явления, а задача сказки — донести народную мудрость в развлекательной форме. В нашем случае, эта сказка учит хорошему поведению.

Знание своей аудитории очень важно. Есть считанные случаи, когда люди уверяют о том, что знание аудитории для их продукта сейчас невозможно. На начальном этапе, в некоторых случаях, ты действительно можешь не знать, что за аудитория у тебя будет. Но если не знаешь аудиторию — тестируй: показывай готовый, полуготовый продукт или даже его отсутствие, ищи и цепляйся. 

ПМ обязан быть пользователем своего продукта

Я разрабатывал большой корпоративный софт в области безопасности, и я его не мог использовать. ПМ не всегда может быть пользователем своего продукта. Более того, когда он начинает им активно пользоваться, неизбежно теряет необходимую непредвзятость. Важно разумное отстранение. Не влипайте, будьте отстранены. Ваши привычки нельзя проецировать на пользователей.

ПМ отвечает за успех продукта

Он безусловно отвечает за успех продукта, но мера ответственности выше, чем у рядовых членов команды. Он задает стратегию, решает, куда идти на развилках, несет ответственность за состояние людей на проекте, отвечает за их эмоциональное состояние.

ПМ является СЕО продукта

Эта фразочка звучит в тот момент, когда люди, которые основали компанию, хотят этот факел ответственности и боль за продукт передать новому, потому что уже заняты более высокоуровневыми делами.

ПМ совершенно не распоряжается ресурсами. Скажите в своей организации: «Не хочу работать с этой разработкой. Дайте бюджет и буду — с другой». Не выйдет.

Каждому продукту нужен ПМ

В нашей индустрии часто члены команды видят друг друга первый раз лишь тогда, когда собираются на разработку конкретного продукта. На другой проект целиком команды переходят редко. В команде ругаются, отфутболивают мяч ответственности, перетягивают одеяло. В какой-то момент они скажут: «Нам нужен продукт-менеджер». Его ставят в центральное место, цементируют пустоты. Он забирает на себя всю ответственность, но в такой ситуации он может просто консервировать отношения и некомпетентность.

Айтишники более активны на фоне других отделов и скорее всего притащат продукт-менеджера. Но важно, чтобы это была не инженерная, а бизнес-позиция.

Обсуждение