Хотите дальше читать devby? 📝

«Моя миссия — дать альтернативу». Тестировщица уехала в деревню учить детей

Год назад Лена была тестировщицей, работала удалённо на шведский стартап, потом на беларускую компанию. Год назад наткнулась на статью о проекте «Учитель для Беларуси», который искал людей, готовых работать в региональных школах. Идея так увлекла девушку, что она решила всё бросить, переехать из Минска в деревню, в дом без удобств, чтобы учить детей биологии, химии и английскому. И у неё получилось. Спустя год, мы приехали к Лене в гости, в Спонды, чтобы узнать, как проект «Учитель для Беларуси» изменил её жизнь и жизнь Спондовской средней школы, где Лена до сих пор преподаёт.

11 комментариев

Год назад Лена была тестировщицей, работала удалённо на шведский стартап, потом на беларускую компанию. Год назад наткнулась на статью о проекте «Учитель для Беларуси», который искал людей, готовых работать в региональных школах. Идея так увлекла девушку, что она решила всё бросить, переехать из Минска в деревню, в дом без удобств, чтобы учить детей биологии, химии и английскому. И у неё получилось. Спустя год, мы приехали к Лене в гости, в Спонды, чтобы узнать, как проект «Учитель для Беларуси» изменил её жизнь и жизнь Спондовской средней школы, где Лена до сих пор преподаёт.

«Учитель для Беларуси» — это программа для талантливых людей, которые хотят и готовы бороться с образовательным неравенством. Суть программы — привлечь в беларуские школы в небольших городах и деревнях новых учителей. Проект  реализует фонд «Новая школа» (учредитель — БПС-Сбербанк). Во втором «сезоне» проекта были отобраны 22 кандидата, которые сейчас работают в региональных школах. Лена — одна из них.

Спонды — деревня в Островецком районе. От неё до Минска — 200 километров (ближе — в Вильнюс). Места глухие, но живописные — рядом речка Страча, заказник Сорочанские озёра, экотропа. Магазин, правда, закрыт — за едой нужно идти в автолавку, но она приезжает дважды в неделю и только в 11:30 утра. Лена в это время обычно ведёт урок.

В Спондовской средней школе — 49 детей. Только один — местный и ходит в школу пешком. Всех остальных привозят сюда на автобусах с окрестных деревень и посёлков.

Лена приглашает нас на свой урок биологии. В седьмом классе четверо детей. Пятый — на больничном. Начинают с домашки: на прошлых уроках проходили размножение растений. И чтобы закрепить знания, Лена предложила ребятам посадить растения разными способами. Результаты — на подоконнике. Тут и микрозелень из семян (дайкон и базилик), и лук, который положили в воду, чтобы тот пустил корни, и черенки фикуса Бенджамина в стаканчиках. Практические занятия детям, кажется, по душе — растений ученики высадили столько, что для всех на подоконнике не хватает места — старшеклассники хранят горшки с петуньей и помидорами прямо в коридоре на лестнице.

Часть урожая учеников Лены — на подоконнике. Фото: Александр Васюкович

— Я не снижаю оценку, если растение погибает, — говорит Лена. — Идея в том, чтобы дети сами поняли процесс, а потом мы обсудили, что получилось, а что нет. Где-то плесень пошла — ничего. Жизнь, она ведь не идеальная. И мы должны быть честными, принимать неудачу и разбираться, как можно сделать лучше. Да, в учебнике этого нет, но учебник даёт общие рекомендации. Моя задача — придумать более актуальные и живые примеры, подстроиться под детей, добавить практику, чтобы было увлекательнее.

Наблюдаем с интересом, как Лена строит урок, разворачивает материал из учебника — к детям. А что вы выращиваете дома? А сами работаете ли в теплице? (все — да). А какие культурные растения растят на местных огородах? Редкий случай, когда ученики на занятиях говорят больше учителя.

Любопытно. Но разве стоит того, чтобы забыть о городском комфорте, друзьях и айтишной зарплате? Когда урок закончен, спрашиваю у Лены, зачем променяла город на деревню, ещё и в смутное время, когда будущее — туманно.

Причин, говорит Лена, две: 

  1. «выгорела, хотелось сменить обстановку. С 2015 года я на удалёнке, и всё чаще думала перебраться в деревню — двор, больше физической активности, волшебные птицы (люблю бёрдвотчинг). Но переезд откладывала — не хватало решительности, боялась, девочку в деревне могут обидеть. Программа — отличный повод все-таки уехать от городского напряжения, перезагрузиться, хотя бы на время».  
  2. «хотелось больше заниматься социальными проектами. В них я всегда ощущаю потребность, часто занимаюсь волонтёрством и благотворительностью. В последнее время реже — сильно ушла в карьеру».

Аргумент «против» был один — нет педагогического образования. Но в проекте «Учитель для Беларуси» сказали, что это не самое важное. К тому же, каждому участнику проекта предлагают отучиться в магистратуре БГПУ (Лена уже учится) при поддержке фонда.

Лена и ученики седьмого класса на уроке биологии. Фото: Александр Васюкович

— А деньги? — спрашиваю. — Разве учительская зарплата после айтишной — не аргумент «против»?

— Так я же это воспринимаю как волонтёрство, — отвечает Лена. — Но понимаю общее недоумение. Поэтому собственным родителям, например, я сказала, чем тут занимаюсь, только месяц назад (Лена в Спондах уже почти год, — dev.by). Молчала, чтобы меня не отговаривали и не сбивали с толку. А зарплата… ну… я искренне не понимаю, почему в стране так устроено, что оклад учителя в деревне меньше 100 долларов, а за коммунальные выходит почти 200 рублей. Но у меня были накопления плюс программа предлагает материальную помощь: есть стипендия размере 250 рублей и материальная поддержка на жилье 150 рублей в сельской местности и 250 — в городе. Также всем участникам программы дают новый лэптоп. Да и трат здесь в разы меньше, чем в Минске — просто негде тратить.

— А расположение? До ближайшего агрогородка километров 20.

— Я много где в Беларуси путешествовала, но до этого региона не доезжала, — говорит Лена. — Так что отдалённость — скорее плюс. Я специально взяла с собой свой мотоцикл, составила план, что тут можно исследовать: старообрядческая церковь, еврейское кладбище, костёлы, заброшенные фермы, озёра. Когда приехала в первый раз, на полях цвели маки — какой же минус? Красота!

«Коллектив сложный, но привыкаешь»

Лена сразу предупреждает, что отбор в проект — серьёзный. Анкета и эссе, телефонное интервью с рекрутером, собеседования тет-а-тет и групповой отбор, где кандидаты решают задачки сообща — так организаторы смотрят, какие у соискателей базовые софт-скиллы, как общаются с детьми, что ищут в программе.

Конкурс был немаленький ~ 5 человек на место. Из 125 заявок только 22 участника вошли в программу.

— Почему ты учишь детей биологии, химии и английскому? Почему не математика/информатика? — спрашиваю.

— Я закончила лесохозяйственный факультет БГТУ по специальности ландшафтная архитектура и дизайн. Там полно химии и биологии, в них я разбираюсь. Даже работала по специальности: была ландшафтным архитектором в проектном институте и инженером-лесопатологом в республиканском лесном селекционно-семеноводческом центре. Ушла, потому что мне не близка специфика работы в бюджетных организациях. Потом пять лет занималась коммерцией как ИП. В 2015-м ушла в ИТ. Там привлекла зарплата и то, что коллектив чаще всего — образованные люди с сильной мотивацией, — говорит Лена. И уточняет, что здесь, в Спондовской школе, общей мотивации ей поначалу тоже сильно не хватало.

Дети играют на перемене. Фото: Александр Васюкович

— Например, в школе есть мультиборд — интерактивный сенсорный монитор, на котором можно проводить занятия для детей, — говорит девушка. — В век смартфонов и интернета — это очень классные инструмент, чтобы долго держать внимание учеников, включать их в работу. Но этот мультиборд почти никто не использует — «долго разбираться». Когда ты в ИТ, тебе на спринте поступают задания, и очень вероятно, за две недели тебе придётся ознакомиться с новой технологией и как-то подружить свой опыт с чем-то новым. Перестанешь учиться — устареешь. Здесь же — повышение квалификации случается раз в три года и это просто двухнедельные курсы. И многие (конечно, не все) относятся к новому с неохотой, что ли. Для меня это странно.

Ещё одна сложность — замкнутый коллектив. В самой деревне и в школе все друг друга знают годами, привыкли общаться определённым образом — тоже годами. А тут приходит «девочка» и отказывается делать, как заведено. Раздражает, конечно.  

— Оказалось ещё, что дети моих коллег — мои ученики. И кто-то может быть недоволен оценками, например. Нет, учителя в школе — профессионалы, ориентированы на детей. Но есть нюансы. И мне понадобилось немного времени (почти год, ха), чтобы понять, как всё работает и на какие-то вещи просто перестать обижаться. Одна из моих миссий здесь — предложить людям альтернативу. Чтобы они видели — ага, можно по-другому. Где-то, например, не промолчать, высказаться и вас (представьте) не уволят. Хотя в начале учебного года директор ввела правило: никаких разговоров про политику. Так меньше конфликтов.

Лена. Фото: Александр Васюкович

«Молодой учитель приводит в школу деньги»

Новый учитель из города — не просто «свежая кровь» и единица, которая закрывает учебный план. Это человек с новыми идеями, который может придумать новые проекты. Проекты нужны школе чтобы:

  • встряхнуть коллектив, держать детей и учителей в тонусе;
  • привести в школу спонсоров.

Почему это важно? Директор Спондовской средней школы Екатерина Емельян объясняет, что в образовании есть «нормы обеспечения оборудованием учреждений образования».

Например, в детском саду должны стоять качалки на пружинках, а на окнах в школе — висеть жалюзи. Одна качалка стоит около 800 рублей. Жалюзи — 500 рублей в один кабинет. Школа должна стремиться выполнить эти нормы на 100%, — говорит директор.

Часть потребностей школа закрывает сама. Например, во время уроков «общественно-полезного труда» дети и учителя рассаживают растения в местном лесхозе — ученики подносят саженцы и расправляют корни, а взрослые делают лунку. Лесхоз платит за выработку в часах. На Вербное воскресенье дети плетут украшения на вербы, а в сезон — продают малину (и саженцы, и ягоды). Чтобы положить красивую фигурную плитку школа закупила формы, и «сами, после основной работы, заливали в эти формы бетон», — рассказывает Екатерина Ивановна.

Что школа не может закрыть — помогает закрыть Лена. Фандрайзинг — ещё одно её занятие в Спондовской средней школе.

Первого спонсора удалось привлечь вместе с проектом «Учитель для Беларуси». Пока из-за карантинных ограничений никаких толком мероприятий в школе проводить нельзя, Лена придумала альтернативу:  пусть дети вместе с родителями делают кормушки для птиц. Спонсором стала сеть супермаркетов для детей «Буслик» — выделила небольшую сумму на призовые места.

— И тут как поперло! — вспоминает Лена. — Дети принесли 20+ кормушек. Кто-то — настоящие деревянные дворцы, кто-то — коробку из-под торта, где вырезали дырочку. Но ведь это тоже хороший ход! И есть за что похвалить ребенка — он вторично использует упаковку. В итоге мы придумали кучу дополнительных номинаций. Чтобы у учителей не было соблазна «продвинуть» любимчиков, я пригласила в жюри настоящих лесничих. Через инсту попросила друзей скинуться по пять рублей на шоколадки для ребят. В итоге перевели столько, что мы смогли дать сладкий кулечек каждому ребенку и большие подарочки победителям — ночник-динозаврик, санки-ледянки и проч. Кормушки до сих пор висят во дворе, дети подкармливают птиц. А я, как бёрдвотчер, помогаю определить вид и рассказываю, чем кормить.

Зона отдыха для детей, которую оплатила WorkFusoin. Фото: Александр Васюкович

Следующий спонсор пришёл из ИТ — компания WorkFusion выделила школе более трёх тысяч долларов. Условие — деньги потратить на детей. Директор поручила заниматься закупками Лене.

— Когда я пришла в школу, все коридоры были заставлены растениями в горшках. А дети на переменках стояли вдоль стеночек или сидели в раздевалках, потому что больше — негде. И я предложила сделать зону отдыха для детей — поставили кресла-мешки, пуфы, столы с настолками, бумагу, краски, карандаши, повесили телевизор. Довели до ума кабинеты информатики, химии и биологии — купили видеокамеру для конференцсвязи, беспроводные мышку и клавиатуру, усилитель wi-fi сигнала, лабораторные штативы и т. д. А чтобы дети в начальных классах меньше болели, поставили в кабинеты увлажнители воздуха, — рассказывает Лена.

— Справедливости ради, мы всегда даём детям самим выбирать, на что потратить заработанное, — уточняет директор Екатерина Ивановна. — Например, когда школа заработала на лесопосадках, я бы потратила деньги на жалюзи. Но дети решили купить колонку, потому что на дискотеке танцевать под старенький магнитофон — не очень, мало звука. Мы купили. Но и сами её используем по-максимуму: в танцевальном кружке для занятий. И когда собираем яблоки в саду — под музыку веселее и работа идет легче. По желанию же детей купили в школу новый теннисный стол.

Директор: «Мне нравится, что в школе есть раздражитель»

Екатерина Ивановна рассказывает, что в программе «Учитель для Беларуси» заявку подаёт уже два года подряд. 

— У нас всегда проблема с кадрами, — объясняет она. — Молодые специалисты на село ехать не хотят. Участие в программе — наш шанс их привлечь.

Екатерина Ивановна Емельян. Фото: Александр Васюкович

Учителей в Спондах 18. Почти все ведут сразу несколько предметов. В следующем году преподавателей убавится — учитель математики и информатики уходит по личным причинам, учитель русского языка хочет на пенсию. Замдиректора родила дочку — «отличная новость, но теперь у меня нет замдиректора», — улыбается Екатерина Ивановна.

Зарплата учителя, по словам директора, состоит из:
  • оклада (формируется от базовой ставки, умноженной на определённый коэффициэнт с учётом разряда и категории);
  • надбавки за стаж в бюджетных организациях (от 10 до 30% базовой ставки). С 2020 года доплата за стаж в Беларуси идёт не за работу по специальности, а за работу в бюджетных организациях, при этом по какому профилю человек работал — не имеет значения;
  • надбавки за контракт (в нашем районе 20% от оклада для педагогических работников);
  • надбавки за специфику работы в сфере образования (от 25% от оклада, зависит от категории);
  • + 20% от базовой ставки надбавка за работу в сельской местности.

Зарплата (без учёта премии, надбавки за характер труда и за высокие достижения, которые считаются от оклада) для специалиста без стажа и категории составит около 500-600 рублей. Лена уточняет, что у неё зарплата выходит меньше 300, но выручает стипендия программы «Учитель для Беларуси».

— Не страшно в коллектив пускать нового человека? Говорят, случаются конфликты.

— Нет. Мне хочется, чтобы был такой человек, — отвечает Екатерина Ивановна.

— Да, удобно сидеть, чтобы никто нас не трогал. Это так. Но лучше, чтобы у нас было что-то новое, особенное. Вот Лена придумала конкурс с кормушками, который всю школу захватил — это заслуживает как минимум уважения! Благодаря Лене и программе у нас появились новые спонсоры. И мне хочется, чтобы рождались новые акции и идеи. Нельзя в современном мире сидеть просто так и не развиваться.

— До того, как к нам приехала Лена, я всегда как-то стеснялась попросить помощи. Когда ИТ-компания дала нам денег, мне было непонятно, как реагировать. Было страшно, что эти деньги заберут. Многие не хотят помогать школам, потому что были факты нецелевого использования: где-то не в срок сделали, кто-то умудрился деньги себе в карман положить. Не в нашей школе, но доверие подорвано ко всей сфере образования. А тут приходит человек из ИТ, новый, приходит программа «Учитель для Беларуси» — и доверия больше, — говорит Екатерина Ивановна.

После того, как школа становится частью программы «Учитель для Беларуси», директоров подключают к «Клубу директоров». Это онлайн и офлайн-сессии, где управленцы и кураторы проекта обсуждают, что можно в школе улучшить. С подачи «Клуба», говорит Екатерина Ивановна, её увлекла проектная работа. Есть много идей. Например, превратить кабинет труда в «беларускую хатку, где девочки учатся традиционному для этого региона труду». Или давать туристам напрокат инвентарь:

— Наша школа находится на территории заказника. Это 14 озер, которые связаны между собой цепочками ручейков и речек. С мая и до поздней осени мимо нас едут люди на озёра отдыхать. Мы планируем взять у центра туризма велосипеды, палатки, спальные мешки. И давать напрокат туристам. Они смогут оставить машину у территории школы, взять туристическое оборудование и поехать себе на экскурсию по велополосе — у нас и маршруты есть.

Плитка, которую работники школы выливали самостоятельно. Фото: Александр Васюкович

— Звучит как хорошая предпринимательская история. Но вообще нормально, что школа вынуждена этим заниматься, чтобы, извините, повесить жалюзи в классах?

— Интересный вопрос. Не совсем. Функция школы — учить детей, воспитывать. Но во внеурочное время школа может этим заниматься. Нужно что-то делать, чтобы развивать самих себя. Это в первую очередь, — говорит Екатерина Ивановна.

«Благодаря программе сделали ремонт в доме для учителей»

После уроков Лена ведёт нас в свою квартиру рядом со школой — бетонный дом для учителей. Первое правило — не выпустить кошку. Второе — не пить воду «цвета виски» из-под крана. Третье — в туалете медленно набирается вода, поэтому между посещениями полагается перерыв в 5-10 минут.

Дом, в котором живет Лена. Фото: Александр Васюкович

Когда Лена приехала в Спонды, то рассчитывала сразу получить жилье и сделать ремонт. Но её подселили в квартиру к молодому учителю Вадиму (квартира в этом же доме, но на первом этаже).

— Мы сдружились, но Вадим курит. А у меня эрозия роговицы глаза и становится хуже от дыма, — говорит Лена. — Ну и вообще, я взрослый человек, и рассчитывала жить одна. 

Лена заметила, что квартира сверху — пустует. Почему — непонятно. Пошла посмотреть, что там, а там — ничего. Обоев нет, всё в плесени, крыша течёт, всё чёрное. Лена выяснила, что квартира принадлежит колхозу, но ремонтировать её он не хочет — «нецелесообразно». 

— Надо понимать, в доме, в который заселили двух молодых учителей, канализация и трубопровод давно засорились и не работали. Воды в доме не было — сказали брать из колодца. А там вода с жуками, с мышами дохлыми. Батареи не греют. Зимой я спала под тремя одеялами, одетая в свитера, не могла ничего делать. На одном из созвонов расплакалась. У меня спрашивают — почему ты в шапке? Так, а я в шапке сплю!

Еще одна проблема — туалет. Нам предложили ходить вон в тот, на улице (стоит у дома). Но если вы туда заглянете, вы туда не пойдёте. Невозможно зайти. И дело не в том, что я неженка. Сюда строители приезжали, мужики, и они тоже сказали — не пойдём. Раньше Вадим ходил в дом на окраине, но мужчина-хозяин весной повесился. Мне предложили ходить в школу. Но это же не раз в день. Иногда внезапно. Иногда ночью. И постоянно приходится думать об этом. И стыдно, и напрягает, — рассказывает девушка.

Говорит, всё это время её мучал вопрос, ну почему не отремонтировать канализацию, почему не отремонтировать квартиру. Дело сдвинулось с места, когда вмешалась программа «Учитель для Беларуси».

Лена у дома. Фото: Александр Васюкович

— Работы было много — все стены были чёрные от плесени. Мне приходили помогать работники школы (в рабочие часы), я за свои деньги покупала обои и краску, школа частично компенсировала (в ремонте также поучаствовали глава Островецкого райисполкома, КСУП «Михалишки» и Островецкое РУП ЖКХ). Весь ноябрь была здесь: после школы приходишь, электричества нет, воды нет, несёшь её из колодца, ледяную. Дома переодеваешься во всё строительное и оттираешь грязь. Потому что по грязному никто не будет красить. Утром учительница, вечером — строительница. До темноты работаешь, потом спишь. Так две недели жила, пока свет не провели. Там уже можно было допоздна работать, — вспоминает Лена.  

— Все это время многие говорили, что я плохая, приехала со своими городскими замашками. Но я же здесь год, максимум два. И стены с собой в Минск я не увезу. Эта квартира кому-то достанется — сюда приедет учитель, может даже с семьей, с детьми. Школе уже будет что предложить молодым специалистам кроме общажных условий без туалета и воды. 

Как бонус, в отремонтированной квартире у Лены остановились друзья-актеры, которые по просьбе девушки дали спектакль для детей. Бесплатно.

Вместо вывода

О том, что приехала в Спонды, Лена не жалеет. Говорит, перестала переживать из-за чужих оценок. И, что важнее, по-настоящему привязалась к детям.

— Хороший знак. Сейчас, если я уезжаю куда-то, то начинаю скучать. Вспоминаю, например, что Катя недоразобралась в теме и думаю, чем помочь. Или вот что мальчишку забыла похвалить и это надо сделать на следубщем уроке. А ребятам, которые описали мне птицу, надо сказать, что скорее всего, это чибис. В первой четверти мы привыкали друг к другу, а сейчас уже гуськом ходят некоторые классы за мной. Из-за этого, правда, нарушилась дисциплина, но я над этим работаю (смеётся). Для меня важно, чтобы дети не словили границ. Пусть они знают, что всё возможно, и народная пословица «где родился, там и пригодился» — не правило, а выбор каждого.

В самом начале было сложно готовиться к урокам. Но в последнее время Лена, говорит, набила руку. И придумала хороший способ тестировать урок на скучно/не скучно: по субботам, когда детей привозят на продлёнку, берёт самого главного бунтаря с восьмого класса, и показывает задания. Вовлекается — значит сработало.

— Недавно я попросила детей продолжить фразу: было бы круто, если бы в нашей школе был/о… И знаете что? Сразу несколько детей написали «психолог». Вот это ещё одна штука, которую в ближайшее время надо помочь устроить, — улыбается Лена. 

Лена и кошка по имени Кошка в спальне. Фото: Александр Васюкович

Как поучаствовать или поддержать

  • В сентябре 2021 года откроется набор на новый сезон программы  «Учитель для Беларуси». Подробная информация и заявка на участие для взрослых, которые хотят быть учителями.
  • Каждый новый участник программы — это новые возможности для сотен детей. Чем больше у нас будет ресурсов, тем больше участников мы сможем взять. Здесь — вся информация, как поддержать программу финансово. 

Также можно познакомиться с проектом и поучаствовать в летних активностях программы «Учитель для Беларуси» как волонтёр. Или зарегистрирвоать туда участниками своих/знакомых детей:

— Немецкий онлайн-лагерь «Гениальные каникулы» для детей 9 — 14 лет. Можно стать вожатым/ведущим факультатива. А тут — заявка для участников-детей. 

— Онлайн-лагерь «Junior Ignite Camp» в партнёрстве с компанией EPAM для детей 10 — 15 лет. Заявка для участников-детей и для тех кто хочет стать волонтёром.  

Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.