Будут ли белорусские ИТ-компании платить налог с продаж в США?

2 комментария
Будут ли белорусские ИТ-компании платить налог с продаж в США?

21 июня 2018 года Верховный суд США вынес решение по делу между штатом Южная Дакота и компанией Wayfair, в котором признал законным право штата требовать от онлайн-продавца мебели, зарегистрироваться в налоговых органах штата для уплаты налога с продаж, несмотря на отсутствие у неё какого-либо физического присутствия в данном штате. Директор по вопросам налогообложения и права в EY («Эрнст энд Янг») Светлана Грицук и старший консультант компании Андрей Кулагин рассказывают, какие налоговые последствия могут быть у этого судебного решения, и могут ли они затронуть белорусские продуктовые ИТ-компании, ориентированные на американских покупателей.

Читать далее

Фото: SDAHO

Это решение может оказать существенное влияние на налогообложение компаний, занимающихся онлайн-торговлей товарами и услугами на потребительском рынке США. В США нет привычного для налоговых систем европейских стран НДС. Вместо него взимают другой косвенный налог — налог с продаж (sales tax). Этим налогом облагают B2C-продажи, когда конечным покупателем на территории США выступает физическое лицо. Налог с продаж обычно платит покупатель розничному продавцу, а потом продавец перечисляет его в бюджет. Ставки налога, как и порядок уплаты, отличаются от штата к штату и даже в пределах одного штата в зависимости от того, в каком округе или городе был продан товар или услуга. Из-за того, что налог может взиматься как на уровне штата, так и в отдельном округе или городе, в США сегодня существуют тысячи налоговых юрисдикций, где взимается данный налог.

Долгое время Верховный суд США придерживался такой позиции: если у компании-продавца нет в отдельном штате прямого физического присутствия (например, имущества или сотрудников), значит, у нее нет прочной связи с данным штатом, которая позволяет требовать налоговой регистрации и уплаты налога с продаж в этом штате. В результате налог с продаж в большинстве случаев при онлайн-продажах не уплачивался, и штаты теряли значительные налоговые поступления.

Такое положение дел при рассмотрении судебного дела между штатом Южная Дакота и компанией Wayfair было названо несправедливым и оторванным от экономической реальности. Верховный суд США пришел к выводу, что главным образом следует ориентироваться на фактически оказываемый экономический эффект. А критерий физического присутствия следует признать некорректным и устаревшим, учитывая то, как возможности Интернета и его широкое распространение изменили ход развития экономики.

Возможные варианты развития событий в США

Как ожидается, многие штаты США в ближайшее время выступят с заявлением о своих будущих действиях в свете принятого Верховным судом США решения. Уже сейчас очевидно, что оно будет иметь далеко идущие последствия. Штаты могут начать требовать от компаний-продавцов (как резидентов, так и нерезидентов США) регистрироваться в налоговых органах штата, собирать налог с продаж с онлайн-покупок, совершаемых покупателями штата, и перечислять налог с продаж в бюджет штата в случаях, когда компании-продавцы не имеют физического присутствия в нём.

Один из самых чувствительных вопросов: будут ли штаты пытаться ретроспективно возложить ответственность за неуплату налога с продаж на компании, которые занимаются онлайн-продажами. Далеко не во всех штатах есть специальное законодательство, которое запрещает ретроспективное применение налоговых правил. Поэтому есть вероятность того, что отдельные штаты будут требовать исполнения обязанностей по сбору и перечислению налога с продаж в отношении всех совершённых ранее онлайн-покупок покупателями из определенного штата, начиная с самой первой такой покупки.

dev.by: Значит ли это, что Джону из Южной Дакоты придет письмо: с 2004 года вы купили 2 лопаты, 40 кг собачьего корма и звонки по Viber, вот столько налогов еще надо заплатить? Или бремя ложится на компанию, это её проблема, что она не учла налог в цене?

E&Y: Скорее всего, штрафные санкции будут применяться только к компаниям-продавцам. Однако, не стоит забывать о том, на территории США тысячи юрисдикций, где взимается налог с продаж, и в каждой из них могут быть свои особенности.

Затронет ли это белорусские ИТ-компании?

В ряде штатов США налогом с продаж облагаются не только товары, имеющие вещественную форму, но и цифровые товары и услуги. Например, мобильные приложения, игры, электронные книги, аудио- и видеофайлы. В связи с этим предстоящие изменения в налогообложении могут распространяться и на онлайн-продажи цифровых товаров и услуг американским покупателям-физическим лицам.

При этом не будет иметь принципиального значения для возникновения налоговых обязательств, является ли компания-продавец резидентом США или нет. Использование торговых площадок для распространения и продажи ИТ-продуктов также не гарантирует, что в том или ином штате США обязанность по сбору с покупателей налога с продаж и его уплате будет возложена не на продавца, а на площадку. Ведь площадки фактически — лишь посредники между продавцом и конечными покупателями в США.

Рынок США — ключевой рынок ИТ-продуктов для компаний из многих стран мира. Поэтому продуктовым B2C-компаниям как из Беларуси, так и из других стран в ближайшее время предстоит оценить вероятное влияние принятого Верховным Судом США решения на совершаемые на территории США операции. В частности, предстоит оценить  прошлые и будущие налоговые обязанности, способы минимизации негативного эффекта при ретроспективном применении налоговых правил, а также расходы на то, чтобы соблюсти новые требования.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Власти США разрешили Intel поставлять свою продукцию Huawei
Власти США разрешили Intel поставлять свою продукцию Huawei
Власти США разрешили Intel поставлять свою продукцию Huawei
«Растить минский офис». Интервью с Ciklum, которое было до выборов
«Растить минский офис». Интервью с Ciklum, которое было до выборов
«Растить минский офис». Интервью с Ciklum, которое было до выборов
С новым директором минского офиса Ciklum Андреем Мельниковичем dev.by встречался за пять дней до выборов. Говорили о большой трансформации в компании, уходе части клиентов и выздоровлении от коронакризиса. В срок интервью не вышло — было не до мирной повестки. Когда вернулись к записи, оказалось, что многие тезисы уже под сомнением. Тем не менее мы решили опубликовать интервью с комментарием-апдейтом. На наш взгляд, это хорошо демонстрирует пропасть между белорусским ИТ в начале августа и второй половине сентября.
1 комментарий
Трамп дал разрешение на сделку Oracle и TikTok
Трамп дал разрешение на сделку Oracle и TikTok
Трамп дал разрешение на сделку Oracle и TikTok
Трамп запретит загрузку TikTok и WeChat в США с 20 сентября
Трамп запретит загрузку TikTok и WeChat в США с 20 сентября
Трамп запретит загрузку TikTok и WeChat в США с 20 сентября

Обсуждение

0

варвары

0

Так и агрогородки скоро начнут строить.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже