«Помощь в трудоустройстве заканчивается на резюме». Что не так с курсами?

В эпоху курсов школы конкурируют за студентов, привлекают светлыми перспективами: трудоустройством и конкурентной квалификацией после обучения, уважаемыми спикерами. Как проверить, что все эти обещания не пустые? Что миф, а что правда? Разбираемся с главными претензиями и подозрениями к курсам вместе с преподавателями. 

26 комментариев

В эпоху курсов школы конкурируют за студентов, привлекают светлыми перспективами: трудоустройством и конкурентной квалификацией после обучения, уважаемыми спикерами. Как проверить, что все эти обещания не пустые? Что миф, а что правда? Разбираемся с главными претензиями и подозрениями к курсам вместе с преподавателями. 

У dev новый проект — каталог ИТ-курсов (там больше 1000 курсов).

dev.ИТ-курсы — это независимый сервис подбора учебных программ. Вместе с экспертами из Epam, Wargaming и других международных компаний мы отбираем и тестируем курсы и тренинги по разным направлениям: от геймдева до психологии, от машинного обучения до трейдинга. После отбора в каталог попадают только качественные образовательные продукты с высоким рейтингом.

На курсах обучение поверхностное. За три условных месяца выучишь набор шагов и кодов, но не будешь понимать сути алгоритмов

Илья Рублевский, ИТ-школа TeachMeSkills
Каждый образовательный формирует бизнес-модель и решает, какой будет срок обучения. Кому-то выгоднее делать недорогой и скоротечный продукт. Так привлекают больше клиентов, обещают быстро попасть в ИТ. Другие — осознают: процесс многоуровневый, порог входа высокий — и в такие игры не играют.    

Также есть программы, которые предлагают один модуль образовательного продукта (например, основы синтаксиса), а после — изучение остальных модулей за дополнительную плату. 

Позиция ИТ-специалиста подразумевает обучение на протяжении всего периода работы в профессии. Если цель — попасть в ИТ, период обучения можно заключить во временной отрезок. 

Мы закладываем от 5 до 9 месяцев плюс 20 часов в неделю самостоятельной работы при поддержке ментора. Этого более чем достаточно.

Дмитрий Охрименко, ИТ-курсы ITVDN
Если человек начинает с нуля, за три месяца будет тяжело получить навыки. Оптимальное время для изучения  программирования до конкурентного уровня — от 8 месяцев до года. У нас программа — 5,5 месяца. Это обучение с тренером и самостоятельная работа под наблюдением ментора. Затем мы берём студентов на стажировку. 2-3 месяца практики, они нарабатывают портфолио. В итоге 8-9 месяцев идет учеба.

На курсы надо идти, уже имея какую-то базу и после них тоже надо доучиваться 

— На курсы можно приходить с базой и будет полегче, но только лишь на старте обучения. Если у вас есть время погрузиться в обучение с головой и на протяжении всего срока, помимо занятий, то все получится и без базы, — говорит Илья.  

На курсах преподают те, кто не работает на реальных проектах. Часто это выпускники курсов, которые меньше года проработали в ИТ

— Слышали о таком, но сами не практикуем, — делится Илья. — Изначально всей командой пришли к пониманию, что наши преподаватели должны точно иметь опыт коммерческой разработки (минимум хороший фриланс) + быть по тайтлу не ниже мидла. Подобная практика, что описана в вопросе, скорее, относится к тем, кто: 

  • Хочет быстро заработать денег.
  • Занимается волонтерством.

— Преподавателям, например, Python не нужно много опыта, — говорит Дмитрий. — Обычно это люди с 1-2-летним опытом разработки, которые парттайм преподают, фултайм — в офисе. На удаленке это просто: разработчик закрыл один Zoom, открыл другой.

Иногда для преподавания основ лучше приглашать относительных новичков, а не специалистов со столетним опытом. Первые объясняют базу понятнее, не пытаются много камней подводных сразу показать, не перегружает информацией. 

Если преподаватели — практики, которые просто хорошо делают свою работу технически, как они могут преподавать без хороших скиллов в коммуникации?

Не все преподаватели со старта, — объясняет Илья. — Однако тут есть ряд но: 

  • Есть специалисты, которые до ИТ работали в педагогике — с ними очень легко со старта работать.
  • Некоторые менторят коллег на работе — так получают опыт преподавания. 
  • Если говорить про дисциплины PM, BA, UX/UI, здесь коммуникативный навык достаточно развит в силу специфики профессии.
  • И есть большое число ребят, у которых даже на технических ролях очень неплохо развит коммуникативный навык, и они хотят его отточить еще больше.

Зарплата преподавателей ниже зарплаты разработчиков? Значит, хороший разработчик не пойдет преподавать. Выходит, обучение некачественное?

— Образование не разработка. Но и работа по найму может не дать такого же хорошего заработка, как работа на себя, — отмечает Илья. — Все-таки скажу что: 

  • Мы платим нашим наставникам конкурентную зарплату (если посчитать их часовой рейт, то выходит ни разу не меньше, чем на их основной работе).
  • Для многих это хобби, развивающее софт-скиллз, в том числе, потом для продвижения по карьере. Не только самому обучиться, но и обучить и заработать.

— Заблуждение что разработчик получает больше, — говорит Дмитрий. — Разработчик получает $7-10 в час. Сеньоры — $30 в час. Учебный центр может позволить платить тренеру от $12. Преподаватели получают зарплату мидл-разработчика. Это хорошие дополнительные деньги. 

Некоторые разработчики на определенном этапе жизни хотят давать пользу, проводят вебинары, становятся менторами, деньги их не мотивируют.

Гарантируют трудоустройство, на деле — не для всех 

— Наш опыт такой. Мы расширяем партнерские отношения с ИТ-компаниями, от которых получаем доступ к открытым вакансиям, — делится Илья:

— После окончания курса по каждому из направлений, студенты посещают занятие с HR, на котором подробно разбирается темы: составление резюме, сопроводительного письма, профиля на LinkedIn, прохождение собеседования. 

После этого студенты высылают на проверку свои CV, карьерные консультанты пишут свой подробный фидбек. После — CV высылают компаниям-партнерам на рассмотрение.

С теми студентами, которые несерьезно относились к учебе, пропускали занятия — наша помощь в трудоустройстве заканчивается на этапе оказания помощи в составлении резюме, т. е. у студента есть готовое CV, с которым он ищет работу сам. 

— Как правило, если на курсах вам говорят, что вы сразу же устроитесь на работу, то, скорее всего, вас отправят в интернет-магазин «заполнять» продукты, — рассказывает Дмитрий:

— Мы берём студентов на стажировку, затем они сами ищут работу.

Люди не должны думать что ИТ — это просто. Первое время за $200-300 работать ради опыта, через 2 года — за $1000. Все не так красиво как рисуют на страничках. Чтобы зарабатывать $5000. 

В группах обучаются люди разных уровней. Никакого индивидуального подхода

— В группах действительно обучаются ребята разных уровней знаний и области подготовки, однако данная инклюзивность не становится большой помехой для получения знаний. Многое зависит от мотивации, — отмечает Илья.

— Разумно делать курсы для разных уровней. Если человек посмотрел видео, тренинги и понимает основы — приходит на средний. Если программировал — уже приходит на профешнл, — считает Дмитрий.

Тренеры иногда разбивает группу на подгруппы, чтобы сильные студенты занимались со слабыми.

Те же знания, что и на курсах, можно получить в ютубе

Можно, как и многие другие знания. Однако одним ютубом сыт не будешь, — считает Илья.

Я приветствую принцип, что за знания нужно платить, чтобы была в них ценность. 

Плюс студенты платят не только за это. Ещё за: 

  • Обмен опытом с наставниками. Не каждый канал это может предоставить.
  • Поддержку в практической работе. 
  • Методологию изложения знаний, что важно. Это не хаотичное и бессистемное потребление информации.
  • Экономия времени на получение новых знаний и навыков.
  • Дисципилина — все-таки, заплатив, ты понимаешь ценность вложенных ресурсов.
  • Сервис: помощь в трудоустройстве, работа над самопрезентацией, составление CV/LinkedIn.

— Учиться самому можно. Многие люди самоучки. Есть те, кто пришел из института, они там получили знания, но там не сильно вдавались в подробности работы с языкам. Большую часть времени нужно учиться самостоятельно, — заключает Дмитрий:

— В чем преимущество тренингов? Я сам себе пробовал, откладывал, растягивал. А так — заплатил, есть расписание, есть стимул выделить время. 

При выборе курсов на что в отзывах нужно обращать внимание? 

Чеклист Ильи:

  • Уделите время программе на сайте. В программе выбранного курса должны быть четко и подробно прописаны темы, которые вы изучите; время, которое будет затрачено на изучение каждой; результат, который вы получите на выходе. 
  • Рекомендую показать программу курса знакомому айтишнику, чтобы он вынес вердикт. Помните, что сфера ИТ динамичная и постоянно развивается.
  • Обратите внимание на то, как оформлен сайт и какая информация на нем размещена. Если он виснет, перекидывает вас на несуществующие страницы, а может быть выглядит не совсем так, как стоило бы, это уже звоночек. Да и школа, в которой серьезные сеньоры-помидоры обучают студентов языкам программирования, при этом имеющая неудобоваримую информационную площадку, вряд ли сможет дать суперзнания. 
  • Если рекламные баннеры и менеджеры школы вам обещают, что вы создадите интернет-магазин уже через месяц, или напишите приложение своей мечты за 5 занятий, то сразу исключайте такую школу из списка. Фундаментальных знаний вы не получите, да и навыки не сформируете. Следовательно, годный код вы не напишете и на работу не устроитесь. 
  • Большой плюс ставьте тем школам, которые искренне заинтересованы в вашем трудоустройстве! Проверяется это также при помощи программы: в ней должны быть, как минимум, блок по трудоустройству и блок по софт-скиллам. 
  • Цена за курс не должна быть слишком низкой. Если «билетик в мир ИТ» имеет ну очень привлекательную стоимость, то учтите, что школа в таком случае приглашает менее квалифицированных преподавателей, от чего страдает качество обучения. 
  • Исключите из своего списка школы-однодневки. Советуем обратить внимание на тех представителей, которые есть на рынке уже несколько лет. Так вам будет проще собрать о школах информацию на сторонних ресурсах. Да и тот факт, что они продолжают с успехом держаться на плаву, говорит о многом. 
  • Если у вас есть вопросы, задавайте их. Не бойтесь показаться глупым. Для вас это новая сфера, и нормально знать о ней на этапе выбора мало. И слыша от сотрудника школы, что «айтишные знания» трудно объяснить обывателю, смело продолжайте ваши поиски.
О каталоге ИТ-курсов dev

Основной фокус dev.ИТ-курсы — это ИТ-индустрия, но она не ограничивается программированием. Компаниям нужны дизайнеры, продакт-менеджеры, психологи, переводчики-локализаторы, рекрутеры и маркетологи. На платформе мы собрали курсы по разным направлениям, которые подойдут как новичкам, которые хотят войти в ИТ, так и senior-специалистам, которые мечтают сменить профессию или направление.

Технологический стек постоянно меняется, поэтому мы регулярно добавляем новые курсы, а также проводим аудит вместе с экспертами. Сегодня на платформе можно выбрать программу по Python или искусственному интеллекту, а завтра, вполне возможно, — курсы по синтетической биологии и космической архитектуре. Наш главный принцип — постоянная эволюция контента и смыслов.

dev.ИТ-курсы — это первый компонент экосистемы, которую строит команда dev. Постепенно мы будем подключать новые модули сервиса, которые помогут специалистам строить образовательный и карьерный трек — последовательно и эффективно.

dev.ИТ-курсы пока существует в бета-версии — оставляйте фидбек, идеи и пожелания нашему боту в Telegram и подписывайтесь на наш канал
На этой неделе читали:

ИТ-преподаватель не смог войти в айти

Почему ВВП вырос больше, чем планировали

Andersen в Украине отказали 2 кандидатам, которые не хотели говорить на русском

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Не разработкой единой: бесплатный non-technical meetup для разработчиков от LeverX Group
27 января

Не разработкой единой: бесплатный non-technical meetup для разработчиков от LeverX Group

Гродно
btc
Bitcoin
btc
$36 005,00
+1,31%
eth
eth
$2 534,96
+2,62%
xrp
xrp
$0,62
+2,69%
ant
ant
$4,71
+6,19%

Читайте также

Любовь и роботы. Как три учительницы изменили школу Повитья в 4+ часах от Минска
Любовь и роботы. Как три учительницы изменили школу Повитья в 4+ часах от Минска
Любовь и роботы. Как три учительницы изменили школу Повитья в 4+ часах от Минска
От Минска до агрогородка Повитье четыре часа на машине или, как подсказывают местные учителя, «целая ночь на поезде». Деревня расположилась так далеко, что любое расстояние от неё до цивилизации кажется приличным. Например, чтобы попасть в райцентр Кобрин, нужно проехать 60 километров. Но никакая удалённость Повитья не помешала трём учителям сельской школы стать участниками программы «Учитель для Беларуси». И понеслось: у детей появились новые компьютеры, игровая площадка, курсы по программированию, робототехника, книжный фестиваль. Кстати, у трёх участниц проекта одна и та же фамилия — Тетерук.
2 комментария
Flime by Gismart и школа рекрутинга дадут молодым родителям грант на обучение
Flime by Gismart и школа рекрутинга дадут молодым родителям грант на обучение
Flime by Gismart и школа рекрутинга дадут молодым родителям грант на обучение
Киберпонедельник уже наступил: самые выгодные предложения для айтишников и не только
Киберпонедельник уже наступил: самые выгодные предложения для айтишников и не только
Киберпонедельник уже наступил: самые выгодные предложения для айтишников и не только
До конца ноября образовательные платформы проводят распродажи — это хорошая возможность записаться на курс по выгодной цене. Собрали самые интересные предложения со скидками до 60% по Python, 3D-печати, английскому языку и другим направлениям. В подборку вошли как международные платформы, так и локальные площадки, которые популярны у русскоязычных разработчиков.
Программирование, создание игр и сайтов, шахматы. Скидка 50% на курсы для детей
Программирование, создание игр и сайтов, шахматы. Скидка 50% на курсы для детей
Программирование, создание игр и сайтов, шахматы. Скидка 50% на курсы для детей

Обсуждение

11

Все вайтишные платные курсы - налог на лень.
В лучшем случае это структурирование ранее полученных знаний и понимание того, что еще нужно доучить самостоятельно.
Ни на какую помощ в трудоустройстве не рассчитывайте.
Едиственное исключение - условно бесплатные курсы от компаний (вы потом через заниженный рейт и контракт на несколько лет рассчитаетесь (при этом качество образования все так же может быть как у всем известной компании с обучением за 5000$)), либо бесплатные курсы от коммьюнити (по типу rolling scopes). Но там и входной порог высокий (что по техническим знаниям, что по английскому), и пахать надо, и носиться с вами особо никто не будет (впрочем как и на платных курсах).
Регулярность самостоятельных занятий (хоть по паре часов но каждый день) и настойчивость/оптимизм (который не даст поломаться по дороге которая может занять до нескольких лет (в зависимости от исходных данных)) - наше все.

4

Если человек с нуля (совсем с нуля), то ему надо года 4, чтобы хоть какие-то конкурентные знания получить. Надо и математику повторить, разобраться в ОС, в сетях, основы ИБ изучить, сам язык и БД, фреймворк и как ЭВМ устроена. А так же анг. все 4 года изучать в фоне. Все эти обещания в 6-12 месяцев, это для людей, кто хотя бы профильный колледж закончил/увлекается "компами" и имеет в голове знания. В ИТ хотят идти люди, кто извините, Винду даже не знает как установить.

2

Именно. За почти более чем 9 лет, не видел людей после курсов на позиции выше джуна, у людей отсутствует понимание базовых вещей , чему научили на курсах с тем и живут ( синтаксис ЯП + базовый sql ).
PS вспоминая как сам был джуном и что требовали в то время, офигеваю от происходящего.

0

Видимо у вас узкий мирок) Корочка давно никому не нужна.

3

если не дано и за 10 лет не выучишься. обьективно если каждый день заниматься то за пол года реально выйти на уровнеь джуна. Подчеркну каждый день по несколько часов.

-3

С полного нуля и за 2 года нереально. Что это за джун, который ничего за пределом своего языка в ИТ не знает.

kong_en_ge
kong_en_ge пенсионер в Сад и Огород
3

2 года -- это овердохрена, если заниматься

-5

2 года много, если не с полного нуля. Для нулевого уровня, даже 40 часов учёбы в течении 2-х лет - мало.

-1

Пропустил слово 40 часов учёбы в неделю

3

40 часов в неделю в течении 2-х лет - это больше, чем часов профильных предметов за всё время в универе. При этом многие на 3 курсе уже идут работать.

-1

Люди кто идут на 3-м курсе работать, они в универ обычно не с полного нуля идут (в школе уже компами увлекались), да и после занятий ещё занимаются.

server_mouse
server_mouse CTO в CactusSoft
4

В мою бытность на КСиС Демидович утверждал, что и медведя можно научить писать на С за 80 часов (курс его лекций). Правда и резал нещадно тех кто до "медведя" не дотягивал.

alisher
alisher Software Engineer в F6S
-1

У вас какие-то слишком идеализированные представления о джунах)
Сейчас люди спокойно изучают за полгода/год язык, какой-нибудь новомодный фреймворк и идут веслать в веб. И спокойно живут без знаний дискретной математики, сетей, ОС и прочих этих ваших ЭВМ)
Можно ли их называть полноценными программистами/инженерами - хороший вопрос, но кому какое дело, если их можно продать как спецов)

-1

У меня столько знакомых, кто вечно заходит в ИТ, на входе в этот веб таких пустых гребцов горы, только заказчики просят от крепкого мидла, а такого дотянуть до крепкого мидла ой как сложно. Ему что не говори, он ничего не понимает и может только по шаблону делать.

0

Если человек с нуля, обладает достаточной усидчивостью и готов минимум 4 часа в день тратить на самообразование - полтора года, в течении которого будет 3..6 нервных срывов вида "зачем я трачу время из меня ничего не выйдет". Если человек после депрессии возвращается, у него все получится.

4

Я лічу, што плаціць трэба толькі за курсы пры фірмах. Калі пасля іх набіраюць у лабу ці на стажыроўку. Таму што вучыцца можна вельмі доўга і доўга рабіць пэт-праэкты, а на джуна ўсё роўна не возьмуць. Таму што там 300 чалавек на месца, калі не больш. І таму што на сумоўях могуць запытаць што заўгодна.

Добры прыклад - rolling scopes school. Плаціць не трэба, лепшых бяруць у лабу эпама. Але вучыцца складана, і патрабуюць шмат. І ментары не заўсёды добрыя.

4

Вот это один из парадоксов всех курсов - сложно найти хорошего преподавателя, который впишется в рейт, который смогут потянуть студенты. Вот и выходит, что чаще всего на платных курсах преподают те, кому податься больше некуда. В курсах при компаниях это решается либо осознанным выделением людей конкретно под эти цели (инвестиции в подготовку кадров) либо за счет бенча (тут уж - как повезет). В этом плане логика подхода rolling scopes school, бесплатно дающих план развития и открыто делающих ставку на самообучение мне нравится больше. Ну и так - ментор на 2-3 человека, это не миддл на группу в 10-20 человек.

1

Парадокс курсов не только в этом, а в том, что на них берут всех подряд, как студентов, так и преподавателей. Должен быть отбор обоих. На курсах должны быть люди одинаково уровня. Как делают на английском, ни кто же не берёт на курсы по английскому, где учатся на уровень C1 людей с уровнем A2. Ну и преподаватель должен иметь минимум этот C1. А если перевести это в курсы на разработчика, то учат на уровень C1 преподаватели с уровнем B1 студентов уровней от A0 до B2.

-1

Да и мотивация учить, как выше верно сказали, на курсах при компании только есть. А просто курсы, у них цель денег заработать побыстрее и побольше. У меня знакомый есть, начитался тоже всего этого, он полный ноль в технических науках в целом, так верит, что закончит 6-ти месячные курсы с гарантированным трудоустройством и будет бабки грести лопатой.

3

Откуда взят рейт 12 в час для мидл разработчика? Какие-то печальные мидлы...

-3

За много лет работы в IT не встречал разработчиков выше уровня junior которые пришли в IT после курсов. Тестировщики - да, системные администраторы, технические писатели -- такие есть и после курсов.
Не встречал среди разработчиков и среди тех кто пришел в IT после 35 лет уже имея высшее образование в другой отрасли. Опять таки они становились тестировщиками и т. п.
Правда, я всё время работал на серьёзных проектах в распределённой environment. Не desktop applications.
Конечно, можно стать разработчиком и после курсов. Но для этого нужны способности, мотивация. А главное попасть в хорошие руки чтобы кто то учил, помогал и направлял в первые годы работы. И чтобы было видно что курсант can learn fast.

3

Я вам даже больше скажу, а сколько я говнокодеров встречал среди тех кто профильный универ закончил - вообще не передать словами ))))

0

Если этот код продается, то это не говнокод, а код уровня продакшен

0

Так и живем )

Victor Myschik
Victor Myschik Software developer в Elinext
0

А я за свою бытность пришёл к такому выводу: лучшие курсы - это персональный ментор (главное найти реально толкового, это важно). Ибо только он сможет не просто показать как нужно, но и вложет при этом философию/идею.

1

Кто никогда не преподавал, тот может считать рейт в 12-15 в час достаточным. Уверяю, что этот труд потяжелее, чем кодирование. Поэтому, есть как есть: всякие мутные "шаги" и пр.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже