«Любой гражданин может прийти в банк и снять голосовой отпечаток своей личности». К чему готовиться бухгалтерам, предпринимателям и бизнесу в целом

2 апреля 2019, 10:13

С помощью современных банковских технологий можно не только безопасно проводить платежи и работать с корпоративными счетами, но и повысить эффективность любого бизнеса. Не так давно в рамках договора о сотрудничестве между БСБ Банк и СООО «1С-Минск» была реализована технология прямого обмена данными между банком и популярными продуктами компании «1С», а также другими бухгалтерскими программами. Такое решение позволяет избавить бухгалтеров от лишнего ручного труда, а компаниям выиграть время и деньги для своего развития.

О возможностях современных банковских технологий для бизнеса рассказывает руководитель департамента автоматизации БСБ Банка Александр Мартиневский.

Раньше банки предоставляли своим клиентам собственные программы и решения без возможности что-то интегрировать и упрощать. Что изменилось, почему БСБ Банк сейчас демонстрирует в разработке открытую позицию и стремится к партнёрскому участию в популярных программных решениях?

Банки не отказываются от классических систем, а лишь расширяют спектр услуг. Есть клиенты, которые пользуются корпоративными ERP-системами (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия): 1C или SAP, в которые требуется вносить банковские данные. Чтобы автоматизировать этот процесс, мы создали специальный программный интерфейс. Он позволяет корпоративным системам обмениваться данными с банком самостоятельно, без использования ручного труда.

Например, клиенту приходят деньги на счёт, ERP-система получает информацию об этом и принимает решение: уведомляет о наличии средств и возможности начать отгрузку товара. Это очередной этап развития интеграции банковской информационной системы с программным решением, которое работает на стороне клиента. Раньше главный бухгалтер предприятия самостоятельно, вручную, переносил данные из клиент-банка в IT-систему предприятия — сейчас такой необходимости нет. И это значительный прогресс, особенно если вспомнить, как 20 лет назад люди приносили документы в банк на бумаге.

Очень долго клиенты привыкали пользоваться сначала клиент-банком, потом интернет-банком. А прямой обмен данными между системами банка и клиента — это следующий этап развития финансовых технологий, который не только повышает эффективность работы предприятия, но и снижает вероятность ошибки за счёт уменьшения влияния на процесс так называемого «человеческого фактора». 

Работа предприятия упрощается?

Применение новых инструментов серьезно экономит рабочее время и оптимизирует рабочие процессы. Если бизнес растёт, то за счет автоматизации можно использовать квалифицированный труд специалистов эффективнее, не нагружая их функциями ручного переноса данных из одной программы в другую. Кроме того автоматизация повышает скорость реагирования на происходящие процессы. Как пример — контроль прохождения банковских платежей. Раньше бухгалтеру необходимо было постоянно контролировать исполнение банком платежных инструкций, следить, нет ли платежей, которые были отклонены. Теперь уведомления приходят автоматически, и клиент очень быстро может на них реагировать. Возможность что-то оперативно скорректировать — важное преимущество современного бизнеса.

Насколько будущее близко? Возможна ли полная автоматизация банковских процессов?

Полностью автоматизировать все процессы можно уже сегодня. Всё зависит от того, использует ли клиент банка соответствующие корпоративные программные решения. БСБ Банк готов выстраивать прямой обмен информацией. Уверен, что через несколько лет для взаимодействия с банком компаниям достаточно будет использовать свою корпоративную систему: отправлять финансовые запросы и получать результат, не переходя в другие программы. Всё будет работать в одной IT-системе. Если главный бухгалтер работает, например, в 1С, то ему не нужно будет для коммуникации с банком выходить из программы, переключаться на другую и переносить данные с последующей сверкой. Будет достаточно, условно говоря, нажать одну кнопку, чтобы увидеть все выписки, сверить остатки и отследить состояние запросов.

Насколько банку было сложно провести интеграцию с существующими программными продуктами?

Разработчики ERP-систем заинтересованы в интеграции своих решений с банковскими. Возможно, на белорусском банковском рынке этот процесс ещё только начинается, но он идёт и наращивает темп. БСБ Банк вышел к 1С с предложением сотрудничества в этой области и сразу получил согласие разработчиков. Они были открыты для подобного делового сотрудничества, поэтому нам удалось реализовать проект довольно быстро. Наши клиенты могут пользоваться продуктами «1С: Бухгалтерия», «1С: Управление компанией» и «1С: Управление торговлей», в которых реализована технология прямого обмена данными с БСБ Банком. Кроме компании «1С», мы сотрудничаем и с другими создателями бухгалтерских приложений. Наш банк открыт для всех разработчиков подобных систем — мы готовы помочь им интегрировать в свои продукты наши технологии прямого обмена данными.

Возможно ли появление универсальных решений, чтобы новые бухгалтерские программные продукты разрабатывались уже с учётом возможностей банков?

Чтобы появились универсальные решения, должен быть принять стандарт для технологий прямого обмена данными. Нацбанк планирует принять стандарт открытого API и обязать банки ему следовать. Пока такого стандарта нет, мы придерживаемся собственных технологических правил, которые позволяют предложить удобное и одновременно надёжное решение для наших клиентов.

Раньше банки предлагали собственное ПО, в том числе из соображений безопасности. Не подрывает ли финансовую и информационную безопасность использование открытых API?

Банк применяет свои наработанные технологии для обеспечения информационной безопасности. Все стандарты безопасности полностью соблюдены, несмотря на то, что обмен данными значительно упростился. Клиент может быть уверен, что все данные передаются по защищённым каналам, которые соответствуют нормам белорусского законодательства и общемирового права. Банк не позволяет тем, кто пользуется открытыми API, использовать незащищенные методы работы. Самой технологией и программной инфраструктурой мы создаём исключительно безопасные условия для работы с нашим API.

Возможно ли, что прямой обмен данными с банками станет функцией новых операционных систем, например, корпоративных версий?

Всё к этому идет, хотя возможность работать с банком, только установив операционную систему, уже есть. Интернет-банк доступен из любого браузера. Однако, если говорить о более глубокой интеграции банковских технологий в ПО для компьютеров, то первые серьёзные решения стоит ожидать не в бизнес-сегменте. Будут развиваться пользовательские приложения, которые помогут частным клиентам работать с любым банком.

Изменился ли в последнее время подход к разработке банковского программного обеспечения? Что сейчас в приоритете — мобильные решения или системы прямого обмена данными?

Мы придерживаемся комплексного подхода к разработке и развитию своих решений. Все направления будут развиваться параллельно, чтобы не лишать клиентов банка выбора. Кому-то удобно пользоваться клиент-банком, кому-то нравится наш инструмент для платежей через интернет, есть люди, выступающие за полную автоматизацию процесса обмена данными. Нельзя сказать, что мы выпустили один продукт — и он  закроет потребности всех клиентов сразу. Существуют клиенты, которые пользуются классическими решениями потому, что опасаются работать через интернет и готовы связываться с банком по телефонной сети. Их мало, но они есть, и мы не можем безальтернативно лишить их права выбирать технологии. С другой стороны, есть ERP-системы, которые начинают использовать даже индивидуальные предприниматели.

Действительно, есть специалисты, готовые даже в малом бизнесе использовать новые решения прямого обмена данными. Мы видим, как растёт спрос на мобильное приложение банка. Как правило, люди за компьютерами в офисе не сидят, больше времени проводят на выезде и встречах. Для них мобильное приложение — это хороший инструмент для работы с финансами быстро в любой ситуации. Именно поэтому мы в мобильном приложении для бизнеса предусмотрели возможность проведения любых платежей в белорусских рублях с безопасным подтверждением операции через SMS.

Получается, что универсальное решение не будет востребовано?

Сложно сделать что-то универсальное, чтобы удовлетворить сразу всех. Высока вероятность, что решение «для всех» окажется ненужным. Для каждой группы клиентов нужно создавать и развивать лучшие решения.

Сегодня сложные ERP-системы используют, как правило, крупные предприятия. У них есть ресурс для их внедрения и интеграции с банком. А смогут ли предприниматели и малый бизнес пользоваться технологией прямого обмена данными?

Это не такая сложная технология, как может показаться. Есть множество примеров, когда предприниматели и небольшие компании автоматизировали работу с финансами. Уровень доступности наших решений очень высокий. Даже без профильных знаний можно разобраться и всё настроить.

Насколько высок спрос на технологию прямого обмена данными?

Мы в начале пути, поэтому оценивать спрос рано. Но мы видим, что в бизнес приходит новое поколение бухгалтеров и управленцев, которое понимает ценность нашего технического предложения и эффективность его использования.

Предприятия сами обращаются к вам за этой технологией?

Мы рассказываем о возможностях нашего решения и, как правило, предприятия сами проявляют инициативу. Всё зависит от конкретных потребностей бизнеса. При этом БСБ Банк открыт запросам и предложениям. Мы внимательно прислушиваемся к клиентам и стараемся предложить им решение, которое будет их максимально устраивать. Мы готовы по запросу даже одного клиента предлагать в нашем API новые параметры или методы отображения данных. Сейчас мы реализовали всё, о чём клиенты нас просили, и инструмент, на мой взгляд, уже готов. Но мы всегда готовы сделать нашу технологию ещё более удобной.

Но ведь компании не привыкли просить у банка новые технологии и функции. Все пользуются тем, что есть.

Современный бизнес уже привык не только просить, но и требовать. И это правильно: такое отношение позволяет клиенту получить от банка именно то, что ему нужно.

Не так давно эксперты предсказывали полный переход банков на мобильные технологии. Дескать, все банковские операции будут доступны на мобильных устройствах, а управлять бизнесом можно будет с любого смартфона. Такое будущее уже наступило?

Да, вполне. Клиентам БСБ Банка достаточно смартфона, чтобы не только проводить платежи, но и контролировать финансовые операции на крупных предприятиях. Руководители компаний могут прямо из мобильного приложения одобрять платежи, визировать и отправлять документы.

Можно ли рассчитывать на применение банками технологий с использованием искусственного интеллекта?

Безусловно, банки будут стараться предлагать такие решения. Первоначально ИИ может использоваться для анализа расходования средств и определения возможных проблем и их решения. Проще говоря, ИИ будет подсказывать клиентам, как сократить расходы и увеличить эффективность работы с денежными потоками. Всё это возможно реализовать. Посмотрите, в России сейчас внедряют механизм голосовой идентификации пользователей. Любой гражданин может прийти в банк и снять голосовой отпечаток своей личности. И любой банк имеет к нему доступ и может идентифицировать человека через мобильное приложение, чтобы выдать ему кредит или открыть доступ к услуге. За этой технологией очень серьезные алгоритмы обработки мимики и голоса. Беларусь тоже движется в этом направлении, поэтому в будущем нас ждут интересные и полезные банковские технологии и возможности.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение отключено