«Водить люблю, а обслуживать машину — нет». Поклонник каршеринга сделал приложение, отображающее на карте авто всех минских сервисов

7 комментариев
«Водить люблю, а обслуживать машину — нет». Поклонник каршеринга сделал приложение, отображающее на карте авто всех минских сервисов

В рабочее время Тимофей Величко — iOS Developer в компании SoftTeсo, в свободное время он поддерживает собственное приложение сarShare (iOSAndroid), которое разработал ради удобного пользования каршерингом в Минске. Зачем, кроме основных сервисных приложений, нужно ещё одно, и какова жизнь белорусского пользователя каршеринга, Тимофей рассказал dev.by.

«Люблю проблемы решать, а рутинные задачи меня бесят»

— Водить я люблю, а своей машины нет, — говорит Тимофей. — Раньше была, но я устал её обслуживать. Заправлять, менять резину, ремонтировать — вся эта «бытовуха» меня замучила, и я решил отказаться от авто. Но любовь к вождению не прошла, это для меня — элемент расслабления, — говорит Тимофей. — Помню, в день свадьбы просыпаюсь утром, и чувствую — волнуюсь. Обычно я очень спокойный, а тут мандраж беспричинный, чуть не до тряски. Накануне мы договорились с невестой, что я заеду за ней домой.  Сажусь за руль — проезжаю километр, и всё, я спокоен. 

И когда прошлым летом в Минске появился первый сервис каршеринга, я очень обрадовался и тут же к нему подключился.

Идея создать приложение-надстройку к каршеринговым сервисам пришла Тимофею вместе с новостями о скором приходе в Минск второго оператора.

— Я люблю проблемы решать, а рутинные задачи меня бесят, — объясняет разработчик. — Чтобы заказать машину, надо сначала зайти в приложение одного оператора, подождать, пока оно загрузится, посмотреть, есть ли рядом машина. Допустим, захожу в Anytime, вижу, что ближайшая машина — на метро «Петровщина», — далековато. Захожу в «Везуху», там ближайшая на «Михалово» — вообще далеко, значит, мне надо вернуться в Anytime, чтобы забронировать первое авто. Это неудобно. Появилась идея создать приложение, которое бы показывало машины всех сервисов на одной карте.

В конце июля Тимофей сел за разработку iOS-приложения, а в конце августа залил его в AppStore. Чистого времени на разработку понадобилось около 60 часов.

— Приложение — небольшое, все этапы мне были понятны, оставалось только сесть и написать, — говорит Тимофей. — По сути, мне надо было лишь собрать данные с операторов и отдать на выход в приложение. Единственный момент — так как я iOS-разработчик, нужен был сервер. Напрямую слать запросы на серверы операторов не очень хорошо с точки зрения архитектуры приложения, поэтому тут требовалось комплексное решение, которое бы возвращало комплексные данные со всех операторов. Для этого я воспользовался платформой Google Firebase, которая даёт простые методы для разработки серверов таким, как я, не сильно в этом «шарящим».

«Если готовы поработать за звездочки в сторе, я буду рад»

После релиза iOS-версии инициативу Тимофея поддержали тестировщик Андрей Шевцов и Android-разработчик Алексей Захаренко.

— Я говорю: ничего не обещаю, но если вы готовы поработать за звёздочки в сторе, то я всегда рад новым людям.

Алексей Захаренко за пару-тройку недель сделал Android-версию сarShare.

Кроме этого, изначально Тимофея поддержали родные и друзья. Сестра сделала дизайн приложения, жена занялась продвижением в Instagram, друг-юрист помог с написанием политики конфиденциальности — обязательной перед заливкой в онлайн-магазин.

— Посмотрел полиси к другим приложениям — там документы на шести страницах, куча слов! Для меня это был тёмный лес, поэтому я сразу обратился к товарищу. Он почитал, покопал и выдал документ для нашего приложения: что оно использует, какие данные хранит, как обрабатывает.

Ещё один человек следит за каналом в Telegram, который объединяет около 600 пользователей минского каршеринга.

— Там постят и обсуждают новости каршеринга, за день набегает до 1 000 сообщений.

Я не в состоянии отследить такое количество сообщений, поэтому товарищ помогает с обработкой этого потока и вычленением чего-то полезного. Может, кто-то сделает хорошее предложение для фичи или найдет баг в приложении.

Всего приложение объединило три сервиса: два действующих (Anytime и «Везуха») и один в стадии подготовки (West Group). Негусто, потому что негусто самих сервисов каршеринга в стране. Доступный автопарк — около 100 единиц (машины нового оператора, которые уже отображаются на карте, но еще недоступны для аренды, не в счёт).

Отсюда и скромные результаты скачивания: всего около 1000 для обеих версий приложения. Да и те включая любопытных иностранцев, отреагировавших на анонс автора в LinkedIn.

«Что возьмёте: Volkswagen Polo с почти пустым баком или Ravon R2 c полным?»

— То ли дело в Москве, — говорит Тимофей, — там порядка 15 операторов, на каждом перекрёстке стоит по 2-3 машины (весной 2018 года парк каршеринга в Москве насчитывал 6500).

Для Москвы такое приложение, как моё, очень актуально. И там есть аналогичный агрегатор. Но, по-моему, он уступает нашему в качестве реализации и производительности. В московском приложении не очень хорошо оптимизирована работа с большим количеством элементов, и из-за этого оно подтормаживает. Но ключевая разница в том, что наше приложение основано на картах Яндекса, а московский агрегатор (как и приложения минских операторов) — на Google Maps. Зачастую бывает так, что машина стоит в 2 минутах ходьбы, но Google прокладывает путь в обход и показывает время пути 10 минут. Яндекс же в нашем регионе, напротив, очень точно прокладывает маршруты. В перспективе можно задуматься об отображении в нашем приложении московских машин, однако без бизнес-модели в этом нет смысла.

Тимофей не скрывает, что бизнес-навыков его команде очень не хватает. И так как чёткого плана по продвижению и монетизации продукта у команды разработчиков нет, то и стартапом они себя не считают. На вопрос, знают ли минские операторы каршеринга о приложении-агрегаторе, Тимофей простодушно отвечает: «Не знаю». Контактировать с компаниями он не пробовал.

Хотя дальнейшие расспросы показывают, что видение способов монетизации у разработчика есть. Во-первых, привлечение новых операторов (если/когда они появятся) и взимание с них платы за размещение в сервисе. Прежде всего это должно работать с небольшими игроками, чьи приложения пользователям будет не очень интересно скачивать заблаговременно. Другое дело — если машина обнаружена поблизости, и агрегатор автоматически ведёт по ссылке в онлайн-магазин.

Во-вторых, продажа операторам обезличенной аналитики. Эту идею Тимофею подсказал Даниэль Волков, инженер компании Navek Soft.  Например, пользователь открывает приложение и видит рядом два авто — Volkswagen Polo с почти пустым баком и Ravon R2 c полным. По правилам каршеринга, нельзя оставлять машину с пустым баком — надо ехать на заправку, соответственно терять время. Что выберет пользователь? Эта информация может быть интересна оператору.

В-третьих, возможно сотрудничество с сервисами такси. Допустим, приложение показывает, что рядом нет доступной машины, и в то же время появляется баннер, предлагающий вызвать такси. До ближайшей машины — 30 минут пешком, а такси может быть у вас уже через 3 минуты.

— Конечно, когда возникают такие идеи, хочется завоевать мир: кажется, вот сейчас начну сотрудничать с каршеринговыми сервисами, первых добавлю бесплатно, а с новых операторов буду брать деньги. Но пока эти перспективы туманны. Поэтому пока просто пользуюсь приложением сам и даю другим — народу нравится, отзывы пишут хорошие. В то же время людям, которые бы привнесли бизнес-составляющую в этот проект, я был бы рад.

«Возможно, когда-нибудь сделаем единую базу клиентов и единую точку входа»

Тем не менее работу над приложением Тимофей и его команда не останавливают. Сейчас, например, трудятся над фичей под условным названием «радар».

— Допустим, я хочу куда-то уехать, но прямо сейчас машины нет, — говорит разработчик. —  Я включаю опцию, задаю радиус, закрываю приложение, забываю и спокойно работаю. Сервер запоминает мою локацию, непрерывно проверяет, не появилась ли машина в заданной зоне. И если она появляется, присылает нотификацию на телефон. С учётом того, что машин в Минске пока мало, это будет чуть ли не киллер-фича.

Причём не факт, что такая фича появится у самих операторов. Дело в том, что у них приложения — шаблонные, от производителя софта, поставляющего коробочные решения для каршеринга. Цвета и логотипы в них — под каждого заказчика свои, а функционал и пользовательский опыт — одинаковые. Чтобы запилить новую фичу, надо специально просить об этом провайдера.

В идеальном приложении-агрегаторе можно не только увидеть местоположение машин и их характеристики, но также забронировать и открыть авто. Но такой функционал требует доступа к закрытым пользовательским данным, а значит, глубокой интеграции с операторами.

— Возможно, в будущем, если удача нам улыбнётся, мы сделаем единую базу клиентов и единую точку входа — это было бы вообще шикарно.

«Мечтаю поехать из Минска в Гомель и там оставить машину»

Сам Тимофей пользуется каршерингом примерно раз в неделю. Когда утром поблизости от дома находится авто и если удаётся избежать поездки в час пик.

— Иногда выходит дешевле, чем такси, — говорит Тимофей. —  Например, из дома в Лошице до Петровщины выходит 4 рубля. Но если попадаешь в пробку, то «попадаешь»: стоишь, а денежки капают. И на обочине машину не кинешь: за неправильную парковку предусмотрены штрафы. Из других ограничений: не стоит ехать в центр, если не знаешь наверняка, что у тебя будет место парковки. Иначе можешь крутиться там 20 минут и не припарковаться.

На правах регулярного пользователя и популяризатора каршеринга Тимофей поделился своими пожеланиями к развивающимся минским сервисам:

Увеличить количество машин.

— До скольки? Не знаю. Я хочу, чтобы машина была здесь и сейчас. Давайте сравним  с Москвой: там на 12,5 млн человек 6 500 машин. В Минске население в 6 раз меньше, значит, автомобилей должно быть около тысячи.

Снизить цены.

— В Минске минута использования автомобиля стоит 29 копеек, в Москве — 7-8 рублей, то есть примерно 23 копейки. Это на 20% дешевле, большая разница.

Разнообразить тарифы.

— Сейчас есть варианты суточных тарифов, а хотелось бы ещё опций на поминутные тарифы: например, ночью дешевле, чем днём. Или чтобы была система динамических цен, как в Uber.

Развивать сервис в регионах.

— Сейчас я могу кататься на арендованном авто по всей стране, но оставить его могу только в Минске. Я родом из Гомеля, когда надо что-нибудь перевезти в родной город, это всегда загвоздка. Хочется, чтобы была возможность нагрузить машину, поехать в областной центр и там её оставить. И не только в областных центрах, но и в других городах.

Я понимаю, что на белорусском рынке эти пожелания реализовать очень сложно, нужны огромные инвестиции. Но в идеальном мире я вижу каршеринг заменой личному транспорту.

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Появилась интерактивная карта с результатами проб воды в Минске
Появилась интерактивная карта с результатами проб воды в Минске
Появилась интерактивная карта с результатами проб воды в Минске
Где в Минске взять воду: карта подвоза и контакты для волонтёров
Где в Минске взять воду: карта подвоза и контакты для волонтёров
Где в Минске взять воду: карта подвоза и контакты для волонтёров
Пополнять проездные на транспорт в Минске можно будет через ЕРИП
Пополнять проездные на транспорт в Минске можно будет через ЕРИП
Пополнять проездные на транспорт в Минске можно будет через ЕРИП
2 комментария
Яндекс посчитал индекс самоизоляции. Минск лучше Москвы, но хуже Еревана
Яндекс посчитал индекс самоизоляции. Минск лучше Москвы, но хуже Еревана
Яндекс посчитал индекс самоизоляции. Минск лучше Москвы, но хуже Еревана
5 комментариев

Обсуждение

4

Спасибо за приложение, Тимофей! Пользуюсь, очень удобно :)

По поводу развития каршеринга в Минске: я бы добавил ещё пункт о взаимодействии сервисов каршеринга с властями города и создании нескольких парковочных мест именно для машин каршеринга на всех парковках Минска.

2

О каком обслуживании речь идет не ясно, один раз в году на полдня сгонять на плановое ТО и техосмотр как-то не сильно напрягает. А на заправку и с каршерингом нужно ездить.
Но приложение в любом случае полезное, молодец.

1

Согласен, тоже не понимаю, что за обслуживание так не нравится автору приложения. Да и каршеринг всё равно значительно дороже собственного авто получается.
Но автор - молодец, полезная прилага.

Илья Зверев
Илья Зверев Специалист по всё нормально в Lyft
0

В Москве уже более десяти тысяч машин каршеринга, и их иногда всё равно не хватает. Так что Минску нужно две-три тысячи. Ждём более агрессивного и либерального оператора, типа «белки» или «яндекса».

0

Крашится при старте. iOS 12.1.1

user113319
user113319 ведущий администратор сервера в РУП ГРИЦ БЖД
0

Промокод на 6р. для Anytime - DABRO7, Hello - DABRO, Везуха - DABRO7 Ребята молодцы, машины новые, много с пробегами до 1000км. Буду очень благодарен если введёте во время регистрации мой промокод. Они дают вам и мне по 6 и 5 рублей. Классных поездок!

0

У меня на samsung a5 не работает приложении. В телеге написал, забанили. Очень дружественные админы.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже