«Команда начинает гнить, как только поделила доли на салфетке». Идеальный электровел за $1500: минский разработчик хочет перевернуть рынок шеринга

18 комментариев
«Команда начинает гнить, как только поделила доли на салфетке». Идеальный электровел за $1500: минский разработчик хочет перевернуть рынок шеринга

Фронтенд-разработчик Герман Прокопенко работал в таких компаниях, как BitTorrent, iFuture, Onde. В последней он «нашёл семью», с которой затем открыл компанию Appearat. Ребята хотят создать «бескомпромиссный» электрический транспорт. Над проектом работают удалённо 15 человек. Финального прототипа ещё нет; по словам команды, это будет «нечто среднее между велосипедом и самокатом». Железо+софт стартап планирует продавать  шеринговым компаниям, которые хотят открыть бизнес в небольших городах, студенческих кампусах.

Герман, расскажи о своём профессиональном опыте. 

Я чистокровный JS-разработчик, самоучка. Свой первый настоящий проект получил после пяти лет приключений на фрилансе и аутстаффинге. Когда  впервые попал в энтерпрайз, не мог понять, почему у одних всё аккуратно и уважительно, а у других беспорядок и мусор. Где вообще грань, которую можно или нельзя переступать. Когда ты работаешь в команде, ты ведь пишешь код не для себя и не для машины, а для того, кто будет его потом читать. В этом смысле я не смог перестроиться. Для меня важна атмосфера, я фанат своего дела. Мне не важно, какого цвета стены в офисе, красивый ли логотип у компании и куда мы поедем на корпоратив. Главное — чтобы меня окружали правильные люди, которые делают правильные вещи. Принципиально не связываюсь с криптовалютами, казино, и не важно, какие деньги мне предлагают. Последнее время работаю только на контрактах в продуктовых компаниях, потому что в продукте почти все — художники, перфекционисты, а в аутсорсе, к сожалению, это редкость. 

Твоя продуктовая история началась с Onde. Как попал в эту компанию? 

Меня зацепил челлендж — изначально код проекта был написан так, что его невозможно было читать, не говоря уже о поддержке и внедрении нового функционала. Проект был непростой, я начинал в качестве наёмного разработчика один, позже собралась команда из четырёх человек. Так я познакомился с Сашей Ждановских и Машей Кузьминой, с которыми потом мы открыли свою компанию. 

В Onde я выбрал нестандартный подход: сначала разработал культуру отношений в команде, а потом этот формат перешёл на код. В итоге проект получился чистым, аккуратным, им можно было гордиться. Мы горели тем, что делали. Чтобы вы понимали, какая у нас была атмосфера, расскажу одну историю. Однажды кто-то из ребят поинтересовался: сможем ли мы добросить бумажный самолётик с нашего балкона до здания напротив (чуть больше 200 метров). Полтора месяца всем отделом мы складывали самолётики, перебрали кучу моделей, — оказывается, там есть физика, и мы в ней разбирались.

А статистика в Git показала, что это был один из самых производительных периодов за всю историю проекта, хотя работали мы не более 6 часов в день, а остальное время ходили на перекуры и запускали самолётики пачками. 

Я убеждён, что атмосфера в коллективе влияет на качество работы, а формализм только мешает. Иногда нашему организму необходимо вырабатывать нужные гормоны, чтобы принимать экстренные решения. А где их взять, если ты целый день сидишь в замкнутой комнате перед монитором? 

А почему ушёл?

Работал я на износ, объём был большой. Овертаймы были постоянно, иногда даже оставался ночевать в офисе. В этом стрессе мы с командой научились держаться друг за друга. Я видел, как мои ребята стараются, работают до потери пульса, уходят обессиленными. По весне, когда меня позвали на ревью зарплаты, была проведена очная ставка. Меня спросили, какой процент проекта делал я, а какой — другие ребята. Я сказал: 50 на 50. Другие ответили так же. К сентябрю я закончил то, что обещал, заявление на увольнение оставил в сообщении к последнему коммиту и ушёл из компании, но не из «семьи», которую встретил в Onde. Я до сих пор считаю, что командный дух важнее, чем все стандарты разработки. 

Когда появилась идея с электрическим транспортом?

В один прекрасный день я купил электросамокат и больше не мог представить, как жил без него раньше. Когда уходил из Onde, у меня уже было много идей насчёт транспорта будущего. Что ещё можно придумать, кроме электросамокатов, для шерингового бизнеса? Велосипед — это хорошо, но он слишком большой, с ним неудобно таскаться по городу. Так начала вырисовываться идея: нужно сделать «нечто среднее» между самокатом и велосипедом. Оказывается, на Kickstarter был такой гибрид, но он не выстрелил. Я начал разбираться почему. Доставка девайса обошлась бы нам дороже его покупки, поэтому мы решили сделать концепт самостоятельно и протестировать. Сначала он казался нам прикольным, фриковым, но потом вскрылись недостатки. Концепт не работает — ок, нужно придумать другой. 

Почему ты считаешь, что твой концепт выстрелит? «Прообраз» же не выстрелил.

Наш анализ рынка показал, что в следующем году рынок шерингового транспорта вырастет на 30%, и ещё 2% городского трафика должны быть закрыты электротранспортом ближайшие 10 лет. Игроков достаточно, но вопрос в качестве и удобстве. Например, в регионах, где работают Bird и Lyft, все ремонтные мастерские завалены самокатами, и это проблема.

Расскажи подробнее о вашей идее.

Мы проектируем велосипед, в котором все механизмы взаимодействия с девайсом и контроллерами продуманы и оптимизированы. Например.

  • Переключатель скоростей интегрирован в планетарную втулку электромотора;
  • Ременной привод для удобства в обслуживании;
  • Седло выполнено из плетеной сетки, которая очень круто адаптируется под форму седалища, не боится дождей и «дышит»;
  • Литые покрышки, для избежания проколов и, опять же, быстрого обслуживания;
  • Гидравлические барабанные тормоза, потому что надёжнее;
  • Вся проводка спрятана в раму во избежание умышленных повреждений;
  • Углеродная рама для меньшего веса и более продолжительной эксплуатации (нужно понимать, что в нашем случае это решение для шеринга, и нельзя сравнивать характеристики нашей рамы с рамами спортивных велосипедов премиального сегмента).

Мы стараемся быть в курсе трендов и укомплектовывать наш велосипед современными решениями. Иногда удаётся найти доступные решения, а иногда приходится разрабатывать свои, как, например, замок блокировки, интегрированный с подножкой. У нас нет отдельного замка, который бы блокировал колесо: пользователь поставил подножку — и колесо заблокировалось автоматически.  

Из всех фишек нашего девайса можно выделить батарею. Сам по себе велосипед «тупой», все необходимые контроллеры и платы находятся в батарее, именно батарея всегда находится в сети. И не важно, установлена она сейчас на велосипеде или на зарядке. Наш клиент всегда знает, где она находится и что с ней происходит. Остальные характеристики не особо выделяются от конкурентов в B2C сегменте от 2 до 2,5 тысяч долларов: ±70км хода, 10Ah емкость и вес ±3кг.

В общем, амбициозность проекта напоминает Tesla, но пока мы не собираемся запускать наш велосипед на орбиту.  

Есть ли готовые примеры транспорта, похожего на то, к чему вы стремитесь? 

Мы смотрим в сторону cafe racer’ов, таких как Super73. Эта модель подкупает своей брутальностью, смотрится как мини-мотоцикл — в рекламной кампании у них был даже подстаканник для бутылки пива и открывашка — но это велосипед, у него нет кнопки газа, он приводится в действие при помощи обычного педалирования.  

Мы хотим сохранить брутальность cafe racer’ов и сделать девайс максимально технологичным, с акцентом на материалы и стиль. 

Вы зарегистрировали компанию под название Appearat. Что оно означает?

Мы год сидели без названия. Занимались только разработкой продукта, времени не было даже задуматься о всех сопутствующих для компании рюшечках. Месяца два назад, когда появились первые наёмные сотрудники, стал вопрос о регистрации компании, а для этого нужно название. Хотелось отразить атмосферу нашей команды. Мы перебирали вариант за вариантом, но всё было не то. Как-то раз в баре мы угарали по волшебной палочке от компании Apple/Samsung/Xiaomi. Я вспомнил про магию перемещения из фильма о Гарри Поттере — Трансгрессия. Но это в русской адаптации, а в оригинале писательница Дж. К. Роулинг изобрела слово — Apparition. От него мы и оттолкнулись: и app, и eppear, и направление, и даже две пасхалки. Да и даже просто весело звучит:

— Ребят, что вы пилите?

— АППАРАТ!)

Расскажи о команде. 

Часть команды — коллеги из предыдущего места работы, часть — наши друзья. Есть инженеры из авиации, программисты, бизнес-аналитики, финансисты. Почти у всех есть основная работа, поэтому собираемся по вечерам в кафе и обсуждаем вопросы по проекту. Большую часть общих решений уже приняли, и сейчас начинаем делиться на более мелкие команды, где взаимодействуют по два-три человека. Мы забыли, что такое выходные, и это хорошо. Кто-то занимаемся бизнес-анализом, кто-то строит и документирует процессы в UML, разбирается со структурным анализом, помогает решать финансовые вопросы, коммуницирует с конструкторами, дизайнерами и пр. У всех есть сфера ответственности. 

JS Engineer Александр Ждановских, Financial Analyst Юрий Мартусевич, Product Designer Мария Кузьмина, JS Engineer и идейный вдохновитель Герман Прокопенко 

JS Engineer Александр Ждановских, Financial Analyst Юрий Мартусевич, Product Designer Мария Кузьмина, JS Engineer и идейный вдохновитель Герман Прокопенко 

А доля в проекте у них тоже есть?

Мне кажется, что стартапы, которые на салфетке расписывают доли, мыслят старыми категориями. Они ведь не знают, что будет завтра. Что случится с ПВТ через два года? Вдруг биткоин упадёт? А может, всемирной паутины вообще не будет и завтра придёт чебурнет? Те прогнозы, что делают сегодня, — это смех. Кто мог предсказать, что фото с масками MSQRD опубликует Кара Делевинь, у которой 50 млн подписчиков в Instagram? Может, сидели маркетолог с аналитиком и размышляли: «Рианна? Или Кара? У кого больше подписчиков?».

Всё, о чем мы договорились — это ожидания от проекта каждого из нас через год, три года и пять лет.

Мы семья, и мы должны уважать интересы каждого без салфетки с долями.

Здоровые отношения в команде — и есть наш прогноз. Если команда готова к тому, что о ней напишет Кара Делевинь, тогда, по-моему, всё в порядке. Но если не напишет, то ок. Завтра это сделает Рианна. Возможно, мы поймём, что делать велосипеды — это плохая идея, тогда переключимся, допустим, на контроллеры для PlayStation. 

История про уважение «без салфеток с долями» звучит утопически. 

Почти. Вообще-то мы умеем считать деньги, в команде есть человек для этого с большим опытом.

Но этот проект не для денег, он для изменения среды, в которой мы живём.

Деньги — это всего лишь средство для достижения цели. Зачем их делить, если мы ещё ничего не заработали? Да, мы строим компанию, бизнес, но для нас в приоритете тот организм, который существует за этим бизнесом, — команда. Если бы мы хотели денег, мы бы пошли пилить проект с выходом на ICO. За полгода бы сделали и — камон, здравствуйте, Канары! 

На какой вы сейчас стадии? 

Бизнес-модель уже посчитана, архитектура написана, первые наброски уже готовы.

Сейчас нам нужно проработать все возможные критические ситуации. Например, ты едешь на велосипеде, и у тебя резко пропадает мобильная связь — забыл оплатить или не ловит сеть. Обычно в таких случаях срабатывает сигнализация. Если мы создаём идеальный, бескомпромиссный транспорт, нам нужно дать максимально комфортные условия для любого пользователя, кем бы он ни был, — велосипедист, обслуживающий персонал или диспетчер. 

Почему вы не хотите разрабатывать просто ПО для мониторинга и контроля шерингового транспорта?  

То, чего не видно, не существует. Велосипед видно, а какая там программа под капотом — да плевать. Когда ты покупаешь iPhone, у тебя сразу установлена операционная система. Если мы выпускаем только софт, мы превращаемся в такую же компанию, как и сотни других, которые не могут очень быстро запилить нужную функцию из-за ограничений железа, а значит, мы теряем преимущество. Нашему клиенту нужно всё сразу, чтобы он мог масштабироваться без лишних телодвижений.

А кто ваш клиент? 

Компании, которые хотят запустить шеринговый бизнес. Сейчас для этого им нужно купить софт или написать свой, договориться с производителем самокатов или велосипедов, юридически всё согласовать, найти команду и пр. А мы хотим упаковать всё это в одну коробку: предоставлять им сразу и железо, и софт, и саппорт. У нас будет два клиентских приложения: веб-версия для администрирования и мобильная для пользователей и тех, кто хочет подработать, заряжая батареи. Мы хотим дать клиенту не просто способ зарабатывания денег, а способ масштабирования. 

Где планируете выпускать велосипеды?

Мы познакомились с могилёвским заводом (пока нас просили не озвучивать название предприятия), который выпускает яхты и катера из нужного нам материала — углерода. С его помощью можно уменьшить вес транспорта, а в нашем случае это очень важно. Достижение для трекового велосипеда — 7 кг, и это карбановая рама. Обычный городского типа велосипед весит 15 кг, а те, что предназначены для шеринга, вообще 15-21 кг, электрические — все 30+. Мы планируем делать рамы из углерода, возможно, в Могилёве. Мелкоузловую сборку можно делать в Китае, но крупноузловую — уже в Беларуси. На аутсорсинг полностью производство выносить нельзя. 

Вы готовы дать рынку сразу большие партии? 

При перенасыщении рынка частота использования велосипедов не возрастает, а только падает. Мы не собираемся лезть на лондонский рынок — там будет тяжело конкурировать с глобалистами — теми же Bird, Jump. Они могут в любой момент выбросить на рынок сотни, тысячи велосипедов и самокатов (на их страх и риск, конечно). Мы маленькие — это наше преимущество, мы шустрее больших компаний. Мы планируем заниматься местечковыми районами вблизи больших городов: например, кампусы университетов, парки. Первые партии планируем начать с нескольких сотен единиц и с поставкой до полугода. 

Инвестиции вам нужны?

Зачем, если можно сразу договориться с клиентом и продавать?

Если не хватает своих ресурсов, значит, что-то не так с бизнес-моделью или командой. Есть много проектов, которые просто накачивают деньгами, и кое-что из этого выстреливает, но давайте посмотрим, сколько схлопывается.

Сколько будет стоить ваш велосипед? 

Мы планируем влезть в сегмент до 1500 долларов за единицу. По нашим расчётам, период окупаемости должен составить менее сезона. 

Когда выйдете на рынок?

Это небыстрый процесс. Обычно на проработку одной хорошей модели велосипеда уходит до 2-3 лет. Мы готовы к тому, что проект будет пилиться не полгода и не год. Мы просто знаем, к какой цели идём. 

Какие сроки ставите?

В следующем сезоне хотим запустить 2-3 клиента. Но мы ставим себе качество продукта, в шеринговом транспорте это важно. Иначе можно влететь в минус.

Дедлайны тоже важны. 

Вы мыслите старыми категориями, рынку нужно решение, которое поменяет целую индустрию. Если решение работает — оно актуально.

Так новое решение может появиться раньше, чем вы выйдете на рынок.  

Это риски. Мы строим свою работу так, чтобы в любой момент сменить курс.

Т.е., если появится сильный игрок, вы готовы будете отказаться от электрического велосипеда и начать делать что-то другое?

По-моему, это нормально для стартапа. Наша цель — построить компанию, а не допилить какой-то велосипед. Хотим сделать полезный продукт нашей командой. Нет команды — нет результата. Если ты ставишь своей целью сделать стартап, грошь тебе цена, добро пожаловать к плану на салфетке. Мне кажется, компания начинает гнить с того момента, как люди расписали и поделили доли. У кого-то определённо есть вторая салфетка, где совсем другие цифры, — это легко подделать.

Какие планы на будущее?

Для начала хотелось бы выпустить продукт. Но это всего лишь вопрос времени. А если говорить о долгосрочных планах, мы бы хотели двигаться к driven automation. Это ведь круто, когда транспорт может приехать на зарядку сам. Компания Segway уже эту тему прорабатывает. А мы продумываем вопрос разметки данных нашими райдерами.

Представьте ситуацию: 2023 год, Uber выпустила автопилоты, каждая вторая машина пилотируемая, аварий меньше, всё замечательно, и тут они думают: а давайте автоматизировать велосипеды. Чтобы обучить алгоритм, нужны данные. Велосипеды едут по велодорожкам, тротуарам, здесь совершенно другая разметка, вокруг — люди, они не только перебегают дорогу, но ещё и идут по ней. Где данные брать? У нас!

По теме
Все материалы по теме

Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Uber и «Яндекс.Такси» не смогут работать в Беларуси из-за новых правил игры?
Uber и «Яндекс.Такси» не смогут работать в Беларуси из-за новых правил игры?
Uber и «Яндекс.Такси» не смогут работать в Беларуси из-за новых правил игры?
2 комментария
Ограничен доступ к сайту BYSOL и интернет-ресурсам благотворительных фондов
Ограничен доступ к сайту BYSOL и интернет-ресурсам благотворительных фондов
Ограничен доступ к сайту BYSOL и интернет-ресурсам благотворительных фондов
Две мобильные игры белорусов попали в топ-10 самых популярных в мире
Две мобильные игры белорусов попали в топ-10 самых популярных в мире
Две мобильные игры белорусов попали в топ-10 самых популярных в мире
«Лаборатория Касперского» обнаружила в Беларуси почти 3,5 тысячи скамерских ресурсов
«Лаборатория Касперского» обнаружила в Беларуси почти 3,5 тысячи скамерских ресурсов
«Лаборатория Касперского» обнаружила в Беларуси почти 3,5 тысячи скамерских ресурсов

Обсуждение

7

То чувство, когда фраза "не надо изобретать велосипед" - лучшее, что ты можешь посоветовать герою статьи. Удивительно, как с такими "розовыми очками" он вообще живёт

0

Опоздали с автоматизацией велосипедов :-)
https://youtu.be/LSZPNwZex9s

3

No, this is not a real self-driving bicycle by Google. https://factcheck.afp.com/no-not-real-self-driving-bicycle-google
Так что до опоздание еще далеко :-)
Здорово что такие проекты возникают. Шансов, конечно, немного так как без поддержки государства велошеринг (тем более электро) и так на грани убыточности . Но может в процессе разработки/внедрения возникнут идеии в других направлениях кроме шеринга.

1

Компании, которые хотят запустить шеринговый бизнес? Свой софт? А если с помощью вашего софта угонят самокато-велосипеды - вы несете ответственность?

8

Чистокровный JS-разработчик - это когда по линиям обоих родителей до третьего поколения все кодили только на JS? Тогда почему самоучка? Или он чистокровный самоучка с примесью JS-разработчика?

2

В универе конкретно джаваскрипту не учили, всё сам, всё сам.

12

> хотя работали мы не более 6 часов в день, а остальное время ходили на перекуры и запускали самолётики пачками.

> Работал я на износ, объём был большой. Овертаймы были постоянно, иногда даже оставался ночевать в офисе. В этом стрессе мы с командой научились держаться друг за друга. Я видел, как мои ребята стараются, работают до потери пульса, уходят обессиленными.

Ясно. Понятно.

Ну и вот это ещё:

> То, чего не видно, не существует.

13

Вся эта утопия хороша пока бесплатно собираются в кафе и брейнстормят, показывают друг другу вечерние эскизы и просто грезят изменениям мира.

А вот когда всё перейдёт в стадию бизнес-планов дальше "ну чот наверное 1,5к за электровел, да за год окупится, на каких-то кампусах, ну вот какой-то там завод в Могилёве, а может в Китае чего закажем", то реальность окажется куда менее ламповой.

Тем не менее всё равно это будет определённый опыт, чего нет.

George Kachanouski
George Kachanouski HR в ООО Ямото Самокато
9

Герман, Привет, я Георгий CEO ScootAPI (Samokato.app)

Мы занимаемся софтом для шеринга электросамокатов, уже есть клиенты.

Предлагаю запартнерится, у нас готовая платформа для шеринга и есть клиенты которые спрашивают у нас что им купить для шеринга!

Мы поможем вам продавать велики и ускорим производство, за счет готового софта!

Напиши мне пожалуйста в FB https://www.facebook.com/george.kachanouski

Удачи!

Я уверен что производство электротранспорта в Европе имеет преимущества перед производством в Китае!

-1

ОГО ГО, Герман! Силен-Гусь! Завернул красиво. Удачи с проектом!

Артем Кулик
Артем Кулик Java Tech Lead в GreyLoud
0

Лысый на девбае! Помню ты ещё на старте рассказывал о теме:) удачи вам, береги Саню там и Масю)

5

> выпускает яхты и катера из нужного нам материала — углерода. С его помощью можно уменьшить вес транспорта, а в нашем случае это очень важно. Достижение для трекового велосипеда — 7 кг, и это карбановая рама. Обычный городского типа велосипед весит 15 кг, а те, что предназначены для шеринга, вообще 15-21 кг, электрические — все 30+.

Как же ребята удивятся, когда узнают, что карбоновая рама стандартного велосипеда (не будем вдаваться в шоссейный/горный) весит +-1000 грамм. Алюминиевая рама весит +-1500 грамм. Стальная +-2400 грамм.
Т.е. удельный вес рамы в велосипеде около 10%. Интересно, зачем все эти влажные фантизии про "могилёвский углерод", если это поможет даже в рамках антивандальной прокатной рамы сэкономить до килограмма? Но антивандальность в случае с карбоновой рамой, которая хороша до тех пор, пока ты не начал точечно бить, - это повод для отдельной шутки.

0

Я очень сильно удивлюсь, если в Могилеве действительно делают яхты из карбона, а не из стеклопластика все же, я б даже на экскурсию сходил. Одна яхта, если мы не про класс Оптимист говорим, будет стоить от нескольких десятков тыс. долларов, до сотен тыс. и больше. На минском море я таких не видел, ну очень специфическая штука для яхтенных гонщиков, а не просто яхтсменов. Делать же из углерода прокатные велосипеды, действительно очень сомнительная идея, как с точки зрения стоимости производства так и срока жизни, хорошо если каждый экземпляр переживет хотя бы месяц.

-3

Приятно слышать, что у нас в РБ, не только софт пилят, но еще и устройства, пусть даже самокато - велики...

2

Герман, я никому не расскажу, что послужило прототипом

1

Вообще-то все мировые шеринг компании работают в направлении удешевления самих самокатов и повышения срока службы в тяжёлых условиях. А здесь ребята пошли по пути повышения комфорта. Мне кажется это будет актуально лет через десять только. Сейчас решает цена.

2

А кроссы так и не вернули)))

Sergei A. Chernooki
Sergei A. Chernooki R&D Engineer в BelitSoft
0

Сделайте кнопку "завершение поездки" на самом велосипеде, а не в приложении, и будет вам счастье.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже