Как блокчейн-стартап DACO делает благотворительность прозрачной

13 апреля 2018, 08:47

DACO — это белорусский стартап, децентрализованная площадка для сбора пожертвований в криптовалюте. Название расшифровывается как Decentralized Autonomous Charity Organization. Команда из шести человек под руководством Игоря Евмушкова работает над продуктом, который гарантирует использование средств доноров по назначению. Основатели стартапа рассказали dev.by подробности.

Читать далее...

слева направо: Дмитрий Кривов, Сергей Кривов, Денис Минько, Игорь Евмушков

Всё началось год назад, когда два товарища — Игорь Евмушков и Сергей Кривов — заинтересовались блокчейном и поступили на соответствующие курсы. Игорь пришел из автомобильного бизнеса, у Сергея за плечами были реализованные ИТ-проекты и несколько побед в хакатонах, акселерация в Startup Wise Guys.

После курсов было участие в международном блокчейн-хакатоне, где под руководством менторов товарищи за два дня создали прототип социального продукта. Проект нашёл поддержку жюри, его отметили специальными призами, и парни решили продолжить работу в этом направлении.

— Окончив школу блокчейна, мы всё думали, как с пользой применить эту технологию, — вспоминает Сергей. — И придумали — благотворительность.

Скидки — «не от чистого сердца»

Первоначально была идея создать для благотворителей программу лояльности: выпускать токены, которые донор мог бы обменивать на скидки в сети партнёров. Социально ориентированный бизнес, принимая токены в качестве частичной оплаты за свои товары и услуги, мотивировал бы людей участвовать в благотворительных проектах.

Однако менторы и доноры, с которыми стали советоваться ребята, не одобрили саму идею программы лояльности. Начались рассуждения в духе «О чём говорят мужчины»: а такой ли ты «умничка», если перевёл бабушку через дорогу «не от чистого сердца»?

— Доноры сказали: скидки не решают нашей проблемы, — говорит Игорь Евмушков. — Она в том, что, жертвуя деньги организации или человеку, мы не всегда знаем, как те ими распорядятся. Нам важно, чтобы средства шли строго по назначению. Если мы собираем на корм собаке, то не желаем, чтобы деньги пошли на рекламу о работе приюта. Если на операцию ребёнку, то хотим знать, что средства потрачены именно на этого ребёнка, а не на другого. Так идея проекта трансформировалась: использовать блокчейн для придания благотворительным сборам прозрачности.

Средства — напрямую в клинику

Алгоритм прозрачной благотворительности такой. Есть DACO — смарт-контракт для создания сборов. Есть всевозможные благотворительные организации, занимающиеся сбором средств. И есть человек, нуждающийся в помощи. Человек либо обращается в некоммерческую организацию (НКО), либо самостоятельно на сайте совершает транзакцию к смарт-контракту DACO, чтобы создать сбор. Правда, даже в случае самостоятельного создания транзакции ему придется обратиться в НКО за верификацией сбора.

Верификация — это проверка всех обстоятельств заявленной истории: в НКО должны убедиться, что у этого человека действительно беда, что помочь ему можно таким-то образом и для этого необходима такая-то сумма в криптовалюте. Работу по верификации НКО и так проделывают в обязательном порядке, прежде чем объявить сбор пожертвований. Предполагается, что они получат полномочия и по подтверждению транзакций со смарт-контракта DACO, и по самостоятельному созданию смарт-контрактов для сбора средств.

— Мы будем заниматься технической поддержкой участников сервиса, но не процессингом получения помощи и не верификацией сборов, — вступает в разговор Денис Минько, ещё один сооснователь проекта и его маркетолог, владелец агентства интернет-маркетинга AdFISH.by. — Поэтому мы хотим включить в проект как можно больше специалистов в сфере благотворительности, которые бы обрабатывали заявки. У НКО есть репутация, им есть чем рисковать. Если будет запущен мошеннический сбор, то можно будет отследить, какая НКО его верифицировала.  

Как только происходит верификация заявки, создаётся смарт-контракт под конкретный сбор средств. В нём прописано назначение сбора, а также необходимая сумма.

Важный момент: криптокошелёк (его адрес тоже верифицирует НКО) принадлежит той организации, которая окажет необходимую услугу реципиенту (клинике, которая выполнит операцию; дилеру, который поставит товары зоопитомнику и т.п.).

— Логика такая, что при сборе средства идут напрямую конечному получателю, — уточняют создатели DACO. — Например, в клинику. И никак иначе. Если нужная сумма не набирается, средства возвращаются донору.

Система, хоть и создаётся в Беларуси в интересах белорусских получателей помощи, задействует доноров во всего мира, а также может быть использована для оказания помощи жителям других стран.

Простой блокчейн для донора

Помимо собственно процедуры верификации, DACO работает над созданием удобного интерфейса для доноров. За эту часть проекта отвечает Дмитрий Кривов.

— Рядовому владельцу криптокошелька, который не является специалистом в блокчейн, проверить смарт-контракт очень непросто, – поясняют члены команды. — Поэтому Дима делает некий фронтенд, куда выводится информация из блокчейна. Донор должен не лазать по блокчейн-эксплорэрам, а зайти на сервис DACO и получить всю интересующую его информацию в доступном виде с удобными ссылками.

Отдельно команда продумывает информационную стратегию проекта.

— Как криптодоноры будут узнавать о каждом конкретном случае сбора? — говорят ребята. — Мы на себя функцию пиара для нуждающегося в помощи человека не берём. Предполагаем, что при обращении людей за помощью каждое НКО по своим традиционным каналам будет распространять информацию о сборе. Либо сам получатель помощи может по своим каналам (например, в соцсетях) заявить о том, что собирает средства через DACO. В то же время, если донор знает, что всё благотворительное сообщество находится на DACO, он может зайти на сайт и ознакомиться с открытыми сборами.

Создатели стартапа подчеркивают, что DACO не собирается влиять на процесс сбора средств: единственный этап, на котором члены команды будут вовлечены в принятие решений — этап добавления НКО в делегаты системы. Да и тут высказывалась идея нивелировать человеческий фактор — заменить людей нейронными сетями, ввести механизм голосования. Но пока решили не усложнять.

Если нет криптовалюты — пожертвуйте «обычные» деньги

Понятно, что в процессе создания системы кроме собственно технических вопросов возникают вопросы, связанные с состоянием криптовалютного рынка. Сколько в мире клиник, согласных оказывать медицинские услуги за криптовалюту?

Кто будет составлять базу данных таких учреждений? Как сделать так, чтобы в криптоплоскости встретились человек, нуждающийся в помощи, и учреждение, способное её оказать? Что, если лечение требуется в клинике, которая криптовалюту за деньги не считает? Или, наоборот, донор, который хотел бы поучаствовать в благотворительном сборе, не имеет понятия об эфирах и биткоинах?

Для всех этих случаев существуют технические решения, связанные с конвертацией валют, отмечают в DACO. Однако смысл инициативы не в том, чтобы превращать фиатные деньги в крипту и обратно. В проекте сделана ставка на развитие крипторынка как автономной системы. И формирование списка организаций, работающих с криптовалютами, уже идёт, эту работу выполняет участница команды, журналист Дарья Царик.

— Если вам надо покупать криптовалюту для того, чтобы ее «задонатить», не покупайте — пожертвуйте так, — расставляет акценты Игорь. — Если вы идейно не хотите связываться с криптой, просто перечислите деньги на расчётный счёт. Мы не призываем людей переходить на криптовалюты — мы просто создаём дополнительный инструмент для криптодоноров.

Криптодонорство не изобретение DACO — оно уже существует, подчёркивают участники стартапа. И приводят примеры: российский фонд «Подари жизнь» в прошлом году получил $1,5 млн в биткоинах, средства пошли на операции детям; неизвестный биткоин-миллионер открыл фонд Pineapple Fund и перевёл благотворительным организациям $92 млн в биткоинах.

— По мере того, как будет развиваться блокчейн и крипторынок, таких благотворителей должно становиться всё больше, — уверены в DACO. — Мы исходим из того, что криптоэкономика активно развивается, и под это затачиваем свой проект. 

Монетизация потом

В настоящее время готова система верификации сборов, которая работает в тестовом режиме.

— MVP уже есть, — говорит Сергей. — Сейчас тестируем, чтобы блокчейн и фронтенд работали корректно. Ближайшая задача — запустить пилотный сбор в тестовой сети.

Работа над сервисом идёт в нерабочее время, инвесторов у ребят нет. На нынешнем этапе они и не нужны, однако для того, чтобы запустить DACO в основной сети, потребуются средства. Запуск в основную сеть будет зависеть и от готовности самого благотворительного кейса: нуждающийся в помощи белорус и заграничная организация, готовая оказать её за криптовалюту.

Монетизировать платформу команда DACO не собирается. Это будет благотворительность в квадрате: благотворительный сервис для целей благотворительности.

— Позже, если сервис хорошо себя зарекомендует и к нему проявят интерес крупные благотворительные фонды, можно будет кастомизировать проект под эту конкретную организацию, — рассуждают о перспективах в DACO. — Но пока рано говорить о монетизации и инвесторах. Дня начала мы хотим сделать рабочий сервис. Тогда проще будет вести переговоры.

 

Фото: Андрей Давыдчик

 

Обсуждение