AR-фичи в действии. Как и чем нам расширяют умвельт

Inside-AR
18 июня 2019, 09:22
Что такое партнёрский материал?

Нейробиолог и популяризатор наук Дэвид Иглмен, известный как автор книг вроде «Мозг: ваша личная история» и консультант сериала «Мир Дикого Запада», часто говорит о том, что в будущем мы сможем создавать новые чувства и расширять свой умвельт.

Умвельтом называют срез мира, который каждая особь формирует чувствами из набора, предоставленного эволюцией. Например, у землекопа, нос которого оснащен 25 тысячами сенсорных рецепторов, или птиц, способных чувствовать магнитные поля, умвельт значительно отличается от нашего. Прогнозируется, что человеческий умвельт будет расширяться за счёт прогресса в носибельной электронике, а его составляющие серьёзно поменяет развитие дополненной реальности.

Для тех, кто не любит читать мануалы

Попытки сформировать дополненную реальность начались в конце 1960-х. Первым шагом к ней стали головные дисплеи, придуманные командой под руководством Айвена Сазерленда, за которым закрепилось звание отца компьютерной графики.

Дисплей назвали «Дамоклов меч» ввиду большого веса и сложности в управлении. Сначала устройство соединяли со свисающей с потолка паукообразной механической рукой, затем закрепляли в нём голову пользователя, и выводили ему на стереоскопический дисплей результат программы, который изменялся в зависимости от движений головы пользователя. Результат этих экспериментов был представлен на компьютерной конференции в 1968 году: в научной статье говорилось, что пользователи отмечали реальность предоставляемых изображений.

Тогда термина «дополненная реальность» ещё не было — его для описания цифрового дисплея, используемого пилотами, придумал в 1992-м инженер Boeing Том Каудэлл. В следующие пару лет разработки в сфере дополненной реальности сфокусировались на решении задач навигации — в 1993 году была придумана система для ориентирования в пространстве людей с проблемами зрения, а в 1997-м — MARS для навигации туристов.

В это же время исследовательская группа из госпиталя университета Северной Каролины провела эксперимент со сканированием живота беременной женщины ультразвуковым сенсором, последующей генерацией 3D-изображения плода и трансляцией этого изображения на дисплей, закреплённый на голове врача.

Медицинское освоение дополненной реальности стало самым активным — очень скоро группа из Массачусетского технологического института смоделировала операцию на груди, в которой виртуальные объекты помогали определить расположение опухоли и навигацию иголки на пути к ней.

Последней знаковой разработкой 1990-х стал ARToolKit — библиотека для разработки AR-приложений с открытым кодом, разработанная Хироказу Като из университета Нары. Благодаря ему, в 2009-м AR стала доступной для интернет-браузеров.

Последней знаковой разработкой 1990-х стал ARToolKit — библиотека для разработки AR-приложений с открытым кодом, разработанная Хироказу Като из университета Нары. Благодаря ему, в 2009-м AR стала доступной для интернет-браузеров.

Когда стало понятно, что AR хорошо подходит для аннотации объектов в режиме реального времени, в Европейском центре исследований компьютерной индустрии придумали AR-систему, в которой пользователь указывал на части модели двигателя и получал их название.

В 2012 году Audi выпустила приложение для водителей, которые не любят читать мануалы: чтобы получить детальную информацию об интересующей части автомобиля, им достаточно навести на неё смартфон. Через год Volkswagen анонсировал MARTA — мануал для механиков по починке сложных инновационных двигателей.

В 2014-м Google представил Google Glass как альтернативу смартфону, который нужно доставать из кармана и проверять при каждой новой вибрации. Очки были нацелены отфильтровать одну из главных примет времени — информационный шум, и оценить, достойно ли сообщение или звонок внимания. Однако очки стали проводником этого шума — с неудобным интерфейсом, высокой ценой в $1500 и слабой батареей. Разработка провалилась коммерчески, потому что пользователи не совсем поняли, зачем им нужен этот девайс, несмотря на его киберпанковский вид.

В 2016 году Microsoft представила HoloLens — своего рода микс эволюционировавших Google Glass и шлема Oculus Rift. Эти очки дополнительной реальности помогают создавать голографические изображения приложений, игр и видеозвонков. Их используют в обучении анатомии, игре в Minecraft, планировании космических полётов и хирургических операциях.

Команда докторов из госпиталя Мадрида использовала HoloLens для визуализации МРТ-сканов и радиографической информации во время операции по удалению мышечной опухоли. Это позволило сократить время на операцию почти в два раза.

Приятный капитализм с довольными пациентами и эффективной коммуникацией

Дополненная реальность развивается вместе с разработками в области компьютерного зрения и машинного обучения. AR будет только укрепляться в обучении, медицине, потреблении, навигации, коммуникации и развлечениях — проще говоря, в повседневной жизни.

Обучение

Уже упомянутый HoloLens используют и для обучения американских солдат на новых военных базах, и на курсах по анатомии — например, в больнице Кливленда. Крупнейший в мире ритейлер Walmart внедряет AR, чтобы сотрудники научились пользоваться новым оборудованием до того, как оно появится в магазинах. Scope AR позволяет конвертировать схемы и мануалы в 3D-инструкции, позволяющие пользователю справиться с определенным заданием без предварительного обучения навыкам.

Медицина

В 2018 году Google презентовал микроскоп, который показывает патологу участок ткани, на котором прогнозируется возникновение метастазов. Siemens предлагает AR-систему для показа снимков УЗИ во время лапароскопических операций, позволяющих свести к минимуму потери ткани. AccuVein — бесконтактная система подсвечивания вен — позволяет сократить статистически высокую вероятность первого промаха при уколе в вену в 3,5 раза. Всё это улучшает диагностику и качество жизни пациентов и врачей.

Потребление

AR, как и многие другие технологии, делают капитализм приятнее: с помощью дополненной реальности можно подбирать прическу, макияж, новую пару обуви и уход за кожей. Olay в Olay Skin Advisor и L’Oreal в Modiface используют данные о людях в разных этнических и возрастных группах на фотографиях, сделанных при разных условиях освещения и ракурсе смартфона, чтобы предложить пользователю программу персонализированного ухода за кожей. С Sephora Visual Artist можно увидеть, как будут выглядеть на вас тени с помадой, а с Matrix — волосы нового цвета. Понять, идёт ли вам понравившаяся модель очков можно с Virtual Mirror от RayBan, а кроссовки — с Nike или WannaKicks. Может быть, использование AR сможет стать важным шагом на пути к более осознанному потреблению.

Развлечения

Запуск Pokemon Go и возможность обнаружения Пикачу на соседней скамейке были встречены с большим энтузиазмом. AR помогает делать игровой опыт пользователя всё более интересным и многомерным — например, с новыми моделями шлемов Vive и Oculus.

Навигация

Одна из первых задач, для которой использовалась дополненная реальность, — это ориентирование на местности, и она остается актуальной до сих пор. Например, для беспилотного вождения на хайвеях и визуализации среды с перспективы двигателя в случае с NVIDIA Drive, или WayRay — AR-интерфейсом, который позволяет видеть во время поездки на машин не только элементы навигации, но и городские достопримечательности.

Коммуникация

Стартапы вроде Spatial и Mimesys позволяют сделать видеоконференции более эффективными и обмениваться идеями в 3D виртуальном пространстве. AR-фичи также планируют добавить в самый активно используемый мессенджер в мире WeChat.

Но самые интересные разработки в этой области, которые изменят само определение коммуникации, — это аватары, которые будут выглядеть, двигаться и звучать как люди, чьим виртуальным слепком они являются. Это один из амбициозных проектов Facebook Reality Labs и, по мнению разработчиков, использование аватаров позволит повысить эффективность коммуникации в разы. Например, аватар сможет вместо вас посетить встречу, добраться до которой не позволяют обстоятельства или слишком большое расстояние.

ARгумент или зашквAR?

Если верить прогнозам компании IDC, мировой рост продаж AR и VR в 2019 году вырастет на 70%. Энтузиасты дополненной реальности вроде Мишеля Абраша, ведущего учёного Oculus, считают, что AR-очки заменят смартфон и станут основным повседневным гаджетом человека через 5 лет. В своей презентации на крупной конференции по VR-разработке Oculus Connect 5 он даже озвучил их основные характеристики: вес не больше 70 граммов, принятие обществом и рассеивание не более 500 милливатт энергии. Доступ к рабочему месту и контактам из любой локации, усиление восприятия, памяти и познания, а также возможность иметь с помощью AR-очков специализированного персонального ассистента выглядят универсально привлекательными.

Конечно, прогноз Абраша может оказаться и неверным — примерно, как прогнозы Эрика Шмидта об ИИ, который пройдет тест Тьюринга (каждый раз срок сдвигается на следующие 5 лет). Однако одно ясно точно: AR делает наш умвельт интереснее уже сейчас, и познавать его очень увлекательно.

Материалы рубрики Inside-AR создаются в партнёрстве с компанией Banuba Development
Что такое партнёрский материал?
Обсуждение