«У нас можно встретить основателя Хабра и фаундера стомиллионного венчурного фонда». Как создать ИТ-комьюнити и не дать ему затухнуть

Партнёрский материал
13 августа 2019, 15:22
Что такое партнёрский материал?
Павел Мунтян, мультипликатор, сценарист, один из основателей студии Toonbox и автор идеи Mr. Freeman’а

Павел Мунтян, мультипликатор, сценарист, один из основателей студии Toonbox и автор идеи Mr. Freeman’а

A (объединение по интересам) влияет на B (развитие интересов), что приводит к росту А: эта формула хорошо описывает развитие разных комьюнити — от импрессионистов, которые по четвергам и воскресеньям собирались в парижском Cafe Guerbois, до людей, занимающихся стартапами в Силиконовой Долине или вовлечённых в ИТ-бизнес на Кипре. CypRus_iT Community началось весной 2017 года с Олега Решетникова, переехавшего на Кипр как в климатическое убежище и чтобы заниматься интернет-маркетингом на фрилансе. За 27 с половиной месяцев, прошедших с первой встречи, без перерыва было проведено 119 митапов, на которых побывало 715 компаний и 1500 уникальных посетителей.

dev.by поговорил с Олегом о том, как увлекать людей и поддерживать жизнеспособность сообщества независимо от географических факторов. 

Елена Куприянова, Global Social Media Manager Exness (в прошлом Social Media Director Cheil Russia)

Елена Куприянова, Global Social Media Manager Exness (в прошлом Social Media Director Cheil Russia)

«Однажды к нам на встречу пришёл основатель Хабра»

Интернет на Кипре — один из самых дорогих в мире, но при этом очень активно развивается ИT-комьюнити. Как вы это объясните?

Стоимость интернета обусловлена тем, что Кипр — остров, кабели прокинуты  по дну моря. Интернет здесь где-то раз в 10-15 дороже, чем в России, и это абсолютно не важно в костах на компанию. В остальном на Кипре всё хорошо: лёгкая интеграция (просто получить рабочие визы и разрешения на найм сотрудников), интеллектуальная собственность регулируется английским правом (так ещё всего в трёх европейских странах: в Англии, где всё в разы дороже, и на Мальте, которая вся размером с Лимасол), поэтому её удобно передавать и защищать, что является серьезным фактором для ИТ-компаний в привлечении инвесторов и расшаривании IP. Плюс хорошая логистика со странами бывшего Советского Союза — доступна Европа, Россия, Беларусь, Казахстан, удобно летать к родственникам.

Как вы пришли к идее формирования ИТ-комьюнити на Кипре? До этого оно уже как-то было организовано произвольно?

Люди, занимающиеся чем-то одним — будь то работа или хобби — всегда стараются объединиться. Так было, есть и будет всегда. После переезда на Кипр как в климатическое убежище я не знал там никого. Постепенно стал знакомиться с людьми, потом знакомить людей друг с другом. Например, собрал 10-12 игровых компаний, познакомил их с Embria Ventures. Людям понравилось, они стали интересоваться, когда снова соберемся. Настало время упорядочить спонтанность, и я предложил выбрать день и место встречи и сделать это еженедельной историей.

С 3 мая 2017 года каждую среду в семь вечера 40-70 человек  приходят на встречу в один из самых удобных по логистике и приятных ресторанов Лимасола. За это время встречи стали точкой входа в ИТ-комьюнити: компании находят инвесторов и сотрудников, инвесторы — стартапы, люди — работу. Иногда люди, прилетев на Кипр, приходят на встречу, а впоследствие остаются или перевозят сюда свои компании. 

Как проходят встречи?

Формат открытый, неформальный — можно поговорить о работе и будущих проектах, а можно — о жизни. Я сразу говорю новичкам, что все люди на встрече открыты для общения: к каждому можно подойти, представиться, спросить, чем он занимается, и понять, чем вы можете быть полезны друг другу.

Недавно мы добавили новый формат — mini pitch, «открытый микрофон», когда за 10-15 секунд люди могут рассказать текущим участникам о себе и своём бизнесе. Некоторые пытаются использовать встречи для рекламы своего бизнеса, но такая реклама редко прокатывает. 

Я всегда говорю, что встречи интересны тем, кому нужен нетворкинг, и тем, кто отвечает за развитие своих компаний. Нет ограничения по должностям: ведущий разработчик с горящими глазами может питчить компанию лучше, чем грустный СЕО. Сейчас на встречи приходит 98% людей с горящими глазами, от которых я заряжаюсь позитивом, энергией, вдохновляюсь их образом мышления. 

Был случай, когда на нашу CypRus_iT Party пришёл парень, мы познакомились, пообщались и оказалось, что он — основатель Хабра. У нас можно пообщаться с фаундером компании, которая входит в топ-5 мирового финтеха. Эти люди не смотрят на твой размер доходов: если ты интересен и адекватен — с тобой будут общаться.

Откуда о вас узнают?

Я говорю всем приводить своих адекватных знакомых. Так что в нашем случае работает только сарафанное радио. Нет никакой рекламы, Fb-ивент можно увидеть в закрытой группе, куда каждый может постучаться и дождаться моего апрува, или же найти мероприятие в сервисе для нетворкинга Connect.Club, который был откатан на моём комьюнити и к которому я позже присоединился как директор по маркетингу. Что касается сарафанного радио, то если абстрагироваться от бабушкиных пересудов, то оно выступает просто как система рекомендаций. Это сеть людей, советующих друг другу что-то хорошее. 

Люди, которые окружают меня на Кипре, готовы делиться, у них не наблюдается поведения в стиле «нашёл что-то хорошее, никому не скажу и буду в одиночку есть свой кусок мяса». Я от них в восторге. 

«Без лидера комьюнити потухнет»

Насколько велика роль лидера в таких историях? Начинает ли в какой-то момент комьюнити развиваться по собственным законам, в результате чего лидер становится больше наблюдателем?

Можно использовать слово «лидер», можно «модератор», но какой-то организатор нужен всегда, чтобы чётко озвучивать вектор развития, проговаривать формат мероприятия. Так участник точно будет знать, зачем он идёт на мероприятие и что он получит. Без лишних разочарований и «вау-эффекта».

Кто-то, например, узнаёт о наших мероприятиях как «сходках программистов» — тогда я объясняю, что это не совсем так и процент программистов среди участников оценить довольно сложно. Если же человек пришел пообщаться с представителями разных компаний, то он получит ожидаемое: может встретить как разработчика, так и фаундера стомиллионного венчурного фонда или человека, который первым запустил маски и продал их Snapchat в 2015-м.

Лидер должен поддерживать формат, задавать тональности, пушить, но не сильно. Без лидера комьюнити потухнет. Всегда должен быть инициативный человек (или группа), который рассказывает, что было, есть и будет. У меня расписан план встреч до 2022 года, обозначены юбилейные. Я постоянно привожу данные — количество посещений, митапов, участников, компаний. Людям важна причастность к чему-то, о чём они могут рассказывать. 

Назовите главные условия для создания успешного ИТ-комьюнити. 

Главное условие — выдерживать обязательства. Ты должен придерживаться заданной регулярности встреч. Если есть ценз по участию людей, его тоже стоит выдерживать. Наблюдая за минскими комьюнити, я видел, что ребята заявляют громкие лозунги, проводят 1-2 встречи, потом организатору это перестаёт быть интересным и начинается хаос. Людям нужна стабильность, адекватность и определённость. Сам организатор должен быть ответственным. Люди идут в комьюнити «на человека» или на состоявшееся имя. Например, когда CypRus_iT Party исполнялся год, случилась интересная ситуация — в этот же день были preparty и afterparty крупных конференций, но вместо посещения их большинство участников приехали на нашу пати. Собралось 200 человек, хотя на встречи в среднем приходило 30-40. Это было очень круто. 

Вадим Гайдукевич, сооснователь Targetprocess
Вадим Гайдукевич, сооснователь Targetprocess
Что можете сказать о белорусском ИТ-комьюнити?

В какое-то время на Кипре наблюдался поток компаний из Беларуси, но из-за запуска ПВТ центр интересов сместился. Привлекательность ПВТ очень велика, его комьюнити развивают грамотные  люди. Если не будет глобальных потрясений в стране, то всё будет развиваться по самым позитивным прогнозам. В целом, в Минске отличное ИТ-сообщество ввиду  ПВТ и усилий многих классных ребят. Именно поэтому наш первый митап мы делаем в Минске. Мы стараемся сделать белорусское ивент-комьюнити, объединить людей — создать клуб людей, которые делают клубы. Слоган CypRus_iT*  — «Мы помогаем людям знакомить людей друг с другом». «Network like a PRO» — слоган Connect.Club. В Минске мы постараемся положить начало объединения объединяющих людей. 


Что такое партнёрский материал?
Обсуждение