А зачем? User Groups

10 марта 2011, 20:12
Зачем создавать сообщества, участвовать в них и общаться, когда можно просто «работу работать»? Лидеры сообществ, для которых слова «профессиональное развитие» не пустой звук, в рамках проекта SEF.BY рассказывают о том, как и зачем создавались сообщества, какие профиты представляются для участников, почему это интересно и какие перспективы ожидают профессиональные сообщества.

Юрий Веденин, analyst.by: Social networking и профессиональное развитие

Юрий веденин: social networking и профессиональное развитиеИдея создания сообщества (analyst.by) появилась достаточно давно. В компании SaM Solutions на проекте, в котором работала группа аналитиков, мы создали свое первое маленькое профессиональное сообщество. Мы обучали и учились сами, обменивались знаниями между собой, накапливали опыт и развивались. И постоянно чувствовали, что то, что мы делаем вместе, намного лучше, чем если бы мы делали это в одиночку. Но не хватало взгляда со стороны. Почему? Да, я развивался сам, и опыт был успешный, но всё-таки... Наверное, главным было то, что мне хотелось узнать, как можно делать нашу работу по-другому, как можно делать её лучше. Это было одним из мотивов создания. С другой стороны был накопленный опыт, и хотелось им тоже делиться. Сообщество – это, во-первых, профессиональный рост, развитие, обучение. Например, на форуме, который был создан в самом начале, поднималось достаточно много тем и вопросов, на которые люди, конечно, получали ответы и узнавали там что-то новое. Во-вторых, это, воспользуюсь модным термином, social networking. Речь идет о развитии своего круга знакомств именно по профессиональной линии. Можно прийти на встречу, представиться, познакомиться и пообщаться с живыми аналитиками. И это не всё. Так, например, один из студентов, старшекурсник БГУ, желающий стать аналитиком, нашел себе место работы в одной из компаний, представитель которой был на встрече. В третьих, это возможность донести свои знания. У многих есть желание делиться. Опять же, когда ты к чему-то готовишься (доклад, мастер-класс, презентация), ты заполняешь свои «пробелы». Конечно, важна поддержка компаний. Ещё на том проекте, где у нас организовалось то самое маленькое профессиональное сообщество, сошлось вместе все: способности, возможности и отношение менеджмента. Да, руководство положительно относилось к тому, чтобы её сотрудники развивались и росли и, что немаловажно, сплачивались. Какой можно сделать вывод? Дальновидная компания, которая смотрит в будущее, а не оперирует такими понятиями, как «мгновенная прибыль», заинтересована в постоянном росте своих сотрудников. Важно, чтобы компании поощряли своих сотрудников участвовать в семинарах, конференциях, в деятельности профессиональных сообществ. Например, компания Itransition, где я сейчас работаю, положительно настроена на то, чтобы её аналитики постоянно росли и развивались, участвовали в деятельности сообщества, и готова оказывать для этого сообществу необходимую помощь и поддержку. Как видится дальнейшее развитие? Есть два направления. Offline: всякого рода встречи, лекции для студентов вузов, обучающие семинары, конференции, есть SEF.BY. Вполне вероятно, что будем от лица сообщества проводить аттестацию аналитиков. Потом публиковать, что вот этот человек обладает таким-то багажом знаний, умений и навыков. Это поможет и человеку найти работу, и работодателю определить, что человек ему подходит. Online-развитие: будем дальше развивать наш сайт – открывать разделы, организовывать профайлы, организовывать периодические online-встречи, подключим базу знаний, поскольку форум для этого не очень подходит, сынтегрируемся с существующими социальными сетями, облегчим систему регистрации и т.д. Сейчас в сообществе более 170 человек представляют целый спектр компаний: ITransition, Sam Solutions, EPAM Systems, Artezio, Armada Labs, Exadel, Check Point Software Technologies Ltd., Oxagile, Altoros Development, BELHARD, Qulix Systems, BelPrime Solutions и др.

Юрий Шиляев, Agile.by: Передача практического опыта

Юрий шиляев: передача практического опытаПару лет назад я был директором компании, где и внедрял аgile-методики. Как-то раз мы столкнулись с довольно крупным проектом, в котором классический подход не сработал сразу. Вот тогда я открыл для себя agile. У нас получилось – я начал об этом всем рассказывать. В итоге вместе с Павлом Габриэлем, Денисом Петелиным и Константином Качановским мы решили, что хотим создать сообщество Agile.by. Решили и решили, сразу вопрос возник: «А что делать надо? Статьи писать, рассказывать о том, что такое Agile продвигать эту тему?» Все сказали «за», а я это всегда на своем блоге делал. Постановили, что сообщество будет называться «Agile в Беларуси». Начали с того, что сделали сайт, потом провели пару встреч и конференцию, где рассказывали, что такое agile, преимущества, подходы. У меня лично было две мотивации к созданию сообщества. Во-первых, мне интересно участвовать в подобных общественных движениях, они мне близки по духу, по практической и профессиональной деятельности. Второй момент: чисто прагматический подход. Необходимо было повысить видимость моей компании на рынке, привлекать кадры. В деятельности сообщества мы ставим определенные цели. И тот факт, что люди к нам на встречи до сих пор ходят, означает, что цели исполняются. Одна из основных целей – передача практического опыта. Все просто: если участник сообщества получает больше, чем в него вкладывает, значит сообщество будет расти и развиваться. Поэтому мы делаем акцент на практику: те, кто используют аgile-методологии – Scrum, XP – рассказывают другим, как их лучше применять. Один из форматов наших встреч, который был придуман и реализован Димой Здановичем, это Agile-клуб. В Agile-клуб собирается человек 15. Беседуют на какие-то практические темы, разбирают свои практические case’ы. Например, следующая встреча Agile-клуба будет посвящена fun’у в команде, т.е. как работу в команде сделать приятнее и интереснее. Сначала идет сессия light-talk, когда участники рассказывают какую-то свою идею, а потом подключается аудитория и мы коллективно ее обсуждаем. Встречи показывают, что количество людей, интересующихся этой темой, растет. Если на первые встречи приходило человек 20-30, то сейчас, когда мы публикуем анонс, регистрируется человек 130-150. Что даже несколько удивительно. Интересная история с поддержкой компаний. Сообщество, которое мы создали, генерирует скорее не контент, а интерес к теме гибких разработок. А интерес есть! Редкие аутсорсинговые компании в Минске до сих пор не знают, что такое Agile. Вопрос в том, чем компании могут сообществу помочь? На первоначальном этапе это было очень важно. Первое, это, конечно, предоставление ресурсов, например, помещений для собраний. Если мы проводим конференцию, там нужны были уже другие ресурсы, финансовые. Это другая форма участия и поддержки сообщества. С другой стороны: Что есть компания? Это люди. Eсть отдельные люди из разных компаний, которые поддерживают Agile.by, подписываются на RSS, приходят на встречи, участвуют в жизни. Поэтому можно сказать, что ScienceSoft, Exigen Services, IBA, Oxagile и многие другие поддерживают Agile.by. Неофициально, конечно, но поддерживают. Как представляется развитие? Не скажу, что у нас планов громадье. Будем продолжать проводить встречи, генерировать ивенты, публиковать материалы на сайте, поддерживать конференции, причем не только в Беларуси. Мы не коммерческое сообщество. Для нас участие в жизни сообщества – это наше свободное время. Если посмотреть на Agile-сообщества в России, Украине, Германии, там заметно, как сообществом пристально занимаются. Возможно, есть даже какой-то план развития, но я могу только предполагать. Это работает на цели людей, которые занимаются сообществом, они коммерчески заинтересованы в его успехе. Это нормально. Но в Беларуси мы тренинги через Agile.by не продаем, какой-то ивент-компании у нас нет. Мы находим новых людей, даем им возможность выступать, делиться опытом. Когда появляется возможность, участвуем в конференциях: SEF.BY, DevCamp. Иногда там организуем целую сессию по управлению проектами в Agile. Agile.by помогает людям узнать что-то новое, у нас, так сказать, социально-информационная функция.

Андрей Воронович, .Net Usergroup: Желание развиваться

Андрей воронович: желание развиватьсяКак начиналось? Это был, наверное, 2006 год. За несколько лет до этого в России появилось сообщество .Net Usergroup. Естественно, Microsoft не последним присоединился к этой инициативе, к формированию профессиональных сообществ вокруг своих технологий. В это время более-менее развился локальный российский офис, и одним из направлений деятельности было как раз развитие этих профессиональных сообществ. Я не то чтобы был очень заинтересован в технологиях Microsoft, но был лоялен, мне нравилась вся эта система. Собственно, тогда и возникла идея создать сообщество .NET Usergroup в рамках сообществ Microsoft. Процесс был несложный. Была внешняя команда ineta.ru, которая обеспечивала техническую составляющую и поддержка российского офиса Microsoft. Завели ресурс. Я написал письмо в пару белорусских компаний, на тот момент самых крупных по публичному адресу: «Я предлагаю такую идею. Нужна помощь с точки зрения инфраструктуры: помещения». Кое-где сразу же ответили, заинтересовались, помогли организационно. Была уже техническая платформа, была поддержка самого Microsoft российского, и, с моей личной точки зрения, целью была попытка «шарить» знания, учиться. Это, собственно говоря, один из самых сильных преимуществ сообщества – это обмен знаниями, профессиональным опытом. У людей, которые хотят развиваться, есть потребность примыкать к сообществам, потому что есть потребность в обмене знаниями. Зачастую не столько обмене, сколько в read-only, как я это называю – послушать, задать вопрос. Таких людей тоже много. На тот момент не было какой-то идеи повышать свою узнаваемость, считаться экспертом, повышать стоимость. Сейчас больше эти тенденции наблюдаются, а тогда это просто было желание обменяться опытом. Первые 2 года было 20-30 человек – и это был самый сильный состав с профессиональной точки зрения людей, белорусских .NET -разработчиков, архитекторов, которые собирались в одном месте. Мы общались по другим вопросам вне сообщества и до сих пор общаемся. Многие уже и не занимаются разработкой, но практически все они продвинулись в карьере. Не знаю, насколько это связано с сообществом, возможно, так проявилось их желание развиваться. И сейчас в компаниях являются ведущими специалистами. Сообщество в первую очередь интерсно как канал коммуникации. Особенно в рамках больших конференций, например, SEF.BY, на которых могут собраться люди по интересам. По поводу перспектив: мое мнение – сообщества будут консолидироваться. В Беларуси нет такого количества людей и идей, такого большого конкурирующего рынка вендоров, представительств немного относительно, скажем, России. Здесь в гораздо большей степени экспортный сервис, аутсорсинг. Когда вернется поддержка вендоров, нет смысла делиться на узкоспециализированные сообщества, потому что вендоры представительства не будут поддерживать, организовывать 10 мероприятий в рамках Беларуси – это нереально. Это все будет в рамках одного мероприятия, такого как SEF.BY. Второй вариант – это формат cross-сообществ. И достаточно большим потенциалом обладает взаимодействие с вендорами.

Иван Подобед, SharePoint User Group: Невероятная энергия, когда люди заряжены общими идеями

Иван подобед: невероятная энергия, когда люди заряжены общими идеямиОчень важная сторона – интернет-общение, но почему-то, загадочным для меня образом, на Западе, в Америке и Европе очень сильно развито именно живое общение. Почему-же? Казалось бы, все, что надо, есть в Интернете, но люди встречаются, собираются. Реально я решил создать сообщество осенью 2009 года, находясь в Лас-Вегасе на SharePoint Conference-2009 – самой большой конференции, посвященной технологии. Там было порядка 7 000 человек, и там настолько сильна энергия энтузиастов, которые общаются по технологии, ею увлечены. Такой драйв и энергия, которые до cих пор меня тащат вперед на этом пути – работать в community, с людьми. Это просто невероятная энергия, когда люди заряжены одной общей идеей, многими общими идеями: SharePoint – это широкая вещь, на самом деле. Все они общаются, получают новую энергию, новое знание, новые контакты, новые возможности что-то спросить напрямую, а не писать вопрос по почте или в блоге. Все это, все эти факторы и толкнули меня на создание группы. Многие заразились моей энергией, пошли и не пожалели, потому что это очень интересно, когда встречаются люди, которые сталкиваются с очень похожими проблемами, им всегда есть о чем поговорить. Заказчики похожие, нюансы похожие. Это не просто даже для профессионального роста, хотя и это тоже, это больше та самая энергия, получение уверенности в себе, когда видишь, что люди рядом с тобой работают над тем же, с чем-то борются, что ты такой не один, где-то там в офисе за Кольцевой. Становится приятнее, и такой заряд бодрости после каждой встречи получают все, потому, что не просто послушали интересный доклад и узнали что-то новое, а посмотрели на своих коллег, именно профессионалов. В группе зарегистрировано порядка 40 человек. Многие регистрируются, но многие либо не имеют возможности прийти, увидеть людей, либо просто боятся. ИТ-люди – это довольно специфическая категория. Им проще в скайпе набрать сообщение или в почте, чем прийти и сказать, даже телефон уже вызывает некоторое напряжение. Но те, кто не боятся трудностей и идут, получают настоящий эффект от community. В небольших группах, вроде нашей, все собираются, пьют кофе, вместе обсуждают интересный доклад, вместе подкалывают докладчиков. Поскольку я работаю в EPAM Systems, отсюда и основное ядро группы. Потому что те, кого я смог заразить, заразились наиболее серьезно. Кроме этого, есть люди из ScienceSoft, Altoros Development. Есть еще люди, которые не хотят признаваться, откуда они, и из совсем маленьких компаний. SharePoint – одна из самых динамичных развивающихся технологий, одна из самых востребованных на рынке, что видно сейчас по вакансиям. Интерес растет. Опять же, прогнозирую рост в первую очередь количественный. Плюс мы ожидаем и качественного улучшения работы: будет все больше материалов. Мы имеем бесплатный доступ ко многим закрытым для обычных людей источников, очень интересных технически, в том числе доклады на конференциях Майкрософта, которые в сети есть на платной основе. Еще очень интересный фактор – о нас начинает узнавать мир, т.е. во многих странах есть юзергруппы, не только в ближнем зарубежье, но и Европа, и Штаты, и Африка, и Австралия. И многие интересные люди – энтузиасты community связывались со мной на предмет проведения конференции или встречи группы, на которые они могли бы очень интересные материалы привезти или рассказать уникальные вещи.
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение