Что посеешь, то и пожнешь?

43 комментария
Что посеешь, то и пожнешь?

Не секрет, что в современном ИТ-обществе активно формируется прослойка «олдскульных» «свитерастых» программистов в возрасте 30-40 лет. И этой категории граждан присущ один существенный социальный атрибут — дети. Да-да, сегодня хочу поговорить о детях, а точнее о подростках и, конечно, об образовании оных.

Как-то так вышло, что проблемам обучения детей и подростков информатике и программированию, которое фактически должно являться основной частью курса информатики, уделяется крайне мало внимания. Точнее, внимание, конечно, уделяется, но поле пристального внимания формируется вокруг студенческой среды.

А к чему это приводит и как этого избежать — давайте подумаем вместе

Как будто — раз! — и из ниоткуда взялись студенты-первокурсники. А кто они? Что они знают? Кто с ними занимался? — эти вопросы, кажется, никто и не задает. А зря! В систему высшего образования зачастую попадают случайные люди, в том числе и в сферу ИТ.

Фактически для того чтобы получить высшее образование в сфере ИТ, нужно получить три сертификата — по математике, физике и русскому/белорусскому языку. Да, конечно, уровень подготовки по математике поможет косвенно судить о потенциальных способностях абитуриента в сфере ИТ, а сертификат по физике поможет или нет? А если нет — зачем он нужен? Потому что другие сертификаты не подходят еще больше? (оставим за кадром сертификат по языку — понятно, что языковая грамотность нужна всем). Получается интересная картина — выпускников школ «натаскивают» по математическим и физическим тестам, а информатика, как бедная Золушка, болтается где-то на задворках сознания, вроде и не нужна никому.

На самом деле картина еще хуже. Проблемы преподавания информатики в школе самым непосредственным образом начали влиять на преподавание в вузах. Информатика в школе изучается большей частью в обзорном виде, на ознакомительном уровне, и только в 10-11 классах некоторое время уделяется программированию. А здесь уже в игру вступает человеческий фактор — многие ли учителя информатики сами имеют достаточную подготовку для того, чтобы научить учеников хотя бы азам алгоритмического мышления и основам программирования? И хорошо, если подросток попал к учителю, который в состоянии научить хоть чему-то, но чаще всего...

В итоге знания по информатике у первокурсников просто в зачаточном состоянии, алгоритмическое мышление не развито, что такое программирование некоторые узнают уже только в вузе. В результате вырисовывается неприглядная картина. Вот результаты опросов, предназначенных для определения входного уровня знаний студентов-первокурсников (не судите строго за вопросы, я, может, и не профессионально сделал подборку вопросов, но в целом картина вырисовывается). Опрошено было 18 человек, вопросы были такие:

1. Дайте определение понятию «алгоритм».

На этот вопрос было больше всего ответов, чаще всего неполных. Итог — 9 частично правильных ответов, 8 неправильных, 1 студент ответа не дал.

2. Что такое позиционная система счисления?

Ни один из студентов не дал ответа. Даже неправильного.

3. Кто такой Чарльз Беббидж?

Ни один из студентов не дал ответа.

4. Когда была создана первая ЭВМ?

4 студента дали ответы (все неправильные), 14 студентов ответа не дали.

Ответы были такие: 1) где-то в 50-х; 2) 1955 год; 3) 60-е годы; 4) в 90-х (!!!)

5. Дайте определение оператору программирования «Цикл».

10 студентов дали ответ (из 10 ответов 2 можно с натяжкой засчитать) и 8 студентов ответа не дали.

Примеры ответов: «Выполняется указанное действие до выполнения определенного условия», «Повторение определенного "блока"», «Оператор, с помощью которого можно повторять процесс множество раз». Ну и так далее.

6. Что такое инкапсуляция?

Ни один из студентов не дал ответа.

7. Кто такой бизнес-аналитик?

5 студентов дали ответ, 13 студентов не дали ответа. Ответы были такие (сами судите о правильности или неправильности):

«Человек, занимающийся анализом бизнес-систем», «Человек анализирующий», «Человек, анализирующий рынок», «Статистик», «Человек, занимающийся анализом».

8. Что такое массив? Какие бывают массивы?

5 студентов дали ответ, 13 студентов не дали ответа. Ответы такие: «Забыл», «Таблица»,  «Хранилище. Бывают одномерные и двумерные», «Массив — своеобразная таблица, в которую записываются данные. Бывает одномерный, многомерный», «Массив — структура данных. Бывают линейные, двумерные и многомерные».

Я, конечно, понимаю, что на некоторые вопросы и не нужно было ждать ответа, но на простейшие вопросы!? ЭВМ была создана в 90-е!? ЧТО ЭТО ЗА УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ПОСЛЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ?!? (извините, наболело) И ведь не сказать, что баллы по ЦТ были очень уж низкими в этой группе, средний балл по математике — 69,6, средний балл по физике — 49,3.

Что же делать тем подросткам, которые хотели бы да не могут научиться программировать? Что делать родителям, которые хотели бы помочь своим детям освоить программирование? Есть несколько вариантов: школьные кружки, курсы для взрослых, репетиторство, помощь в самоподготовке.

Какие достоинства и недостатки у этих вариантов? На мой взгляд, следующие.

Школьные кружки отпадают по той причине, что занятия в них проводят те же учителя, что и в учебное время. Если вам повезло с учителем — ок, не вопрос, хороший вариант. Но давайте признаемся честно, большинству не повезло :).

Курсы для взрослых — хороший вариант для тех, кто:

а) уже имеет хоть какой-то опыт программирования;

б) достаточно развит для того, чтобы получать информацию наравне со взрослыми участниками курсов.

Репетиторство — опять же если повезет найти хорошего репетитора. Но беглый просмотр вариантов выявил интересную закономерность — чаще всего в объявлениях ищут работу репетиторы по математике и информатике, чистых репетиторов по информатике практически нет, и понятно, почему — потому что всем нужны услуги репетиторов именно по математике, дополнительно указывается еще и информатика (так, на всякий случай), опять же цена услуг репетиторов достаточно высока.

Остается последний вариант —- самоподготовка. Какие есть недостатки и достоинства у подобного подхода? Первый серьезный недостаток — прежде всего нужно самодисциплина, не каждый подросток сможет методически верно подойти к своей подготовке. Второй серьезный недостаток — отсутствие у подростка широкого (действительно широкого) кругозора и опыта. Соответственно не факт, что он сможет самостоятельно разобраться в том обилии информации, которое имеется. И тут направляющим и руководящим звеном должен выступить родитель — особенно если родитель «в теме», но я так думаю, что большинство здешних обитателей должны быть «в теме». Если хотите помочь вашему ребенку — возьмите подготовку под собственный контроль:

1. порекомендуйте литературу, сетевые ресурсы;

2. помогите составить расписание работы (пусть это будет 1-2 занятия в неделю, но гораздо больше будет пользы, если в обучении будет порядок);

3. обязательно контролируйте получающиеся результаты;

4. заведите тетрадь и отмечайте пройденные темы;

5. обсуждайте пройденный материал;

6. давайте задания, выступая в роли заказчика.

На пути самостоятельной подготовки есть один очень существенный барьер. Если для взрослых написано огромное количество литературы — простой и сложной, книжек потоньше и потолще, на русском и на английском, то вот с литературой для подростков есть определенные проблемы, ее практически нет. И не каждый подросток сможет разбираться с литературой, предназначенной для взрослых. Использовать форумы, статьи в интернете тоже очень непросто, так как приходится постоянно отфильтровывать крупицы полезной информации от тонн «макулатуры». Специализированных ресурсов для детей и подростков также практически нет. Что же предложить молодому пытливому уму? Что сделать, чтобы желание учиться не угасло? А на самом деле нужно находить информацию по крупице. И если по базовым знаниям по информатике есть достаточно большое количество литературы (можно поискать в онлайн-магазинах, серия книг «Информатика и ИКТ», автор Семакин И.Г.), то вот по программированию все не так радужно.

...В общем и целом тема в информационном пространстве представлена очень плохо. Если сообщество отнесется к материалу, изложенному в этой статье, положительно, то я готов развивать эту тему на dev.by — предоставить приблизительные планы для обучения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, искать и представлять сообществу книги по соответствующей тематике, предлагать методики обучения и так далее. Рад буду увидеть фидбек в комментариях, если стесняетесь оставлять комментарии — пишите в личные сообщения! Спасибо за внимание!

