10 Операционных систем из прошлого. Ушли, но не забыты. (Часть первая)

7 апреля 2009, 11:26
(Часть вторая) Было бы странным, если бы вы любили установленную на вашем компьютере операционную систему. Это то же самое, что любить гидравлическую систему вашей машины, свою пищеварительную систему или мировую финансовую систему. Операционке предполагается просто выполнять свою работу и не вмешиваться в вашу, пока вы делаете свою. Но, как и ваша машина, ваши органы тела или экономика, компьютеры в реальности гораздо сложнее, чем они выглядят на первый взгляд. Сложнее и ощущения, которые вы к ним испытываете. Судя по тому, что в этом году компьютерное сообщество готовится к празднованию сорокалетия системы Unix, становится ясно одно: люди любят операционки. Они полагаются на них, раздражаются из-за них и живут, смиряясь с их небольшими слабостями. Если это не основа прочных отношений и любви, то я даже не знаю что это тогда вообще. Итак, мы уже живём более тридцати лет в эпохе персональных компьютеров, поэтому неудивительно, что мы, как и все поклонники IT, накопили немало воспоминаний об операционных системах прошлого. Мы прощались с некоторыми из них с сожалением (Прощай, AmigaOS!). Некоторые из них мы оставили без всякого сожаления, отбросив с пренебрежением в сторону (Адью, WindowsME!). А некоторые мы предпочли бы даже не знать. (Проваливай, MS-DOS 4.0!). Сегодня мы хотим почтить память всех тех операционок, которые украшали наши десктопы в прошлом в течение многих лет. Некоторые из них стояли годами, некоторые прожили короткую жизнь, но заложили многое для будущего, а некоторые… скажем так, прибавили опыта. Мир, возможно, уже давно оставил их в прошлом, но некоторые из нас этого не сделали. Многие гики до сих пор держат в строю древнее железо, чтобы время от времени вспомнить былое и поиграться со старой ОС, другие пытаются сэмулировать старые операционки в каких-то проектах с открытым кодом, а некоторые просто до сих пор хранят старые диски с дистрибутивами старых добрых ОС. Итак, что же там, в глубине ваших пыльных компьютерных архивов? А скажите, вы CP/M помните? В те времена, когда Ramones и Blondie были на пике популярности, наши Altair'ы и Ataris'ы нуждались в чём-нибудь таком, чтобы облегчало программирование под них. Светлый ум из Digital Research Гэри Кидалл (Gary Kidall) как раз для этого разработал Control Program for Microcomputers – и эра компьютерных операционных систем началась. Это не будет преувеличением сказать, что с CP/M началась революция персоналок. Эта операционка, наконец "закрыла" процессор от программистов, позволив им сосредоточиться на разработки самих приложений. Две наших любимых программы из раннего - WordStar и DBase - были разработаны для CP / M; и именно благодаря этой операционной системе, их можно было запускать, ничего не изменяя на 8080 -, 8088 - и 8086-компьютерах. CP / M также дал нам все те опции командной строки, которые мы знаем и любим. Всем уже буквально десятилетиями прекрасно известная команда DIR дебютировала именно в CP / M, так же как и восьмисимвольное имя файла с тремя символами расширения, с которым нам довелось прожить столько лет. Нельзя не отметить, что CP / M является крёстным отцом системы DOS, системы, которая в последствии долгие годы управляла компьютерами. Хотя каким крёстным отцом? Данные операционки были, по сути, близнецами. DOS использовал тот же API и большинство команд CP / M. Вообще единственной важной командой в DOS, которая бы не дублировала CP / M была команда COPY – в CP / M использовалась старая DEC миникомпьютерная команда под названием PIP. Через десяток лет, судебные процессы о плагиате принципов построения операционок выигрывались и с куда меньшей доказательной базой. Однако юристы в те времена были совсем не такие продвинутые как Гэри Кидалл. DOS c множеством имён. DOS получил смертельный удар, когда вышла Windows 95, но многие из нас старых "клавиатурщиков" то и дело идут в командную строку, разминая старые ДОСовские мышцы. Это выглядит гораздо эффективнее – набирать за одно мгновение команду, нежели как обезьяна тыкать мышкой по всяким там меню. Возможно это самообман, конечно, но главное ведь как это всё воспринимается вами, а не остальными, не так ли? Конечно, DOS не является однородной и разработанной с нуля одной компанией системой. Он поставлялся в различном виде от многих вендоров. Даже первородный PC-DOS, представленный в 1981 году вместе с IBM PC, официально не был от одного производителя – выпускался он под брэндом IBM, а разрабатывался всем известной компанией Microsoft из их системы MS-DOS, которая в свою очередь была сделана по лицензии Seattle Computer из их системы QDOS, которая представляла собой переделку CP / M. Большинство старых техников-фанатов считают своей любимой версией доса – MS-DOS 3.3, вышедшую в 1987 году. Она первая из ДОСовских систем, которая поддерживала более одного логического диска на хард и поддерживала 3.5-дюймовые дискеты огромной вместимости. (Вы помните, насколько безразмерными казались эти дискеты тогда?). Неважно сколько там багов пофиксила Microsoft в четвёртой версии доса, вплоть до выхода операционки DOS 5.0, версия 3.3 оставалось самой популярной. А потом были ещё люди, которые использовали DR-DOS вместо всего этого. Вышедшая пятая версия данной системы от Digital Research оставляла пользователю гораздо больше памяти, чем любая версия MS-DOS и это привлекло многих пользователей. Пуристы отметят ещё, что DR-DOS был, по сути, прямым наследником CP / M, в то время как операционка от Microsoft является, по сути, клоном клона данной, самой первой ОС для персоналок. Кроме того, именно в DR-DOS впервые появилась команда MOVE, которая стала явным шагом вперёд от простейшей системы DEL и COPY в MS-DOS. Ну не могло ли это не очаровать? Некоторым из нас нравился DOS от Tandy/Radio Shack – TRS-DOS, который называли triss-DOS его поклонники или trash-DOS его противники. Это был дос с родословной, причём не имеющий никакого отношения к MS-DOS. Он появился в 1977 году и причиной его популярности послужил тот факт, что именно эта операционка ставилась на многие дешёвые компьютеры целых четыре года до появления IBM PC. Хотя, возможно людям просто нравилась брутальная команда KILL, вместо прозаичной DEL. Но, так или иначе, ни одна из версий доса не была для чайников. Так что если вы до сих пор скучаете по старым добрым досовским командам, нажмите кнопки Win и R и вперёд набирать команды в CMD или попробуйте оупен-сорс проект Free-DOS. Не просто система, а Система! Да, у нас остались тёплые воспоминания о Mac OS. Да, мы знаем, что Mac OS до сих пор существует и используется, но мы сейчас говорим о классической Mac OS. Она работала с процессорами от Motorola. Она была построена не на BSD Unix, она была построена сама на себе. И это было настолько очевидно, мы только что назвал его в системе. И поэтому это само собой разумеется, что мы назвали это операционку Системой с большой буквы. Не поймите нас неправильно... Мы, конечно, любим тигров, леопардов и прочих хищных кошек из джунглей, но всё равно не равнодушны к системам, которые были до Mac OS. В конце концов, впервые они вдохновили технический мир ещё в 1984 и были популярны вплоть до конца тысячелетия, породив множеств подражаний и соответствующих судебных исков. За 16 лет вышло девять версий данной системы, но наиболее тёплые чувства мы питаем к седьмой версии операционки. Во времена начал бума доткомов в середине девяностых эта система питала целый рынок клонов макинтошей. Хоть с выходом восьмой версии, лицензии на операционку у сторонних производителей были отозваны, это было всё-таки классное время для фанатов Мака. Эра клонов дала старой Системе новое название с выходом версии 7.6 – при загрузке компьютера Apple PowerPC на экране появлялась надпись Mac OS в подтверждение того, что перед вами настоящий Мак. И конечно, именно система Mac OS 7 стояла на наших компьютерах, когда в 1995 году на бамперах машин стали появляться наклейки Windows 95=Mac OS 89. Конечно, мы помним, что приходилось перестраивать заново свой рабочий стол каждый раз после зависаний, которые по нынешним меркам происходили достаточно часто. Да и поделиться своими файлами с пользователями других систем было тоже весьма не простой задачей. Однако всё это прощалось за то, как плавно и чётко работала эта операционка, и какими грубыми и неудобными казались все другие после неё. Адью, Amiga Мы склонны считать многозадачность как нечто само собой разумеющееся в эти дни, но 20 лет назад, это был Святой Грааль для персональных вычислительных платформ. Базируясь на DOS, Windows о реальной многозадачности мог только мечтать. В Mac и OS / 2 только нащупывали путь к ней. Можно было переключаться вокруг между программами, однако, если одна из них осуществляла что-то типа закачки файла или пересчёта электронной таблицы, то выполнение программы сильно замедлялось, а то и вообще останавливалось до тех пор, пока вы не переключались к ней обратно А между тем игровая платформа четырёх лет отроду опередила их всех. Операционная система Amiga была так плотно и чётко закодирована, что крупным корпорациям понадобилось целых десять лет, чтобы достичь такого же уровня. Тем временем с помощью Амиги создавались задники для таких известных сериалов как Вавилон 5, Sequest Max Headroom, а также титры и эффекты для шоу в прямом эфире. Естественно, видео подсистема Амиги и NewTek's Video Toaster сыграли важную роль в такой популярности Amiga среди профессионалов видео, но главной здесь была сама операционка. Её многопоточная мультизадачность была просто создана для таких тяжёлых задач как обработка графики. При этом Амиге требовалось всего 250 килобайт адресного пространства. Вот почему у данной ОС было столько яростных поклонников вплоть до конца девяностых, когда Windows NT и Mac OS, наконец, смогли толком справиться с многозадачностью, и то, потребовав для этого значительного увеличения производительности железа. К сожалению, техническая доблесть и прелесть Амиги оказалась погребена под грудой банальных материальных проблем. Переходя из рук в руки с 1994 года от Commodore к Escom, к Gateway операционка так и не избежала банкротства. Amiga OS 4 разрабатывалась уже для платформы Power PC однако за разборками кому она толком принадлежит так и сгинула в пучине. Тем не менее, ярые приверженцы данной системы продолжают её использовать несмотря не на что даже сейчас. Так что мы не теряем надежды, что мир ещё не сказал окончательно прощай Амиге. Любая операционная система, которая сделала для нас Max Headroom, заслуживает того, чтобы её запускали опять и опять. И опять… Чёрт возьми, GeOS! Это было через два года после выхода Mac OS и через год после появления первой операционки Windows – и задолго до того как она стала популярной. И каким-то непонятным образом в этот момент группа калифорнийских программистов выпустила заслуживающую доверия графическую операционку для мегагерцовой игровой платформы. В 1986 году, когда Commodore выпустила обновленную версию своего флагманского восьмибитного игрового компьютера, она снабдила её Mac-подобной операционной системой от Berkeley Softworks. Commodore 64C мог осуществлять WYSIWYG обработку текстов, паблишинг систем и электронных таблиц, а также запускать некоторые сносящие на тот момент голову игры. Причём вы могли купить 10 таких игровых платформ по цене Mac или Windows машины. Операционная система, которая всё это поддерживала, называлась GeOS. Буквально через несколько лет после выпуска она забралась на третье место по продажам среди операционок. Даже странно, что сейчас о ней никто толком и не знает. GEOS пострадал от своей собственной силы – он выжимал столько мощности из несчастных 64К, что задержался в лёгком весе, пока его конкуренты наращивали мышцы и набирали массу. Когда GEOS была портирована на PC платформу в 1990 году, было уже слишком поздно. PC версия, называемая PC/GEOS или GeoWorks Ensemble, была фактически надстройкой над DOS, а не операционной системой - как и в Microsoft Windows того времени, но гораздо более жестко закодированной и ограниченной. Но у неё была просто убийственный для того времени пакет офисных программ, который работал даже на 286 машинах и компания, которая сейчас называется GeoWorks тогда была на годы впереди Microsoft с его Office. Пользователям America Online выбирать не приходилось – каждый раз при установке клиента с дискеты они оказывались лицом к лицу с GeOS. Таким образом операционка ещё поштурмовала десктопы, но после того как команда разработчиков AOL перешла на Mac OS и Windows, GeOS попытался подстроиться под карманные компьютеры и мобильные телефоны, сгинув с поля боя персоналок в начале девяностых. Однако какое-то подобие жизни в GeOS ещё теплится – в 1996 она вышла под названием NewDeal в качестве операционки для образовательных систем (поддержка прекращена на рубеже веков), да и сейчас ещё потихоньку поддерживается владельцем прав - Breadbox Computer, как ОС для устаревшего, но ещё функционирующего оборудования. источник оригинал иллюстрации - pcmuseum.ca
Обсуждение