Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

Дизайн-мышление в XX и XXI веках. Как проектировать изменения к лучшему

Оставить комментарий
Дизайн-мышление в XX и XXI веках. Как проектировать изменения к лучшему

В 1999 году я учился в Лицее БГУ, где как-то увидел объявление о том, что библиотека Академии Наук ликвидирует часть фонда и предлагает всем желающим забрать любые книги себе. Там из развала книг я вытянул ту, которая предопределила мою карьеру. Это было первое русскоязычное издание Джона Криса Джонса «Design Methods», вышедшее под названием «Инженерное и художественное конструирование». Во многом благодаря ему я сегодня занимаюсь проектированием цифровых продуктов, применяя методы дизайн-мышления. Мне близок основной посыл этого подхода — заложенная в нем вера в изменения к лучшему и в то, что эти улучшения можно спроектировать.

Дизайн-мышление как интеллектуальное движение

Что такое дизайн-мышление? Если искать в интернете определение, выпадает огромное количество результатов: более семисот тысяч на момент написания этого текста. И среди них легко запутаться.

Во-первых, это связано с тем, что в английском языке слово «design» имеет широкий спектр значений: от замысла, плана, цели, намерения до проекта, чертежа, эскиза, узора и композиции. И, скорее, означает решение функциональных, чем эстетических задач. Во-вторых, найденные определения дизайн-мышления могут противоречить друг другу. Например, в русскоязычной Википедии говорится, что «дизайн-мышление использует креативное мышление вместо аналитического», в то время как Тим Браун, CEO крупнейшего дизайн-агентства IDEO, пишет, что оно требует баланса между аналитическим и креативным мыслительными процессами.

Таким образом, на данный момент единого определения дизайн-мышления не существует. Оно может определяться как «процесс креативного решения проблем», «постоянная корректировка интеллектуальной работы и осознанный выход за рамки привычных стереотипов» или как «новая эмпирическая модель принятия решений в нестандартных ситуациях, которая может быть использована любым человеком, стремящимся тем или иным образом улучшить качество своего взаимодействия с окружающей действительностью».

Важно отметить, что теория и практики дизайн-мышления разрабатывались в рамках design movement — концептуального движения, возникшего во второй половине ХХ века. В 1962 году ученые Брюс Арчер, Джон Крис Джонс, Питер Слан и Херст Ритцель организовали в Лондоне конференцию «Системные и интуитивные методы в инженерии, индустриальном дизайне, архитектуре и коммуникациях», которая и сформировала дизайн-движение, цель которого — развивать практики дизайн-мышления. Последнее стало пониматься как новые методы проектирования, позволяющие снять ограничения традиционного проектного подхода при решении инновативных задач. И шире — как тип мышления.

Проектный подход и его ограничения

Проектный подход к решению практических задач был концептуализирован в первой половине ХХ века усилиями теоретиков менеджмента Генри Гантта и Фредерика Тейлора как ответ на запросы формирующегося индустриального общества. Там, где применяется проектный подход, точно известна цель, а ее реализация опирается на четкие математические и физические расчеты: построить дом, железную дорогу, завод.

Пожалуй, самым известным инструментом проектного подхода можно назвать диаграмму (график) Гантта, которая была разработана Генри Ганттом 1910 году. Она представляет собой календарный график с последовательным отображением задач какого-либо проекта.

Бронзовая диаграмма Гантта на плотине Гувера. 

Например, диаграмма Гантта применялась в 1930-е годы при строительстве плотины Гувера — уникального гидротехнического сооружения на реке Колорадо. Благодаря ее использованию строительство дамбы было завершено за пять лет, на два года раньше запланированного срока. До сих пор построение такого графика остается классическим инструментом управления и логистики, так как он очень удобен для календарного планирования, разбивки на конкретные задачи и контроля за их выполнением.

Однако со второй половины XX века усложняются социальные взаимодействия, меняется экономика, позже начинается дигитализация всех сфер. Всё это привело к необходимости реализовывать такие проекты, где способ решения задачи может быть неясен, а цель размыта. В этих условиях проектное мышление в чистом виде не работает. Было необходимо разработать новые подходы и инструменты.

Западные исследователи стали активно искать способы снять ограничения, которые налагал классический проектный подход. Уже в 1950–60-е годы американский изобретатель и дизайнер Бакминстер Фуллер собирает междисциплинарные команды инженеров, индустриальных дизайнеров, учёных, чтобы создавать новые методы проектирования. Результатами работы этих команд стали такие известные сегодня проекты, как Геодезический дом, плавающий Город-тритон, трёхколесная машина Димаксион и другие.

Монреальская Биосфера (бывший Павильон США на Экспо-67) создана архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером. Геодезический купол, собранный из треугольных сегментов, имеет малую массу при большом внутреннем пространстве. Изображение — Википедия.

Дизайн-мышление и постмодерная ситуация

Основные методы и идеи дизайн-мышления были сформированы в 1960–70-е годы. Брюс Арчер, преподаватель London Royal Colledge of Arts и популяризатор дисциплины дизайна, в статье «The Three Rs» 1976 года писал, что дизайн является третьим способом познания, отличным от естественнонаучного (science) и гуманитарного (humanities). Он ориентирован на эмпирическую практику.

Ещё в статье 1965 года «Систематические методы для дизайнера» Арчер сформулировал 10 характеристик, которые отличают дизайн от других практик:

  1. дизайн должен базироваться на артикулированной модели,
  2. эта модель должна быть выражена как артефакт,
  3. процесс проектирования, как правило, использует творческий этап,
  4. этот процесс должен базироваться на цели и намерении больше, чем на исследовании,
  5. он должен быть интуитивным, но не спонтанным,
  6. он должен начинаться с выяснения потребностей,
  7. процесс должен согласовывать конфликтующие переменные,
  8. процесс должен быть целостным и рассматривать артефакты в более широкой системе,
  9. проблемы проектирования сложны,
  10. дизайн должен выбирать  между разными вариантами решения.

В 1980–90-е годы фокус сместился на когнитивные аспекты дизайн-мышления: работу в условиях неопределенности и интуитивное проектирование. Например, Найгел Кросс, развивая тему креативности в дизайн-процессе, ввёл понятие «творческого рывка» (creative leap) как важнейшего элемента при решении проблемы. А Дональд Шон добавил к идее интуитивной природы дизайна идею фреймирования и рефреймирования проблемы (то есть сознательного / рефлексивного изменения ментальных фильтров, паттернов и интерпретаций в процессе поиска её решения, чтобы рассмотреть ситуацию с разных сторон и найти лучший вариант). Таким образом он указал на рефлексивную природу дизайна, объединив принципы аналитического и креативного мышления.

Также в 1980-х возникает идея дизайна, ориентированного на человека (human-centered design). Этот термин предложил Дональд Норман в книге «Дизайн привычных вещей» (1988), положив начало области исследования и проектирования пользовательского опыта (user experience), которая на данный момент является одной из наиболее перспективных. Ей пророчат экспоненциальный рост.

Например, в книге рассматривается феномен «Двери Нормана», когда сама конструкция объекта буквально заставляет нас совершать ошибки. А также предлагается, как избежать таких ошибок, используя принципы проектирования.

В статье «Решение проблемных задач с помощью дизайн-мышления» (1992 год) Ричард Бучанан назвал дизайн-мышление «новым свободным искусством для технологической культуры» и описал четыре направления его применения: визуальные коммуникации, дизайн материальных объектов, поведение людей и сервисы, дизайн сложных систем для жизни и работы. Здесь же он указывал на мультидисциплинарность дизайн-мышления и описывал его как новую практику с уникальной гибкостью, которая ставит себе целью «улучшение жизни человека».

По сути, во второй половине 1990-х развитие дизайн-мышления пошло по направлениям, которые описал Бучанан. Кроме того, в 1990–2000-е годы дизайн-движение породило целый ряд подходов к развитию продуктов и бизнеса. Таких, как гибкое проектное управление (agile project management), бережливый стартап (lean startup), развитие клиентов (customer development). Например, при разработке стартапов дизайн-мышление необходимо, так как любой стартап предполагает проектирование будущего.

Сегодня во многих крупных компаний созданы отделы дизайн-мышления для решения возникающих проблем. Например, такой отдел в IBM насчитывает тысячи специалистов, а белорусский EPAM поглотил английское дизайн-агентство Great Fridays в 2014 году.

Стоит отметить, что в этой статье мы рассматриваем западный вектор развития дизайн-мышления. Между тем, в СССР также существовали две школы, которые можно отнести к design movement. Это ТРИЗ, или Теория Решения Изобретатальских Задач (Генрих Альтшуллер) и СМД или Системо-мыследеятельностная методология (Георгий Щедровицкий), которые разрабатывали способы мышления и конструирования мира.

Например, ТРИЗ опирается на идею, что существуют некоторые объективные факторы и объективные стратегии, с помощью которых происходит проектирование нового (изобретение), что вносит улучшения в существующие объекты, процессы, системы.

Очевидно, что эти школы пересекаются, возникли как ответ на вызовы новой ситуации, но их взаимосвязь и происхождение — это тема для отдельного разговора.

Дизайн-мышление на практике

Стратегии и методы дизайн-мышления были введены и вынесены на обсуждение несколькими поколениями исследователей начиная с 1950-60-х годов. Сегодня к его базовым стратегиям относятся системное мышление, мультидисциплинарность, инновационность, работа с неопределенностью, ориентация на человека и подключение интуиции. К конкретным методам — прототипирование, визуализация, фреймирование при рассмотрении проблемы. Кроме того, дизайн-мышление апроприирует методы из многих гуманитарных дисциплин: критическое мышление, фокус-группы, исследования рынка и т. д. Для построения концептуальной модели используются любые сферы и науки: социология, антропология, футурология, экономика.

Например, тот факт, что в Беларуси при проектировании объектов не применяют методов дизайн-мышления, приводит к тому, что районы строятся будто бы не для людей и их комфорта. Подключение дизайн-процесса позволяет сделать городскую среду более современной и приспособленной для жизни. Разница между архитектурным проектированием, в основе которого лежит традиционный проектный подход, и урбанистическим подходом, который представляет собой отдельное направление дизайн-движения, очевидна.

Хорошим примером альтернативного урбанистического видения развития минских районов может послужить визионерский проект «Пролетарка». Он был разработан группой студентов и их куратором Еленой Власовой в рамках архитектурного воркшопа, который проходил во время Минского урбанистического форума в 2017 году. Был предложен план развития района вокруг станции метро Пролетарской в Минске с учетом таких контекстов, как мобильность и экологичность, качество и безопасность среды, разнообразие общественных функций, комфортность, сохранение и обновление сообщества.

Современные разработчики рыночных продуктов часто сталкиваются с задачей: «из ничего» (в лучшем случае, из идеи) нужно сделать конкретный продукт. Как перепрыгнуть этот разрыв?

Здесь приведу пример из моей собственной практики, так как я занимаюсь проектированием цифровых продуктов с применением методов дизайн-мышления. Перед командой стояла задача спроектировать и разработать такой способ создания веб-приложений, чтобы он был доступен людям, не знакомым с программированием. За четыре месяца проектирования были проведены исследования, выдвинуты и апробированы ряд подходов к решению этой задачи. Затем был сделан ряд прототипов с целью валидации выбранного подхода. На данный момент продукт в разработке и представляет из себя смесь инструмента для визуального дизайна и умных электронных таблиц. Без применения дизайн-мышления найти подходящие решение и апробировать его было бы на порядок сложнее.

Приложения для real-time мониторинга датчиков, созданное на MintData App Maker.

Многие методы дизайн-мышления сегодня используют без отсылок к его теоретикам и практикам. Например, при разработке iPhone дизайн-команда Apple во главе с Джонатаном Айвом активно использовала прототипирование для поиска вариантов внешнего вида и функциональности.

Прототипы первого iPhone под кодовым именем «Wallabies», использованные компанией Apple в 2007 году.

Обучение дизайн-мышлению

Как отмечает Тим Браун, практика дизайн-мышления выглядит хаотической для всех, кто сталкивается с ней в первый раз. Кроме того, сегодня обучение ему представляет собой, как правило, прямую передачу опыта от участников дизайн-движения, что практикуется во многих корпорациях и дизайн-студиях. Всё это затрудняет формализацию и институализацию дизайн-мышления как учебной дисциплины. Тем не менее в последние годы появился целый ряд новых западных программ, факультетов и школ с близкими по содержанию курсами. Что касается беларусского образования, то оно до сих пор дает исключительно узкоспециализированные знания, что мешает выпускникам встраиваться в современный рынок.

Скажем, после факультета прикладной математики ты очень плохо представляешь себе, чем занимаются гуманитарии. Однако сегодня любой ИТ-продукт требует мультидисциплинарных знаний,  так как цифровые продукты — это невидимые системы, и они требует проектирования в логике дизайн-мышления. Настойчиво «висящий в воздухе» запрос на гуманитариев в ИТ, постоянные разговоры о необходимости креативного мышления и soft skills — это завуалированный запрос на дизайн-мышление. В «Атласе новых профессий», разработанных в Сколково, есть, например, такие, как дизайнер виртуальных миров, проектировщик нейроинтерфейсов, проектант жизни медицинский учреждений, проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания.  Все они — про работу в ситуации неопределенности, с которой всё больше ассоциируется постсовременность. Этим и занимается дизайн-мышление, в стратегии которого заложено не избегание, а исследование этой ситуации.

ECLAB

Статья подготовлена для студенческого журнала E.Note № 4, Европейский колледж Liberal Arts в Беларуси.

Приём заявок в ECLAB на 2018 / 2019 учебный год продлён до 18 сентября. При подаче анкеты указать код ECLAB2018. 

Что читать и смотреть по теме:

  1. Tim Brown. Change by design. Книга.
  2. Дональд Норман. Дизайн привычных вещей. Книга.
  3. Дональд Шон. Рефлексирующий практик. Книга.
  4. Bruce Archer. The Three Rs. Статья.
  5. Jeanne Liedtka. Why Design Thinking Works. Статья (и другие статьи издания по тегу «design thinking»).
  6. Дизайн-мышление, видеолекция Оксаны Мороз на «ПостНауке», 14:30.
  7. Ideo.org и Ideo. Агентства.
  8. Austin Center for Design. Блог.
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Курсы по UX/UI-дизайну: сравниваем программы и платформы (май, 2023, много скидок!)
Курсы по UX/UI-дизайну: сравниваем программы и платформы (май, 2023, много скидок!)
Курсы по UX/UI-дизайну: сравниваем программы и платформы (май, 2023, много скидок!)
За последние пару лет на рынке появилось множество образовательных платформ, которые, на первый взгляд, предлагают похожие курсы. Ради эксперимента мы собрали и сравнили семь программ по UX/UI дизайну от разных платформ. Изучаем сходства и различия.
1 комментарий
Не Paint-ом единым. 13 курсов по UX/UI-дизайну для продвинутых и не только
Не Paint-ом единым. 13 курсов по UX/UI-дизайну для продвинутых и не только
Не Paint-ом единым. 13 курсов по UX/UI-дизайну для продвинутых и не только
Если вам нравится думать о том, как с минимальными затратами получить максимум эффективности, то проектирование пользовательских интерфейсов определенно вас заинтересует. DigitalDefynd сделал подборку курсов по UX/UI-дизайну как для новичков, так и для продвинутых специалистов. 
Мечтаете создать собственную игру? Собрали классные курсы по геймдеву всего за 9,99$!
Мечтаете создать собственную игру? Собрали классные курсы по геймдеву всего за 9,99$!
Мечтаете создать собственную игру? Собрали классные курсы по геймдеву всего за 9,99$!
Google обновила дизайн поисковика. Похоже, зря
Google обновила дизайн поисковика. Похоже, зря
Google обновила дизайн поисковика. Похоже, зря
2 комментария

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.