Биография Gmail: подлинная история запуска гуглопочты, которой недавно исполнилось 10 лет

7 апреля 2014, 12:33

Вот как выглядела главная страница почты Gmail 31 марта 2004 года, перед самым запуском сервиса (Skizzers.org).1 апреля самой популярной почте в мире Gmail исполнилось 10 лет. К этой дате журнал Time подготовил большую «историческую» статью, которую мы перевели для всех вас. Ведь у каждого из вас (и нас) наверняка есть аккаунт вида myname@gmail.com. 

Прорывное решение Google в области электронной почты готовилось на протяжении почти трех лет. Однако поначалу даже не было гарантий, что этот проект вообще попадет в широкий доступ  

Фото справа: Вот как выглядела главная страница почты Gmail 31 марта 2004 года, перед самым запуском сервиса (Skizzers.org).

Если уж выбирать конкретную дату, в которую началась современная эпоха в истории Веба, то такой датой по праву должен был бы стать день 1 апреля 2004 года, когда была запущена почта Gmail.

Утечка информации о том, что Google собирается предложить бесплатный почтовый сервис, произошла днем ранее. Об этом написал Джон Маркофф, известный журналист «Нью-Йорк Таймс». Но идея того, что поисковый гигант станет заниматься электронной почтой, тогда еще казалась невероятной. Более того, объем каждого почтового ящика по слухам должен был составить 1 Гб – в 500 раз больше, чем на сервисе Hotmail от Microsoft. Это уже казалось решительно невозможным. Поэтому когда Google выпустила соответствующий пресс-релиз от 1 апреля, очень многие (включая меня) подумали, что это просто отличный первоапрельский розыгрыш.  

Правда ли, что Gmail был создан в те самые «20% времени», какую роль в запуске службы сыграли «300 старых пентиумов», и почему создатель Gmail вообще перестал пользоваться почтой 

Но оказалось, что Gmail – не просто реальность, а революция. Сегодня, когда я оцениваю десятилетнюю историю этой почты, я тем более считаю ее знаковым явлением.

Почта Gmail стала первым из эпохальных сервисов Google с тех пор, как эта компания дебютировала со своим поисковиком в 1998 году. Однако она не просто смела Hotmail и Yahoo Mail, крупнейшие бесплатные почтовые сервисы тех лет, но и стала принципиально новым явлением. Почта Gmail со своим огромным хранилищем данных, привлекательным интерфейсом, мгновенным поиском и другими продвинутыми возможностями может считаться первым настоящим облачным приложением, вполне способным полностью заменить софт с ПК, а не просто дополнить его.

Даже те черты Gmail, которые отталкивали некоторых пользователей, были предвестниками нового Веба. Например, сканирование сообщений с целью поиска ключевых слов и последующего подбора контекстной рекламы вызвало серьезные дебаты о конфиденциальности онлайновых данных, не утихающие по сей день. 

В самой компании Google почта Gmail также воспринималась как огромное, невероятное достижение. Целых три года прошло между началом разработки этого проекта и тем моментом, когда у Gmail появились первые пользователи. За это время гуглеры-скептики неоднократно критиковали эту затею с самых разных точек зрения – от технических до философских. Несложно было представить себе альтернативную историю, в которой все эти усилия пошли прахом, либо, как минимум, привели к созданию чего-то гораздо менее интересного.

«Это был великий момент в истории Интернета», – признается Джорджес Харик, который отвечал за выпуск новых продуктов Google, когда Gmail еще не оперилась. В те времена подобные наработки назывались «гуглетами». – «Мы нашли нишу, которая много лет имела ключевое значение, но пока не была как следует обустроена, и решили эту проблему».

Все началось с поиска

Часто Gmail указывают как яркий пример плодотворности легендарной политики Google, позволяющей программистам тратить часть рабочего времени на занятия собственными проектами. Эта практика называется «20 percent time». Пол Бакхайт, создатель Gmail, заверил меня, что все было совсем не так. «Мне официально дали такую задачу», – объясняет он, – «поручили разработать сервис для электронной переписки».

Он приступил к этой работе в августе 2001 года. Но сам сервис был плодом многих трудных ошибок Бакхайта, который занялся такими разработками еще за несколько лет до прихода в Google, куда Пол попал в 1999 году и стал 23-м сотрудником.

Фото слева: Создатель Gmail Пол Бакхайт на своем рабочем месте в 1999 году (предоставлено Полом Бакхайтом).

«Я стал заниматься разработкой почтовой программы еще раньше, кажется, в 1996 году», – рассказывает Пол. – «Была у меня такая идея, построить почту на веб-основе. Возился с ней недели две, потом надоедало. В ходе таких опытов я усвоил очень важный урок, связанный, пожалуй, с особенностями моей психологии. Мне всегда важно иметь в работе какой-то незавершенный проект. Первым делом я создаю что-то полезное, а потом просто шлифую это».

Изначально почта Gmail разрабатывалась под кодовым названием «Caribou», она получил такое наименование в честь таинственного корпоративного проекта, который вскользь упоминается в одной из серий «Дилберта». Первый рабочий компонент Gmail, который удалось создать Бакхайту, представлял собой поисковый движок для этой почты. Действительно, на это у него ушел всего один день. До этого Бакхайт работал на проекте «Google Groups», цель которого заключалась в индексировании почтенного интернет-сервиса, пользовательских дискуссионных групп Usenet. Все, что требовалось сделать – видоизменить молниеносный поисковый механизм Groups, чтобы он работал не с группами Usenet, а с почтой. 

Сначала Бакхайт запустил почтовый поисковик на сервере прямо у себя на рабочем месте. Когда он обращался за советом к коллегам, они, в основном, просили одного и того же: «пусть этот движок работает и с моей почтой». Вскоре это было сделано.

Облик Gmail во многом определяется тем, что история этого сервиса началась именно с поисковика, который на голову превосходил все подобные механизмы, применявшиеся в аналогичных почтовых службах. Если бы объем ящика Gmail был просто сопоставим с объемами Hotmail, то для него просто не требовался бы столь мощный поисковик. Согласитесь, сложно потерять какую-то информацию, если у вас под нее занята всего пара мегабайт.

Но сильный поисковик автоматически означал, что сам ящик также должен быть огромен. Gmail впервые предоставила реальную возможность вечно хранить всю свою почту, а не удалять ее впопыхах, чтобы не превысить лимит. Поэтому было принято решение предоставить каждому пользователю 1 гигабайт пространства. До этого Google рассматривала и другие варианты – также очень щедрые, но не баснословные, например, ограничить объем ящика 100 Мб.

Многие считали, что это очень плохая идея – как с производственной, так и со стратегической точки зрения.

Тем не менее, задолго до того, как было принято выделить каждому пользователю Gmail 1 Гб пространства под письма, предстояло принять еще более важное решение – а станет ли вообще Gmail коммерческим продуктом? Этот вопрос был не так прост, как может показаться, несмотря на то, что обмен электронными сообщениями всегда играл в культуре Google подчеркнуто важную роль.

На том раннем этапе развития Google одной из ее определяющих черт было крайнее увлечение собственным поисковиком. Это отличало Google от Yahoo, Excite, Lycos и других пионеров поисковой индустрии, которые обозначали себя как «порталы». Они ставили перед собой амбициозные цели собрать на портале любую мыслимую информацию: о погоде, спорте, играх и, конечно же, чтобы пользователи хранили на портале электронную почту. Такие сайты всегда стремились делать сразу все, но не обязательно делали это одинаково хорошо.

«Многие считали, что это очень плохая идея, как с производственной, так и со стратегической точки зрения», – рассказывает Бакхайт о своем почтовом проекте. – «Их смущало, что такая почта не имеет ничего общего с поиском в Вебе. Кроме того, некоторые беспокоились, что из-за этого на нас ополчатся серьезные конкуренты, например, Microsoft».

К счастью, основатели Google были настроены решительно. «Ларри [Пейдж] и Сергей [Брин] всегда поддерживали меня», – признается Бакхайт, – «гораздо сильнее, чем многие другие».

Бакхайт успел проработать над своим проектом месяц или два, когда к нему присоединился еще один программист, Санджив Сингх. Бакхайт покинул Google в 2006 году, после чего они с Сингхом основали собственный стартап – социальную сеть FriendFeed. В свою очередь, компания FriendFeed была приобретена Facebook в 2009 году. Команда Gmail росла, но не слишком стремительно. Когда почта была запущена в 2004 году, над ее разработкой трудились всего около десяти человек.

Первый продукт-менеджер Gmail Брайан Раковски узнал о Gmail от своей начальницы Мариссы Майер. Это произошло в 2002 году, в тот самый день, когда вчерашний студент Раковски пришел на работу в Google. Кстати, он до сих пор остается сотрудником Google, но сейчас занят разработкой Android. То, что увидел Раковски, весьма его впечатлило, но тогда почта еще находилась в состоянии очень грубого черновика. 

«Наше творение тогда совершенно не походило на Gmail, запущенную в 2004 году, тем более на тот сервис, каким она является сейчас», – говорит Раковски, – «более того, я тогда только что закончил университет, мне крепко вдолбили все эти догмы о тестировании компонентов и целевой аудитории. Я постоянно опасался, что гуглеры слишком увлекутся этим проектом, и он так никогда и не выйдет на рынок. Не раз мучительно пытался решить эту проблему».

Тем не менее, все это время создатели Gmail действительно разрабатывали сервис, который должен был нравиться в первую очередь им самим. Они верно полагали, что их проблемы при работе с электронной почтой ничуть не отличаются от проблем других пользователей.

На что похожа почта Google?

Еще в августе 2003 года, когда проекту исполнилось два года, интерфейс почты Gmail находился в зачаточном состоянии. Тогда его разработку поручили еще одному новичку Google, Кевину Фоксу. Позже Фокс покинул Google и стал работать вместе с Бакхайтом и Сингхом над FriendFeed.

Фокс не сомневался, что Gmail должна выглядеть по-гугловски. Проблема была в том, чтобы определить, что же это значит. У компании пока не было линейки сервисов. Фокс мог ориентироваться только на внешний вид знаменитого гугловского поисковика и еще на считанные примеры – в частности, на новостной сервис Google News, запущенный в сентябре 2002 года. Но и поисковик, и новостной раздел были сайтами, а Gmail предстояло стать веб-приложением.

«Это был принципиально новый продукт», – рассказывает он, – «к счастью, мне была предоставлена достаточная свобода действий, чтобы попробовать несколько вариантов дизайна». Фокс стремился добиться такого внешнего вида, который одновременно напоминал бы и сайты, и приложения для ПК, но не хотел бездумно копировать ни те, ни другие. После трех первых попыток он остановился на варианте, который и сегодня, в основном, сохранился в дизайне Gmail.


Так выглядела почта Gmail в апреле 2004 года. Скриншот сделан дизайнером Кевином Фоксом.

Gmail требовалось считать приложением, а не сайтом, и из-за этого также возникали определенные технологические осложнения. Почтовые службы Hotmail и Yahoo Mail были разработаны еще в середине 1990-х, их интерфейсы «фурычили» чертовски медленно и были написаны на обычном HTML. Практически любое ваше действие требовало перезагрузки всей страницы, поэтому такая почта и близко не могла сравниться по скорости отклика с шустрыми программами Windows или Mac.

В Gmail Бакхайту удалось обойтись без всех этих недостатков, так как вместо HTML он применил JavaScript, отличающийся высокой интерактивностью. Поэтому новая почта больше напоминала компьютерную программу, а не последовательность веб-страниц. В скором времени эта новая технология получила название AJAX, что означает «асинхронный JavaScript и XML». Сегодня она применяется в Интернете повсюду. Но сервис Gmail был «первой ласточкой" в этой области, и было не вполне понятно, как будет работать такая техника.

По словам Бакхайта, амбициозная затея с использованием JavaScript «также казалась совершенно неудачной многим коллегам». Он продолжает: «Одна из проблем, с которыми мы столкнулись в те годы, заключалась в сравнительно низком качестве веб-браузеров. Мы опасались, что если наша программа будет просто крашить браузер, никто не захочет ею пользоваться».

Чем активнее JavaScript использовался в Gmail, тем более разносторонней становилась эта почта. Одна из передовых возможностей Gmail заключалась в том, что письма в почтовом ящике располагаются не совсем последовательно. Вместо этого они организованы в виде веток переписки, отслеживать письма в каждой из таких веток значительно проще, чем искать их по всему ящику. Письма, относящиеся к одной дискуссии, собираются в группу под названием «разговор» (conversation), причем любой дублирующийся текст в сообщениях из одного разговора автоматически скрывается. Фокс признается, что для него как для дизайнера «сложнее всего было недвусмысленно указать пользователю, как письма объединяются в разговор, и как с ними работать». 

Мы не собирались захламлять интерфейс баннерами. Такое решение было принято в самом начале работы.

Далее следовало сформулировать бизнес-модель Gmail. Некоторые сотрудники Google считали, что этот сервис должен быть платным, но Бакхайт и многие другие хотели, чтобы новая почта собрала максимально широкую аудиторию. Поэтому было решено, что Gmail будет бесплатной, а окупать ее решили при помощи рекламы. В те времена уже существовали бесплатные решения для электронной почты, сопровождавшиеся рекламой. В те времена реклама представляла собой кричащие графические баннеры. Контекстная реклама Google – короткие ненавязчивые текстовые сообщения – является настоящим антиподом баннерной. Сегодня, как и тогда, такая реклама сопровождает поисковые результаты.

«Мы не собирались захламлять интерфейс [Gmail] баннерами», – говорит Раковски, – «такое решение было принято в самом начале работы». Действительно, в Gmail пользователь видит лишь небольшое количество текстовой рекламы, которая автоматически подбирается по словам, встречающимся в тексте сообщения. Для описания этого механизма Google уже давно приводит следующий пример: если в ленте сообщений упоминается концерт группы Beach Boys, то в контекстной рекламе пользователь увидит два объявления от агентств, занимающихся продажей билетов.

Как и в случае со всеми другими аспектами Gmail, никто не мог гарантировать, что план монетизации почты при помощи текстовой рекламы сработает. «Помню, как мы пытались смоделировать, какую ценность будут иметь пользовательские просмотры такой рекламы», – рассказывает Раковски, – «Мы понятия об этом не имели».

Проблема с рекламой была не только математической. Другие почтовые сервисы уже сканировали электронные сообщения, просматривая их на предмет присутствия спама или, например, вирусов. Но использование такой функции в рекламных целях казалось новаторским. Google отдавала себе отчет в том, что многие пользователи могут воспринять в штыки любые явные признаки того, что их переписка прочитывается, даже если это чтение выполняется машиной.

«Мы очень хорошо подумали, прежде, чем так поступить», – говорит Харик. – «Мы пытались понять: это будет только мнимое нарушение конфиденциальности или вполне реальное? Решили, что тут все дело в отношении конкретного человека».

Выход в свет

На протяжении большей части периода разработки почта Gmail оставалась опытным полузакрытым проектом, который держали в секрете даже от большинства сотрудников Google. «Не было никакой гарантии, что мы ее вообще запустим. Мы говорили, что наша почта должна достичь определенной планки прежде, чем можно будет говорить о ее выходе», – говорит Фокс.

Но к началу 2004 года почта Gmail уже работала, и почти все сотрудники компании пользовались ею для работы с внутрикорпоративной почтой. Предстояло запланировать день выхода Gmail в свет. Для этого выбрали дату 1 апреля.

Фото слева: Центр Коперника – лаборатория Google по исследованию Луны. Объявление о ее запуске также появилось 1 апреля 2004 года. 

Этот день был выбран неслучайно. Традиция первоапрельских приколов от Google восходит к 2000 году. Компания подготовила розыгрыш и на 2004 год, объявив, что набирает сотрудников для нового исследовательского центра, который открывает на Луне. Гуглеры не ошиблись: объявление о запуске почты в ту же дату было воспринято как шутка. Розыгрыш казался тем более очевидным, поскольку объем почтового ящика в 1 Гб по меркам 2004 года казался просто колоссальным.

«Эта затея особенно нравилась Сергею», – вспоминает Раковский. – «Ведь самая уморительная первоапрельская шутка – когда запускаешь что-то невероятное 1-го апреля, а 2-го апреля эта штуковина продолжает работать как ни в чем не бывало.»

Если вы настолько преуспели, что люди даже не могут понять, шутите вы или нет – значит, инновация вам удалась

Команде пришлось поднажать, чтобы уложиться в сроки. На самом деле, к 1 апреля почта Gmail была еще не вполне готова. У Google не было таких огромных серверных мощностей, чтобы предоставить миллионам желающих безотказную электронную почту и по гигабайту на брата. «Когда мы запускались, возникла ситуация вроде уловки 22», – говорит Бакхайт, – «мы не могли задействовать такое количество машин, ведь все думали, что мы не запустимся. Но мы и не могли запуститься, так как не имели достаточного количества машин».

В конце концов, Gmail решили ввести в эксплуатацию на трехстах старых компьютерах Pentium III, которыми уже никто в Google не хотел пользоваться. Этого хватило для ограниченного развертывания бета-версии, запланированного компанией. Появилась возможность предоставить аккаунты нескольким тысячам пользователей, чтобы каждый из них пригласил по паре друзей, а с этого рубежа понемногу наращивать обороты.

Когда 31-го марта появились первые неофициальные новости о Gmail, а 1 апреля – совершенно официальные, общественность отнеслась к ним со здоровым недоверием.  «Если вы настолько преуспели, что люди даже не могут понять, шутите вы или нет – значит, инновация вам удалась», – говорит Харик. – «в частности, журналисты обрывали нам телефон и задавали один и тот же вопрос: «Уточните, пожалуйста, это шутка или правда?» Было очень весело».

Когда стало понятно, что Gmail – это не шутка, инвайты в нее стали расходиться как горячие пирожки. Изначально почту можно было развернуть только в ограниченном объеме, но, по словам Харика, «у этого был побочный эффект. Все вокруг все сильнее хотели заиметь такую почту. Говорили, что мы приняли одно из самых грамотных маркетинговых решений в истории техники, но оно родилось немного спонтанно».  

Фото справа: В почте Gmail используется язык JavaScript. На нем реализованы такие возможности, как автозаполнение контактов, которые вы начинаете вводить в адресную строку.

Инвайты начали продаваться на eBay, их цена подскочила до 150 долларов и даже выше. Появились сайты вроде Google Swap, на которых обладатели инвайтов могли списаться с теми, кто отчаянно желал приобрести такое приглашение. Стало считаться, что иметь почту на Hotmail или Yahoo Mail – это слегка моветон; если же вы обладали аккаунтом на Gmail, то могли считать себя членом некого элитарного клуба, куда закрыт путь большинству людей.

Бакхайт в одночасье стал знаменитостью, но он и через десять лет все равно вспоминает об этой ситуации с некоторой грустью: «Думаю, Gmail могла бы получиться гораздо лучше, если бы в первый год у нас было больше ресурсов».

Ореол эксклюзивности и экспериментальности сохранялся у Gmail достаточно долго, даже когда сервис был уже просто огромен. Google постепенно увеличивала количество инвайтов, которые мог предложить знакомым каждый пользователь, но всеобщий доступ к этой почте был открыт только 14 февраля 2007 года. Gmail существовала в статусе бета-версии вплоть до июля 2009 года. Пометка «BETA» была удалена, чтобы не отпугивать осторожных корпоративных клиентов, не горевших желанием переходить на «незавершенный» сервис. 

Контекстная реклама Gmail, ассоциированная с ключевыми словами из письма, ожидаемо вызвала кривотолки – пожалуй, даже более серьезные, чем ожидали в Google. Некоторые критики полагали, что сервис посягает на неприкосновенность личных данных отправителя, другие считали, что, скорее, нарушаются права адресата. Активно обсуждались вопросы, связанные с неуместным размещением рекламы – например, фармацевтические объявления в письме, посвященном теме самоубийства. У некоторых людей возникали справедливые вопросы о том, как Google будет поступать с данными, собранными для подбора рекламы, и как долго собирается их хранить.

Поскольку сначала Gmail вышла «ограниченным тиражом» – и за инвайты развернулась жесткая конкуренция на eBay – многие специалисты могли судить об этом сервисе лишь по слухам, а не по фактам. «Я, бывало, обедал с друзьями моих друзей», – вспоминает Раковски, – «и слушал, как люди рассуждают о Gmail, не зная, как она работает. Многие из них заблуждались, но только потому, что не имели возможности поработать с таким ящиком».  
 

Аннотированный скриншот, на основе которого Google объясняла в 2004 году принцип работы контекстной рекламы Gmail

Реакция со стороны ревнителей неприкосновенности личных данных последовала донельзя быстро. 6 апреля появилось письмо Пейджу и Брину, под которым стояла 31 подпись ведущих адвокатов и представителей юридических организаций. В результате возникла острая дискуссия о Gmail. Запуск этой почты называли «опасным прецедентом» и требовали приостановить работу сервиса, пока обозначенные проблемы не будут разрешены. «Просматривая почту таким образом, Google рискует, образно выражаясь, выпустить джинна из бутылки», – предупреждали авторы письма.

Недовольство выразила и член сената штата Калифорния Лиз Фигуэроа, которая лично написала письмо в Google, в котором заявила, что Gmail – это «катастрофа невиданных масштабов для всех ваших клиентов и персонально для меня». Она на этом не остановилась и даже подготовила законопроект. В нем, в частности, предлагалось, чтобы любая компания, планирующая просматривать электронные письма в рекламных целях, получала на это специальное разрешение от отправителя. Калифорнийский сенат все-таки принял этот закон, но к тому времени здравомыслие возобладало, и данное требование не попало в окончательную редакцию закона.  

Компания Google оперативно отреагировала на противоречия, связанные с рекламой в Gmail, учла требования критиков, уточнила политику работы с письмами на сайте Gmail, а также акцентировала мнения тех журналистов, которые считали эти опасения надуманными. Компания не поддалась на уговоры тех, кто требовал внести в сервис принципиальные изменения и выразила несогласие с «безответственным поведением» некоторых противников новой почты:

Когда мы приступили к ограниченному тестированию Gmail, мы ожидали, что наш сервис вызовет повышенный интерес. Но нас удивила реакция некоторых активных сторонников конфиденциальности личной информации, редакторов периодических изданий и законодателей. Многие из них порицали Gmail, даже не попробовав с ней работать. Мы с удивлением обнаружили, что некоторые активисты и представители организаций не желают даже говорить с нами, тем более самостоятельно поработать с сервисом, который они критикуют. Мы читали в новостях все новые публикации и регулярно находили в них фактические ошибки и фразы, вырванные из контекста. Дезинформация о Gmail широко распространилась в Интернете.

 

Это не устраивает Google, но почему же это волнует вас? Дело в том, что такая активность может нарушить ваше право самостоятельно определять, как поступать со своей электронной корреспонденцией. Подобная дезинформация может лишить нас законного и правомерного пользовательского выбора. Предлагаемые законодательные инициативы могут навредить безобидным аспектам нашей почты, учитывающей разумные требования конфиденциальности, однако отвлечь внимание от реальных проблем с конфиденциальностью, присущих любым системам электронной почты.

«Спустя десять лет та шумиха с Gmail воспринимается с… недоумением», – пишет Пол Бутин, журналист сайта Slate, который изначально поддерживал Gmail. Его доводы компания Google приводила в ответ на опасения, связанные с конфиденциальностью. Действительно, недоумение присутствует. В 2012 году Google в последний раз публиковала официальные данные о количестве пользователей Gmail. На тот момент аккаунтами Gmail обладали примерно 425 миллионов активных пользователей, причем лишь абсолютное меньшинство из них указали, что контекстная реклама доставляет им дискомфорт. Правда, эта проблема до сих пор целиком не исчерпана. По-прежнему идут прения в суде, а Microsoft советует своим пользователям работать с Outlook, а не с Gmail, мотивируя это именно соображениями приватности.   

Десять лет спустя

Сегодня можно отметить одну примечательную черту Gmail, которая не была так очевидна в 2004 году: ее разработчики намного опередили свое время. Современные версии Outlook.com и Yahoo Mail не имеют ничего общего с теми почтовыми сервисами, которые Microsoft и Yahoo предлагали десять лет назад. В свою очередь, почта Gmail приобрела ряд новых функций, а также несколько раз кардинально меняла дизайн, но по-прежнему остается все той же почтой Gmail.

«Не могу припомнить другого приложения, которое за десять лет так мало изменилось бы по сравнению с исходной версией», – говорит Фокс. – «Тот, кто лишь немного поработал с Gmail в 2004 году и вдруг решит вернуться к этому сервису сегодня, легко сориентируется в этой почте. Пользователь сообразит, как действуют практически любые современные функции Gmail».
«Облик нашего продукта определяется тем, что мы постоянно внимательно отслеживаем проблемы, возникающие у пользователей, и занимаемся их решением», – говорит Алекс Гоули, который в настоящее время работает продукт-менеджером Gmail, – «оглядываясь на то, какой была почта в 2004 году, мы видим, что с почтой возникал целый ряд неудобств. Приходилось удалять письма из-за недостаточного объема ящика, находить отдельные сообщения было сложно, кроме того, в ящик попадало огромное количество спама». Сегодня открываются широкие возможности, позволяющие сделать Gmail более прикладной. Например, Google позволяет отображать в сообщениях статус рейса самолета в реальном времени, а также изменять внешний вид ящика при работе на смартфонах и планшетах. Гоули считает, что фронт работ будет только расширяться, и команда Gmail точно не останется без дел на протяжении ближайших пяти лет. 

Но какой бы оригинальной ни оставалась Gmail и ее новые функции, эта почта уже является состоявшимся сервисом. Появляются новоиспеченные приложения и сервисы, например, Mailbox и Alto, но функционально они напоминают Gmail сильнее, чем любой другой почтовый клиент, появившийся на протяжении последнего десятилетия. Создатели новых сервисов могут только мечтать о том, чтобы потеснить Gmail, как она в 2004 году потеснила Microsoft и Yahoo.

Фото слева: Пол Бакхайт, создатель Gmail, март 2014 (автор Энни Харпер).

Опять же, электронная почта по-прежнему ставит перед нами вопросы, которые еще не умеют решать в Силиконовой долине. Когда я кратко написал на почту Бакхайту, что хочу побеседовать с ним об истории Gmail, в ответ я получил автоматическое сообщение, что хозяин аккаунта временно отказался от электронной почты, и проверяет этот ящик лишь от случая к случаю. Может быть, создатель Gmail поступил так, потому что его ящик регулярно взламывали?

«Проблема электронной почты заключается не только в том, что нынешние стандарты общения сильно ухудшились», – сказал мне Бакхайт, когда мы все-таки встретились для разговора, – «люди круглосуточно ожидают ответов на письма. Их не волнует, что сейчас суббота, два часа ночи, они считают, что ты обязан им отписаться. Люди уже не могут позволить себе полноценный отпуск, они стали рабами электронной почты».

«Это не техническая проблема, а социальная. Нельзя ее решить, просто написав еще один алгоритм».

Вероятно, тот человек, который исправил наболевшие проблемы электронной почты в 2004 году, в 2014 году хочет сказать, что уже накопился целый ворох новых проблем. Решить их можем только мы с вами, те, кто не только пользуется электронной почтой каждый день, но порой и злоупотребляет ею.

Гарри Мак-Крэкен
Источник

Все фото из оригинальной статьи в журнале Time

Обсуждение