«Вы меня ограбили»: скам-приложения обманывают пользователей на миллионы долларов. Белорусы тоже в деле

34 комментария
«Вы меня ограбили»: скам-приложения обманывают пользователей на миллионы долларов. Белорусы тоже в деле

Гороскопы, разукрашки и обои для рабочего стола — подписка на каждое приложение за $400 в год. Как работают скам-приложения, почему люди на них клюют, и делают ли такие в Беларуси.

Последние месяцы медиа активно обсуждают приложения в App Stope, которые вводят пользователей в заблуждение. Мелкий шрифт, неясно сформулированные условия — и вот вы уже подписаны на какой-нибудь pdf-ридер за $10 в неделю. На скамеров жалуются, иногда приложения блокируют. Но всё продолжается.

Как сообщает App Annie, за подписки на приложения в App Store пользователи заплатили $10,6 млрд в 2017 году. Ожидается, что через четыре года сумма будет примерно в семь раз больше.  

Как они это делают

В App Store можно подписаться (часто нечаянно для пользователя) на огромное количество приложений для сканирования документов, прогнозов погоды, переводчиков, фонариков, одноразовых игр, гороскопов, наборов обоев для рабочего стола и т. д.

Как получается, что люди активируют дорогую подписку, не понимая ни ценности, ни реальной стоимости приложения?   

  • Приложение предлагает trial-период, а условия (сумма, срок окончания бесплатного периода) сформулированы невнятно, набраны мелким неконтрастным шрифтом, указаны в другом окне и т. д.; нажимая на «попробовать бесплатно», пользователь может не понимать, сколько он в итоге заплатит.
  • Подписку навязывают агрессивно, часто условно бесплатным приложением вообще нельзя пользоваться, пока пользователь не согласится на trial.
  • Пробный период часто очень короткий: три дня — и вы уже платите, то есть разработчик заинтересован не в вовлечении в приложение, а чтобы пользователь быстрее начал платить.
  • Если нечаянно подписался, отписаться не так просто: подписка в iOS не аннулируется, если приложение просто удалить.
  • Несмотря на множество оценок в одну звёздочку, у приложений может быть неплохой рейтинг, так как негативные отзывы растворяются в похвалах от несуществующих пользователей.

Некоторые разработчики заходят совсем далеко: убирают цену c экранов, предлагающих подписку, уже после review приложения от Apple.

Изначальный вид приложения, и новый — отвечающий правилам Apple. Albert Renshaw
Изначальный вид приложения, и новый — отвечающий правилам Apple. Albert Renshaw

В октябре этого года Forbes писал про приложение QR Code Reader, подписка на которое стоила $156 в год. Оно было на 235 месте в топе iOS приложений от App Annie. Упоминалось и WebTranslator for Safari — подписка стоила $4680 в год.

TechCrunch в свою очередь приводил в пример Scanner App. Выручка — $14,3 млн в год. Подписка от $3,99 в неделю до $4,99 в месяц. После выхода статьи приложение исчезло из App Store и вернулось с экранами, на которых условия триала и стоимость были обозначены понятно.

Как реагирует Apple

После публикаций вроде приведенных выше Apple часто удаляет засветившиеся приложения и банит разработчиков. Но забаненные разработчики появляются в магазине под другими именами с теми же по сути продуктами. Эксперты часто пишут о том, что Apple делает недостаточно для борьбы со скамом.

Белорусский Wowmaking и ещё семь издателей

Белорусская компания Wowmaking LLC (ООО «Ваумэйкинг») продает в App Store подписки на приложения, которые авторы статей в Forbes и TechCrunch, вероятно, сочли бы скамом.

Сейчас в App Store у компании четыре приложения. Первое в списке — это приложение ChatUP — Text & emoji to video, которое генерирует видеоколлажи на основе вашего текста. Как и примеры, про которые писали Forbes и Techcrunch, подписка на это приложение стоит дорого — $8,99 в неделю, около $470 в год.

По данным Sensor Tower приложение в октябре 2018 года выручило $100 тысяч. У него 66% отзывов с оценкой одна «звезда» и средняя оценка по отзывам 2.1 (тут и далее данные Appbot). «Не скачивайте, если не хотите выбросить деньги в окно», — пишут пользователи. 

С компанией Wowmaking LLC связан разработчик мобильных приложений Yumobi Tekhnolodzhi. У них есть один общий учредитель.

В отличие от Wowmaking, Yumobi не отображали цены и срок подписки на соответствующем экране. Их приложение OWL VPN proxy master unlimited стоит $5,99 в неделю или $70 при подписке сразу на год (для пользователей США). Пользователи пишут: «Попробовал три бесплатных дня, удалил, списало $70», «Вы ограбили меня». 88% отзывов с оценкой одна «звезда», средняя оценка по отзывам 1.3.

Экран подписки приложения менялся, пока мы готовили материал.
Экран подписки приложения менялся, пока мы готовили материал.

Приложение этой же компании Fortunescope: zodiac horoscope стоит $9,99 в неделю, около $520 в год. Цена была указана мелким шрифтом вместе с другими условиями подписки. В процессе подготовки материала внешний вид экрана поменялся и цена стала отображаться непосредственно на кнопке.  По данным Sensor Tower приложение заработало $50 тысяч в октябре. 94% отзывов с оценкой одна «звезда», средняя оценка по отзывам 1.2.

Экран подписки приложения менялся, пока мы готовили материал. 

Экран подписки приложения менялся, пока мы готовили материал. 

Yumobi Tekhnolodzhi (ООО «Юмoби тexнoлoджи») продаётся на сайте Business Asset Exchange за 1376 белорусских рублей как оффшорная. Сайт компании Yumobi Tekhnolodzhi — umobiapps.com — выглядит как шаблон, состоящий из главной страницы с «рыбными» текстами, пользовательским соглашением и Privacy Policy.

Такой же текст Privacy Policy в связке со словом «Belarus» поисковики находят на удивительно похожих сайтах (все они сделаны на GoDaddy website builder, содержат одинаковые «рыбные» тексты и стоковые изображения) других разработчиков приложений: 

  • Gregory Leonov. Минск. Издает приложение Tagsy: social media analytics — аналитика аккаунта Instagram за $31,99 в неделю. По данным Sensor Tower, выручка — $80 тысяч в октябре при 9 000 скачиваний. 96% отзывов с оценкой одна «звезда», средняя оценка по отзывам 1.1.  
  • Eugene Rubinschtein. МинскРубинштейн был паблишером приложения Encodext: cloud file vault, которое удалили из магазина 27 сентября. Оно вышло в App Store в апреле, и тогда издавалось литовской компанией Acina UAB. На данный момент у Acina два приложения в App Store: Onion VPN: best proxy master (71% отзывов с оценкой одна «звезда», средняя оценка по отзывам 1.8, комментарий: «$6/month turns into $6/week. If you want people to pay at least be honest!»), KickAds — Adblock Advanced (46% отзывов с оценкой одна «звезда», средняя оценка по отзывам 3.1). 
  • Andrey Mironov. Минск. Приложение Improver: tracker for insta, удалено месяц назад из App Store.
  • Dina Blum. Минск. Приложений в App Store нет. 

Аналогичный сайт у американского издателя Digital Solutions LLC (США): за последние несколько недель по данным Appsignals к ним перешло приложение OWL VPN от компании Yumobi Tekhnolodzhi. А приложение Mustread: Scary Chat Stories, наоборот, перешло от Digital Solutions — к Wowmaking.

Можно предположить, что издатели с сайтами-шаблонами были созданы в том числе на случай бана. Если Apple уберет издателя из стора, например за спрятанную от пользователей цену подписки, его приложения легко смогут начать новую жизнь под другим именем у другого издателя. 

На зеленом фоне — издатели приложений с незаполненными сайтами-шаблонами, сделанными с помощью Go Daddy Website Builder

На зеленом фоне — издатели приложений с незаполненными сайтами-шаблонами, сделанными с помощью Go Daddy Website Builder

На грани

Рассмотрим приложения от двух других белорусских издателей. Мы не нашли у них приложений, в которых бы не отображалась цена подписки. Они выглядят качественно, и их создатели явно не ожидают частых банов от Apple. Но их стоимость, внешний вид «подписочных» скринов, отзывы пользователей и низкий рейтинг сигнализируют о том, что люди массово подписываются на них неосознанно. И это по сути та же проблема, о которой писал Forbes.

Пример манипуляции вниманием — приложение MEOW — Color by number от Appyfurious, стоит $9,99 в неделю, то есть примерно $530 в год. Проще подписаться, чем не подписаться. 54% отзывов с оценкой одна «звезда», средняя оценка по отзывам 2.1. 

Неочевидно, как закрывается окно. Информация о стоимости не расположена на самой кнопке.

Неочевидно, как закрывается окно. Информация о стоимости не расположена на самой кнопке.

Компания выручила в октябре $100 тысяч за приложение Live Wallpapers and Themes — $7,99 в неделю. 23% отзывов с оценкой одна «звезда», средняя оценка по отзывам 3.7.

Приложение Lil Pics — Photo Editor от AppCraft — фильтры и надписи на фотографии для беременных и юных мам — обходится пользователям в $7,99 в неделю (это примерно $416 в год). $100 тысяч — выручка в октябре. 65% оценок с отзывом одна «звезда», средняя оценка по отзывам 2.2.  

Столько же стоит Ferdy Ovulation Calculator. 74% отзывов с оценкой одна «звезда», средняя оценка по отзывам 1.8.  

Что говорят сами разработчики

Компания AppCraft — единственная, кто ответил на наши вопросы. У Wowmaking и Appyfurious комментарий получить не удалось.

Dev.by: Сложней ли пользователю понять, что речь идет о платной подписке, если сумма подписки и другие условия не указаны на кнопке, а указаны ниже и мелким шрифтом?

Денис Столбов, Product Manager в AppCraft: Считаем, что не сложнее, так как ключевая информация отображена в видимой области экрана. Кроме того, нажав на кнопку «Подписаться», пользователя ещё раз дополнительно спрашивает Apple, где снова указаны цена, длительность подписки и прочие необходимые данные. 

Dev.by: Почему так высока сумма подписки — $7,99 в неделю и $415 в год? Очевидно, что это вызывает негативные комментарии пользователей. Проблема ли это для разработчика, как вы на это реагируете?

Денис Столбов, Product Manager в AppCraft: Мы всегда предоставляем пользователю альтернативу, использовать приложением можно бесплатно практически без потери функционала за просмотр рекламы. Для тех пользователей, которые хотят скрыть рекламу, мы предлагаем подписаться на платный сервис, и в этом случае есть возможность воспользоваться бесплатным пробным периодом. Три дня вполне достаточно, чтобы принять решение, отвечает ли предложение ожиданием пользователя, если нет он может отписаться, деньги списаны не будут. Мы понимаем, что процедура отписки не самая очевидная, всегда идем пользователям навстречу, при обращении отправляем подробные инструкции. Ещё несколько лет назад, любое приложение дороже чем «бесплатно» считалось дорогим, но и такие продукты находили своих клиентов. То же самое с подписками — их количество и стоимость будут продолжать расти. Если посчитать, сколько пользователи тратят в играх на дополнительные покупки, то цифры будут намного выше.

Обсуждение Ferdy — Ovulation Calculator на Sensor Tower.

Обсуждение Ferdy — Ovulation Calculator на Sensor Tower.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference
11 июля — 12 июля

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference

Минск

Читайте также

$519 млрд за год. Apple рассказала о продажах через App Store
$519 млрд за год. Apple рассказала о продажах через App Store

$519 млрд за год. Apple рассказала о продажах через App Store

1 комментарий
В США взлетели рейтинги приложений для сканирования полицейских радиочастот
В США взлетели рейтинги приложений для сканирования полицейских радиочастот

В США взлетели рейтинги приложений для сканирования полицейских радиочастот

В мире набирает популярность приложение, которое удаляет китайские сервисы (обновлено)
В мире набирает популярность приложение, которое удаляет китайские сервисы (обновлено)

В мире набирает популярность приложение, которое удаляет китайские сервисы (обновлено)

У игр и приложений белорусских разработчиков уже 1 млрд загрузок
У игр и приложений белорусских разработчиков уже 1 млрд загрузок

У игр и приложений белорусских разработчиков уже 1 млрд загрузок

За апрель разработчики игр и приложений с офисами в Минске заработали 147 миллионов долларов выручки. Это на 30 миллионов долларов больше, чем в апреле прошлого года, следует из данных аналитической платформы Sensor Tower. Загрузки игр и приложений в прошлом месяце превысили 315 миллионов, а за четыре месяца — больше одного миллиарда. В расчётах учитывались показатели 27 компаний, ежемесячная выручка которых  была выше 5 тысяч долларов.
12 комментариев

Обсуждение

4

белорусский паспорт тоже скам приложение ?

Anonymous
Anonymous Product Marketing Manager в Banuba Development
-4

del

0

Таких хитросделанных нужно сажать за мошенничество. В результате страдают не только пользователи, но и честные разработчики.

owl
owl
4

Это борьба с ветряными мельницами. Пока система позволяет списывать деньги у пользователя таким образом, то обязательно кто нибудь вопользуется. Apple надо менять правила оплаты по подписке, но они, похоже, не хотят.

Андрей Пресняк
Андрей Пресняк Senior QA в SpiralScout
6

Не удивительно, что не хотят)
Эпл получает 30% от потраченных юзверями денег.
А так и деньги получают, и вроде как ни при чём: это не мы такие, это недобросовестные разработчики -- мы с ними боремся всеми силами ))

1

Когда говорят "борьба с ветряными мельницами", имеют ввиду борьбу с техническим прогрессом. Здесь же чистое мошенничество. Чтобы не позволить исполнять вредоносный код, махинации с пользовательским интерфейсам, ревьюверам придется проводить скурпулезное обследование каждого билда. К примеру Firefox уже требует от разработчиков аддонов высылать исходный код приложения и инструкции для билдов https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Mozilla/Add-ons/Source_Code_Submission

owl
owl
4

Чисто ради гуманитарного спора. Борьба с ветряными мельницами никак не соотносится с техническим прогрессом. Дон Кихот небыл луддитом :-)
Сражаться (воевать) с ветряными мельницами - Бороться с воображаемыми врагами; бесцельно тратя силы. https://dic.academic.ru/dic.nsf/proverbs/30762/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F (первая ссылка в гугл, я сней согласен, разве что добавить - бессмысленное занятие не приводящие к успеху.)

1

Тогда конечно да, все сказано верно. Только враг не воображаем, регистрация в App Store не анонимна.

3

аззаза... так большинство мобайл компаний так делает и не только белорусских. Ну давайте поборимся за права потребителей в США(свои то не покупают их).

1

Права потребителей необходимо отстаивать независимо от страны. Это в интересах не только потребителей, но и добросовестных разработчиков. Только ущербные люди пытаются заработать путем обмана, это не означает, что остальные должны втягиваться в эту гонку и поступать также.

2

"У него 66% оценок одна «звезда» и средняя оценка 2.1. (тут и далее данные Appbot)."

как там вообще получилось 2,1?
https://itunes.apple.com/us/app/chatup-text-emoji-to-video/id1407635862

По остальным аппам тоже. Автор походу посчитал оценки с ревеью только, чтобы красиво накинуть:)

Денис Клевитский
Денис Клевитский шеф-редактор в dev.by
-1

Исправили неточность. Спасибо за внимание.

6

Мотивировочная часть у статьи очень слабая - основной аргумент почему эти приложения обман состоит в том, что пользователи жалуются и у приложений низкий рейтинг. Беда в том, что рейтинг посчитан только на основании тех отзывов, в которых есть описание, а он низкий у большинства приложений у которых есть монетизация (т.к. когда пользователь доволен - он почти всегда просто поставит оценку, а когда нет - то полезет писать, как его ограбили). Если не верите - посмотрите рейтинг по оценкам с описанием у Тиндера, Линейки, Бамбл - там меньше, чем 2 звезды везде. Это тоже скам и их надо всех удалить? А эти приложения, между прочим, входят в топ-20 в мире по заработку.

0

Что по остальным аппам тоже? 1.8 рейтинг, таких вообще нужно блокировать пожизненно https://itunes.apple.com/us/app/srch-hidden-objects-game/id1433902579

-3

Лучше посадить сразу и исключить из пвт, чего уж там.

-2

Они еще и члены ПВТ? http://park.by/it/enterprise-458/type-full/

Безусловно исключить, возбудить уголовное дело в отношение руководителей. Иначе это огромный удар по репутации Беларуси.

0
3

а кол-во оценок посмотреть не хотите? я вижу 10шт. - мощнейшая выборка, чтобы делать хоть какой-то вывод. я не удивлюсь если накидывальщики на вентилятор оценок и наставили))

-1

del

7

"По данным Sensor Tower приложение в октябре 2018 года выручило $100 тысяч."

Я бы особо не обольщался. Когда-то ради интереса проверял там свои приложения: даже десятой части не заработал в реальности от того, сколько наанализировал мне Sensor Tower.

1

ага, а еще там не пишут сколько ушло на UA

Anonymous
Anonymous
3

Если есть кнопка, где указано "при нажатии будет активизирована платная подписка" и будет указано сколько денег будет сниматься - почему это скам? Если это не указано - то это скам, почему такие приложения Apple не блокирует?

0

Кажется, анонимный автор, скачал приложение, не отменил подписку и получил смс со списанием)) А теперь все кругом виноваты и все скам))) Возьмите любую другую платную подписку и хоба у вас так же снимут деньги!
Практически все сервисы, которые аноним использует в статье, имеют подписочную модель с триалом)) забудете отменить триал и про них напишете?!)

Статья из разряда - взял кредит в банке, не прочитал договор, а теперь должен в 10 раз больше - банк тогда тоже скам?)

owl
owl
2

Я не считаю нормальным автоматическое продление подписки после триала, как и изменение цены подписки (естественно в сторону повышения) баз предварительного уведомления и подтверждения. И уж совсем дико выглядет ситуация, что удаление приложения не отменяет подписку. Который раз убеждаюсь, продукция apple не для мне, как хорошо что есть альтернатива и о подобных вещах можно не волноваться.

1

Изменение цены на странице подписки - это не факт того, что у пользователей изменились цены действующих подписок. Когда юзер нажимает на кнопку из статьи, то у него появляется окно всех условий самого Apple. Если пользователь с ними соглашается, то нажимает кнопку купить.

Автоматическое продление подписки так или иначе действует в 80% услугах. Например, мобильный оператор. У вас каждый месяц списывают абон.плату. В какой-то момент оператор решает поднять цены и у вас спишут новую. Вы согласие свое уже дали в момент подписания договора. В случаях с мобильными приложениями такой момент - это оплата.

-4

Автор, давайте я вам накину еще приложений с триалами и подписками для внесения в черный список:

Microsoft Office:
https://products.office.com/ru-ru/try

Netflix:
https://www.netflix.com/by/

YouTube:
https://www.youtube.com/premium/

GMail premium:
https://gsuite.google.ru/intl/ru/pricing.html

Яндекс.Плюс
https://plus.yandex.ru/

Первый канал:
https://kino.1tv.ru/subs

Apple Music

Tinder

И еще примерно миллион продуктов. Предлагаю срочно запретить деятельность Microsoft, Google, Yandex и Apple на территории РБ. Все их сайты конечно же внести в черный список. И конечно же необходимо возбудить уголовные дела против Билла Гейтса, Сергея Брина и Аркадия Воложа.

3

вот не надо тут передергивать.
говорится о приложениях, в которых платные подписки завуалированы, обозначены не явно, подписка оформляется за счет невнимательности пользователей и т.д.

0

Прикольно, а я и не знал что премиум ютуба маскируется под бесплатный ютуб...

4

Еще в список можно добавить компанию Playgendary. Тоже Минск и их игра Partymasters (остальные не смотрел)
Запускаешь игру, тискаешь кнопку старт, подписка за 6,96$ в неделю оформлена.
Естественно условия указаны почти прозрачным и мелким шрифтом, в том числе и кнопка закрыть.

2

А почему Gismart и Banuba не добавили? Они ведь тоже продают приложения с подписками со старта. Хотя, наверное, покупка рекламы у Dev.by является иммунитетом от таких разгромных статей.

Не поймите меня неправильно, но забота об американском потребителе и последние несколько статей очень напоминают травлю продуктовых IT компаний. Кому это может быть выгодно? Например тому, кто хочеть сбить тренд на повышение зарплат, заданный продуктовыми компаниями. Конечно, нельзя предлагать подписки, не указав их стоимость и условия. Это как минимум противоречит термсам апстора. Но указание в статье двух других компаний, продукты которых, полностью соответствуют требованиям Apple и законодательству США, наводит на определенные мысли.

0

Справедливости ради, разделите эту вину поровну с:
1) тупыми пользователями, которые не смотрят, что подтверждают
2) хитро*опой Apple, которая не реализовала удобную отписку и автоматическую отписку при удалении приложения.

j-l
j-l Ruby/Rails senior developer в Full Spectrum Systems
0

Нагадала мне AnyTime

-1

Ребята, это рынок цифровых дистрибьюторов. Если по ревью приложение проходит - почему нет? По сути Apple/Google несут определенную функцию регулятора, но безусловно регулятора, заинтересованного в объеме продаж. Я стою за то, что человек не должен основываться на неких допусках в отношении информации о стоимости того или иного продукта. Он должен сам найти ответ, и я уверен, что он в приложении есть. Нет инфы о стоимости - НЕ БЕРИ. Не уверен - НЕ БЕРИ. Голосуй рублем, в конце концов. Все эти штуки со странной монетизацией проходили и в других отраслях. Забыли, как все ходили с минусовыми балансами в сотовой связи, поскольку не было понятно, за что провайдер списывает деньги? Ни у кого дети не влетали с мобильными на деньги в интернете? На мясокомбинате давно были, заглядывали на конвейер? Российское пиво - оно вообще пиво :)? Пакеты в гипермаркетах РЕАЛЬНО бесплатные? Свободная планировка (отсутствие стен) квартир - это плюс, или же мы платим по 1,5 килобаксов за те метры, на которых будут стоять новые стены? Жизнь требует наличия мозгов, иначе швах)) Но можно начать святую войну на чистоту веры, но и Мартин Лютер, говорят, допускал иные, чем догма, варианты...

0

Apple/Google конечно заинтересованы в продажах... но они так же заинтересованы и в как можно меньше объеме жалоб на приложения из их сети. Кроме затрат на разрешение конфликтов еще и репутация страдает.
Поэтому и пытаются по всякому приструнить разрабов.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже