В Беларуси полностью урегулировали крипту. Что, кому и как теперь можно в 8 пунктах. + Список всех документов

30 ноября 2018, 12:01
В Беларуси полностью урегулировали крипту.

Криптовалютная деятельность резидентов ПВТ получила полную комплексную законодательную поддержку со стороны регулятора. Администрация ПВТ вместе с Нацбанком, Департаментом финансового мониторинга Комитета госконтроля, международными экспертами и другими органами составили и подписали все необходимые документы (полный список и ссылки — внизу материала). Рассказываем главное. 

1. Регуляции и Декрет № 8

В Декрете № 8 «О развитии цифровой экономики» были узаконены биржи криптовалют, операторы обмена криптовалют, майнинг, смарт-контракт, блокчейн, токены и т. п. Операции с токенами (майнинг, хранение на счетах, покупка, обмен, завещание) с момента принятия Декрета освобождены от налога на прибыль и НДС до 1 января 2023.

После того как был принят Декрет № 8, в ПВТ начали разрабатывать детальные правила работы компаний, которые заняты в криптосфере. 

Теперь эти правила приняты. Сформировано полное правовое регулирование криптовалют в Беларуси

2. ПВТ будет проверять компании, которые хотят заниматься криптой. Что именно и как будут проверять?

Все криптовалютные компании в Беларуси должны соответствовать высоким операционным требованиям, иметь систему противодействия отмыванию денежных средств добытых преступным путем, соответствующую рекомендациям ФАТФ. ПВТ проверяет репутацию персонала и владельцев компании, финансовое состояние, происхождение активов и кибербезопасность.

Требования к деятельности резидентов, которые хотят работать в сфере крипты, включают:

  • идентификацию и верификацию всех клиентов, осуществляющих финансовые операции,
  • порядок управления рисками, связанными с отмыванием денег и финансированием терроризма (трёхвекторная модель, при которой учитывают риски по профилю клиента, географическому региону и видам операций),
  • возможность замораживания средств и (или) блокирования финансовых операций лиц, причастных к террористической деятельности,
  • наличие ПО по мониторингу проведения транзакций и определению связанных с преступной деятельностью переводов (программные решения Elliptic, Chainalysis, Coinfirm и др.),
  • направление специальных формуляров в орган финансового мониторинга (при отнесении финансовых операций к операциям особого контроля, замораживании средств или блокировании операции),
  • выявление финансовых операций, подлежащих особому контролю (соотнесение каждой операции с критериями и признаками подозрительных операций),
  • Наличие AML Compliance Officer с соответствующим образованием, опытом работы по экономической или юридической специальности, AML-подготовкой.

Соблюдение установленных требований и стандартов должно детально проверяться аудиторами из «большой четверки»: Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, EY, KPMG.

3. Финансовые требования к компаниям

Финансовые требования приведены в соответствие установленным финансовым нормативам с учетом мировых практик. При этом учитываются финансовая зависимость или устойчивость, ликвидность, концентрация заемного капитала.

Уставный фонд должен быть не менее 2 млн белорусских рублей. Для операторов ICO уставный фонд допускается от 500 тысяч белорусских рублей.

4. Требования к операторам криптоплатформ

Таким оператором считается компания-резидент ПВТ, которая совершает и предоставляет возможность совершать такие операции:

  • организация торгов токенами (обеспечение исполнения и совершение сделок купли-продажи токенов за деньги или электронные деньги либо обмена токенов одного вида на токены другого вида),
  • организация и совершение сделок, направленных на размещение токенов,
  • совершение сделок с токенами вне своей торговой системы,
  • совершение сделок с токенами в интересах клиентов на основе установления посреднических отношений с ними (договор поручения, договор комиссии, иной не противоречащий законодательству договор),
  • совершение (организация) иных сделок (операций) с токенами, которые не противоречат законодательству: например, договор о залоге токенов.

Среди требований к операторам криптоплатформ:

  • идентификация и верификация клиентов, осуществляющих финансовые операции (know your customer) в целях AML/CFT (в соответствии с требованиями ФАТФ),
  • раздельный учет денег, электронных денег, токенов оператора криптоплатформы и денег, электронных денег, токенов клиентов, находящихся у оператора криптоплатформы,
  • составление по каждому клиенту отчёта о сумме (остатке) денежных средств, количестве (остатке) электронных денег, токенов клиентов, а также об исполненных и неисполненных заявках клиентов,
  • направление отчета на хранение (депонирование) в организацию, оказывающую соответствующие услуги,
  • контроль за сделками с токенами в целях выявления нарушений (манипулирование ценами на токены, неправомерное использование инсайдерской информации и др.), их прекращение и недопущение в будущем.

Организация деятельности оператора криптоплатформ включает в себя:

  • утверждение ЛНПА — документов, которые определяют порядок допуска клиентов и токенов к торгам и др.,
  • ограничение подозрительных операций: нужно принимать меры, препятствующие допуску к торгам токенов, которые созданы, размещены либо предлагаются к размещению с нарушением законодательства, а также анонимных токенов,
  • установление отношений с клиентами: запрет допуска к торгам некоторых категорий граждан (несовершеннолетние, граждане государств, где установлен запрет на осуществление операций с токенами и др.); перед допуском к торгам компании должны убедиться, что граждане РБ обладают достаточным уровнем знаний (компетентности) для совершения сделок,
  • требования к рекламе: должна быть ясной, добросовестной и не вводящей в заблуждение; в рекламе должно быть размещено предупреждение о рисках, реклама не должна содержать информацию о совершении сделок с токенами как о способе легко разбогатеть.

5. Требования к проведению ICO

К основным вопросам, регулируемым правилами проведения ICO, относятся:

  • порядок проведения аудита смарт-контракта, используемого для создания токенов, на предмет его безопасности,
  • условия договора между заказчиком ICO и оператором ICO,
  • требование об осуществлении организатором ICO учёта реализованных токенов, а также раздельного учета и хранения инвестиций, полученных в связи с реализацией токенов,
  • требования к информации, которая должна быть предоставлена организатором ICO первым владельцам токенов. В том числе организатор ICO должен раскрыть содержание декларации White paper,
  • оказание услуг по созданию и размещению токенов заказчикам, которые обеспечили информационную безопасность (кибербезопасность) своей деятельности.

Проведение ICO возможно как резидентом ПВТ, наделенным правом самостоятельно создавать и размещать собственные токены, так и любым юридическом лицом через посредника — организатора ICO как резидента ПВТ.

В услуги организатора ICO, связанные с токенами, входит создание токенов по заданию заказчика, а также размещение токенов.

В услуги также включены оценка смарт-контракта, с использованием которого токены будут создаваться и/или размещаться и иные услуги, связанные с созданием и размещением токенов с использованием интернета, включая услуги по продвижению токенов, консультационные и сопутствующие услуги.

Среди услуг организатора ICO как резидента ПВТ также:

  • идентификация первых владельцев токенов, в том числе при открытии им виртуальных кошельков,
  • реализация размещаемых токенов гражданам Республики Беларусь, обладающим статусом квалифицированного инвестора (организатор ICO вправе самостоятельно определить критерии, которым должны соответствовать нерезиденты Беларуси),
  • организация управления рисками,
  • контроль за соблюдением требований к рекламе размещаемых токенов.

Заказчиками ICO могут быть белорусские и иностранные юридические лица. Среди требований к заказчикам ICO: наличие ключевого персонала и хорошая деловая репутация заказчика, его учредителей директора.

Видео по-английски, english version.

6. Требования к персоналу криптовалютных компаний

Требования к найму касаются руководителя, главного бухгалтера, а также лиц, ответственных за:

  • системное администрирование и информационную безопасность,
  • управление рисками,
  • выполнение требований по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности,
  • соблюдение требований, установленных ПВТ.

Эти лица не должны иметь судимости (непогашенной или неснятой) за совершение экономических преступлений и преступлений против информационной безопасности. В течение последних двух лет не должно быть фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя при совершения лицом виновных действий. Среди требований также — отсутствие в течение последних трёх лет решения суда, которым установлены факты осуществления виновных действий, повлекших банкротство юридического лица и т. п.

К руководителю, главному бухгалтеру и лицу, ответственному за системное администрирование и информационную безопасность также предъявляются особые требования в области образования.

7. Защита данных

Регуляции устанавливают требования к защите персональных данных на уровне, предусмотренном европейским законодательством GDPR. Отдельные требования по защите обработке и хранению данных основаны на опыте правового регулирования MiFIDII (Директива ЕС «O рынках финансовых инструментов»).

Криптовалютные компании, работающие в Беларуси, обязаны предупреждать клиентов о рисках, связанных с их услугами, соблюдать требования к рекламе, раскрывать любую существенную информацию, влияющую на безопасность клиентов, а также внедрять системы внутреннего контроля для управления рисками, кибербезопасностью и конфликтами интересов.

8. Что говорят эксперты

Мартин Хесс, бывший замглавы Национального Банка Швейцарии, адвокат, партнёр Wenger & Vieli AG:

Беларусь разработала уникальный проект регулирования цифровых активов. Преимущества белорусского подхода в скорости и простоте: для начала бизнеса не требуется понимание всего белорусского законодательства, судебной и юридической практики. Остается увидеть, как будут интерпретировать и применять отдельные белорусские правила. Важно обеспечить, чтобы регулятивные нормы, их применение и интерпретация были эквивалентны законам других важных юрисдикций, таких как США, Китай, Европейский Союз, Япония, Корея, Сингапур и Швейцария.

Карлтон Грин, партнер Crowell & Moring, бывший главный советник FinCEN, сети по борьбе с финансовыми преступлениями в США:

Одна из особенностей (регуляции в Беларуси — прим. ред.) — это требование к регулируемым компаниям сообщать о подозрительных транзакциях и отказываться от их проведения. Это отличается от модели США, которая требует только докладывать о подобных транзакциях. Возможно, это требование и призвано предотвратить преступную деятельность. Но оно также может привести к потенциальным судебным разбирательствам и позволить преступникам обойти требования AML. 

Кирилл Холод, юрист международной юридической компании:

Беларусь не только формирует нормы регулирования у себя в стране, но и устанавливает тенденцию к тому, чтобы другие страны следовали за ней. Белорусский пример создания правовой системы регулирования криптовалют теоретически может успешно преодолевать юридические проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются в других юрисдикциях. Правовая основа, созданная в поддержку криптовалютного бизнеса, прогрессивная инфраструктура, как Парк высоких технологий и, конечно же, одно из лучших мировых ИТ-сообществ — важные факторы для привлечения международного бизнеса в Беларусь. ПВТ и правительство могут предпринять ряд шагов, чтобы оставаться на шаг впереди: подготовиться к жесткой конкуренции со стороны других европейских юрисдикций, выпустить пояснения к правовым положениям, поддерживать постоянный диалог между правительством и участниками отрасли, а также избегать чрезмерного регулирования, поскольку это может подорвать либеральный характер криптоотрасли.

Документы, которые регулируют криптобизнес компаний-резидентов ПВТ

Читать подробней про регулирование криптобизнеса в Беларуси:

Обсуждение