Что посеешь, то и пожнешь?

19 апреля 2013, 07:33

Не секрет, что в современном ИТ-обществе активно формируется прослойка «олдскульных» «свитерастых» программистов в возрасте 30-40 лет. И этой категории граждан присущ один существенный социальный атрибут — дети. Да-да, сегодня хочу поговорить о детях, а точнее о подростках и, конечно, об образовании оных.

Как-то так вышло, что проблемам обучения детей и подростков информатике и программированию, которое фактически должно являться основной частью курса информатики, уделяется крайне мало внимания. Точнее, внимание, конечно, уделяется, но поле пристального внимания формируется вокруг студенческой среды.

А к чему это приводит и как этого избежать — давайте подумаем вместе

Как будто — раз! — и из ниоткуда взялись студенты-первокурсники. А кто они? Что они знают? Кто с ними занимался? — эти вопросы, кажется, никто и не задает. А зря! В систему высшего образования зачастую попадают случайные люди, в том числе и в сферу ИТ.

Фактически для того чтобы получить высшее образование в сфере ИТ, нужно получить три сертификата — по математике, физике и русскому/белорусскому языку. Да, конечно, уровень подготовки по математике поможет косвенно судить о потенциальных способностях абитуриента в сфере ИТ, а сертификат по физике поможет или нет? А если нет — зачем он нужен? Потому что другие сертификаты не подходят еще больше? (оставим за кадром сертификат по языку — понятно, что языковая грамотность нужна всем). Получается интересная картина — выпускников школ «натаскивают» по математическим и физическим тестам, а информатика, как бедная Золушка, болтается где-то на задворках сознания, вроде и не нужна никому.

На самом деле картина еще хуже. Проблемы преподавания информатики в школе самым непосредственным образом начали влиять на преподавание в вузах. Информатика в школе изучается большей частью в обзорном виде, на ознакомительном уровне, и только в 10-11 классах некоторое время уделяется программированию. А здесь уже в игру вступает человеческий фактор — многие ли учителя информатики сами имеют достаточную подготовку для того, чтобы научить учеников хотя бы азам алгоритмического мышления и основам программирования? И хорошо, если подросток попал к учителю, который в состоянии научить хоть чему-то, но чаще всего...

В итоге знания по информатике у первокурсников просто в зачаточном состоянии, алгоритмическое мышление не развито, что такое программирование некоторые узнают уже только в вузе. В результате вырисовывается неприглядная картина. Вот результаты опросов, предназначенных для определения входного уровня знаний студентов-первокурсников (не судите строго за вопросы, я, может, и не профессионально сделал подборку вопросов, но в целом картина вырисовывается). Опрошено было 18 человек, вопросы были такие:

1. Дайте определение понятию «алгоритм».

На этот вопрос было больше всего ответов, чаще всего неполных. Итог — 9 частично правильных ответов, 8 неправильных, 1 студент ответа не дал.

2. Что такое позиционная система счисления?

Ни один из студентов не дал ответа. Даже неправильного.

3. Кто такой Чарльз Беббидж?

Ни один из студентов не дал ответа.

4. Когда была создана первая ЭВМ?

4 студента дали ответы (все неправильные), 14 студентов ответа не дали.

Ответы были такие: 1) где-то в 50-х; 2) 1955 год; 3) 60-е годы; 4) в 90-х (!!!)

5. Дайте определение оператору программирования «Цикл».

10 студентов дали ответ (из 10 ответов 2 можно с натяжкой засчитать) и 8 студентов ответа не дали.

Примеры ответов: «Выполняется указанное действие до выполнения определенного условия», «Повторение определенного "блока"», «Оператор, с помощью которого можно повторять процесс множество раз». Ну и так далее.

6. Что такое инкапсуляция?

Ни один из студентов не дал ответа.

7. Кто такой бизнес-аналитик?

5 студентов дали ответ, 13 студентов не дали ответа. Ответы были такие (сами судите о правильности или неправильности):

«Человек, занимающийся анализом бизнес-систем», «Человек анализирующий», «Человек, анализирующий рынок», «Статистик», «Человек, занимающийся анализом».

8. Что такое массив? Какие бывают массивы?

5 студентов дали ответ, 13 студентов не дали ответа. Ответы такие: «Забыл», «Таблица»,  «Хранилище. Бывают одномерные и двумерные», «Массив — своеобразная таблица, в которую записываются данные. Бывает одномерный, многомерный», «Массив — структура данных. Бывают линейные, двумерные и многомерные».

Я, конечно, понимаю, что на некоторые вопросы и не нужно было ждать ответа, но на простейшие вопросы!? ЭВМ была создана в 90-е!? ЧТО ЭТО ЗА УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ПОСЛЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ?!? (извините, наболело) И ведь не сказать, что баллы по ЦТ были очень уж низкими в этой группе, средний балл по математике — 69,6, средний балл по физике — 49,3.

Что же делать тем подросткам, которые хотели бы да не могут научиться программировать? Что делать родителям, которые хотели бы помочь своим детям освоить программирование? Есть несколько вариантов: школьные кружки, курсы для взрослых, репетиторство, помощь в самоподготовке.

Какие достоинства и недостатки у этих вариантов? На мой взгляд, следующие.

Школьные кружки отпадают по той причине, что занятия в них проводят те же учителя, что и в учебное время. Если вам повезло с учителем — ок, не вопрос, хороший вариант. Но давайте признаемся честно, большинству не повезло :).

Курсы для взрослых — хороший вариант для тех, кто:

а) уже имеет хоть какой-то опыт программирования;

б) достаточно развит для того, чтобы получать информацию наравне со взрослыми участниками курсов.

Репетиторство — опять же если повезет найти хорошего репетитора. Но беглый просмотр вариантов выявил интересную закономерность — чаще всего в объявлениях ищут работу репетиторы по математике и информатике, чистых репетиторов по информатике практически нет, и понятно, почему — потому что всем нужны услуги репетиторов именно по математике, дополнительно указывается еще и информатика (так, на всякий случай), опять же цена услуг репетиторов достаточно высока.

Остается последний вариант —- самоподготовка. Какие есть недостатки и достоинства у подобного подхода? Первый серьезный недостаток — прежде всего нужно самодисциплина, не каждый подросток сможет методически верно подойти к своей подготовке. Второй серьезный недостаток — отсутствие у подростка широкого (действительно широкого) кругозора и опыта. Соответственно не факт, что он сможет самостоятельно разобраться в том обилии информации, которое имеется. И тут направляющим и руководящим звеном должен выступить родитель — особенно если родитель «в теме», но я так думаю, что большинство здешних обитателей должны быть «в теме». Если хотите помочь вашему ребенку — возьмите подготовку под собственный контроль:

1. порекомендуйте литературу, сетевые ресурсы;

2. помогите составить расписание работы (пусть это будет 1-2 занятия в неделю, но гораздо больше будет пользы, если в обучении будет порядок);

3. обязательно контролируйте получающиеся результаты;

4. заведите тетрадь и отмечайте пройденные темы;

5. обсуждайте пройденный материал;

6. давайте задания, выступая в роли заказчика.

На пути самостоятельной подготовки есть один очень существенный барьер. Если для взрослых написано огромное количество литературы — простой и сложной, книжек потоньше и потолще, на русском и на английском, то вот с литературой для подростков есть определенные проблемы, ее практически нет. И не каждый подросток сможет разбираться с литературой, предназначенной для взрослых. Использовать форумы, статьи в интернете тоже очень непросто, так как приходится постоянно отфильтровывать крупицы полезной информации от тонн «макулатуры». Специализированных ресурсов для детей и подростков также практически нет. Что же предложить молодому пытливому уму? Что сделать, чтобы желание учиться не угасло? А на самом деле нужно находить информацию по крупице. И если по базовым знаниям по информатике есть достаточно большое количество литературы (можно поискать в онлайн-магазинах, серия книг «Информатика и ИКТ», автор Семакин И.Г.), то вот по программированию все не так радужно.

...В общем и целом тема в информационном пространстве представлена очень плохо. Если сообщество отнесется к материалу, изложенному в этой статье, положительно, то я готов развивать эту тему на dev.by — предоставить приблизительные планы для обучения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, искать и представлять сообществу книги по соответствующей тематике, предлагать методики обучения и так далее. Рад буду увидеть фидбек в комментариях, если стесняетесь оставлять комментарии — пишите в личные сообщения! Спасибо за внимание!

Обсуждение