Белорусский программист в LinkedIn: «Рыночную стоимость нужно держать, иначе Долина тебя съест»

29 июля 2015, 11:03

В 2009 году программист Дмитрий Маркович переехал из Минска в знаменитый на весь ИТ-мир американский городок Редмонд для работы в Microsoft. С 2011 года он работает уже в LinkedIn в Маунтин-Вью и живёт в соседнем городке Санта-Клара. Про отличия американских технологических гигантов и собственные разработки для автопрома Дмитрий рассказал dev.by.

Читать далее

«В Microsoft я три года ждал, чтобы увидеть результат своего труда»

Становиться программистом Дмитрий, студент ФПМИ БГУ, не собирался. Но поняв, что заниматься наукой в Беларуси будет сложно и на жизнь не заработаешь, с 4-го курса стал подрабатывать программистом. До переезда в Америку он пять лет проработал в компании Visutech System в Минске. После того, как его друг попал на работу в Microsoft, Дмитрий решил пойти по его стопам.

— В те времена Microsoft нанимал довольно много людей из-за рубежа в свой главный офис в Редмонде, штат Вашингтон. Несколько раз в год представители компании приезжали в Москву, где собеседовали людей со всего СНГ и близлежащих стран. При собеседовании мне как раз пригодились теоретические знания из университета. Я думаю, что выпускник ФПМИ чуть выше среднего без особого труда может устроиться в Microsoft, Google и другие компании.

Microsoft — огромная компания, которая нанимает людей абсолютно разного уровня. У них чётко выстроен механизм подготовки специалиста. Так и я начинал с нижних уровней.

Хочу только уточнить, что устроиться в американскую компанию намного проще, если у человека есть разрешение на работу в США. Без него придётся участвовать в своеобразном конкурсе квот, которые дают на рабочие визы.

— Но ты ведь недолго проработал в Microsoft? Решил не расти в большой корпорации, а предпочёл тогда ещё не такой популярный как сегодня LinkedIn?

— Во-первых, мне захотелось чего-то нового: компанию поменьше, перемены обстановки и переехать куда-нибудь из Вашингтона. Выбор пал как раз на LinkedIn. Тогда компания только выходила на биржу. К тому же она размещалась в солнечной Калифорнии.

— Где не так дождливо?

— Да, дождей в Калифорнии немного, в отличие от Вашингтона. Но самое главное, Калифорния — это Мекка программистов. Тут масса компаний, большой выбор работодателей, абсолютно любые технологии. Если интересна новая компания или технология, далеко ходить не надо. В радиусе 20 миль можно найти себе подходящее место.

— Какие кардинальные отличия работы в LinkedIn и Microsoft?

—  Поскольку Microsoft — компания огромная, решения по развитию проектов принимаются очень высоко и долго выполняются. В LinkedIn всё это происходит быстрее.

Для примера, в Microsoft я работал над Windows 7 и уже начинал над Windows 8. И вот ты работаешь над операционной системой, а её релиз растягивается на несколько лет. Поэтому чтобы увидеть результат своего труда в работе над Windows 7, приходилось ждать три года. В LinkedIn это может занять день-два, неделю от силы.

— А рабочие условия насколько отличаются в двух компаниях?

— В Microsoft у нас у каждого был свой офис, где можно было закрыться, и никто тебя не беспокоил. В LinkedIn — open space, все сидят рядом. Если нужно обсудить какой-то вопрос с коллегой, не надо никуда идти: достаточно встать и подозвать его. Из-за того, что компания не такая большая, в одном здании находится офисы СEO и фаундеров. Можно даже подойти пообщаться с ними.

При этом отношения с коллегами абсолютно одинаковые. Просто в Microsoft из-за офисного расположения живого общения было меньше, чем здесь. Наверное, только во время обеда и совещаний можно было пересечься с коллегами.

Кстати, про обеды. В LinkedIn, как и во всей Кремниевой долине, принято кормить бесплатно на работе. Завтрак, обед и ужин — всё бесплатно. В Microsoft такого не было, столовые там платные.

Сравнивая же с белорусскими компаниями, отмечу, что в американских работают такие же люди. Только возможностей у них гораздо больше.

«Уходя с работы, ты о ней не думаешь»

— Ты пятый год работаешь в LinkedIn. Насколько компания выросла за это время?

—  Раза в три с момента моего прихода. За это время у нас открылось много офисов по всему миру. Когда я приходил, работал только офис в Маунтин-Вью. Сейчас представительства компании есть в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Ирландии, Индии и т.д. Открылось много «продажных» офисов по всему миру. А ещё постоянно растёт количество пользователей. У LinkedIn своя ниша, в которой пока нет серьёзных конкурентов. С каждым годом появляются новые бизнесы-ответвления, компании всё ещё есть куда развиваться.

Вырос в должности за это время и я. Начинал здесь как senior engineer, а сейчас я staff engineer — у нас это что-то вроде менеджера-техлида.

— По сравнению с Microsoft, здесь ты уже задержался...

— Никогда не знаешь, что будет завтра. В любом случае по сторонам надо оглядываться, следить за тем, что происходит в Долине: какие новые направления появляются, куда вкладываются большие инвесторы. Свою рыночную стоимость всегда нужно держать, иначе Долина тебя съест. Нельзя никогда зацикливаться на одном месте.

— А что удерживает именно в LinkedIn?

— По сравнению со многими компаниями, в LinkedIn довольно высокий уровень баланса между работой и жизнью (work-life balance). Это значит, что работа не мешает твоей личной жизни, а личная жизнь не мешает работе. Это значит, что уходя с работы, ты о ней не думаешь.

В принципе, в любой компании нет строгого графика работы. Нет такого, что с 9 до 18 нужно находиться в офисе. До тех пор, пока выполняются задания, в офисе можно вообще не появляться и работать дома. Конечно, необходимо присутствовать на ключевых митингах, но строгого графика нет. И если тебе необходимо куда-то отвезти детей в середине рабочего дня — нет никакой проблемы.

«Будущее — за приложениями для автомобилей»

— Помимо основной работы ещё чем-то занимаешься?

— Здесь, в Долине, ты не можешь не заниматься своими проектами — среда располагает к этому. Когда вокруг все что-то делают, сам стремишься к саморазвитию. Я и ещё несколько человек уже который год работаем над своими небольшими проектами. Начинали мы с социального агрегатора Meople.Net — один сайт, через который можно одновременно просматривать все свои профили в разных социальных сетях.

Популярность его не так велика, как хотелось бы, и мы его уже слабо развиваем. Но даже если это не приносит больших денег, работа над собственным проектом — это опыт, который не получишь ни в одной компании. Его можно получить, только работая на себя. Именно так получаешь бесценные знания о создании компании, финансировании и тд.

Вполне вероятно, что Meople.Net мы вообще закроем и сконцентрируемся на новых проектах. Один из них — Meople.Streamer. Этот сервис позволяет публиковать посты из социальных сетей на своём сайте, или просто выводить этот пост на экран телевизора или проектор, например, во время какого-то ивента. На Meople.Streamer у нас уже несколько тысяч пользователей.

Ещё один наш проект — Meople.Connector. Это сервис социальной интеграции в автомобилях. Мы уже заключили партнёрство с американским автопроизводителем, для которого разрабатываем сервис, позволяющий людям во время движения совершать ограниченные действия в социальной сети посредством кнопок руля.

— Но ведь такие приложения уже существуют?

— Установить приложение на телефон и дать ему возможность комуницировать с автомобилем никакой автопроизводитель не даст: всё это проходит тестирование, проверяется, насколько приложение отвлекает водителя от движения. В разных странах разработаны свои стандарты для таких приложений.

В нашем случаем вся информация будет выводится на экран автомобиля, а не на телефон, управление будет вестись кнопками руля. Поэтому все тесты и другие вопросы согласования и стандартизации решает компания-автопроизводитель.

Сейчас многие представители автопрома разрабатывают подобные приложения. Например, у BMW уже есть что-то похожее. По-моему, именно приложения для автомобилей — это одно из направлений будущего. В качестве таковых можно, например, рассматривать приложение для управления автомобилем без водителя.

— И на каком этапе ваше сотрудничество?

— Остался последний шаг — подтверждение. После этого наш Meople.Connector будет официально входить в пакет программ, которые предлагаются при продаже автомобиля этой марки.

В свободное время — хоккей и дети

— Помимо программистской деятельности, остаётся время на себя?

— Один-два раза в неделю мы играем в хоккей. В Америке вообще очень развит любительский спорт. И ограничений на вхождение в любительские лиги практически нет. Если человеку хочется играть в футбол или хоккей, он без проблем может найти себе команду и играть в своё удовольствие в любительском чемпионате.

Вот моя хоккейная команда LinkedIn играет в лиге SIAHL@SJ (Sharks Ice Hockey League at San Jose). Игры проходят на ледовых аренах, где тренируются известные команды, например San Jose Sharks. Лига разбивается на дивизионы по уровням, чтобы сохранялся интерес к игре. Есть команды абсолютно нулевого уровня, и это считается нормой.

Но времени на хоккей становится всё меньше. Всё больше внимания уходит на детей. По-моему, это правильно.

— Они ходят в американский детский садик?

— Младшему сыну — три года и он ходит в русскоязычный садик. Поскольку тут много русскоязычного населения, существует большой спрос на такие садики.

Старшей дочери уже скоро будет пять, и уже в этом году она пойдёт в школу, в нулевой класс. Ну а общественные школы уже только американские.

— Раз дети пойдут в американскую школу, возвращаться ты уже не собираешься?

— Сложно сказать, за последнее время так много всего поменялось в мире. Из-за украинского кризиса весь регион довольно нестабилен. А это негативный фактор.

В теории, конечно же, хотелось бы вернуться в Беларусь. Но пока что я не вижу тут своего места. Надеюсь, что в Беларуси будут появляться компании, где была бы востребованность. Сейчас таких единицы. Да, есть Wargaming. Но это одна компания на всю страну. Тот же LinkedIn — 8-й по популярности сайт в мире с огромнейшим траффиком. Найти проект такого же порядка в Беларуси, где можно было бы применять свой опыт, практически невозможно.

Но всё равно каждый год мы с удовольствием приезжаем в Беларусь — у нас тут много родственников и друзей. Я стараюсь побыть месяц-полтора, а жена с детьми обычно остаётся на всё лето.

 

Фото: из личного архива Д. Марковича.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение