Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

«Стараюсь переключать внимание инвесторов с себя на слайды». Artyline превращает скетчи в макеты — это должно помочь дизайнерам и PM

Оставить комментарий
«Стараюсь переключать внимание инвесторов с себя на слайды». Artyline превращает скетчи в макеты — это должно помочь дизайнерам и PM

Елена Малютина создаёт инструмент для проектных/продуктовых менеджеров и UX-дизайнеров Artyline, который помогает превращать карандашные скетчи в макеты. Приложение выиграло Venture Day Minsk 2019. 

Лена, у тебя техническое образование, ты могла бы работать в крупной компании и получать приличную зарплату. Зачем тебе головная боль в виде стартапа? 

После университета я работала программистом, поначалу на «плюсах», потом подвернулись проекты на front-end. В 2013 году мой муж отправился во Францию получать PhD, и мы всей семьёй переехали к нему. Это было время больших перемен: я поняла, что не хочу работать программистом, меня заинтересовала другая область — Human-Computer Interaction (HCI) и UX-проектирование интерактивных систем. Чем больше я погружалась в эти направления, тем лучше видела и понимала боли, с которыми живут проектировщики интерфейсов:

  • Жёсткие ограничения по времени и бюджету;
  • Большое количество рутинных операций.

В тот момент мой технический бэкграунд помог мне осознать, что часть этих задач можно автоматизировать. Так в моей голове начала зарождаться идея инструмента для создания готовых дизайн-макетов на основе бумажных скетчей. Artyline — это мобильное приложение для быстрой конвертации бумажного эскиза в функциональный прототип с помощью компьютерного зрения. Можно быстро конвертировать карандашные наброски в другие форматы, редактировать уже в дизайн-макете, делиться им с другими пользователями. В новой версии (планируем в декабре) будет возможность выбрать стиль макета или загрузить свой. 

До Artyline ведь был ещё Skillsprice — сервис для определения рейта разработчика-фрилансера. Что-то пошло не так?

Это проект моего мужа, с которым я ему помогала. Во Франции мы столкнулись с достаточно серьёзной антимиграционной политикой. Старшего сына не брали в детский сад, вопрос с моим трудоустройством даже не рассматривался, потому что вид на жительство обещали выдать через месяц после приезда, однако к моменту нашего отъезда назад в Минск — через год — всё ещё не выдали. Фриланс был нашим спасением, мы вместе подрабатывали на UpWork, но при этом не всегда понимали, какие рейты выставлять с учётом технологического стека и опыта. Skillsprice стал логичным продолжением.

Спустя год, в 2015-м, мы поняли: чтобы этот проект окупался, в него нужно вбросить много ресурсов, а мы на это были не готовы. Но и по сей день он живой, мы не закрывали сервис. Периодически смотрим аналитику — оказывается, есть постоянные пользователи.

Тем временем ты решила направить ресурсы в другой проект.

Я проверила гипотезы, которые у меня были, провела исследование рынка и убедилась, что потребность в таком решении есть, люди готовы за него платить. Начала собирать команду в Минске. C некоторыми ребятами я раньше так или иначе пересекалась, но понятия не имела, как эти люди сработаются. Поэтому мы решили посмотреть, что из этого получится, и отправились на хакатон в поезде Minsk-Riga Startup Train. Это была своего рода проверка для нас, и мы её прошли. 

«Такого инструмента не хватает для быстрой коммуникации в командах»

Как Artyline конвертирует бумажные скетчи в готовые дизайн-макеты?

Для этого мы используем компьютерное зрение. Ты просто наводишь камеру телефона на отрисованный скетч и в дополненной реальности видишь свой дизайн-макет. Алгоритм распознаёт каждый элемент на бумаге — картинку, кнопку, заголовок — автоматически выставляет правильное расстояние между ними с учётом гайдлайнов iOS/Android. После этого приложение заменяет распознанные объекты на реальные картинки и накладывает на фотографию шаблон со стилем. Мы получаем готовый дизайн-макет и нативный код, которые стараемся конвертировать в огромное количество форматов, в том числе те, что используют большинство дизайн-тулов — Sketch, InVision и пр.  

Где вы брали данные для тренировки нейросети?

Нашу нейросеть нужно кормить не просто большими, а огромными объёмами данных — десятками тысяч скетчей. Почему нельзя просто сфотографировать несколько скетчей и получить данные для нейронки? Потому что у каждого человека уникальный стиль рисования, и нейронная сеть должна распознавать объекты независимо от индивидуального стиля. Мы использовали всевозможные способы, чтобы собрать датасет. Просили людей на конференциях нарисовать скетчи, привлекали ребят из других стран. 

Кто ваши пользователи?

Основная аудитория — это UX-проектировщики. Есть и дополнительные сегменты: мы исследовали рынок и поняли, что и продуктовые менеджеры часто рисуют скетчи, чтобы быстро визуализировать свои мысли и донести их до заказчика или команды. Это хороший канал, потому что рынок тулов для продактов значительно меньше, чем для UX-дизайнеров. В этом случае не мы к аудитории пришли, а она к нам. Уже есть первые платящие пользователи. Модель монетизации у нас Freemium Business — в народе называется «подписка». Стоимость PRO-Plan — $18 в месяц. Также я веду переговоры с несколькими иностранными фирмами, чтобы внедрить наш продукт в их рабочий процесс. Получается с переменным успехом. 

Им точно нужен инструмент для перевода бумажных скетчей и дизайн-макеты? 

Один из частых вопросов, который мне задают люди без опыта проектирования интерфейсов, — неужели кто-то ещё пользуется скетчами? Отвечаю: пользуется. Бумага, карандаш — это самые простые инструменты, которые позволяют быстро визуализировать и донести до окружающих свою идею. Когда мы проектируем с помощью различных тулов на компьютере, наше внимание непроизвольно расфокусируется на функционал самого инструмента.

Бумага же позволяет «вылить» весь творческий замысел: ты не отвлекаешься на сообщение в Telegram, на случайно выбранную курсором «не ту» толщину линии — проектируешь быстро и грязно, чтобы понять, подходит ли нам этот концепт. Если нет, идём дальше. 

Нам кажется, такого инструмента не хватает для быстрой коммуникации в командах. 

Есть ли у инструмента конкуренты на рынке?

По сути, мы конкурируем со всеми дизайн-тулами. Однако предлагаем максимально естественный и нативный для человека workflow. Microsoft делает нечто похожее — sketch to code веб-приложение, но его фокус не на дизайн-макетах. 

«Ребята говорят: «Это Лена — моя CEO»

Какой экспертизы тебе не хватало, когда ты погрузилась в стартап-рутину?

У меня было техническое понимание, как наше приложение будет работать, и хорошее знание доменной области. Но, как оказалось, этого недостаточно. Один из важных моментов, который пришлось прокачивать — лидерские качества. Мой хороший друг по этому поводу привёл интересный пример. Он занимался спортом, и однажды к ним в секцию пригласили олимпийского чемпиона. Так вот: по его внешнему виду сразу было понятно, сколько он впахивал, чтобы получить медаль. В нашей сфере всё не так: общаясь с фаундером миллионной компании, ты не можешь сходу «невооружённым глазом» оценить, как он этого достиг.

Нельзя взять и сказать себе: «Так, а сегодня я 30 раз правильно поздороваюсь с людьми». Это не сделает из тебя лидера. Такой подход работает в спорте, но не в бизнесе. Здесь твои качества проявляются в мелочах. Нужно изначально создать плодотворную атмосферу, пусть люди знают и чувствуют, что ты заинтересован в их успехе, росте, искренне радуешься их даже крохотным шажкам, показываешь, что ты на их стороне, чтобы они не боялись промахов и хотели делиться результатами. Важно, чтобы ребята в команде чувствовали заботу и доверие, принятие их как специалистов и как людей. Нужно уметь распознавать незначительные проблемы команды, игнорирование которых может привести к разрушительным последствиям. Использовать юмор как инструмент. Умение в серьёзных спорах умерить пыл обеих сторон, создать условия для благополучного решения конфликта и помочь осознать, что это норма, определять, где спор профессиональный, а где личный под вывеской профессионального. 

Есть еще одна важная штука — о ней я узнала из общения с ребятами, которых менеджит женщина. Удивительно, но порядка 80 процентов из них говорят, что «всё бы хорошо, если бы она не орала и не обижалась без объективных причин». Я для себя интерпретировала это так: в оценке ситуации нужно всегда абстрагироваться от эмоций и максимально просто и понятно формулировать своё видение.

Мои ребята в обществе других людей говорят: «Это Лена — моя CEO». Для меня это своего рода индикатор доверия. 

Расскажи про команду.  

У нас в команде сейчас три человека, два из них — кофаундеры. Роли у нас поделены достаточно жёстко. Мы постоянно делимся тем, что происходит в зоне ответственности каждого из нас. Я не пишу код и не тренирую нейронные сети, потому что понимаю: если буду в это встревать глубоко, то буду крайне неэффективна. Да, я обсуждаю с ребятами технические детали, могу прочитать код, понять, о чём там речь, но вмешиваться не стану. Ребята явно лучше меня шарят в этом. 

Это не мешает мне иногда провоцировать ребят на дискуссию: «Да ладно, ты серьёзно?». Они с жаром объясняют, почему выбрали то или иное решение, и мы вместе начинаем его лучше понимать. А вот компромиссы мы не любим: компромисс подразумевает, что не выиграла ни одна из сторон. А поскольку мы все на одной стороне, наша задача договориться и остаться в выигрыше. Например, я говорю, что нужно три фичи внедрить в полном объёме за ΔT время. Команда предлагает: либо три, но не в полном объёме, либо одну за это время. Вариант «три, но не в полном объёме» — это компромисс, и это решение самое плохое: пользователи не удовлетворены, ни одна из фичей не сделана полностью. В итоге в таких ситуация мы выбираем вариант — одну фичу полностью.

Это скорее с пользователями можно искать компромисс, и это целое искусство. Допустим, пользователь пишет, что ему нужна определённая фича. При этом бэклог перегружен суперважными для всех тасками. Нам важно грамотно ответить пользователю: поблагодарить его, увеличить его лояльность, например, промо-кодом к PRO-плану, и сообщить, что данная таска поставлена в бэклог. Далее проанализировать, насколько она вообще применима к другим пользователям, приоритезировать её.

«Если девушка-стартапер использует отвлекающие сигналы, значит, наверное, с презентацией не всё ок»

Как не выгорать, строя стартап и дом? 

Изначально мне было сложно находить баланс между семьёй — стройкой дома, двумя детьми — и стартапом. В какой-то момент я поняла, что нужно выработать определённые правила, иногда жёсткие. Если что-то идёт не совсем так, я знаю: у меня есть команда, которая поддержит. Были ситуации, когда ребята говорили: «Лена, мы всё понимаем, иди, берём всё на себя». Аналогично и в семье — мои родные понимают, что мама занимается своими вопросами, и это для всей семьи важно. Чтобы не было перекосов в какую-то из сторон, нужно помогать друг другу. Но и без качелей (семья-работа) мне было бы сложнее — глаз замыливается. Поэтому регулярное переключение даже полезно. 

Дарья Мински отмечала в индустрии «предубеждения»: «Не помню случаев, чтобы в Беларуси инвестировали в стартапы с женщинами-кофаундерами, женщинами лидерами». Кроме того, «женщины-предприниматели часто не знают: вот этот инвестор хочет с тобой просто потусить или у него реальные инвест-намерения». Ты замечала особое отношение со стороны инвесторов?

Об этом лучше спросить у инвесторов. Во время своих питчей я стараюсь минимизировать гендерный аспект и переключать фокус с себя на слайды, цифры.

Моя задача — чтобы внимание инвесторов цеплялось за метрики стартапа. Понятно, что, если будет яркий макияж, красные туфли, платье выше колена, то внимание непроизвольно расфокусируется. Так работает наш мозг — это чистый UX.

К тому же, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что инвестор — человек умный, и он понимает: если девушка-стартапер использует отвлекающие сигналы, значит, наверное, с презентацией не всё ок. Я стараюсь придерживаться нейтральных тонов, никакой вызывающей  одежды или помады — боюсь отвлечь внимание. 

Однако здесь есть и обратная сторона. Допустим, перед инвесторами выступает 40 стартапов, из них 35 — фаундеры-мужчины, 5 — женщины. Так или иначе, наш мозг непроизвольно группирует элементы со сходными свойствами. И фактически эти 5 стартапов, в которых СЕО будут женщины, имеют больший шанс, что их выделят и запомнят. При условии, конечно, что их проекты того стоят. 

По теме
Все материалы по теме
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
Блокчейн-стартап DEIP больше двух месяцев не платит зарплату сотрудникам. Об этом dev.by рассказали несколько человек из компании: «официальная причина — стартап неправильно распорядился финансовыми ресурсами и денег нет. Подробностей не знаем». Сотрудникам сообщили, что топ-менеджмент ищет дополнительный капитал для погашения задолженности и дальнейшего развития. Но часть команды уже ищет новую работу.Мы также поговорили с СЕО DEIP Алексом Шкором — он рассказал, из-за чего у стартапа возникли сложности, как команда пыталась их решать и что собирается делать дальше. «Хочу поделиться опытом, чтобы на нём смогли научиться другие фаундеры, которые хотят идти в web3», — говорит Алекс. Ниже — подробный разбор.
8 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.