10 Операционных систем из прошлого. Ушли, но не забыты. (Часть вторая)

9 апреля 2009, 23:34
(Часть первая) OS/2 При обсуждении операционных систем многие упускают из вида за иконками, графикой и менюшками, тот факт, что операционная система создана в первую очередь для того, чтобы запускать программы на различном железе. А именно в этом отношении OS/2 была системой, с которой приходилось считаться. Вы хотите запустить несколько DOS программ сразу? Несколько Windows приложений? Одно из немногочисленных, но прекрасно отлаженных OS / 2 приложений? И всё это на компьютерах начала девяностых запустить так, чтобы не приходилось постоянно наслаждаться синим экраном смерти? Ну, тогда вы точно попадаете в целевую группу этой операционки от IBM. Несмотря на тот факт, что появилась она в результате довольно противоречивого и сложно брака IBM и Microsoft, получилась ОС на редкость стабильной и надёжной. Родившись в 1987 OS/2 не потеряла своей привлекательности и свежести даже в 1995 году, когда вышла Windows 95 и сразу приковала к себе всё внимание айтишного мира. К тому времени OS/2 уже надёжно внедрилась в такие богатые и стабильные отрасли, как банковское и финансовое дело, страхование и телекоммуникации. Именно она управляла практически всеми банкоматами в девяностых и начале двухтысячных. С её помощью осуществлялось ведение бухгалтерии и аудит. Но каким-то образом данная ОС так и не смогла стать популярной среди разработчиков программ для рядовых пользователей. Они плевались от неудачных Windows программ, которые на OS/2 просто летали, но пользователи, имея предустановленную Windows, в большинстве своём просто не видели смысла что-то менять. OS/2 сражалась мужественно до 2001 года, когда IBM окончательно закрыл данный проект, а через пять лет прекратил полностью и поддержку системы. Теперь мы уже не увидим работу этой операционки, снимая деньги в банкомате, но те из нас, кому довелось на ней поработать, наверняка хранят диск с её дистрибутивом, чтобы однажды вспомнить былое. Что за NeXTstep? К 1989 году дивный новый мир иконок меню и окошек на компьютерах уже стал становиться обыденным явлением, не таким поражающим и удивляющим всех от мала до велика, как раньше. И тогда пришёл Стив Джобс со своим новым компьютером NeXT. Который заставил снова ахнуть и изумиться всех. Сам компьютер NeXT (называемый также «Куб»), как и его младший брат NeXTstation выглядел завораживающе – чёрный, гладкий красавчик. Черно-белыд дисплей у него был настолько тонким и чётким для тех времён, что можно было сидеть и работать за ним практически вплотную, без риска для зрения. Да и его операционка, названная NeXTstep, признаться, производила не меньшее впечатление – она была построена на основе оболочки Display PostScript и поэтому была чёткой и масштабируемой. Под оболочкой была заключена прочная и надежная структура Unix, включая Mach ядро и BSD код. А для разработчиков имелся в наличии объектно-ориентированный слой и соответствующий инструментарий. Что делало процесс кодирования под NeXTstep гораздо более удобным и легким, чем для других платформ. Продажи компьютеров NeXT стартовали не так успешно, как ожидал Стив Джобс, однако зато они пришлись по вкусу в научных и университетских кругах. В частности NeXT прижился в научном центре CERN, где английский исследователь по имени Тим Бернерс-Ли, используя именно этот компьютер, разработал небольшой проектик под названием World Wide Web. Так что, только за счёт усилий одного этого человека NeXT уже вошёл в историю. Вялые продажи NeXt’a по вполне понятным причинам не вызывали желания у программистов что-либо разрабатывать на данной платформе. Поэтому Apple сконцентрировалась на разработке кроссплатформенной операционки, в которую NeXT и должен был реинкарнироваться. В сотрудничестве в Sun NeXT превратили в операционку OpenStep, которая запускалась на системах с Sun Solaris и другом железе. Спецификация OpenStep была опубликована в 1994 году, и именно это событие привело к тому, что в 1996 году Стив Джобс вернулся в Apple. А сама OpenStep стала моделью и прообразом для создания новой впечатляющей операционки Mac OS X, пришедшей на смену старым классическим макосям. А когда люди из Стэнфордского центра линейных ускорителей решили портировать свои программы под NeXTstep на новую платформу, родилась операционка GNUstep. Стэнфордцы не переписывали программы, а взяли и переписали объектный слой NeXTstep, который они наложили на Unix и склеили вместе посредством X Window. Прелестно! В результате, получается, у них получился ещё более открытый OpenStep, чем сам OpenStep. Be или не BeOS, вот в чём вопрос. В 1991 году Apple выпустила референсную платформу Power PC и позволила сторонним компаниям выпускать Mac клоны. Чем, кстати, многие и занялись – покупая лицензии и ставя Mac OS на свои компьютеры. А вот компания Be, Inc. Соригинальничала и поступила наоборот, портировав свою операционную систему BeOS на эппловские компьютеры. Возможно, Be ожидала, что, несмотря на обещание Коупленда, Apple решит так и не выпускать свою ОС кардинально нового типа, а просто возьмёт и купит уже готовую BeOS. Возможно, они таким способом просто искали возможность вдохнуть жизнь в свою ОС, изначально спроектированную под провалившуюся линейку компьютеров. Но, так или иначе, история данной системы не становится от этого менее интересной. В 1990 году бывший высокопоставленный сотрудник Apple Жан-Луи Гассэ (Gassée) основал компанию Be, Inc. для разработки операционной системы BeOS и компьютера BeBox. Но AT & T как назло взяла и прекратила разработку процессоров Hobbit - сердца BeBox, так что пришлось переделывать платформу для работы на процессорах PowerPC. А когда стало известным, что денег у компании на разработку собственного железа нет и уже никогда не будет, пришлось переделывать уже саму операционку для работы на платформах PowerPC и Pentium. Многозадачность и медиаориентированность данной системы позволяла одновременно проигрывать сразу несколько видеофайлов на старых вторых пентиумах без заиканий или тормозов, что восхитило энтузиастов и разработчиков цифрового мультимедиа контента. Печально, но Be так и не собрала достаточно денег на рынке для реализации своих планов в полной мере. В середине девяностых Apple проявляла интерес к данной ОС, однако яблочников не устроила её цена. Как водится Be, Inc. просила одну цену, Apple давала другую, и разница между этими ценами обладала большим количеством нулей. В результате последние решили всё же что-то кардинально новое разрабатывать самим, на основе NeXTstep. Be, Inc. свой шанс упустила навсегда и в 2001 году была продана Palm, Inc., которая сразу свернула все работы по BeOS и её поддержку. Тем не менее, энтузиасты Be сохранили операционку живой, создав фанатские онлайн-коммьюнити типа BeBits.com. После того как Palm покинул их, они взялись развивать и улучшать свою систему в рамках оупен-сорс проекта с названием OpenBeOS. На ядре Linux или BSD фанаты разрабатывали API для Be и давали своим проектам звучные имена типа Blue-Eyed OS (Голубоглазая ОС). Palm не был заинтересован в нарушении торговой марки, и поэтому фанатское сообщество остановились на названии, которое бы не никому не принадлежало и не мешало – Хайку. И в таком виде и под таким названием BeOS существует и сейчас, а не покрывается пылью в полузаброшенных хранилищах Palm, что уже хорошо. Дух 95-й. Да мы знаем, что вы подумали. Феномен Windows 95 был порожден в первую очередь грамотной организацией шумихи по поводу перехода с 16-битных на 32-битные вычисления. Технические аспекты этого перехода оказались погребены под маркетинговым цунами, которое к слову стоило даже больше, чем даже бюджет главной раздутой пустышки 95-го – фильма Кевина Костнера «Водный Мир». Но мы оценили по достоинству тогда Windows 95, да и сейчас вспоминаем о ней с теплотой. Впервые Microsoft преподнесла пользователям графическую операционную систему с достойной основой. До этого мэйнстримовые Windows (то есть, не -NT) представляли собой не систему, а скорее просто операционную среду – простую в навигации, но зиждившуюся на дряхлом DOS. В результате подобная структура имела дрянную привычку коллапсировать как раз в тот момент, когда вы уже собирались кликнуть Save. До 95, Windows действительно была одним из лучших убийц всех трудов за компьютером. Хотя если вспомнить, то и у Windows 95 всё было не совсем гладко. Нам обещали, что больше не будет UAEs (необратимых ошибок приложений), а в реальности они остались, просто стали называться по-другому немного GPF (ошибка защиты общего типа), Да и полноценная поддержка, начинавших тогда появляться usb-портов появилась только через две реинкарнации Windows после 95. Однако, так или иначе, выход Windows 95 стал поворотным пунктом в мире Windows, и он привёл нас туда, где мы находимся сегодня. Конечно, на этом пути было несколько ошибок (Me? Vista?), но, возможно Windows 7, наконец, откроет новые перспективы для нас. Забытая, но не исчезнувшая. X Window System Мы знаем... X Window System, X Window для краткости – или, если уж совсем коротко, просто X - это на самом деле не операционная система. Но ее создатели выступили со столь знаменательным манифестом, что мы просто не можем проигнорировать его. В то время как IBM, Microsoft и Apple параллельно проводили революции на рынке, в 1984 году двое учёных из Массачусетского Технологического Боб Шифлер (Bob Scheifler) и Джим Геттис (Jim Gettys) разработали целую новую философию построения операционных систем, которую можно было вкратце описать одной фразой: «Убрать всю сложность». Не заморачивайтесь над реализацией каждой клёвой идеи, это только погубит вашу ОС. Оставьте пользовательский интерфейс пользователю. Просто сделайте так, чтобы всё могло работать. Боб и Джим сформулировали это всё в следующих трёх золотых правилах: • Не добавляйте новую функциональность, если вы не знаете несколько реальных приложений, которые смогут её использовать • Если вы можете получить 90 процентов желаемого эффекта, потратив на это 10 процентов времени, используйте более простое решение • Если проблема не до конца понятна, лучше вообще не разрабатывать для неё решения Х в конечном итоге прекрасно делает именно то, для чего она создавалась: соединяет воедино операционную систему Unix ядра и пользовательский интерфейс. Поэтому, даже удивительно, что мы о ней толком и не слышим больше. Хотя, может, это не так удивительно. Темпы развития системы кажутся уже давно увядшими и бесперспективными: за первые четыре года своего существования X прошла через 11 итераций. А за следующий двадцать один год она добралась только до релиза 11.7.4. Но не думайте, что иксы окончательно исчезли – они просто ушли под землю. И сейчас их уши торчат отовсюду – из всех версий Linux и Unix систем, а также из большинства релизов Mac OS X. И это, на самом деле, ещё только начало! источник оригинал иллюстрации - pcmuseum.ca
Обсуждение