Горячие события

Testing Stage 2020
26 марта — 28 марта

Testing Stage 2020

Киев
JSNation 2020 Amsterdam
3 июня — 5 июня

JSNation 2020 Amsterdam

Amsterdam

Читайте также

Выживут только гибриды. Амина Идигова рассказала подросткам о карьере будущего (придётся сменить профессию ≥ 8 раз)
Выживут только гибриды. Амина Идигова рассказала подросткам о карьере будущего (придётся сменить профессию ≥ 8 раз)

Выживут только гибриды. Амина Идигова рассказала подросткам о карьере будущего (придётся сменить профессию ≥ 8 раз)

38 комментариев
Скольких студентов и магистрантов коснётся «закон об отсрочке»? dev.by покопался в статистике
Скольких студентов и магистрантов коснётся «закон об отсрочке»? dev.by покопался в статистике

Скольких студентов и магистрантов коснётся «закон об отсрочке»? dev.by покопался в статистике

1 комментарий
Студенты БГУИР провели опрос про качество обучения, интерес к профессии и эмиграцию. Вуз считает результаты сомнительными
Студенты БГУИР провели опрос про качество обучения, интерес к профессии и эмиграцию. Вуз считает результаты сомнительными

Студенты БГУИР провели опрос про качество обучения, интерес к профессии и эмиграцию. Вуз считает результаты сомнительными

3 комментария
Fitbit проводит оплачиваемую стажировку для студентов в Минске
Fitbit проводит оплачиваемую стажировку для студентов в Минске

Fitbit проводит оплачиваемую стажировку для студентов в Минске

Обсуждение

0

< что такое "позиционная система счисления >
Компилятор откажется компилировать, если не дашь правильный ответ? )

< кто такой бизнес-аналитик >
Пожалуй, тоже не смогу ответить на этот вопрос.

< Использовать форумы, статьи в интернете тоже очень непросто >
Не сказал бы.

Пытливому уму для начального образования в принципе достаточно гугла. На следующем этапе практика + отзывы от более опытных товарищей (чтоб не вариться все время в собственном соку).

0

Определение алгоритма не простая для школьников штука. Откуда им знать про машину Тьюринга и эквивалентные ей вещи.

0

http://rubymonk.com/ думаю, можно предложить подростку.

Александр Черноокий
Александр Черноокий developer в Targetprocess
15

Подборка вопросов не просто неудачная, я возмутительная!
>> 1. дайте определение понятию "алгоритм".
В школе и младших курсах не дают ОПРЕДЕЛЕНИЕ алгоритма, да его и нет. Для понимания алгоритма и была придумана машина Тьюринга и лямбда-исчисление, а потом доказывается их равносильность.

>> 2. что такое "позиционная система счисления?
К сожалению, эту замечательную тему со школьной программы убрали в 70-х. А в универе учат только в курсе "Физика ЭВМ". Рассчитывать, что кто-то из не олимпиадников это выучит, нереально.

>> 3. кто такой Чарльз Беббидж?
Правильный ответ: Создатель прообраза ЭВМ, сейчас не применяемый. Когда был достаточно молодым, создал что-то считающее на перфокартах, а потом около 40 лет выступал и парламенте и пилил бюджет на улучшение, ничего не улучшив. Ни Крылов, ни Цузе, ни Нейман не шли его путем.
А сам хоть знаешь, кто такой Крылов и как работала его аналоговая машина, или без гугла скажешь, как Лейбница звали?

>> 4. когда была создана первая ЭВМ?
А дай правильный ответ, и я тебе приведу около 30 ссылок, в доказательство того, что он неверный. Все изобретения с 1938 по 1946 год холиварны.

>> 5. дайте определение оператору программирования "Цикл"
В отрыве от языка программирования про операторы говорить бессмысленно

>> 6. что такое "инкапсуляция"?
Чего мелочиться!? спрашивал бы сразу про паттерны, DI и AMD. Зачем студенту вообще учиться, если он это и так знает?

>> 8. что такое массив? Какие бывают массивы?
Я не знаю, как ответить "Какие бывают массивы?", чтобы было верно одновременно для Лиспа и Си.

Я работал в гимназии, школьников учить инкапсуляции на уроках информатики нереально. Если вы хотите, чтобы они все это знали, то чему их тогда в вузе учить?
Мне довелось наблюдать за ребятами, которые приезжали с деревни на областную олимпиаду, зная только Паскаль, а на 3 курсе входившими в продакшн. И было бы гораздо хуже, если бы они вместо стирания клавиатуры на незаурядных задачках, зазубривали теорию про инкапсуляцию и учили должностные обязанности бизнес-аналитиков и технических писателей. Правда про системы счисления они знали)

0

Да возмутительная, в этом и смысл. Студент должен мыслить, если он не согласен с трактовками вопросов - пусть бы ответил что не согласен, или предложил несколько вариантов ответов. И я бы был вполне удовлетворен этими ответами, пусть некорректными, нам было бы о чем поговорить с таким студентом. Но если в ответ тишина? Если школа не научила мыслить (хотя бы шаблонно мыслить, не говоря уже о нестандартном мышлении) и не дала даже базовых знаний ? Что прикажете делать?
Как я и написал в статье - я не претендую на продуманный и полный вопросник, да некоторые вопросы были такие, на которые ответить очень трудно (просто надежда была - а вдруг кто-нибудь ответит?).

4

Ну скажем то, что студенты не выразили свое несогласие вслух, не значит, что они не могут мыслить... У нас с учителями спорить часто не только бесполезно, но еще и вредно.

И вообще, такие вопросы лучше задавать на госах :) Интересно, стали бы 5-курсники спорить?

1

1. Не уверен, что у всех сойдутся взгляды на определения этих терминов. И вообще, не понимаю вопросов в виде "дайте определение". Это, во-первых, не говорит о том, что человек не понимает о чем идет речь, а, во-вторых, слишком большая доля субъективности со стороны "принимающего" определения.
2. Здесь, конечно, должно быть стыдно. Хотя тоже из разряда: "а вы знаете, что оказывается у этой тривиальной штуки тоже есть свое название?!" И, думаю, это название им далеко не по 10 раз за время обучения говорят. Да и незачем особо.
3. С чего бы первокурсникам знать это? Даже больше - зачем? А потом рассказывают о том, что система образования хромает. Вот мне об этом рассказывали в университете. До сих пор не могу понять нужно ли мне это. К тому же знать все фамилии исторических личностей только потому что вы посчитали их важными... Всех не запомнишь.
4. Конечно промахнуться на полвека это совсем уж. Но запоминать год я бы не стал. Я помню сотни дат из истории, сотни фамилий, событий. Мне это интересно и я считаю это важным. А вот это даже не попытаюсь запомнить. Почему кто-то должен упрекать меня в том, что я не запомнил точный год именно этого события, посчитав это не особо важным. Я же не стану обвинять вас в невежестве, если вы не помните дату падения Рима или раскола христианской церкви.
5. Вы считаете, что те, кто не дал определение, просто-напросто не знают? Или просто они не смогли (было лень) сформулировать? Опять же, недолюбливаю вопросы в таком стиле.
6. Стыдно. Хотя на первых курсах студентов другому бы научить, а не ООП.
7. А вы знаете? Был недавно на конференции, где бизнес-аналитик час усиленно пытался донести до остальных, чем же представители их профессии занимаются. Думаю, для многих даже после этого ответ остался загадкой. Это слишком расплывчатая должность. И откуда знать людям, которые не работали, кто это такие и чем они занимаются. Какая им разница. Пойдут работать - узнают.
8. Я смотрю это ваш любимый тип вопросов. Тут, конечно, стоило бы ответить.

Не спорю, что слишком много "не тех" людей попадает в университеты по it-специальностям. Но многие отсеиваются к 5му курсу. Пример тому моя группа, где выпустилось в полтора раза меньше людей, чем поступило. Многие в итоге работают не совсем по специальности. К тому же, поверьте, парочку из этих 18ти опрашиваемых через года 3 очень даже изменятся. Со мной на первом курсе учились олимпиадники по математике, которые не могли посчитать сумму чисел в массиве и инвертировать строку, а теперь куча "олдскульных" программистов ходят к ним вопросы задавать. Так что по первому курсу тоже не стоит судить так сильно.

0

Пишите-пишите, Константин.

Так где-то близко от вас в Мозыре и Гомеле есть кружки, у которых прекрасные результаты.
Может их программы привлечь?

а программу по информатике зарезали давно под предлогом борьбы с несправедливостью,
типа у одних есть возможность изучать, а в сельских школах, подготовки нет, вот и нету теперь информатики.
хотя старый курс выч методов - бесполезен был, но хоть что-то.

0

Может и стоит привлечь. Спасибо за подсказку. Кстати да, когда я учился у нас была не информатика, а выч.техника и программирование.

0

в те доисторические времена были математические школы. где вместо упк и трудов были информатика и вычислительная математика. На первой алгоритмы и паскаль, а на второй всякие методы гаусса.

офф топ про обучение математике
http://bodhipbaha.livejournal.com/769833.html

0

Почувствовал себя доисторическим чудовищем. Ибо у меня именно так и было - математический класс без уроков труда.

0

а теперь их нет.

кстати имеет смысл при подготовке материалов разделять - они для всех, или для детей увлечённых программирование/дизайном и т.д.

2

http://ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедия_профессора_Фортрана - спасение лежит внутри

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=655459

Кстати, Константин, у вас есть свои определения **инкапсуляции** или **полиморфизма**. Очень хотелось бы услышать, хотя бы в общих чертах.

0

Энциклопедия профессора Фортрана - сколько же я ее раз перечитывал в детстве, где бы ее найти своему ребенку (как раз уже скоро можно давать) ))

0

Спасибо за ссылки, хорошая книга.

По поводу инкапсуляции. Сразу скажу, что вступать в холивар из-за терминов не буду. Ибо прекрасно понимаю, что стандарта на термины ООП нет, трактовок масса. Сам я обычно пользуюсь объяснением термина из книги ООП, автор Т.Бадд. Вот сокращенная цитата оттуда:

В программировании, основанном на абстракции данных, информация сознательно прячется в небольшой части программы. В частности, каждый объект из набора абстрактных типов данных, разрабатываемого программистом, имеет два "лица". С внешней точки зрения (клиента или пользователя) абстрактный тип данных представляет собой
всего лишь совокупность операций, которые определяют поведение абстракций. С противоположной стороны, за фасадом интерфейса, программист, который определяет абстрактный тип, видит значения переменных, которые используются для поддержки внутреннего состояния объекта. Конкретные детали инкапсулированы в более абстрактный объект.

0

Инкапсуляция это не термин ООП в общем случае. И вообще в приличных университетах ООП преподают спец курсом http://existentialtype.wordpress.com/2011/03/15/teaching-fp-to-freshmen/ для желающих.

0

< Сам я обычно пользуюсь объяснением термина из книги ООП >

Вот так вот и, простите, вываливаете определение на 2 абзаца? Неужели своими словами не лучше объяснить? А так только еще больше запутывает.

Алексей Данченко
Алексей Данченко Инженер-программист в ЛюксСофт
0

Дело в том, что инкапсуляция и полиморфизм - это не термины ООП, и это тоже желательно понимать людям, обучающим студентов.

0

Хм... Интересно, смог ли я бы объяснить "инкапсуляцию" 6-летнему ребенку?

1

спешу расстроить автора ещё больше, так как на такие вопросы могут легко не ответить процентов 40-50 студентов-выпускников БГУИРа, что уж про первокурсников говорить.
ну а в чём проблема - студенты не хотят учиться, преподаватели преподают абы как или у студентов сложилось мнение, что "теория" им не нужна - это уже другой разговор.

на первый курс бывший школьник должен прийти с:
1) желанием учиться по выбранной специальности
2) хорошей общеобразовательной базой

универ же в свою очередь должен дать те самые теоритические знания, которые привёл автор, и, главное, при этом, не отбить желание студента учиться.

1

Какой резон тратить время в школе на уроки информатики, если они бессмысленны? В школьной программе достаточно большой объем знаний, который должен быть усвоен. А по факту приходится по второму кругу давать тоже самое. А потом говорим, что программы не оптимальны, часов не хватает и т.д. И в целом, почему все выворачивать наизнанку - каждый должен заниматься своим делом - школа давать базовые знания, вуз - расширять и углублять заложенную базу. Иначе ничего путного не выйдет.

1

Константин, когда вы формировали этот список вопросов, не приходила ли в вашу голову идея о том, что все ответы, практически, бесполезны?

0

А что вы считаете полезным? "Бесполезные" вопросы, на которые даются (или не даются) ответы - говорят очень о многом. Например о том, насколько студент заинтересован в обучении, насколько он "в теме", насколько хорошо у него развита память, а значит развиты когнитивные функции мозга.

Эдуард, а вам не приходило в голову идея о том, что например художественная литература практически бесполезна? И что, будем идти к будущему описанному в "451 градус по Фаренгейту"? Или все же будем читать и развиваться?

"Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются. Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгает на мир ядовитую струю керосина, кровь стучит в висках, а руки кажутся руками диковинного дирижера, исполняющего симфонию огня и разрушения, превращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории."

-2

Какие, интересно, когнитивные функции будут задействованы при ответе на эти вопросы? Вы знаете значение этого термина? Можете привести пример вопроса, который требует анализа данных? Естественно из списка выше.

А про полезность, я ведь специально упомянул, "практически". Надо внимательно читать. Практика, критерий истина и т.п. Так какую практическую пользу принесут ответы на эти вопросы студенту-информатику?

Литература нужна, вы зря писали эти два абзаца.

1

на самом деле это большой вопрос, чему учить на информатике в школе. я даже не представляю что там за программа сейчас. у нас был жуткий примитив.
программированию? необязательно. большинству это вообще не надо.
я думаю из практической части стоило бы учить винде, мс офису, браузерам, основам антивирусов и т.п.
если школа общеобразовательная - то пусть готовит обычных юзеров. на самом деле я до сих пор помню чему меня в лицее учили на уроках ворда, сам бы я никогда не стал в свойствах абзаца отступы менять, тупо жмякнул бы еще один ентер да и все. ну и т.д. мне часто приносят дети-студенты компы починить типа, ну там винду переставить или просто вирусы почистить - что там творится у них на компах это АДЪ самый настоящий. видно что у человека нет никакого понимания что такое вообще файл, папка, и жесткий диск.
а учить програмингу в школе... это вряд ли реально.. некому во-первых, во-вторых это очень индивидуально, только на факультативы и стоит расчитывать. а что такое факи по програмингу? считай те же олимпиады. собственно вышеупомянутые мозырь и гомель так и работают.
ПС: я сам не на все вопросы сходу скажу ответ) я даже постоянно путаю инкапсуляцию и полиморфизм хотя юзаю их каждый день)
а вопрос про этого гэбеджа или кэбеджа как там его... ну это вообще не в тему... почему именно он интересно, а не винер или как там его тоже :) а первая эвм? да хрен ее знает, немцы наверное придумали, или англичане но какая разница...

по большому счету такая ерунда происходит наверное из-за того что информатика сильно молодая наука. поэтому ее как науку вообще не воспринимают, и неизвестно чему учить. взять математику, там все началось с пифагора и пр., поэтому школьники и фамилии за 11 лет учебы запоминают. а что в информатике? притянутый за уши список из 5-10 человек разве что. так их 90% програмеров не знают даже.

0

< я даже постоянно путаю инкапсуляцию и полиморфизм хотя юзаю их каждый день >
А я иногда забываю третье из мантры: инкапсуляция, полиморфизм, что там еще... а, наследование ) Писать код это почему-то не мешает ) Хотя я сейчас на чистом Си пишу.

< по большому счету такая ерунда происходит наверное из-за того что информатика сильно молодая наука. поэтому ее как науку вообще не воспринимают >
Кстати да, возможно.

1

Когда я учился в школе, информатика изучалась два года (в 8-м и 9-м классе). Своего компьютера у меня тогда не было. Так вот пройдя этот курс (причем достаточно успешно, то ли 9 то ли 10) я мог оформлять документ в word, проводить простые вычисления в excel (решались две задачи: тело брошенное под углом к горизонту, и вычисление чего-то методом монте-карло), создавать простенькие запросы к существующей базе Access, составлять простые программы на языке Кумир (т.е. имел некоторое представление о сути алгоритма, ветвлениях, циклах), также давались некоторые понятия о структуризации программы, т.е. выделение подпрограмм, знал несколько систем счисления и правила перевода. Поэтому если бы я тогда "нарвался" на автора статьи, то мог бы ответить на 2-3 вопроса и, наверное, хорошо выглядел в его глазах. Но как я уже писал, у меня тогда не было компьютера, а появился он у меня в десятом классе и я, казалось бы, прошаренный в информатике школьник не знал: как записать диск, как устанавливать программы и переустановить операционную систему и ряд других операций, которые должен знать pc-юзер.

Да, сейчас ситуация с компьютеризацией сильно улучшилась и почти все школьники могут сказать что они уверенные пк пользователи, но это пользование скорее всего сводится к установке игр с необходимым набором ПО и пользование браузером. И если на компьютерах студентов ит-специальностей есть какой-то порядок и логика в организации данных, то у других там творится тихий ужас (как-то попались мне два ноутбука студенток историков).

К чему я это все. Мне кажется, что в первую очередь на уроках информатики должны готовиться пк-пользователи и желательно продвинутые, а не программисты. А все эти методы сортировок и методы обхода вершин графа должны быть либо в спец классах либо в вузе.

0

Спасибо за комментарий. Знаете, у меня собственный компьютер появился только на первом курсе аспирантуры, до этого способа более-менее регулярно работать и что-то изучать (имею ввиду практические навыки) просто не было. А сейчас, на мой взгляд, возможностей изучать что-то, учиться, стало в разы, а то и на порядки больше. Всё стало доступнее, но при этом просто не востребовано...

2

В моем комментарии, возможно, из-за биографических данных потерялась суть идеи которую я хотел донести в нем. Вы, действительно, считаете, что в обычной общеобразовательной школе на уроках информатики должны изучаться (скопировал название глав из учебника Котова по информатике за 8-9 класс): Уравнение прямой, Поиск и сортировки, Алгоритмы целочисленной арифметики, Рекуррентные соотношения и динамическое программирование, Задачи комбинаторики.
Притом, что процентов 30 класса (пруфа нет, тоже из личного опыта, но думаю это соотношение должно выполнятся) это будущие студенты хабзы и пту, которые на уроках информатики в основном занимались тем, что гоняли информатика:) Даже если это перенести в 10-11 класс, так ли эти темы нужны будущим экономистам, юристам, менеджерам и т.д. ...
Кто это все будет преподавать? На сколько я знаю, в моем университете за последние 4 года в олимпиаде по программированию не участвовал не один студент специальности "математика информатика". А те кто в этом что-то понимают, на долго в школе не задержатся. Да что в школе, нам в университете некоторые it-дисциплины зачитывались с книжки, причем одна из книг была 1978 года издания.
Про самоподготовку. Я конечно не изучал не педагогику не подростковую психологию, но самоподготовка в этом возрасте, это что-то из области фантастики. Нужен живой наставник, который и похвалит, и "одернет за шиворт" от каких-нибудь дебрь.
На мой любительский взгляд нужны какие-то летние школы программирования или кружки при вузах, причем финансируемые и контролируемые фирмами, чтобы занятия вели преподаватели которые имеют представление о том о чем они рассказывают. И данные об этих кружках должны быть в каждой школе. Это, знаете как, с службами психологической поддержки типа "Если есть проблемы, звони", так и тут "Не компилируется приложение, приходи".

0

как только учитель информатики после педуна выучит - Уравнение прямой, Поиск и сортировки, Алгоритмы целочисленной арифметики, Рекуррентные соотношения и динамическое программирование, Задачи комбинаторики. Он смело может идти на курсы в EPAM.

0

Во многом с Вами согласен. С одной стороны - многое действительно излишне в учебной программе, с другой - хотя бы базовые навыки и знания нужно давать, и, на мой взгляд, чем раньше, тем лучше. Вполне возможно, что основы компьютерной грамотности нужно начинать изучать уже в младшем школьном возрасте.
По поводу кадрового состава школ - согласен абсолютно. Учить некому, уровень престижа преподавания скатился уже до отрицательных цифр, оплата труда учителя - просто без комментариев.
Вариант самоподготовки я бы все же рассмотрел более пристально, именно в том виде, в котором я и предлагал в статье - под присмотром взрослого, того, кто хотя бы минимально в теме (понятно, что вариант не для всех, но мы же на dev.by ;) )
Школы и кружки, особенно с финансированием частными фирмами - тут огромный вопрос. Даже в среде высшего образования никто не хочет вкладываться финансово (попробуйте найти за последних 3-5 лет образовательные проекты профинансированные в РБ частным капиталом... ну кроме лабораторий, именно финансирование подготовки курсов, гранты, заказы на исследования)
Вот и остается только личная инициатива, а дети не могут получить хотя бы основы знаний, умений.

0

Даешь ЦТ по информатике!

2

С 5-го класса можно ребенка отдать на программирование в ЮНИ-Центр (http://www.uni.bsu.by/), где с ним будут заниматься преподаватели ФПМИ БГУ. Кстати, там же можно освоить математику и физику на олимпиадном уровне. В Минске лучше всего на олимпиадах выступают следующие школы: по информатике -- 29я, по математике -- 41я, по физике -- 50я. Ну и, естественно, по всем этим предметам -- Лицей БГУ (но там набор только с 10го класса).
Отличный сайт для удаленного обучения программированию начиная с 4 (!!!) лет создал первый тренер знаменитого Гены Короткевича Михаил Долинский: http://dl.gsu.by. Кстати он и призы раздает тем, кто больше всего задач решил раз в три месяца и по результатам года (иногородним по почте высылает).
Есть также курсы по программированию и компьютерной графике в Минском Дворце детей и молодежи

0

Спасибо за полезную информацию. Жаль только что она не пригодится жителям регионов отличных от Минска.

1

http://dl.gsu.by это гомель, ну и вообще удаленный сервис как бы. заинтересованный учитель мог бы запросто использовать его на факультативах в любой деревне.

0

спасибо за классную ссылку.

Anonymous
Anonymous ведущий инженер-программист в SCAND
1

Вопросы на мой взгляд подобраны ужасно. Идеальные вопросы - которые позволяют выяснить, как человек думает. А тут &quot;знаю, не знаю&quot;. Про инкапсуляцию-наследование-полиморфизм большинство узнало в университете. Дата создания компьютера - не думаю, что сейчас это имеет значение. Колесо тоже имеет значение для развития цивилизации, а многие вспомнят век, когда оно появилось? Что, всех в безграмотные запишем? Тут вы мне напомнили людей, выросших в СССР и знавших в лицо всех актёров и певцов того времени и искренне удивляющихся, что "глупая молодёжь" их может не знать.
Но тема хорошая.
Раньше была республиканская заочная школа. Присылали методичку, делал задания, отправлял им на проверку. Если я правильно понял, то это она или её потомок: http://www.school.bsu.by/
Ещё интересный момент: а реально ли существует эта проблема для самих школьников ? Всё-таки хватает литературы, хватает знакомых программистов, сайтов. Не может ли быть такого, что большая часть плачущихся &quot;я не знаю, с чего начать&quot;, так никогда и не начнёт заниматься, а все, кто реально способен чего-то добиться, и сейчас спокойно добиваются?

Anonymous
Anonymous ведущий инженер-программист в SCAND
2

а расскажите, чем вас эти ответы на вопрос "что такое цикл" не устроили:
«Выполняется указанное действие до выполнения определенного условия», «Повторение определенного "блока"», «Оператор, с помощью которого можно повторять процесс множество раз».
Разве из всех трёх не видно, что человек понимает, о чём говорит ? Это как просить человека ответить, что такое "часть тела", "одежда", "животное" и, не получив точного ответа, говорить "какие глупые нынче студенты".

-1

Ну вот первых два как раз и засчитал. Третий вариант не засчитал, ибо понятие "процесс" на мой взгляд не совсем подходит.

Алексей Данченко
Алексей Данченко Инженер-программист в ЛюксСофт
0

С таким же успехом 'оператор программирования «Цикл»' можно раскритиковать. Что это вообще за словосочетание 'оператор программирования'?

0

Ох чувствую сейчас попрут ссылки на википедию и разговоры по "понятиям".

0
Алексей Данченко
Алексей Данченко Инженер-программист в ЛюксСофт
0

По данной ссылке (не будем обсуждать качество того, что там написано), нигде нет словосочетания 'оператор программирования', там приводятся значения термина 'оператор' в контексте программирования.