Проехались на «электричке» Jaguar за $130 000 по Балтике. Спойлер: здорово, но не так всё просто

Партнёрский материал
10 октября 2019, 00:39

Легко ли путешествовать на электрокаре из Беларуси в Европу? С какими сложностями можно столкнуться? Что нужно учесть заранее? Вместе с «Атлант-М Британия» отправились в экологическую экспедицию по маршруту Латвия — Эстония — Финляндия — Литва, чтобы разобраться. 

Jaguar I-Pace

Первый полностью электрический кроссовер Jaguar. На одной полной зарядке максимально можно преодолеть 480 км. Разгоняется до 100 км/ч за 4.8 секунды. Батарею автомобиля можно зарядить за ночь, подключив к домашней станции 7 кВт. В салоне два сенсорных экрана, виртуальная приборная панель и проекционный дисплей на лобовое стекло или смартфон. Компания стремится к «озеленению» бренда, поэтому планирует частично отказаться от двигателей внутреннего сгорания к 2020 году.

Зарядная станция в Лепеле: «визуально в рабочем состоянии»

День 1. Заряд нашего Jaguar I-Pace — 99%. Это значит, что у нас запас хода в 325 километров. Мы устанавливаем приложение PlugShare, которое показывает ближайшие пункты зарядки электрокаров, какие разъёмы станция поддерживает, а также инфраструктуру рядом.

Интерфейс приложения PlugShare

Интерфейс приложения PlugShare

Отправляемся к границе с Латвией. 

Система Touch Pro Duo, вкладка «Мой электромобиль»

Система Touch Pro Duo, вкладка «Мой электромобиль»

До первой зарядки — 160 км, примерно половина запаса хода. На всякий случай мы установили высокий уровень рекуперации — возвращение энергии торможения в электрическую сеть автомобиля. Так можно сохранить несколько десятков километров.

Система Touch Pro Duo, вкладка «Настройки электромобиля»

Система Touch Pro Duo, вкладка «Настройки электромобиля»

Маршрут путешествия на «электричке» зависит не только от вас, но и от наличия нужной станции зарядки по пути. Лучший вариант для Jaguar I-Pace — станция зарядки, у которой есть разъем CСS — самый распространенный на быстрых зарядных станциях в Европе.

Такой есть в Лепеле на заправке БелорусНефть. Пришлось сделать крюк, чтобы протестировать её. Заранее, для уверенности, мы позвонили на заправку уточнить, работает ли она. Нам ответили: «Колонка визуально в рабочем состоянии, огоньки горят».

Мы добрались до Лепеля с 48% заряда и запасом хода в 154 км. Потребовался 1 час 20 минут, чтобы зарядиться полностью. Когда мы сняли автомобиль с зарядки, система выдала сообщение об ошибке, на которое мы не обратили внимания. А зря.

Зарядная станция в Лепеле

Зарядная станция в Лепеле

Инфрастуктура в Беларуси

  • Стоимость зарядки — бесплатно. Но во втором квартале 2019 года планируют установить тариф на зарядку электромобилей — 30 копеек за кВт. Неизвестно, будет ли это так. 
  • Льготы: для электрокаров отменен транспортный налог.
  • В Беларуси наличие станции зарядки электрокаров обозначено на знаках в виде третьей зеленой колонки.

Первая остановка в Латвии и последствия ошибки

Нашей первой точкой в Латвии стал город Даугавпилс, где нам предстояло познакомиться с латышской инфраструктурой зарядок. Станция находилась на обычной парковке. Наш запас хода на тот момент — 64 км. На колонке была инструкция на латышском, но с понятной графикой: ясно, что делать.

Сначала мы установили приложение e-mobi, к которому привязали карту Global Blue от Технобанка для оплаты. Прошли регистрацию, отсканировали QR-код, приложение выдало, что «процесс зарядки успешно инициирован». И… ничего не произошло.

Интерфейс приложения e-mobi

Интерфейс приложения e-mobi

Повторили всё сначала — ничего!

Решили обратиться в техническую поддержку. Оператор узнала наши координаты, перезагрузила станцию и проверила, совместим ли наш Jaguar с колонкой, потом пошагово объяснила процесс подключения. Мы всё повторили — ничего не получилось.

Вот тогда мы начали вспоминать ошибку системы, которая появилась после зарядки в Лепеле. Чтобы раньше времени не бить тревогу, решили попытать счастья на ещё одной станции. Ближайшая была в Литве, в 43 км от нас. Мы отклонились от первоначального маршрута. Приехали на место, ситуация повторилась — автомобиль так и не удалось зарядить, а запас хода снизился до 20 км. Стало понятно, что проблема не в зарядных станциях, а в системе машины.

Тогда мы воспользовались услугой «Помощь в пути», которая помогает решить любые проблемы клиента Jaguar Land Rover, в какой бы точке земного шара он не оказался. Вызвать ее можно двумя способами: по телефону или просто нажать в салоне экстренную кнопку. Она на потолке.

Кнопка связи с центром поддержки

Кнопка связи с центром поддержки

Нажали. В салоне загудело. На связь вышел оператор, он определил наши координаты и выслал эвакуатор, чтобы доставить автомобиль в центр Jaguar Land Rover в Вильнюсе. Поздним вечером электрокар был там, и туда же прибыли специалисты из Минска. Утром Jaguar I-Pace  ждал нас на ходу с полной зарядкой. Оказалось, что система зарядной станции в Лепеле не самая новая и не подходит Jaguar I-Pace. При этом заранее знать, какая система (устаревшая или нет) у станции нельзя, следовательно, предупредить такую ошибку невозможно, и случиться такое может с любым электрокаром. Не очень удобно.  

Специалисты из Минска показали, как обнулять систему в случае возникновения повторной ошибки, и мы вновь вернулись на маршрут. Больше проблем с системой не возникало.

Jaguar на всех зарядках в Латвии удавалось зарядить с 17% до 100% примерно за два часа.

Зарядная станция на берегу Балтийского моря (Латвия)

Зарядная станция на берегу Балтийского моря (Латвия)

Инфрастуктура в Латвии

  • Стоимость зарядки — 0,15 евро за минуту.
  • Льготы: электрические транспортные средства освобождаются от уплаты налога на регистрацию, компании платят самый маленький налог на такие автомобили — 10 евро. 
  • С 1 января 2020 года в Латвии вырастет акцизный налог на горючее и появится сбор для тех, кто загрязняет атмосферу — повод сменить ДВС на батарею.

Эстония, зарядки не спешат  

На четвертый день экспедиции мы оказались в Таллине. Из быстрых зарядок типа CCS там была только одна. Остальные зарядки имеют разъемы chademo и type 2. Через type 2 Ягуар заряжается только со скоростью 7 квт/ч. С ее помощью можно зарядить электрокар до 100% за ночь. Зарядка, на которой мы остановили свой выбор, находилась в очень живописном месте: на берегу Балтийского моря. В теплую погоду здесь можно любоваться бесчисленными яхтами, которые швартуются у причала, а когда холодно — скоротать время в одном из кафе, их много на побережье.

Для начала зарядки нужно было авторизироваться в приложении Elmo. Но для регистрации требовался персональный номер — ID.

Интерфейс эстонского приложения Elmo

Интерфейс эстонского приложения Elmo

Связались с поддержкой. Нам сказали, что зарегистрироваться можно только с европейским ID-номером. Для тех, у кого его нет, нужно в рабочее время связаться с отделом договоров, чтобы они в мануальном режиме подтвердили аккаунт и паспортные данные. Других вариантов регистрации приложение не предусматривает. Все это происходило вечером и понятно, что отдел договоров уже не работал. Но оператор вошла в наше положение и поставила заряжаться Jaguar сразу, а документы пообещала организовать утром.

Мы оставили машину, а утром оказалось, что зарядка длилась только два часа. Запас хода остановился на отметке 160 км из нужных нам 350. Та же оператор из службы поддержки объяснила особенности зарядки, но на вопрос о том, почему такая странная система дозирования электричества (по 2 часа), ответить не смогла.

Интересный факт. Пока электрокар заряжался, телефон, который находился в салоне, за 10 минут разрядился с 55% до 14%. Смартфон поддерживает функцию беспроводной зарядки. Это дало все основания полагать: во время зарядки электрокар забирает энергию из любого устройства, которое готово ее отдавать. Поэтому держать внутри гаджеты, которые заряжаются от беспроводных зарядных устройств, — идея не из хороших.

Мы на пароме перебрались на остров Муху, где прямо у причала также есть станция зарядки. Поставив заряжаться Jaguar, чтобы запаса хода хватило добраться до острова Сааремаа (с Муху они связаны мостом), мы отправились в местный ресторан в 10 км от станции. Рядом с зарядкой у причала никакой инфраструктуры нет. 

Зарядная станция на острове Муху

Зарядная станция на острове Муху

Подзарядив себя и электрокар, мы снова отправились в путь. На самом подъезде к отелю на Сааремае батарея разрядилась до 0%. Снова появилась ошибка системы, но не такая, как после зарядки в Лепеле. Позвонили в дилерский центр, и нам удаленно помогли устранить ошибку.

Состояние электрокара после исправления второй ошибки

Состояние электрокара после исправления второй ошибки

Важно! Не разряжайте электрокар до 0%, последствия могут быть непредсказуемыми.

В ночь с пятого на шестой день экспедиции одному из ее участников пришлось ночевать во второй машине экспедиции — Range Rover Evoque, чтобы каждые два часа просыпаться и вручную возобновлять поток питания электрокара, так как по-другому с колонкой «договориться» было нельзя. За 12 часов удалось добиться заветных 100%.

Инфраструктура в Эстонии

  • Стоимость зарядки — 0,2 евро за минуту. Отключаются через каждые 2 часа. Возобновить поступление энергии можно только вручную: кнопка в приложении не работает.
  • Льготы: электрокары могут ездить по полосе общественного движения, бесплатно парковаться во многих местах, где нельзя парковаться автомобилям с бензиновым или дизельным двигателем.
  • «В Эстонии владельцу электромобиля неплохо, есть более пятисот возможностей зарядить электромобиль», — почетный консул Монако в Эстонии Юри Тамм.

Финляндия и экология «на максималках»

Вечером шестого дня мы прибыли в Финляндию. В апартаментах нас ждал приятный сюрприз — на стоянке была бесплатная зарядка с нужным разъёмом — и утром батарея была «полной». 

На седьмой день мы отправились в национальный парк возле Хельсинки. Первое, что бросилось в глаза, — зарядная станция для электрокаров, которая работает на 100% энергии от ветряков. Оказалось, что таких станций в Финляндии множество. Вечером мы заряжали Jaguar от аналогичной станции, которая находилась в центре Хельсинки. 

Зарядная станция, которая работает от энергии ветряков

Зарядная станция, которая работает от энергии ветряков

Для зарядки тоже надо было установить приложение Fortum Charge&Drive и привязать к нему карту. Здесь всё прошло гладко — через два часа у нас были заветные 100%.

Интерфейс приложения Fortum Charge&Drive

Интерфейс приложения Fortum Charge&Drive

Кстати, когда навигатор во время движения находился над приборной панелью, часто пропадал сигнал GPS. Стоило навигатор оттуда убрать, все приходило в норму. Судя по всему электромагнитное поле электрокара перебивает поиск сигнала.

Инфраструктура в Финляндии

  • Стоимость зарядки — 0,2 евро за минуту. Бесплатно жителям отелей и т. п.
  • Льготы: владельцы электрических транспортных средств платят минимальную ставку регистрационного налога, вычисляемую исходя из выбросов углекислого газа. Владельцы электромобилей платят четверть транспортного налога, который полагается для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, до конца 2021 года при покупке электромобиля можно воспользоваться прямой субсидией от государства в размере 2 000 евро.
  • Стоит отметить, что на севере и востоке Финляндии гораздо меньше станций зарядки, особенно с возможностью быстрой зарядки, чем в центре и на юге страны.

Обратный путь и очередь к зарядке в Вильнюсе

На девятый день, максимально быстро проскочив Эстонию, мы остановились на ночлег в Лиепае (Латвия), где зарядили Jaguar, после отправились в Литву.

В Вильнюсе нужная нам зарядка находилась на стоянке у магазина Lidl. Приехав, обнаружили, что к зарядке есть небольшая очередь: заряжалась Tesla, а за ней мужчина очень просил пустить его зарядиться на 20 минут. Создалось впечатление, что в Вильнюсе активнее всего, по сравнению с предыдущими странами, пользуются электрокарами. 

Без проблем подключившись к станции, через два часа со 100% на индикаторе, мы отправились домой. 

Инфраструктура в Литве

  • Стоимость зарядки — бесплатно, но возобновлять процесс нужно каждые полчаса.
  • Льготы и привилегии: у электрокаров есть разрешение ехать по полосе для автобусов, бесплатная парковка в городе и специальные номера серии EV.

Резюме по странам

В Латвии трудно разобраться с приложением и последовательностью действий для подключения к станции.

В Эстонии нужно набраться терпения, чтобы зарядить электрокары, которым для быстрой зарядки требуется разъем CCS.

В Финляндии проблем нет.

В Литве, если не бояться очередей, то за 2 подхода по 30 минут можно добиться, как минимум, половины зарядки батареи.

Впрочем, с приключениями путешествовать интереснее. Особенно в удобном автомобиле.

Гайд. Что нужно сделать, взять и знать, отправляясь в путешествие на «электричке»

  1. Установить приложение PlugShare, которое показывает карту станций зарядок электрокара.
  2. Узнать, какой тип зарядки поддерживает автомобиль. 
  3. Выбирая станцию зарядки, стоит прочитать отзывы, чтобы не приехать на неработающую колонку.
  4. Обратить внимание на инфраструктуру заправки, чтобы была возможность прогуляться/перекусить, пока автомобиль заряжается. 
  5. Установить приложение, которое показывает состояние электрокара. В нашем случае это официальное приложение от дилера Ягуара REMOTE.
  6. Узнать контактные данные центров поддержки на случай, если произойдет сбой системы или заранее проконсультироваться с дилерским центром, что делать в подобных ситуациях. 
  7. Проверить наличие интернета в роуминге, так как во многих случаях, чтобы зарядить электрокар, требуется установить приложение.
  8. Взять банковскую карту, которая позволяет проводить транзакции за границей (в нашем случае это была карта Global Blue от Технобанка).
  9. Важно! Из-за сильного электромагнитного поля во время зарядки находиться в электрокаре запрещено.
  10. Не терять оптимизма и быть готовым к приключениям.

Выражаем благодарность автоцентру «Атлант-М Британия» и Технобанку за организацию поездки, а также команде официального дилера Jaguar Land Rover в Беларуси, которая была готова помочь 24/7.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение