«Ещё несколько лет — и поляна обучения программированию будет полностью выжжена». Разбираем 13 жалоб на ИТ-школы

Образование
11 мая 2019, 08:14

Высокая температура в ИТ-компаниях передаётся ИТ-школам. Курсы, на которых учат программировать, тестировать, делать дизайн, суперпопулярны. Новички верят, что обучение поможет им войти в отрасль или хотя бы разобраться с азами профессии, но получается не у всех.

dev.by cобрал отзывы тех, кто попробовал ИТ-курсы и разочаровался. Насколько они справедливы, оценил Павел Вейник, разработчик, руководитель школы программирования.

​1

«Мне кажется, любый язык программирования надо учить с объяснения принципов самого программирования, а поверх этого уже настраивать Java, С++ и т. д. Но на курсах на это, видимо, нет времени. С тобой сразу начинают общаться на „птичьем языке“: так, это предложение мы пишем так-то, а вот тут у нас фреймы. В чём же суть, никто не удосуживается сказать. Так и должно быть, или всё-таки надо сначала давать какую-то основу — например, объяснить, что такое объектно ориентированное программирование?»

— Разумеется, так не должно быть. Нормальный курс начинается даже не с основ программирования, а с обучения формальной логике. Чтобы давать компьютеру инструкции на языке программирования, нужно уметь строго логически рассуждать. Как в том анекдоте про программиста-пастуха: абсолютно точно и абсолютно бесполезно.

Это не так просто, как кажется. Когда я даю ученикам какое-то определение и предлагаю применить его к жизни, оказывается, что одна половина определения у них вылетает из головы, а другая искажается. Например, интерфейс — это унифицированный способ взаимодействия между объектами. Вопрос: какой интерфейс между человеком и рукой? Правильный ответ: если рука принадлежит тому же самому человеку, то речь идёт об одном объекте, значит, никакого интерфейса тут не может быть по определению. Взаимодействие возможно лишь в том случае, если это рука другого человека — тогда объектов будет два.

Такие рассуждения легко даются математикам, юристам и бухгалтерам. Сложнее всего приходится людям творческих профессий — художникам и музыкантам — потому что их критерий «я так вижу» здесь не работает.

На базу из формальной логики любая информация, касающаяся программирования, ложится легко. Но если навыка мыслить логически нет, то, хоть ты наизусть выучи учебник, толка не будет.

У меня вводная часть по логике — бесплатная, она служит проверкой того, срастёмся ли мы с учеником. Если на этом этапе ученик заявляет, что мои интерфейсы и «руки-ноги» ему не нужны, давайте скорее программировать, я отвечаю: товарищ, я не умею тебя учить. Признаю свою профессиональную несостоятельность, и мы расстаёмся.

​2

«Перед тем, как пойти на курсы Java, которые преподносились как „с нуля за 15 занятий“, спросила у секретаря, что мне нужно знать изначально. Я — гуманитарий, потяну? Ответ был: это рассчитано на всех. В итоге в нашей группе пара человек были таких „нулевых“, как я, и несколько студентов технических вузов, которые знали, кажется, всё, кроме Java. Я ушла с середины курса, так как ничего не понимала».

Научиться программировать действительно может каждый, но, конечно, не за 15 занятий. Для этого надо долго и упорно трудиться.

На каком-то этапе я ставил себе цель обучить малоспособных — просто хотел что-то себе доказать. Мы с ними потратили много времени, я проявил чудеса выдержки и терпения, они — чудеса трудолюбия и усидчивости. И всё получилось, сейчас они работают программистами. Звёзд с неба не хватают, но хорошо себя чувствуют.

В моем идеальном мире обучение — индивидуальное. Не нужно никаких групп, это бессмысленная трата организационных ресурсов. Вот есть человек с таким-то уровнем, с этого уровня и начинаем учить. Один пройдет отрезок пути за два часа, другой — за 20.

В неидеальном мире при формировании групп я бы давал задачки на логику и проводил тест IQ. Какую-то корреляцию этот тест выдаст, и по нему можно будет ранжировать учеников. Ещё я бы учитывал бэкграунд. Возраст? Нет. Скорее, то время, которое ученик может тратить на учебу. Пол — конечно, нет.

Хотя женщины, как я замечаю, довольно часто идут на курсы для того, чтобы не делать что-то другое. Например, чтобы не сидеть дома. И это проблема, так как они достигают своей цели одним лишь присутствием на занятиях. Я сюда пришла, я не дома — всё, я молодец, больше стараться не надо. Мотивация должна быть к чему-то, а не от чего-то. Если я убежала от медведя в баню, это не значит, что я хочу мыться.

Есть также проблема с определённой категорией парней. Вот самый яркий пример из моей практики. Звонит бабулька: поучите программированию моего внучка. Не вопрос, бабуля, пусть оставляет заявку.

Оставляют заявку, связываюсь с будущим учеником.

  • Чего изволите, молодой человек?
  • Вам звонила моя бабушка.
  • Да, звонила. Давайте обсудим, чего вы хотите.
  • Вам звонила моя бабушка.
  • Ок. А хотите-то вы чего?

В ответ уже с раздражением:

  • Ну вам же звонила моя бабушка!

Я вижу эту ситуацию так. У бабушки есть проблема: она хочет научить молодого дурня. У дурня проблем нет.

Ещё бывают ситуации, когда девушки приходят на курсы, чтобы найти себе парня. Я не против. Почему нет? Ко мне тоже приходили такие девушки. Меня они найти не могли, рядом больше никого не было — и они уходили.

Поэтому первым этапом любого обучения должно быть собеседование на мотивацию, на котором человек должен выразить свое стремление учиться. Тех, кто пришел учиться, и тех, кто за другими целями, лучше сразу разделить и учить разными способами.

​3

«ИТ-курсы — это никакое не образование, это самообразование. Я, как человек старой закалки, не была к этому готова. В моем понимании, процесс обучения строится от простого к сложному: сначала мы изучаем буквы, потом учимся писать слова, словосочетания, наконец составляем предложения. А тут вам на первом занятии предъявляют весь алфавит и через пять минут говорят: всё, теперь садитесь, пишите сочинение. И те, у кого условная буква „А“ ещё не набита, начинают путаться. Два занятия — и всё, ты — безнадежно отстающий».

— Тут у меня претензия к старой закалке, я ее считываю как советское мышление: мол, тебе надо, ты и учи. Преподаватель — это не тот, кто вложит в голову материал и размешает ложечкой. Это тот, кто поможет. Он покажет, где ложка, как ее держать, но работать за ученика он не будет. Ожидать этого от живой дисциплины программирования нельзя.

Да, я вижу значительную часть курса программирования как обучение самообучению. Этому надо сознательно уделять внимание, потому что программировать — это не столько писать код, сколько самостоятельно решать задачи.

С определённого уровня обучения так и надо делать — давать писать сочинение. Но до этого этапа надо сначала дойти. Сначала логика, потом основы программирования на примере выбранного языка, и дальше — самостоятельная работа. Подступы очень важны и могут занять большое количество времени, на ИТ-курсах его, как правило, просто нет.

​4

«Они нанимают практиков, а не преподавателей. Эти мальчики и девочки, вероятно, хорошо программируют или виртуозно владеют компьютерными программами. Но учить они не умеют, даже как правильно называются инструменты той программы, что преподают, не знают. Все объяснение сводится к одному: смотри как я делаю или садимся и делаем.  Но когда ты ничего не знаешь и не умеешь, то предложение — садись и делай — звучит абсурдно. Что делать-то? Но кто-то садится и делает».

— Это огромная проблема. Есть люди, которые знают предмет, но не умеют преподавать. Есть люди, которые умеют преподавать, но не знают предмета. Есть люди, в которых эти умения сходятся, но они стоят очень дорого и на всех их точно не хватит. На ИТ-курсах их не встретишь.

Зарплата нормального программиста — 20 долларов в час. Но преподавать за «двадцатку» на курсах программист не захочет: для этого надо встать со стула и куда-то пойти, уж лучше посидеть это время на проекте.

Платят мало, следовательно, в преподаватели набирают абы кого, те не могут научить  — ученики недовольны. Всё, круг замкнулся. У меня как-то было два ученика, которые одновременно преподавали Java на ИТ-курсах. И это показывает глубину проблемы. Как преподаватель может обучить кого-то логике, если он сам её ещё не освоил?

До тех пор, пока зарплаты преподавателей не станут существенно больше зарплат разработчиков, обучение будет некачественным. Преподаватели должны попадать в профессию через конкурс, их работа должна вызывать уважение, а не пренебрежение, как сейчас:

  • Я курсы веду.
  • Ты что, программировать не можешь, раз других учишь?

Должно быть так:

  • А я веду курсы программирования и получаю там 70 долларов в час.
  • О, ты — крутой!

Но тогда обучение будет нерентабельным. Что делать? Наверное, гранты получать. Но это — отдельная история в нашей стране.

​5

«Любое знание надо пробивать самому. Преподаватель говорит: вот тут посмотрите видео и по нему сделайте домашнее задание. Но видео я могу смотреть и без всяких курсов. Зачем платить деньги, если знания надо пробивать самому?»

— Чтобы был человек, который это скажет и даст правильное видео. После первых двух этапов обучения — логики и азов программирования — так и надо действовать. Вот тебе текст, вот тебе задание — жду вопросы или решённое задание. Это нормально. Но на начальном этапе так делать не стоит. И конечно перед курсами надо заключить с учеником договор о формате взаимодействия, тех трудностях, что придётся вместе преодолевать.

​6

«ИТ-курсам не надо прилагать усилий, чтобы привлечь и удержать клиентов — все прутся так, что стульев не хватает. Куда ни придёшь — везде под завязку. Зачем думать о каком-то качестве? Можно делать как попало».

— Полностью согласен с этой претензией. ИТ-курсы — это неплохой бизнес, ещё один способ заработать на ИТ.

​7

«Есть ощущение, что они пришли туда покрасоваться — кто круче. И преподаватели, и ученики. Сюда приходят не за тем, чтобы учить или учиться, а за профессиональной социализацией».

Есть такое. С преподавателями часто так бывает — они приходят покрасоваться, показать свою власть, чтобы потом кому-то рассказать, как он был крут и каких успехов достигли его ученики. Или не достигли. Иногда доходит до очень некрасивых вещей. Самое страшное из того, что я встречал, — преподаватель открытым текстом говорил ученику, что тот дебил. Ученик в это верил и ставил на себе крест. Хотя на самом деле он был абсолютно нормален и мог освоить программирование, как и все.

Почему так получилось? Потому что преподаватель был дебилом и предъявлял материал таким образом, что ученику он был непонятен. Кто-то не возразил преподавателю — не получил дебила, кто-то поспорил — получил дебила.

Преподаватель боится потерять авторитет в глазах группы, и это усиливает давление. При наличии потребности в чувстве превосходства он приходит на занятие как «крутой» — продемонстрировать всем, что другие — дебилы, и он достигает своей цели.

Разница в возрасте может обострить конфликт. Молодым преподавателям не хватает опыта и кругозора, чтобы обращаться со старшими учениками. Хотя это проблема даже не возраста, а личной зрелости.

​8

«Преподавание в какой-то мере тут подменили хедхантингом.  Это своего рода рынок. Ты, придя на курсы уже с каким-то уровнем, можешь себя продать. Либо преподаватель может найти кого-то на свой проект. Либо отказаться делать проект самому и перепродать чей-то труд. Кстати, это касается не только ИТ-курсов. На курсах поваров — то же самое. С тобой занимаются 10 часов, а потом ты идёшь на 122 часа в общепит, чтобы продемонстрировать, что ты достоин офера. Школа с тебя получает деньги, общепит — дармового работника. Идеальная схема — предоплата за возможность работать».

— Единственная причина, по которой на курсы может прийти нормальный преподаватель-специалист — если он приходит за головами. Он тратит свое время, делится своими знаниями и одновременно «хантит». Например, в ту компанию, где он работает. У нас в университете было человек пять преподавателей, которые за гроши вели классные лекции и добывали там себе хороших ребят. Для ребят же это один из быстрых и простых способов показать себя и найти первую работу в ИТ.

Про курсы поваров ничего не знаю. Но знаю, что и в ИТ есть такая схема, когда стажер несколько месяцев работает в компании, ничего за это не получая. И я считаю, что этот способ ещё лучше курсов. Это значит, что компания в тебя настолько поверила, что готова вкладывать в тебя свои ресурсы — дорогие человекочасы лидов и сеньоров — чтобы вывести тебя на нормальный уровень. В тебе увидели потенциал, ты уже смог себя продать. И, на самом деле, ты не работаешь бесплатно, а получаешь от компании «плюшки» в виде обучения и погружения в среду. Выгнать тебя после этого — значит, похерить время дорогих специалистов.

​9

«Дни открытых дверей в ИТ-школах — это секта, какой-то „Орифлэйм“. Приходят ученики, которые рассказывают, как замечательна стала их жизнь после того, как они прошли эти курсы».

«Сравнение с „Орифлэйм“ тут очень точное. Я бы ещё добавил про стокгольмский синдром, парадоксальную симпатию жертвы к агрессору. Хвалят либо те, кому очень повезло, либо те, кто не может себе признаться в том, что их обманули: чтобы уменьшить боль, они обманывают других. Я попал в плохую школу, сейчас я ее похвалю, чтобы другие тоже сходили и почувствовали себя идиотами».

​10

«В автошколах можно узнать процент сдачи учениками экзаменов в ГАИ. А на ИТ-курсах есть показатель эффективности?»

— Я знаю одни курсы, на которых он есть: 70% моих выпускников находят работу в ИТ в течение полугода. Но с января этого года я перестал набирать новых учеников в школу программирования и переключился на курсы для топовых технарей. Не видел, чтобы кто-то ещё открыто и прямо декларировал процент поступления своих учеников на работу. Думаю, причина одна — он слишком низкий. Иначе это была бы классная, жёсткая метрика, которую можно было бы продавать. Но если какая-нибудь школа напишет, что трудоустройство после её курсов — 50%, я засмеюсь и не поверю.

​11

«Образование в ИТ-школах- это одно большое тестовое задание. Контора, которая вроде бы должна тебя просто научить, рассматривает с целью дальнейшей „работизации“, от слова „раб“. Если ты показал, что что-то умеешь — тебя возьмут. Где ты этому научился — вопрос десятый».

— Да, я знаю ИТ-компании, которые устраивают якобы курсы с целью отбора уже подготовленных ребят. Тем, кто с нуля, туда соваться вообще не стоит — словят синдром неудачника. Компании преследуют свои цели, и будет наивно полагать, что эта цель — тебя обучить. Обучение — дорогой и малорентабельный процесс, особенно если учат профессионалы. Компании выгодно тебя учить только в одном случае — если потом ты будешь там работать. Не тянешь — катись.

Человек должен понимать, в чём заключается выгода обеих сторон, а не верить тому, что ему кто-то пообещал. Это очень наивно.

​12

«Поступая на курсы и платя деньги, вы не гарантируете себе, что вас будут учить. То есть учить вас будут, но вы не знаете ни как, ни с какого уровня. Возможно, и руководители этих ИТ-курсов не знают. Они просто набрали специалистов в своем домене и считают, что те смогут превратить в профи и вас».

— А вы гарантируете себе, что будете учиться? Нельзя научить — можно научиться. Глупо думать, что ваше обучение заботит тех дядей, которые зарабатывают на вас деньги. Для начала надо хотя бы изучить отзывы о курсах. Еще лучше — посоветоваться с теми, кто уже работает в отрасли.

Вы можете себе гарантировать только то, что вы будете учиться. То, что вас будут учить, вам могут лишь пообещать. Баланс ответственности ученика и учителя — очень тонкая вещь, и тут надо детально договариваться, управляя ожиданиями друг друга.

В школе и вузе ответственность распределяется одним образом, на курсах (в моем идеальном мире) — иначе. Я как преподаватель могу разжевать материал, но я это делаю в дополнение к усилиям ученика. Сначала я получаю от него 50 «штук» усилий и только потом с помощью одного моего усилия умножаю их в 100 раз, облегчая ему жизнь. Только так: пока я эти 50 «штук» не получу, я пальцем не пошевелю. Ученик предпринимает новые усилия, я откликаюсь — всем интересно, и таким образом наше сотрудничество развивается. А если обучение идет по принципу: открой рот, ещё ложечку, то программиста не получится, потому что программист не всегда решает задачи одного и того же уровня. Это инженерная дисциплина, в которой самостоятельность и творчество — абсолютно необходимы. Просто изучив 25 шаблонов, программистом не станешь.

​13

«Почему бы им не признаться — и себе, и слушателям — что они не будут учить программированию с нуля  — что на курсы надо приходить с базой? А то какое-то лукавство получается»

—  Действительно, почему бы им не признаться? ИТ-компании заявлять, что они учат с нуля, значит создавать для себя лишние помехи в отборе тех, кто не с нуля. Для ИТ-школ это, конечно, «правильная» стратегия: брать всех и зарабатывать как можно больше.

Лукавство — мягко сказано. Учебные центры врут ученикам, что их научат. Ученики врут себе, что хотят научиться и работать.

Зарплаты в ИТ-отрасли — довольно большие деньги для нашей страны. Но чтобы их получать, необходим личностный рост. Если ты не умеешь работать в команде, не умеешь брать себя за шкирку и учиться до посинения, ничего не получится.

Надо понимать, в какую отрасль ты заходишь. ИТ-отрасль пронизана западными ценностями, которые нам ещё чужды. Мы, будучи из «постсовка», думаем, что тут, как на заводе, надо отсидеть какое-то количество часов и получить свою зарплату. Мало кто понимает, какие усилия надо приложить просто к тому, чтобы открыть дверь на собеседование в ИТ-компанию. На курсах этого никто не рассказывает. А надо. Само по себе программирование — ничто. Человек, который умеет писать код, но не понимает ИТ-индустрию и её процессы, не готов к работе. Поэтому курсы, кроме основ языка, должны давать знания об отрасли в целом.

Пять лет назад ко мне приходили учиться более способные товарищи, чем сейчас. Среднее время их обучения составляло 6 месяцев. Теперь оно выросло до 9 месяцев. Думаю, это связано с тем, что все, кто хотел войти в ИТ, уже вошли. Остались либо те, кто не сильно торопился, либо те, кто не слишком способен. Их обучение занимает объективно больше времени.

Вообще-то я ожидал намного более жёстких отзывов от учащихся. Например, рассказов про то, как преподаватели готовились по 20 минут в начале каждого занятия. Думаю, обе стороны — и школы, и ученики — должны чётко осознавать свою мотивацию и брать на себя больше ответственности.

Мой прогноз: ещё несколько лет, и поляна обучения программированию будет полностью выжжена, а доверие к обучающим центрам «Стань программистом за неделю» исчезнет.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение