Не США единым: зачем европейским стартапам выходить на рынок Китая

5 июня 2018, 16:55

Предприниматель и директор консалтингового агентства ECSI Саймон Шнайдер регулярно принимает участие в стартап-мероприятиях по всей Европе. За последний год он отмечает фундаментальный сдвиг во взглядах начинающих предпринимателей: обычно они интересовались, как заручиться поддержкой венчурных фондов США, то теперь всё чаще задаются вопросом, не стоит ли вместо этого стараться получить финансирование в Китае и продвигать компании именно там.

Читать далее

Иллюстрация: VentureBeat

Само возникновение этого вопроса можно объяснить тем, что рынок Европы слишком фрагментирован: здесь есть множество небольших стран со своими языками и культурами. Это заставляет задуматься, есть ли смысл осваивать каждую из них, чтобы получить всего лишь несколько миллионов пользователей, если можно захватить рынок США в 300 млн человек. Но самые дальновидные предприниматели мыслят шире и, сумев найти нишу в своей стране, всё чаще нацеливаются сразу на Китай с населением в 1,3 млрд. Есть 4 момента, которые предпринимателям нужно учесть при выходе на рынки новых стран.

1. Доступ к финансированию

Многие стартапы пока с опаской посматривают в сторону Китая. Но самые отважные понимают, что нужно ловить момент и использовать возможности, который открывает крупнейший экономический бум в истории. В огромной стране горячо приветствуются инновации и люди, которые могут их предложить. В последнее время рынок венчурных инвестиций Китая переживает стремительный взлёт: в прошлом году местные стартапы получили около $60 млрд, что уже близко к $70 млрд, которые собрали начинающие компании США.

Шнайдер обращает внимание на явление, характерное для знаменитых предпринимателей, которые преуспели на Западе: свои новые стартапы они продвигают именно на китайском рынке. Так, основатель успешных компаний в Атланте Джимми Чжун — классический пример талантливого китайского студента, которому удалось сделать состояние в США. Но после экзита с $40 млн из Find Inc. он решил отправиться в Китай, где возглавил два стартапа, связанных с магазинами самообслуживания и блокчейном. Их оценка уже превышает $100 млн. В интервью The Economist на вопрос о своём возвращении в страну он ответил, что находиться в Нью-Йорке было бы для него пустой тратой времени.

Иллюстрация: Carolina Cash Fast

2. Доступ к пользователям

Ещё одна привлекательная особенность Китая — огромное население, которое активно пользуется цифровыми устройствами. Согласно подсчётам ECSI, аудитория мобильного мессенджера WeChat насчитывает 1 млрд человек, интернет-магазина Alibaba — 700 млн. Китайские компании занимают лидирующую позицию в мировом финтехе, второе место — в разработке виртуальной реальности, беспилотных автомобилей, носимых устройств, робототехники, дронов и в 3D-печати, третье — в сфере больших данных и искусственного интеллекта.

Но важна не столько масштабность рынка, сколько присутствие на нём большого количества ранних последователей, которые любят новинки и не боятся рисковать. Европейцы, например, всегда восхищаются открытостью американских потребителей инновациям, но сами выбирают только проверенные и признанные продукты. По результатам недавнего исследования, к ранним последователям в технологичной области себя отнесли 60 процентов китайских респондентов. Другая научная работа развеяла устаревший миф о том, что производители Китая меньше, чем американские конкуренты, склонны идти на риск. Они также оказались решительнее как в убеждениях, так и в действиях, когда речь шла о финансовых вопросах.

3. Доступ к талантам и опыт команды на рынке

Америка долгое время была страной мечты для выдающихся учёных и технических специалистов. Сегодня Китай вкладывает значительные средства и усилия в то, чтобы вернуть своих одарённых исследователей и предпринимателей из США. В феврале Financial Times опубликовала статью о том, что китайские фонды при поддержке государства и муниципальных правительств часто проводят мероприятия в студенческих городках американских вузов, где предлагают бесплатное жильё и офисы, а также финансирование — не требуя акционерных прав — всем, кто согласится вести бизнес в городе, который предоставляет инвестиции. Европейские основатели, в свою очередь, предпочитают проводить исследования и разработки на родине (недаром в Европе находятся лучшие технологические университеты и талантливые профессионалы), а вот специалистов по продажам и маркетингу ищут за границей.

Стартапам также нужно помнить и о преимуществах собственной команды. Шнайдер приводит пример британского стартапа, сооснователь которого был американцем. Очевидно, компания выбрала рынок США из-за знания культурных нюансов и опыта работы специалиста на нём. Выходить на рынок абсолютно незнакомой страны для команды может быть намного труднее, чем это кажется на первый взгляд.

Иллюстрация: CVirtual

4. Открытые процессы

Несмотря на возможности, которые открывает Китай, европейским стартапам не стоит полностью отворачиваться от США. Юридический процесс открытия здесь дочерних компаний прост и прозрачен, благодаря чему предприниматели из Европы могут защитить свои права на интеллектуальную собственность и с лёгкостью продавать и передавать активы при выходе.

В США существуют налаженные за десятки лет практики и мероприятия, которые помогают основателям из Европы закрепиться и развиваться на этом рынке. Например, ежегодное соревнование с призовым фондом $5 млн для иностранных стартапов VentureClash, которое проводит компания Connecticut Innovation с целью привлечь перспективные бизнесы в США. Компания уже помогла завоевать американский рынок стартапам из Ирландии, Израиля, Великобритании и Нидерландов.

Перспектива расширить присутствие стартапа в Китае действительно заслуживает внимания европейских основателей. хотя на вопрос о том, рынок какой из стран — США или Китая — выглядит более многообещающим, нельзя ответить однозначно. Основателям придётся самим взвесить все 4 аспекта, чтобы решить, какой регион лучше подходит их бизнес-модели.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение