Почти 70% разорвали контракт. В основном ради лучшего оффера (Анкета dev.by)

На этой неделе читателей dev.by задела за живое история, как компания не отпускала джуниора. Мы решили получить примерные цифры о практике увольнений в беларуской индустрии: как часто айтишники уходят (и айтишников уходят) «посреди контракта» — и легко ли это? 

Делимся результатами анкетирования: в первой части — про то, сколько респондентов доработало до конца контракта (мало) и почему остальные ушли досрочно.

32 комментария
Почти 70% разорвали контракт. В основном ради лучшего оффера (Анкета dev.by)

На этой неделе читателей dev.by задела за живое история, как компания не отпускала джуниора. Мы решили получить примерные цифры о практике увольнений в беларуской индустрии: как часто айтишники уходят (и айтишников уходят) «посреди контракта» — и легко ли это? 

Делимся результатами анкетирования: в первой части — про то, сколько респондентов доработало до конца контракта (мало) и почему остальные ушли досрочно.

Мы задавали вопросы о последнем опыте увольнения (незавершённые испыталки не в счёт). В анкетировании приняли участие 1066 ИТ-специалистов. Больше половины респондентов работают/работали в аутсорсинговых компаниях, треть — в продуктовых. Почти 50% респондентов — разработчики.

Почти 66,5% ИТ-специалистов (700+ человек) заявили, что расторгли действующий контракт до окончания срока или пытались это сделать. 

13,5% респондентов досрочно уволила компания.

Всего 17,1% айтишников указали, что доработали до конца контракта.

Среди тех, кому удалось досрочно расторгнуть контракт, большинство — ИТ-специалисты уровня Lead и Senior.

Почему сотрудники расторгают контракты

Основная причина, из-за которой ИТ-специалисты инициировали досрочное расторжение контракта, — более интересное предложение. Его получили 60%.

На втором месте — желание отдохнуть и найти что-то поинтересней (15% респондентов).

В топ-3 — неразрешённые конфликты в компании (11,3%). Почти 7% ИТ-специалистов расторгли контракт из-за смены места жительства.

«Другие причины»: компания забанила Spotify в своей сети

Что ещё подтолкнуло специалистов к разрыву контракта:

  • Компания забанила Spotify в своей сети.
  • Не устраивал уровень зарплаты и отношение к сотрудникам, а также уровень экспертизы.
  • Компания не выполнила свои обещания, которые были чётко прописаны.
  • Проект, на котором работал, закрылся, а на другой не захотел переходить.
  • Развитие внутри компании остановилось, проекты были максимально однообразные и не несущие никаких челенджей.
  • Многочисленные нарушения нанимателем Трудового кодекса, неадекватная система управления (всё решает сотрудница с непонятной должностью). Наниматель пытался «продать» меня заказчикам при помощи завышения реального опыта и указания в CV проектов, к которым я не имел отношения. Также запрещались подработки по договорам подряда, не выдавались расчетные листки.
  • Проект ушёл в упадок и не выдавал задач.
  • Организовал свой бизнес, сменил область работы.
  • Устал, захотелось встряски и новых вызовов, нового проекта.
  • Уволился в связи с политической обстановкой.
  • Компания была под санкциями и работы по факту не было около полугода.
  • Компания грузила работой не по профилю ввиду того, что надо было кем-то дыры затыкать, а у меня получалось.
  •  Казарменные порядки вынудили уволиться всю команду в один день. 

Напомним, за прошлый год из ИТ-компаний с минским офисом уволилось 10+ тысяч специалистов, за этот год — ещё 5 тысяч

Кто участвовал в анкетировании 
  • Developer (software engineer) — 49,6%              
  •  QA Specialist — 9,7%   
  • Team Lead/Tech Lead — 5,9%                 
  • QA Automation Engineer — 4,7%
  •  Business Analyst — 3,9% 
  •  DevOps Engineer — 3,1% 
  • Project Manager — 3,0%  
  •  Marketing Specialist — 2,0% 
  •  Другое — 1,8%
  •  Data Scientist — 1,7%
  • HR Specialist/Recruiter — 1,7%  
  • Designer — 1,6%    
  • Architect —  1,4% 
  •  Product Manager/Product Owner — 1,3%  
  • C-Level — 1,2%   
  • Support Specialist — 1,1% 
  • DataBase/Administrator — 1,0%
  • Delivery Manager — 0,9%     
  •  System Administrator — 0,8%    
  •  UI/UX Designer —  0,8%  
  • Account Manager — 0,7% 
  • Resource Manager — 0,5%                                   
  • Sales/Business Development Manager — 0,5%  
  • Copywriter — 0,4%                                          
  • System Analyst — 0,4%   
  • PR Specialist/Manager — 0,3%           
  •  Technical Writer — 0,2% 

Профессиональный уровень    

Численность человек в компании   

  •  101-500 — 27,7% 
  • Более 1000 — 21,5% 
  •  51 -100 — 20,4% 
  • 11-50 — 18,8%
  • 501 -1000 — 8,5%
  • До 10 — 3,2%
Как ISsoft не отпускала джуна с 2x оффером: версии обеих сторон
Как ISsoft не отпускала джуна с 2x оффером: версии обеих сторон
По теме
Как ISsoft не отпускала джуна с 2x оффером: версии обеих сторон
За месяц  ИТ-компании уволили 1,5 тысячи сотрудников — новый рекорд
За месяц ИТ-компании уволили 1,5 тысячи сотрудников — новый рекорд
По теме
За месяц ИТ-компании уволили 1,5 тысячи сотрудников — новый рекорд

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Практический семинар для индивидуальных предпринимателей
8 декабря

Практический семинар для индивидуальных предпринимателей

Минск

Читайте также

Уволенного сотрудника Xsolla вернут на работу, но зарплату не компенсируют
Уволенного сотрудника Xsolla вернут на работу, но зарплату не компенсируют
Уволенного сотрудника Xsolla вернут на работу, но зарплату не компенсируют
Половина айтишников думает, что им платят ниже рынка. Релокейт коллег не особо повлиял на зп
Половина айтишников думает, что им платят ниже рынка. Релокейт коллег не особо повлиял на зп
Половина айтишников думает, что им платят ниже рынка. Релокейт коллег не особо повлиял на зп
Почти половина ИТ-специалистов считают свою зарплату заниженной судя по анкете dev.by. При этом 20% полагают, что зарплаты в Беларуси разогревает отток специалистов за границу.
7 комментариев
Каждого пятого беларуского айтишника в компании учат обманывать, в продукте тоже
Каждого пятого беларуского айтишника в компании учат обманывать, в продукте тоже
Каждого пятого беларуского айтишника в компании учат обманывать, в продукте тоже
Gismart вакцинировала минский офис с помощью Pfizer и Moderna
Gismart вакцинировала минский офис с помощью Pfizer и Moderna
Gismart вакцинировала минский офис с помощью Pfizer и Moderna
21 комментарий

Обсуждение

-31

Прости меня господи, тутки, что и требовалось доказать

25

да, патриотического воспитания бы им, правда? ну или хотя бы мешок на голову)

5

Што ж рабіць, калі бізнес парушае правы працоўных?

-25

В статье не хватает статистики по возрасту "отказников", вангую, что там почти одни миллениалы)

-4

80% айтишки в РБ - миллениалы, бумеров - понты, зумеры - вот-вот подходят, да и те сразу с запросом на PBH.

arseniy-zuev
arseniy-zuev Much Wow Very Engenieer в t.me/it_destruct
13

Миллениалы - это так-то те, кто в нулевых вышел на рынок труда, то есть те, у кого сейчас дети, ипотеки и так далее

13

Вы же в курсе, что миллениалы - это те, кто родился с 1981 по 1996? Мне вот 31 и я - миллениал.

1

вовсе нет. если у работодателя есть какие либо признаки неадекватности это всегда выливается в текучку кадров. Не поможет даже если денег давать будет, т.к. всем денег не даст, только тем кто процесс контролирует, а те кто контролирует сами долго не выдержат с проектными проблемами которые создает именно текучка кадров.

6

just business

2

манагеров увольняют чаще чем ждунов?!! Нот бээд!!!!

arseniy-zuev
arseniy-zuev Much Wow Very Engenieer в t.me/it_destruct
7

Оптимистичная точка зрения - ну вот, пруф что нет смысла в срочных контрактах, если человеку надо - он и по статье уйдет, 70% просто разрывало контракт
Пессимистичная точка зрения - целые 17% доработали до конца контракта, значит есть смысл их заключать чтобы удержать сотрудников

Ну это с точки зрения работника, с точки зрения владельцев галер надо поменять местами оптимиста и пессимиста

Anonymous
Anonymous
24

Как-то все размышляют об этичности досрочного расторжения контракта, забывая о том, что контракты в РБ - это настоящая дичь и крепостное право.
Вы попробуйте тем же европейцам объяснить принцип "работодатель может заставить тебя ещё год работать, если ему хочется" и понаблюдайте за их реакцией. А в качестве контрольного выстрела в душу можно потом ещё и про распределение после универа рассказать.

Www Www
Www Www - в Будзьма!
0

У немцев 0.5 года часто встречается.

Anonymous
Anonymous
6

Согласитесь, чётко прописанные полгода в договоре ни разу не равны "у всех контракты с которых без статьи не соскочить, но работодатель по желанию левой пятки может сжалиться и отпустить на волю".

Anonymous
Anonymous
0

У нас тоже прописано. В данном случае 2 года

Anonymous
Anonymous
3

Ну немецкие полгода, как я понимаю, это notice period, а не длительность барщины в целом.

Anonymous
Anonymous
1

Нормальное расторжение в случае срочного трудового договора невозможно, потому что трудовые отношения прекращаются автоматически, когда истекает период контракта - или когда цель трудоустройства была достигнута. Досрочное расторжение возможно только в исключительных случаях.

А исключительные случаи это соглашение сторон, или если вам не платят ЗП

Anonymous
Anonymous
1

А, ну так не надо путать западных контракторов с теми, кто трудоустроен по контрактам в РБ. Это две большие разницы.

Anonymous
Anonymous
0

Это я вам немецкий закон процитировал

Www Www
Www Www - в Будзьма!
-2

Скорее речь о защите работника, которого компания среднего+ размера вообще не может уволить.
Потому, что только через суд, на котором нужно убедительно доказать, что работник нанес финансовый ущерб в % от годового дохода. Т.е. даже сумма в цифрах не имеет значения, если таковую получится доказать.
Поэтому компании пробуют отстоять свои интересы в виде таких драконовских сроков уведомления.
И также автопроизводители стали вписывать материальную ответственность dev и QA за баги. Но с их рейтами это ок.

mr-smith
mr-smith Developer в Ближний Космос
12

Вообще не понимаю откуда такое внимание к контрактам. Я сколько не работал всегда было ясно что контракт это просто бумажка и когда надо будет кому то из сторон то просто разойдемся. Ясно конечно что уходить не в момент когда что-то срочное делаешь, а в период когда текучка идет, или в более удобный момент.
Все таки подстава конторы тоже не вариант, это лишняя тяжесть в карму.

2

Гэта паперка, пакуль вы не пажадалі звольніцца. Вось тады скажуць, што трэба знайсці чалавека на ваша месца. І праз месяц-другі вы можаце ісці куды хочаце. Але справа ў тым, што вас не будуць чакаць столькі ў другой фірме.

dmitrysergel
dmitrysergel CTO в Belarus LLC
7

На dev.by была куча новостей, когда выкидывали "на мороз" тех же джунов, которым было довольно сложно найти работу и они жаловались в редакцию, что с ними поступают несправедливо - взяли на два года, а через 3-4 месяца уволили. Но ряд компаний соблюдал условия и увольнял только по истечении контракта (и поступили, на мой взгляд правильно). Следуя вашей логике, таких компаний быть не должно - раз контакт это бумажка. Тогда и компаниям следует по хотелке левой пятки увольнять людей. А помню тут ещё был цикл статей о компенсации за досрочное увольнение (типа 3-х зарплат). И многие хотели три ЗП компенсации за то что их увольняют досрочно. Надо тогда принимать правила игры - или для всех контракт это бумажка или для всех - не бумажка.

Anonymous
Anonymous
-2

А чем, им жалко что-ли?

arseniy-zuev
arseniy-zuev Much Wow Very Engenieer в t.me/it_destruct
0

Ну это, в отношениях работник-работодатель все не так однозначно, в том числе и с точки зрения права. Симметричность рисков - это не про трудовые отношения, тут обычно больше риска несет работодатель, как менее уязвимая сторона

salaviej-vova
salaviej-vova Java Developer в ISsoft
1

Для того чтобы работодатель по хотелке левой пятки не мог выкинуть сотрудника без контракта и существуют независимые, реально работающие профсоюзы, но существуют к сожалению не у нас.

-3

вообще-то контракт нужен, чтобы обе стороны могли планировать.
Представьте, что вы не в ИТ, и работу нужно было искать достаточно долго, а работодатель выкидывает вас с уведомлением за месяц?
Когда говоришь европейцам, что при срочном контракте практический каждый считает, что есть notice period в один месяц и он никому ничего не обязан (ТК РБ, не, не слышали) - то они, конечно, удивляются, но тоже просят включить в контракт, что и они могут сократить команду с уведомлением в месяц.
Если работодатель нарушает условия соглашения, то претензии обоснованы и понятны, но если где-то просто больше платят, и это предложение действует только сегодня, поэтому мне пофиг и я ухожу - это не совсем красиво, кроме правовых моментов есть еще и чисто человеческие.

arseniy-zuev
arseniy-zuev Much Wow Very Engenieer в t.me/it_destruct
5

Интересно, как в америке бизнес умудряется расти, если у них там нельзя планировать, ведь у них нет нашего аналога кабальных срочных контрактов, и notice period 1 месяц

0

Не зразумела па іншыя сферы, дзе шукаюць працу больш за месяц. Шукаюць можа і больш, але ніхто не будзе чакаць чалавек 3-4 месяцы, пакуль кантракт скончыцца. 2-4 тыдні і усе.

І да таго, у наймальніка ёсць метады для звальнення чалавека раней: скараціць працоўны дзень да 2 гадзін, паменшыць заробак да мінімальнага, і г.д. Калі нязгодны, то валі праз месяц. У працаўнікоў такіх правоў няма.

Изя Шниперсон
Изя Шниперсон Сам себе директор в На вольных хлебах
15

Нету в Америке notice 1 месяц. Живу в Хьюстоне уже 13 лет, так что знаю эту систему. В Техасе, например, at will employment. Тебя могут уволить в любой момент, и ты можешь уйти в любой момент без объяснения причин. Общепринятая практика - предупредить работодателя за 2 недели, но многие это не делают. Работников не предупреждают, так почему они должны предупреждать работодателя?. Поэтому мое рабочее место выглядит, как будто я завтра не вернусь, т.к. нужно быть готовым ко всему. Те, кто фоточки и дипломы развешивают в офисе, потом по почте их получают, т.к. иногда не дают даже вещи забрать при увольнении. Я не айтишник, работаю в нефтегазовой сфере.

4

В Северной Америке в IT два типа positions: permanent и contract. Постоянная работа и работа по контракту.

При постоянной работе обычно могут уволить уведомив работника минимум за две недели. Это в плохой компании. В хороших предупреждают намного раньше. Работник может уволиться тоже после двух недель после того как написал заявление.
А NorTel например, в годы кризиса в начале 2000 х предупреждала работников за год что их уволят. И платила зарплату уволенным в течение полу года после увольнения. Но это в кризис когда на работу никто не берёт.

Contract position это работа в течение четко оговоренного периода, 3 месяца, полгода, год. Контракт закончился и всё. Но может и продлеваться. На контрактах оплата как правило раза в полтора больше чем на постоянной работе. Но как правило, там нет benefits (страховки) что очень существенно. Топ специалисты обычно работают на контрактах потому что у них нет проблем найти работу после завершения контракта. А на постоянной работе может работать жена и иметь бенефиты на всю семью.

Но в Северной Америке общий уровень програмистов несоизмерим с Беларусью. Найти нормальную работу после того как уволили не так просто. Конкуренция. Работающие програмисты как правило постоянно в поиске новой работы. Чтобы иметь варианты когда уволят.

2

Как правило если менеджмент в конторе адекватый то компромисс быстро находится.
Но если там начинают размазывать "ну вот может быть, через месяц, если найдем замену, тогда..." от таких обычно и бегут сразу, ибо разговаривать не о чем и ничем хорошим еще месяц у таких перцев не сулит.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже