Ещё раз про интеллектуальную собственность. Чем история исков к Epic Games показательна для белорусских разработчиков

Колонка
3 апреля 2019, 15:11
Ещё раз про интеллектуальную собственность. Чем история исков к Epic Games показательна для белорусских разработчиков

В конце прошлого года американская компания Epic Games отчиталась не только о рекордной прибыли — $3 млрд, — но и получила несколько исков от звезд и героев мемов за использование их интеллектуальной собственности (танцевальных движений) в игре Fortnite. К весне 2019 года число исков достигло пяти, но позже истцы их отозвали: интеллектуальная собственность не была зарегистрирована в Бюро авторского права США. Что это значит для белорусских разработчиков софта, объясняет партнер юридической фирмы Arzinger & Partners Клим Сташевский.

История Fortnite и что под защитой копирайта

Судя по обилию юридических публикаций в сетевом пространстве, все уже давно уяснили: программное обеспечение — объект авторского права ровно с того момента, как это ПО создано. И чтобы появились права на ПО, не нужно ничего регистрировать или получать патенты. Зачем тогда это делают? Чтобы иметь право эффективно защищаться или право нападать и взыскивать. В США, на основном или по крайней мере целевом для многих рынке, ты не можешь требовать судебной защиты своего IP без регистрации в Бюро авторского права.

С заимствованными в Fortnite танцами история получилась чуть более пластичная. Правовой мир Америки схлестнулся и сразу в двух плоскостях. Одни как раз сейчас обсуждают тему, можно ли защитить копирайтом отдельные танцевальные элементы или же танец должен представлять собой последовательность хореографически связанных и узнаваемых движений. Другие (судьи) по-разному толковали, что следует понимать под регистрацией: подачу заявки в Бюро или уже выданный сертификат.

Пока 4 марта 2019 Верховный суд США не поставил точку, определив в деле Fourth Estate Public Benefit Corp v. Wall-Street.com, что вместе с иском о защите нарушенных прав интеллектуальной собственности истец должен предоставить сертификат о регистрации объекта авторского права в Бюро авторского права США. А его не было.

Юристы истцов-танцоров поняли, что пахнет жаренным и решили отозвать иски против создателей Fortnite, закончить регистрацию копирайта, после чего попытать счастья снова.

Программное обеспечение — не танцы, при чем тут белорусские разработчики?

Большинство созданных белорусами программных продуктов признаются американским законодательством в качестве «иностранных произведений».

Иностранное произведение — это объект авторского права, который был создан авторами, которые не являются гражданами США, и (или) который был впервые опубликован за пределами США (с последним критерием есть вопросы, т. к. некоторые американские суды толкуют паблишинг в Интернете как первое опубликование в США).

Должна работать прямая логика, скажете вы. Значит, чтобы белорусу иметь право подать иск в американский суд против американской компании, никакая регистрация в Бюро не нужна.

А мой юрист сказал, что регистрироваться в Бюро авторского права США — нужно. Он жулик?

Есть один нюанс, который с точки зрения теории права кажется мелким, но на практике может стоить больших денег. Регистрация объекта авторского права (даже иностранного) в Бюро авторского права до момента нарушения прав интеллектуальной собственности дает истцу право требовать возмещения statutory damages (это убытки, размер которых определен законом) и расходов на юристов. Если регистрации нет — то можно просить суд только о возмещении тех убытков, наличие и размер которых истец сможет доказать (actual damages).

В абсолютных цифрах это вполне реальные для белорусского разработчика $150000 за каждый случай нарушения в случае statutory damages и, как правило, дырка от бублика в случае actual damages, потому что поди докажи наличие убытков тогда, когда расходы на юристов ты будешь оплачивать из своего кармана, а не за счет ответчика.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение